Нормативно-правовые основы физического воспитания.
учебно-методический материал по физкультуре ( класс) на тему

Методический материал для учителя физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Южаков В. Н.

Нормативно-правовые основы

преподавания физической культуры в школе

реферат

2015 год

Содержание

  1. Цели и задачи образования 
  2. ФГОС, специфика, структура и содержание 
  3. Документация учителя по предмету «Физическая культура»
  4. Требования к рабочим программам и технология разработки 
  5. Список литературы. Интернет источники.

1. Цели и задачи образования

Основные принципы образовательной политики в России, определены в Законе "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Субъекты образовательной политики: все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

2. ФГОС, специфика, структура и содержание

В основу ФГОС положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Цель школьного образования по физической культуре:

формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи в области физической культуры в основной школе:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Образовательная программа в своем предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Физическая культура как обязательный предмет представлена на всех ступенях школьного образования и вводится в процессе обучения с первого класса приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 года № 889 в Федеральной базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, введен обязательный третий час физической культуры. Цель введения – увеличение объема двигательной активности обучающихся, развитие их физических качеств, совершенствование физической подготовленности, привитие навыков здорового образа жизни.

Впервые федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также формы ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, различные мероприятия и олимпиады).

Планируемые результаты освоения образовательных материалов ФГОС учителями физической культуры на курсах повышения квалификации: совершенствование специфики образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями обучающихся в начальной и основной общеобразовательной школе.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

3.Документация учителя по предмету «Физическая культура» 

Для работы учителю необходимо иметь следующие документы:

  • примерную программу по физической культуре для учащихся;
  • рабочую программу по предмету;
  • план-конспект урока;
  • журнал учета занятий с учащимися;
  • индивидуальные карточки-задания;
  • приказ директора школы на открытие специальной медицинской группы (если учитель ведёт занятия в такой группе).

Приказом утверждается структура и порядок разработки рабочих программ по предметам, в том числе и по предмету «Физическая культура» (урочные формы, внеурочные формы, специальная медицинская группа).

4.Требования к рабочим программам и технология разработки

Рабочие программы учебных курсов и дисциплин являются составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражают методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта;
  • содержания учебных программ;
  • максимального объема учебного материала для обучающихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • объема часов учебной нагрузки, определенной учебным планом образовательного учреждения для реализации учебной дисциплины;
  • целей и задач образовательной программы учреждения;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Рабочие программы по всем учебным предметам разрабатываются каждым учителем самостоятельно на один учебный год для каждого класса (параллели) на основе примерной или авторской учебных программ, в соответствии с образовательной программой учреждения.

Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол); при условии ее соответствия установленным требованиям согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается директором образовательного учреждения.

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ учебных курсов и дисциплин устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

Рабочая программа хранится у учителя.

Список литературы

  1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон № 329 от 04.12.2007 г.
  2. О поправках в трудовой кодекс: Федеральный закон РФ № 13-ФЗ от 28.02.2008 г.
  3. Рожков П.А. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков. Документы и материалы (1999-2002 годы), М.: 2002. – 1040 с.
  4. Степанов Л.М. Основные источники нормативно-правового регулирования профессионального спорта в России /Л.М. Степанов // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. - № 3, - С. 5 - 7.
  5. Сборник нормативно-правовых документов в сфере «Физическая культура и спорт», Общая редакция Зуев В.Н., Тюмень: «Вектор Бук». - 2007. – 23 с.  

Интернет – источники

  1. http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»);
  2. http://www.mon.gov.ru (Сайт Министерства образования и науки РФ);
  3. http://www.ntf.ru
  4.   http://www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал);
  5.   http://www.schoolpress.ru (Сайт издательства Школьная пресса»);
  6.   Газета «Спорт в школе»
  7.   Журнал «Физическая культура в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические основы физического воспитания.

Материал поможет учителю выстроить свою траекторию воспитания на уроках физичской культуры....

проверочный тест по основам физического воспитания

тест для проверки знаний учащихся по основам физического воспитания...

Комплекс ГТО как основа физического воспитания

     В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвига...

Статья. Комплекс ГТО как основа физического воспитания учащихся.

В настоящее время многие педагоги дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования ...

Памятка "Основы физического воспитания детей старшего школьного возраста"

Памятка для тренеров-преподавателей и учителей физической культуры...

Методологические основы физического воспитания.

Методологические основы физического воспитания....

Современный комплекс ГТО как нормативная основа физического воспитания.

Всероссийский физкультурно-­спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» – программно-­нормативная основа физического воспитания населения....