Психологическая подготовка детей старшего школьного возраста к соревнованиям
методическая разработка по физкультуре (9 класс)
В данной работе представлены специально подобранные комплексы психологических тренингов в процессе психологической подготовки, которые приведут к результативности в соревновательной деятельности. Работа может быть полезна и использована учителями общего и дополнительного образования, как и тренерами в избранном виде спорта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novitskaya_v.a.docx | 73.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая подготовка детей старшего школьного возраста к соревнованиям
Новицкая В.А., учитель физической культуры, МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ», Россия, г. Иркутск
Аннотация: В данной работе представлены специально подобранные комплексы психологических тренингов в процессе психологической подготовки, которые приведут к результативности в соревновательной деятельности. Работа может быть полезна и использована учителями общего и дополнительного образования, как и тренерами в избранном виде спорта
Введение.
Одна из задач учителя физической культуры и тренера - обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Большое внимание я уделяю, психологической подготовке детей к соревновательной деятельности. Такой акцент возникает напрямую из необходимости научить детей успешно переносить большие физические нагрузки и нервно-психические напряжения в подготовке и выступлениям в соревнованиях разного уровня
Исходя из этого, в содержание психологической подготовки необходимо включать специальные тренинги в практику ежедневных тренировок, которые способствуют более полной мобилизации организма и использованию всех физических данных спортсмена
Цель исследования: на основе специально подобранных психологических тренингов разработать виды и методы психологической подготовки школьников
Гипотеза исследования: предполагаю, что специально подобранные комплексы психологических тренингов в процессе психологической подготовки, является одним из определяющих факторов результативности в соревновательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью исследования и его гипотезой, решались следующие задачи:
- Изучить проблему психологической подготовки спортсменов в современной теории и практике.
- Разработать и апробировать в тренировочном процессе комплексы методических приемов психологической подготовки.
- Провести анализ эффективности предложенных приемов психологической подготовки
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» и осуществлялось в 4 этапа
На первом этапе провели анализ и обобщение литературных источников на данную тему, после изучения которой были разработаны гипотеза, цель и задачи настоящей работы, сформированы основные положения для выработки методики планирования тренировочного процесса
На втором этапе проводилось тестирование на школьниках, выступающих на соревнованиях разного уровня, а также их обучение противостоять стрессовому состоянию в соревновательный период с помощью аутогенной тренировки и способов регуляции предстартовых состояний.
На третьем этапе были разработаны и апробированы специально подобранные комплексы психологических тренингов для улучшения результативности в соревновательной деятельности
На четвертом этапе было проведено повторное тестирование и анализ уровня психологической подготовленности на школьниках, выступающих на соревнованиях разного уровня, сравнили результаты до и после апробации специально подобранных психологических тренингов, сделаны выводы о проделанной работе
В педагогическом эксперименте приняли участие 10 детей старшего школьного возраста, из которых 6 детей профессиональные спортсмены. Контрольная группа не создавалась Сравнительный анализ проводился на экспериментальной группе в начальном и конечном годовом этапе тренировочного процесса Тестирование в ходе эксперимента было направлено на определение уровня психологической подготовленности
В работе мы использовали педагогический эксперимент трёх видов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент был направлен на установление фактического состояния уровня развития психологической подготовленности спортсменов.
Для решения поставленных в эксперименте задач были разработаны и апробированы комплексы методических приемов, направленных на психологическую подготовленность спортсменов
- Лекции и беседы со спортсменами на повышение психологической подготовленности в соревновательный период.
- Аутогенная тренировка.
- Регуляция психологических состояний.
На лекциях и беседах разговаривали о предстартовых эмоциональных состояниях спортсменов. Выделяют 3 вида состояний.
- Состояние боевой готовности
- Предстартовая лихорадка
- Предстартовая апатия
При состоянии боевой готовности спортсмен ощущает подъeм сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачeй сил и до конца бороться за достижение цели
Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний
Предстартовая апатия длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: «спортсмен перегорел»). Однако апатия может появиться и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания.
В эксперименте использовалась аутогенная тренировка, которая была создана-немецким психотерапевтом Иоганн Генрих Шульц, он разработал строгую логическую систему на основе элементов мышечной релаксации и самогипноза, которая на протяжении многих десятилетий является проверенным методом подготовки управления собственным сознанием. Состояние подготовленности возникает вследствие собственных усилий спортсмена.
Предполагалось, что овладев навыками аутогенной тренировки, спортсмен сможет сознательно управлять своей психикой.
Регуляция психических состояний позволяет уменьшить психическую напряженность в соревновательный период. Включает в себя ряд способов:
- Психическая саморегуляция
- Изменение направленности сознания
- Снятие психического напряжения путем разрядки
- Моделирование соревновательных условий
- Психическая саморегуляция - воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) Она осуществлялась с помощью само убеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного на беспрекословной вере
- Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение состояло в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело, на чтение увлекательной книги, просмотр фильма.
- Снятие психического напряжения путем разрядки. Для этого способа саморегуляции я использовала метод Ю. Г. Коджаспирова, который предлагает оптимизировать эмоциональное предстартовое состояние спортсменов помощью музыкального воздействия. Я использовала три вида музыки в зависимости от ее функционального предназначения: отвлекающая, расслабляющая и мобилизующая. Задача отвлекающей музыки состояла в переключении внимания спортсмена с тяжелых и тревожных предстартовых переживаний на приятные и нейтральные мысли. Задача расслабляющей музыки заключалась в дальнейшем понижении тревожности с помощью музыкальной стимуляции мышечного расслабления. Использовалась лирическая музыка с нежной мелодией. Сеанс длился 20 минут, после чего делался часовой перерыв. Затем наступал третий этап с использованием мобилизующей музыки. Ее задачей являлось повышение соревновательной готовности спортсмена. Эта музыка помогала спортсмену приобрести уверенность в себе.
- Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам снизить соревновательную тревогу, на тренировках моделировали некоторые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренер неожиданно для спортсмена проводил тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласил на тренировку родителей или девушку спортсмена, болельщиков якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера,
В процессе проведенного исследования использовались тесты:
- Тест на выявление волевого качества настойчивости.
- Тест на самооценку силы воли, разработанный С. М. Шунгаевой.
- Тест на самооценку волевого качества целеустремленности.
При проведении оценки психологического состояния спортсменов в начале и конце эксперимента были получены и статистически обработаны данные, основанные на психологических тестах
Тест на выявления волевого качества настойчивости
При оценке волевого качества настойчивости до эксперимента у 30% спортсменов уровень психической настойчивости низкий, у 40% средний, у 20% хороший, у 10% отличный. После эксперимента спортсменов, низкая 10%, средняя 10%, хорошая 40 %, психическая настойчивость отличная у 40%. (Рис. 3)
Рис. 3. Уровень волевого качества настойчивости
Тест силы воли
При сравнении результатов видно, что по количеству набранных баллов до эксперимента у 60% спортсменов был слабый уровень силы воли, 30%, хороший, у 10% отличный, а после эксперимента у 10% слабый, у 40% спортсменов средний уровень, а у 50% высокий. (Рис. 4)
Рис.4. Уровень оценки силы воли
Тест волевого качества целеустремленности
До эксперимента у 10% спортсменов удовлетворительный уровень целеустремленности, у 70% низкий, у 10% хороший уровень,10% высокий. После эксперимента у 10% удовлетворительный, у 10% низкий, у 50% хороший и у 30% спортсменов уровень целеустремленности высокий
Рис. 5. Уровень оценки волевого качества целеустремленности
Вывод
В данной работе был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 10 школьников, выступающих на соревнованиях разного уровня, среди которых шесть человек занимаются спортом профессионально. Все эти спортсмены выполняли предложенные тесты на выявление уровня психологических качеств. Эксперимент заключался в разработке комплексов методических приемов и их апробация на спортсменах. Психологическая подготовка в тренировочном процессе строилась на основе использования аутогенной тренировки и регуляции психических состояний.
Анализ тренировочного процесса показал, что до внедрения специально подобранные комплексов психологических тренингов, психологическая подготовка спортсменов была недостаточной, для успешного выступления в соревнованиях
После апробации предложенных комплексов выявила, что по всем тестам психологическая подготовленность увеличилась. Из ходя из этого можно сделать вывод, что специально подобранные комплексы психологических тренингов в процессе психологической подготовки, является одним из определяющих факторов результативности в соревновательной деятельности. Считаю, что работа была необходима и оказалась результативной
Список используемой литературы
- Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. канд. наук. М., 1970.
- И. Г. Шульца «Аутогенная тренировка»1932г.Под редакцией Э. Джекобсона —«Прогрессивная релаксация»
- Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий // Теория и практика физической культуры. 1975.№ 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...
Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики
Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....
Психологические и физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Краткое описание психологических и физиологических особенностей подростков старшего школьного возраста...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста....