методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике групп УТ-1, УТ-2.
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему
методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике групп УТ-1, УТ-2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
« Детско-юношеская спортивная школа №2»
Методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике
для учебно-тренировочных групп первого и второго годов обучения
(УТГ-1 и УТГ-2)
Тренер- преподаватель : Токунова Н.А.
г. Евпатория, 2016 г.
Методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике (юноши) для учебно-тренировочных групп первого и второго годов обучения (УТГ-1 и УТГ-2) включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса гимнастов в спортивной школе.
Цель: предусмотреть последовательность и непрерывность процесса становления мастерства гимнастов, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочных занятий:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях;
- воспитание у учащихся нравственных качеств: целеустремлённость и воля, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;
-воспитание у учащихся волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость;
-воспитание патриотизма в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством.
При разработке были учтены передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.
Структура программы предусматривает программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, технической, средства и формы подготовки.
Содержание учебно-тренировочного процесса.
Общая, специальная физическая и специально-двигательная подготовка.
Соотношение времени на работу над общей и специальной физической и специально-двигательной подготовкой, с одной стороны, и спортивно-технической с другой – примерно 1/3. Сохранение большого удельного веса ОФП, СФП и СДП связано с возрастающими требованиями к уровню развития физических качеств и специально-двигательной подготовки. От гимнастов этого возраста требуется умение дифференцировать свои движения по времени, пространстве и по степени мышечных усилий не вообще, а конкретно при выполнении собственно гимнастических упражнений. Практически в эти годы закладываются основы спортивно- технического мастерства.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций психомоторных качеств. На этом этапе многолетнего обучения решаются задачи воспитания трудолюбия, работоспособности, умения готовиться к соревнованиям и соревноваться, мобилизовать свою волю, преодолевать чувство страха, нерешительности, в определенные
моменты поступиться своим личным во имя коллектива. В этот период допускается обучение некоторым приемам аутогенной тренировки. Например: умению произвольно расслаблять мышцы с целью более быстрого отдыха.
Воспитательная работа
На протяжении многолетней спортивной подготовки занимающихся тренер- преподаватель решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма, воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия). Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы; в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительных – туристских мероприятиях, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.
Задачи воспитания:
* воспитание патриотизма в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством;
*совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
*формирование сплоченного детского коллектива спортсменов;
*изучение и корректировка межличностных отношений учащихся в условиях адаптационного периода с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании;
*создание условий для позитивного общения учащихся в группе, для проявления инициативы, ответственности;
*работа по сохранению здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни;
*организация интересного и полезного досуга обучающихся;
*привлечение родителей к делу воспитания и обучения детей;
*защита прав и интересов обучающихся;
*гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов.
Планирование подготовки гимнастов.
На этом этапе обучения сохраняется четкая периодизация учебно-тренировочного процесса:
подготовительный период – сентябрь-ноябрь (частично декабрь)
соревновательный период – январь- февраль
переходно–подготовительный – февраль (частично март)
соревновательный период - март-май-июнь
восстановительный период — июль, август.
В отличие от первых двух лет обучения здесь больше соревнований, поэтому имеются мезоциклы. Соревнования, как правило, планируются на период зимних и весенних каникул и в мае. В мае проводятся контрольно-переводные испытания по спортивно-технической и специальной физической подготовке. Программой испытаний по спортивно-технической подготовке являются классификационные упражнения соответствующего разряда. Особенности работы с гимнастами этого возраста связаны с уменьшением числа занимающихся в группе, увеличением количества часов и занятий в неделю. Это дает больше возможностей для индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Игровой характер занятий вытесняется серьёзными целенаправленными тренировками. Гимнасты приучаются работать самостоятельно, помогать друг другу.
Игровой метод проведения занятий – эстафеты и игры, различные виды соревнований – по-прежнему занимают большое место в учебно-тренировочном процессе, но они подчинены частным задачам обучения и совершенствования различных сторон подготовки.
Примерный вариант недельного тренировочного цикла в подготовительном периоде на этапе базовой подготовки для УТГ 1 и 2 годов обучения.
Дни недели | Содержание занятий | Тренировочная нагрузка | |
Элемен ты | Комбина ции | ||
Понедельник | Общая разминка Акробатика (обязательная программа) Вольные упражнения (обязательная программа) Конь/маховый (обязательная программа) Кольца (обязательная программа) ОФП, СФП | 250-300 | 8 |
Вторник | Общая разминка Акробатика (обязательная программа) Конь/маховый (обязательная программа) Кольца (обязательная программа) ОФП, СФП | 200-300 | 8 -10 |
Среда | Общая разминка Акробатика (обязательная программа) Конь/маховый (обязательная программа) Кольца (обязательная программа) ОФП, СФП | 200-300 | 8-10 |
Четверг | Общая разминка ОФП Батут Футбол Кросс (1000м) | - | - |
Пятница | Общая разминка Опорный прыжок (обязательная программа) Брусья (обязательная программа) Перекладина (обязательная программа) ОФП, СФП | 200-300 | 8-10 |
Суббота | Общая разминка Акробатика (обязательная программа) Батут ОФП, СФП | 250-300 | 8-10 |
Примерный вариант недельного тренировочного цикла
в подготовительном периоде на этапе специальной подготовки
для УТГ 1 и 2 годов обучения.
Дни недели | Содержание занятий | Тренировочная нагрузка | |
элементы | Комбина ции | ||
Понедельник | Общая разминка Акробатика -элементы обязательной программы СФП, ОФП | 250-300 |
- |
Вторник | Общая разминка Кольца (элементы обязательной программы) Опорный прыжок (обязательной программы) СФП, ОФП | 250-300 | - |
Среда | Общая разминка Брусья (элементы обязательной программы) Перекладина (элементы обязательной программы) СФП, ОФП | 250-300 | - |
Четверг | Общая разминка СФП, ОФП Кросс Футбол | - | - |
Пятница | Общая разминка Все снаряды многоборья (обязательная программа) ОФП | 250-300 | 12 |
Суббота | Общая разминка Все снаряды многоборья, доработка (обязательная программа) ОФП | 250-300 | По доработ ке |
Примерный вариант недельного тренировочного цикла
переходно-подготовительного периода для УТГ 1 и 2 годов обучения.
Дни недели | Содержание занятий | Тренировочная нагрузка | |
элементы | Комбина ции | ||
Понедельник | Общая разминка Хореография Акробатика Конь/махи (подготовительные элементы к выполнению проходки по телу коня) ОФП, СФП | 180 | - |
Вторник | Общая разминка Кольца (изучение новых элементов) Опорный прыжок (подготовительные упражнения к изучению новых элементов) ОФП, СФП | 180 | - |
Среда | Общая разминка Хореография Брусья (подготовительные упражнения к изучению новых элементов) ОФП, СФП | 180 | - |
Четверг | Общая разминка СФП Футбол Кросс Батут | - | - |
Пятница | Общая разминка Акробатика Три снаряда на выбор тренера (отработка элементов) ОФП, СФП | 200 | - |
Суббота | Общая разминка Три снаряда на выбор тренера (отработка элементов) Батут СФП ОФП | 200 | - |
Специально-физическая подготовка
Силовая и скоростно-силовая подготовка:
Упражнения для рук и плечевого пояса: движения руками в различных направлениях, с разной скоростью и степенью мышечных усилий. Подтягивание в висе и сгибание рук в упоре быстро (возможно большое количество раз). Лазание по «шведской» стенке и канату.
Упражнения для туловища: наклоны, повороты и вращения туловища из различных исходных положений; то же с гантелями, палкой. Сгибание и разгибание туловища, сидя и лежа на полу (ноги закреплены). Поднимание ног в висе на гимнастической стенке; то же с отягощением.
Упражнения для ног: приседания на носках и всей стопе в I, II, Ш позициях с опорой одной рукой (обеими руками) о стенку. Выпады, взмахи и поднимание ноги вперед, назад, в сторону. Удержание поднятой ноги (как можно выше). Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, прыжки сериями по 20-30 прыжков на двух и одной ноге, прыжки на возвышение (горка матов), то же с отягощением.
Упражнения для всего тела: движения руками, туловищем и ногами, выполняемые одновременно; упражнения на ощущение правильной осанки. Перелезание через препятствия. Лазание с помощью ног по гимнастической стенке, наклонно поставленной скамейке, канату.
Упражнения в равновесии. Ходьба и бег по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, удержание ноги (элементы хореографии, «флажок»).
Упражнения для развития гибкости. Из стойки наклоны вперед с касанием ног лбом, из седа ( ноги вместе, ноги врозь). Лежа на спине поднимание ног и касание носками пола за головой. Мост из положения лежа, стоя. Стоя у стенки поднимание ноги как можно выше и удержание её на высоте пояса, плеч, головы. Шпагаты. Из виса стоя сзади на гимнастический (широким хватом) выкрут в плечевых суставах. В висе сзади на перекладине, на одной жерди – провисание книзу, стремясь достать пол.
Хореографическая подготовка
Разновидности ходьбы и бега. Разнообразные соединения ходьбы и бега, то же с движениями рук (различного характера и в разном темпе). «Пружинный» шаг, «пружинный» бег, «острый» шаг с продвижением вперед, «острый» бег, «высокий» шаг, «высокий» бег, ходьба выпадами.
Повороты. Повороты переступанием и приставление ноги с различными движениями рук. Повороты «скрестным» шагом вперед и назад на 180, 360
Повороты махом ногой вперед, назад, в сторону на 90,180.
Одноименные и разноименные повороты на 180, 360
Равновесия. Стойка на полупальцах - руки на поясе, то же руки - вперед, в стороны вверх; у опоры, переднее равновесие, боковое равновесие (без наклона туловища) руки в стороны, на середине, вертикальное равновесие. Различные сочетания равновесий с поворотами, элементами акробатики, общеразвивающими движениями.
Прыжки. По I, II, III позициям, со сменой позиций ног. Различные сочетания прыжков. Прыжки толчком одной с приземлением на две ноги. Прыжки со сменой ног впереди; прыжок махом одной и толчком другой с поворотом на 180. Прыжки групп «В», «С»
Общеразвивающие упражнения. Для рук. Поднимание рук, расслабление их. Одновременное и последовательное расслабление из положения руки вперед, в сторону, вверх. Взмахи руками вперед, в сторону; то же в сочетании с пружинными движениями ногами. Позиции рук.
Теоретическая подготовка
См. таблицу № 1
История развития спорта
История возникновения спорта. Значение гимнастики в системе физического воспитания. Спортивные разряды.
Сильнейшие гимнасты и гимнастки СССР, России и зарубежных стран.
Врачебный контроль. Гигиена и закаливание
Понятие о гигиене физических упражнений и гимнастики. Личная гигиена спортсмена. Закаливание, его значение для здоровья и профилактика заболеваний. Средства закаливания.
Меры предупреждения спортивного травматизма
Причины травматизма. Значение соблюдения правил организации занятий и поведения
гимнастическом зале. Виды страховки при выполнении гимнастических упражнений.
Терминология гимнастических упражнений
Значение терминологии. Требования, предъявляемые к терминологии. Термины сложных гимнастических упражнений.
Изучение техники спортивных элементов
Понятие о технике выполнения элементов. Изучение техники выполнения осваиваемых элементов по видеоматериалам, методическим изданиям.
- Планируемые образовательные результаты обучающихся
- - повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности гимнастов;
- овладение основами техники в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта;
- выполнение спортивных разрядов;.
-присутствие у учащихся волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость; -патриотизм в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством;
-адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств.
Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся. По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.
Законодательная база и методическое обеспечение программы
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 № 752;
5. Конвенция о правах ребенка (принята Ассамблеей ООН 20.11.1989);
6. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2»;
7. Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактике травматизма при занятиях физической культурой и спортом (Приказ Комитета по физической культуре РФ от 01.04.1993 г. № 44);
8. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика», Приказ Минспорта России от 30.08.2013 г. № 691;
и другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения соответствующих органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативные акты субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
СПИСОК
используемой литературы
1. Гавердовский Ю.К., Лисицкая Т.С., Розик Е.Ю., Смолевский В.М. Спортивная гимнастика. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ, -М. Советский спорт.2005-234 с.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры-М.: Издательский центр «Академия», 2001-160 с.
3. Карташев Н.М. Общая и возрастная физиология высшей нервной деятельности.-М., 1999-448 с.
4. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма /опорно-двигательный аппарат/ .М 1986-279 с.
5. Нормативно-правовое и програмное обеспечение деятельности спортивных школ в РФ
6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология-М, 1998-335 с.
7. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов-М.:ФИС, 2004 г.
8. Гимнастическое многоборье. Женские виды /Под ред. Ю.К. Гавердовского.-М.:ФИС, 1987 г.
9. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике.-М.:ФИС, 1970 г.
10. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике.-М.:ФИС, 1989 г.
11. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика», Приказ Минспорта России от 30.08.2013 г. № 691.
12. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте-М.:ФИС, 2003
13. Боген М.М. Обучение двигательным действиям-М.: ФИС, 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для групп начальной подготовки 2года обучения
План-конспект тренировочного занятия для групп начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ. Вид спорта - легкая атлетика. Возраст детей 8-10 лет....
Открытого учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы УТ-2 года обучения
конспект урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУТБОЛУ
Тема: Совершенствование технико - тактических навыков в игровых упражнениях.Цель урока: Развитие игрового мышления. Обучение технике передачи мяча внутренней стороной стопы....
ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью
ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью...
ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью
Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...
Методическая разработка учебно-тренировочного занятия по мини-футболу
Мини-футбол в силу своей динамичности и состязательности отвечает и удовлетворяет самым насущным жизненным потребностям организма человека: двигательной активности, психоэмоциональной разрядке, у...