План-конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Два короля»
план-конспект урока по физкультуре на тему

Прудникова Алена Георгиевна

Данная технологическая карта занятия предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей с целью популяризации  игры «Шахматы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prudnikova_a._g._rabota.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ДВА КОРОЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ ПО ТЕМЕ «ШАХМАТНАЯ ФИГУРА «КОРОЛЬ»

Прудникова А.Г.

МБОУ ДО ЦДТ

Данная технологическая карта занятия предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей с целью популяризации  игры «Шахматы».

 Цель: приобщение обучающихся детей к интеллектуально-спортивным играм.  

Задачи:

  1. Дать общее представление о шахматной фигуре «Король».
  2. Развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности;
  3. Воспитать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение. 

Тип занятия: изучение нового материала.

Технология: групповая работа.

Инструменты и приспособления: игра «Шахматы», интерактивная доска, компьютерная обучающая игра «Динозавры учат шахматы», компьютерная программа «Skype».  

Этапы занятия

Дозировка  (мин)

Деятельность педагога

Деятельность

учащихся

Методические указания

1. Организационный момент

2

Приветствие.

Создание положительного эмоционального настроя у учащихся.

Обращение внимания на готовность к занятию

Организация рабочего места

2. Подготовительный  

5

Педагог предлагает детям  совершить путешествие в страну шахмат.

Интерактивное общение детей с «Шахматным королем» через компьютерную программу  «Skype».  

 Загадки:

 Маленькая, удаленькая

Все поля прошла

И фигуру нашла. (Пешка)

Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит. (Слон)

Продвигается

не косо и не прямо,

А буквой «Г» -

так шахматисты говорят. (Конь)

Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как  зовут,   не скажу.

(Ладья)

Он может ходить,

Как Ладья и как Слон –

И прямо и наискосок.

Направо, налево,

вперёд и назад…

А бьёт он и   вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали!

Ты больше вниманья ему удели.

(Ферзь)

 Знают все ребята в мире

И в Берлине, и в Москве.

  Сколько клеток черно-белых

 разместилось на доске? (64)

Обобщение ответов учащихся: называние шахматных фигур.

Индивидуальные ответы учащихся

ДТСО:

выставка шахматных фигур

3. Постановка цели занятия

1

Обозначение цели занятия – Знакомство с шахматной фигурой «Король».

Формулирование личностных целей

4. Усвоение новых знаний и способов действий

12

  Обучающий шахматный урок в школе динозавров  с профессором Динозаврусов на тему «Король». 

ДТСО: просмотр темы «Король» на обучающемся СД диске.

5. Проверка понимания изученного

7

1. Игра «Сделай ход». Правила игры: Дети подходят к шахматам. В игре участвуют четыре ребенка: два короля – черный и белый (дети одевают атрибуты королей), и два помощника (которые кидают шахматный куб и называют ход). Задача королей перейти с одной стороны поля на другую, не столкнувшись друг с другом. Ходим только по очереди. Остальные дети - судьи.

2. Игра «Кто быстрее?». Правила игры: Участвуют два ребенка: два короля – черный и белый.  На напольной шахматной доске расставляется по 3-4 фигуры черного и белого цвета. Задача королей взять все фигуры противника, и не попасть под удар самому.  Остальные дети – судьи и помощники королей.

Деление на  2 команды по форме шахматных фигур.

ДТСО: раздаточный материал «шахматы»

6.  Физкультминутка

3

Исходное положение - сидя на стуле.

Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы по шире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся – (руки на плечи),

В шахматы так заигрался (вращения вперед-назад)

Раз – наклон, вправо – два. (наклоны головы влево-вправо)

Отдохнула голова. (вращение головы)

Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения)

Охватить нам нужно всех. (для глаз)

Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

И про друга не забыть! (погладить соседа)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать….

Выполнение шахматной физкультминутки

7. Практическая деятельность.

8

Задания в парах: игра «На уничтожение». Отработка навыков хода «Короля».

Подведение итогов игры: Черный и белый король не могут представлять угрозы, так как не могут атаковать друг друга.

Работа в парах. Выполнение задания:

Дети играют шахматной фигурой «король». Цель игры  на уничтожение шахматного короля противника.

Анализ результатов задания: обсуждение в парах, проанализировать и сформулировать общий результат.

ДТСО:

шахматы

8. Физкультминутка

2

Если нарисовать одновременно все возможные ходы короля, то рисунок будет похож на солнышко. Я предлагаю с помощью движений глаз изобразить это солнышко и согреть весь мир.

Глаза вверх по вертикали,

Глаза вверх по диагонали,

Глаза в стороны по горизонтали,

Глаза вниз по диагонали,

Глаза  вниз по вертикали

Выполнение гимнастики для глаз

9. Подведение итогов занятия

8

Оформление анкеты для шахматной фигуры «Король».

Вопросы анкеты:

  1. Как зовут?
  2. Где родился?
  3. Сколько лет?
  4. Основной ход занятий?
  5. Способ передвижения по шахматной доске?
  6. Какого бывает цвета?
  7. Король – самая высокая фигура?
  8. Можно ли побить короля?
  9. Король перепрыгивает через другие фигуры?
  10. Из угла доски король держит под ударом три поля?

Завершение интерактивного общения с «Шахматным королем».

 Стихотворение.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

Анализ

своей деятельность по достижению личностной цели: составление анкеты «Король». Каждый ребенок  презентует анкету «Король».

Выставка анкет.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

План занятия по дополнительной общеразвивающей программе "Степ"

Представлен план занятия по общеразвивающей дополнительной программе "Степ"...

Методические и дидактические материалы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе "От природы к творчеству"

Данный материал содержит информацию:         1. Краткий теоретический курс  по программе «От природы к творчеству» ;         2. Техно...

План-конспект учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Капелька» на тему: "Мы родом не из детства"

Конспект разработан для проведения учебного занятия по рисованию с учащимися 7-9 лет по теме "Мы родом не из детства". Целью учебного занятия было знакомство с произведениями искусств военны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация  и технология выполнения базовых  элементов: за...