Рабочая программа 5 класс ФГОС
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
Программа основной школы по предмету «Физическая культура», рассчитанная на 5 класс, состоит из восьми разделов, включая пояснительную записку.
В разделе Общая характеристика учебного предмета Физическая культура представлено описание межпредметных и внутрепредметных связей, а так же обоснование места и роли учебного предмета в реализации целей рабочей программы.
В раздел Место предмета Физическая культура в учебном плане школы входит общее количество учебных часов по предмету на ступени ООО и их распределение по классам соответствуют учебному плану ОУ. Присутствует описание связи урочной и внеурочной деятельности, описания предметности в преподавании предмета по ступеням обучения.
В разделе Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Физическая культура представлены личностные результаты освоения учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета на ступени основного общего образования. Метапредметные результаты освое6ния учебного предмета представлены в соответствии целям изучения предмета на ступени основного общего образования. Присутствует распределение метапредметных результатов по классам обучения. Предметные результаты освоения учебного предмета соответствуют целям изучения предмета на степени основного общего образования. Предметные результаты распределены по классам обучении.
В разделе Содержание предмета физическая культура присутствие три подраздела Физическая культура как область знаний, способы двигательной деятельности и физическое совершенствование. Содержание учебного предмета соответствует элементам научных знаний по предмету, изложенным в фундаментальном ядре содержания общего образования. Спортивно-оздоровительная деятельность изменена, занесены лыжные гонки и плавание на коньки, на основании региональных особенностей. В содержание рабочей программы учебного предмета включены региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Раздел Тематическое планирование включает распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов. Количество часов соответствует учебному плану на учебный год.
В разделе Материально-техническое обеспечение курса Физическая культура представлено на основании федеральных требований к оснащенности учебного процесса материально-техническими обеспечением.
Раздел Планируемые результаты реализации предмета Физическая культура включает критерии оценивания по предмету и контрольно-оценочный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl_2015-16.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Находкинского городского округа
Приморского края
РАССМОТРЕНО школьным методическим объединением протокол №___от______2015г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________ Г.М. Прощенко «____»__________2015г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________Л.Н. Беляева приказ №___от «___»_____2015г. |
Рабочая программа
курса «Физическая культура»
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Жук Лариса Витальевна, учитель физической культуры высшей квалификационной категории |
г. Находка
2015 г.
- Пояснительная записка
Программа основной школы по предмету физическая культура рассчитана на 5 класс, разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-Ф.З. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Поручением Президента Российской Федерации о 02.10.2007 № П.Р. – 1776 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
- Приказом Министерства образовании и науки РФ от 27.09.2010 № 966/1009 «Об утверждении порядка проведения Всероссийских спортивных соревновании школьников « Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
- Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 о введении в Российской федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- Письмом Министерства образовании и науки РФ от 1008.2011 № НП-02-07/4568 «О методических рекомендациях по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов»;
- Методическими рекомендациями о «Медико-педагогическом контроле за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (письмо Министерства образования и науки России от 25.11.2011 № 19-299).
- ООП ООО.
Программа основной школы направлена на реализацию следующих целей:
- формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- формирование коллектива способного к участию в исторических, этнокультурных спортивных состязаний разного уровня, а также способного к оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, воспитание сознательной дисциплины и поведения в коллективе
- обучение основам базовых видов двигательных действий; овладение основами теоретических знаний, включающих формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.
Реализация данных целей связанных с решением следующих образовательных задач:
- Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и коррелирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- Формирование основы знаний о личной гигиене и самоконтроле;
- Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- Формирование мотивации успеха и достижений, самореализации на основе организации занятий физической культурой и спортом;
- Формирование мотиваций к сохранению исторических и этнокультурных традиций.
Формы организации учебного процесса
Основная форма организации образовательного процесса по предмету - урок физической культуры.
Уроки подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью (УОП), уроки с образовательно-обучающей направленностью (УОО) и уроки с образовательно-тренировочной направленностью (УОТ).
Структура и содержание учебной программы.
Программа основной школы по предмету «Физическая культура», рассчитанная на 5 класс, состоит из восьми разделов, включая пояснительную записку.
В разделе Общая характеристика учебного предмета Физическая культура представлено описание межпредметных и внутрепредметных связей, а так же обоснование места и роли учебного предмета в реализации целей рабочей программы.
В раздел Место предмета Физическая культура в учебном плане школы входит общее количество учебных часов по предмету на ступени ООО и их распределение по классам соответствуют учебному плану ОУ. Присутствует описание связи урочной и внеурочной деятельности, описания предметности в преподавании предмета по ступеням обучения.
В разделе Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Физическая культура представлены личностные результаты освоения учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета на ступени основного общего образования. Метапредметные результаты освое6ния учебного предмета представлены в соответствии целям изучения предмета на ступени основного общего образования. Присутствует распределение метапредметных результатов по классам обучения. Предметные результаты освоения учебного предмета соответствуют целям изучения предмета на степени основного общего образования. Предметные результаты распределены по классам обучении.
В разделе Содержание предмета физическая культура присутствие три подраздела Физическая культура как область знаний, способы двигательной деятельности и физическое совершенствование. Содержание учебного предмета соответствует элементам научных знаний по предмету, изложенным в фундаментальном ядре содержания общего образования. Спортивно-оздоровительная деятельность изменена, занесены лыжные гонки и плавание на коньки, на основании региональных особенностей. В содержание рабочей программы учебного предмета включены региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Раздел Тематическое планирование включает распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов. Количество часов соответствует учебному плану на учебный год.
В разделе Материально-техническое обеспечение курса Физическая культура представлено на основании федеральных требований к оснащенности учебного процесса материально-техническими обеспечением.
Раздел Планируемые результаты реализации предмета Физическая культура включает критерии оценивания по предмету и контрольно-оценочный материал.
2. Общая характеристика учебного предмета Физическая культура
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность учащегося с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Изучение предмета «Физическая культура» должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, этнокультурной, общекультурной и ценностной составляющей предметной области. Так же физическая культура обеспечивает развитие двигательное активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий.
Очень важно и то, что обучающиеся в процессе обучение приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе хорошее здоровье. Воспитывая во время командных игр такие черты характера как чувство товарищества и солидарность, обучающиеся получают знания, способствующие выбору здорового и разумного образа жизни.
Связь некоторых предметов с физической культурой заключается в следующем:
- Химия – биохимические процессы при активной двигательной деятельности и периодической реабилитации;
- Физика – пространственные, временные и ритмические характеристики движений, проблемы статокинетической устойчивости. Равновесие, вестибулярный аппарат;
- Математика – геометрия масс тела и его звеньев;
- Изобразительное искусство – конкурсы рисунков, различные выставки по спортивной тематике;
- Пение, музыка – разучивание бодрых, зовущих спортивных песен и маршей, наполненных романтикой странствий и общения с природой задушевных туристических песен;
- Литература- изучение тех источников, которые поют гимн физической и духовной красоте человека;
- История, обществознание – история Олимпийских игр и проблемы современного олимпийского движения;
- География – ценностные ориентации физического культуры в плане экономики народного хозяйства;
- Трудовое обучение – конструирование, изготовление и ремонт спортивных снарядов и инвентаря;
- Черчение – проектирование специальных спортивных площадок, нестандартного оборудования, тренажёрных установок, вычерчивание узлов и креплений;
- Природоведение, биология, анатомия, физиология – влияние среды на организм человека, при выполнение физических упражнений, АТФ, основной энергетический источник в физической деятельности;
- Иностранные языки – спортивные термины, знакомство с тестами других стран для оценки двигательных способностей;
- Русский язык – спортивные диктанты, спортивная терминология умение излагать свои знания;
- Внеурочные курсы (спортивные секции, кружки, клубы) – увеличение двигательных возможностей организма;
- ОБЖ – правила охраны труда, правила безопасности, гигиенические правила, дисциплина и самодисциплина.
Физическая культура единственный предмет, призванный решать задачи укрепления здоровья, функциональной готовности, обеспечение умственной и физической работоспособности. Межпредметные связи позволяют расширить диапазон знаний и умений учащихся.
3. Место предмета Физическая культура в учебном плане
Предмет Физическая культура является составной частью общей культуры и частью подготовки учащегося в течение периода обучения. Физическая культура входит в предметную область Физическая культура и ОБЖ инвариантной части учебного плана.
Согласно базисному (учебному) плану. Всего на изучение физической культуры в 5 классе 105 часов (3ч. в неделю, 34 учебные недели).
Период основной школы характеризуется обучением основам базовых видов двигательных действий (базовые виды спорта), дальнейшим развитием координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движения) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости), а также сочетание этих способностей. Уроки физической культуры в V классе содержат богатый материл для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности таких как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и т.д. Физические, нравственные, волевые и духовные качества личности воспитанности на каждом этапе комплексно, и выделить обособленность на каждой ступени образования не возможно.
Для спортивных секций и уроку физической культуры материалом по общей физической подготовке является единым. Цель внеурочных форм деятельности состоит в том, что бы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в базовых видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств и приобщать школьника к регулярным занятиям физической культурой спортом.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным материалом, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по т рем базовым уровням, исходя из принципа «общее-частное-конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деят5льности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры:
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуре:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявлении культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой деятельности:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неатагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культуры.
Предметные результаты, также как и метапредметные проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связей с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнования.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально – прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судей.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальный комплекс для оздоровительной гимнастики и физической подготовки
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости задач занятия и индивидуальных особенностей организма
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельности, накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностных значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативом;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжение средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведение занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные в физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участия в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе положительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредствам занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении ьестовых упражнений по физической культуре.
5. Содержание предмета физическая культура
Распределение часов по темам
№ | Разделы и темы | |
Общее количество часов | ||
I | Физическая культура как область знаний | 5 |
II | Способность двигательной (физкультурной) деятельности | 35 |
III | Физическое совершенствование | 65 |
ИТОГО: | 105 |
- Физическая культура как область знаний
История физической культуры
Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека.
Физическая культура человека
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Базовый уровень | Повышенный уровень |
1.Олимпийские игры древности. 2.Физкультурно-оздоровительная деятельность. 3. Здоровье и здоровый образ жизни: режим дня, решим питания, закаливающие и восстановительные процедуры. | 1.Характеристика видов спорта включённых в Олимпийские игры древности. 2.Участие в проведение внеклассных занятий физкультурно-оздоровительной направленности 3.Ведение дневника здоровья. |
- Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Базовый уровень | Повышенный уровень |
1.Выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью на основе подвижных игр и базовых видов спорта. 2.Самонаблюдение и самоконтроль. | 1.Совместные школьные спортивные сооружения 2.Изложение данных самонаблюдения и самоконтроля в дневнике, графиках, таблицах. |
III. Физическое совершенствование
Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.
- Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
- Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
- перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;
- перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием;
Акробатические упражнения и комбинации:
-кувырок вперед и назад;
- стойка на лопатках.
Акробатическая комбинация (мальчики и девочки):
и.п. основная стойка. Упор присев-кувырок вперед в упор присев-перекат назад-стойка на лопатках-сед с прямыми ногами-наклон вперед руками достать носки-упор присев-кувырок вперед-и.п.
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 cм)
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне, скамейке (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
- висы согнувшись, висы прогнувшись.
- подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- лазанье по канату (мальчики);
- лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки);
- приземление на точность и сохранение равновесия;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика
Беговые упражнения:
- бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м;
- ускорение с высокого старта;
бег с ускорением от 30 до 40 м;
скоростной бег до 40 м;
на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;
- кроссовый бег; бег на 1000м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
- прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
- метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
- метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
- бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с последующим спрыгиванием;
- комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Спортивные игры
Баскетбол
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Футбол
-стойки игрока; перемещения в стойке;
- беговые специальные упражнения;
-остановка внутренней частью стопы; остановка подошвой;
-передача мяча внутренней и внешней частью стопы;
-удар подъемом;
Учебные игры в мини-футбол
Настольный теннис, бадминтон
-стойка игра и перемещения в стойке (приставной шаг, прыжки, выпады);
-специальные упражнения для развития координации и ловкости;
-жонглирование мячом, воланом (внутренней и внешней стороной ракетки);
-прием и передачи; подачи;
- учебные игры по упрощенным правилам
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие быстроты
- ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.);
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью» (повторение движений партнера);
- бег по гимнастической скамейке;
- броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Развитие силы
многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе).
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Подвижные игры. Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой, профилактики утомления и перенапряжения | Придумать и провести подвижную игру. Личностная коррекция осанки и регулирование массы тела, формирование телосложения под руководством педагога. |
Гимнастика с основами акробатики
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Строевые упражнения | |
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Из колонны по два в колонну по четыре, в колонну по одному разведением и слиянием. | |
Общеразвивающие упражнения на месте и в движение | |
Сочетания движения руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями и с поворотами. Общеразвивающие упражнения в парах. | |
Висы и упоры | |
Юноши: не перекладине висы согнувшись и прогнувшись, подтягивания прямых ног в висе. Девушки: на перекладе смешанные висы, подтягивание в висе лежа. | Юноши: Упражнения на низкой и средней перекладине: махом одной, толчком другой, перемах в вис согнувшись, переворот назад в вис со сходом на ноги. |
Опорные прыжки | |
Прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (козел, конь 80-100см) | Прыжок ноги врозь |
Акробатические упражнения | |
Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Передвижение по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку. | Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности. Расхождение при встрече на гимнастической скамейке |
Силовые упражнения гимнастики | |
Лазание по канату в три приема, гимнастической лестнице. Подтягивание, отжимание, поднимание ног на гимнастической лестнице, поднимание туловища. Прыжки с места в глубину. Полоса препятствий. Упражнения общей физической подготовки. | |
Легкая атлетика | |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Овладение техникой спринтерского бега | |
Бег с ускорением до 30, бег на результат 60 м, эстафеты с ускорением до 60м, челночный бег 3*10м. | |
Овладение техникой длительного бега | |
Равномерный бег до 12 минут, контрольный без 300-500м | Президентский тест – 1000м, бег без учёта времени (контроль) – 1,5-2км, эстафеты с ускорением от 60 до 100м |
Овладение техникой прыжка в длину способом согнув ноги | |
Прыжок с 7-9 шагов разбега | |
Овладение техникой прыжка в высоту способом «перегашивания» | |
Прыжок с 3-5 шагов разбега | |
Овладение техникой метания меча на дальность | |
Метание, в цель с 6-8м, движущаяся цель, на дальность |
Спортивные игры
Баскетбол
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Овладение техникой передвижения, остановок и стоек | |
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставным шагом, боком, лицом и спиной по ходу движения. Остановка в шаге. Остановка прыжком. | |
Освоение ловли и передачи мяча | |
Ловля и передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в паре, тройках). | Выполнение упражнений на скорость. |
Освоение техники ведения мяча | |
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойках на месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости; ведения без сопротивления | Выполнение упражнений на скорость. |
Овладение техники бросков мяча | |
Броски одной и двумя руками на месте и в движении (после ведения) без сопротивления защитника при максимальном расстоянии 3,6 м. | Выполнение упражнений на скорость. |
Освоение индивидуальной техники защиты | |
Вырывание и выбивание мяча | |
Закрепление техники владения мячом | |
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | |
Освоение тактики игры | |
Тактика свободного нападения, Позиционное нападение | |
Овладение игрой | |
Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола | Игра по официальным правилам |
Волейбол
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперёд. Ходьба и бег с остановками, и выполнение заданий техники передвижений и стоек волейболиста. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Игра “Пионербол”. | Нижняя прямая подача с 3-5м. |
Футбол
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперёд. Ходьба и бег с остановками, и выполнение заданий техники передвижений и стоек футболиста. Передачи мяча внутренней и внешней стороной стопы. Остановка мяча. Игра в мини-футбол. | Удары «подъемом». |
Настольный теннис и бадминтон
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставным шагом, боком, лицом и спиной по ходу движения. Хват ракетки. Прием и передачи. | Подача мяча |
6. Тематическое планирование
Смотреть приложение №1
7. Материально-техническое обеспечение курса Физическая культура
Предметная линия издательства «Просвещение» 2010 год представлена тремя учебниками одного автора:
- В.И. Лях, А.А. Зданевич «Физическая культура» 5 класса;
Представленная к использованию завершенная предметная линия учебников «Физическая культуры» общеобразовательных учреждений создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке содержания учебников автор руководствовался требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Материал учебника направлен на обеспечение самостоятельной работы учащихся по организации и проведению занятий с физическими упражнениями в оздоровительных целях.
Приложение 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Каинов, А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. – Волгоград : ВГАФК, 2003. – 68 с.
2. Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола: программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина. – Волгоград: ВГАФК, 2005. – 52 с.
3. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1–11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич // Физкультура в школе. – 2004. – № 1–8.
4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2011.
5. Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
6. Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. – М. : ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
7. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М. : Дрофа, 2001. – 128 с.
8. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ // Физкультура в школе. – 2006. – № 6.
9. Примерные программы по учебным предметам физическая культура 5-9 классы / под ред. А.А. Кузнецов – 2010
10. В помощь преподавателю физическая культура; организация и проведение олимпиад; рекомендации, тесты, задания 9-11 классы / под ред. А.Н. Каинов – 2011.
11.Программы общеобразовательных учреждений, комплексная программа физического воспитания 1-11 классы / под ред. В.И. Лях, А.А Зданевич – 2006.
12. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (Всероссийским, региональным, городским, районным, школьным)под ред. Г.И. Погадаев – 2000.
13. Справочник учителя физической культуры / под ред. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – 2010.
14. Тесты в физическом воспитании школьников / под ред. В.И. Лях – М., 1998.
15. Твой Олимпийский учебник / под ред. В.С. Годиченко – 2012
16. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / под ред. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова – М., 2006.
17. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы. Мероприятия. Игры / под ред. Е.А. Воронова – Ф., 2009.
Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
- Электронная библиотека: http://djvu-inf.narod.ru/
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
I | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по ФК, примерные программы, авторские рабочих программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по ФК (спортивного зала) |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников В.И.Ляха., М.Я.Виленского Физическая культура. 5-7 классы /под редакцией М.Я.Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы/ под общ.ред. В.И.Ляха. учебник для общеобразовательных учреждений М.Я.Виленский, В.Т.Чичикин. Физическая культура 5-7 классы. Пособие для учителя/ на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Viltnskii_Fizra_5-7kl/index.html В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение» по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fizra_10-11/index.html В.И.Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы (серия «Текущий контроль») Г.А.Колодницкий., В.С.Кузнецов., М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам») Г.А.Колодницкий., В.С.Кузнецов., М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам») Г.А.Колодницкий., В.С.Кузнецов., М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам») | К | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5 | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7 | Федеральный закон «О физической культуре и спорту» | Д | В составе библиотечного фонда |
II | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
2.2 | Плакаты методические | Д | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
2.3 | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д | |
III | Технические средства обучения | ||
3.1 | Телевизор с универсальной приставкой | Д | Не менее 72 см по диагонали |
3.2 | DVD-плеер или DVD-рекордер (с набором дисков) | Д | |
3.3 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д | С возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитофонных записей |
3.4 | Радиомикрофон | Д | |
3.5 | Мегафон | Д | |
3.6 | Мультимедийный компьютер | Д | Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения/записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном, и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
3.7 | Сканер | Д | |
3.8 | Принтер лазерный | Д | |
3.9 | Копировальный аппарат | Д | Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения |
3.10 | Цифровая видеокамера | Д | |
3.11 | Цифровая фотокамера | Д | |
3.12 | Мультимедиапроектор | Д | |
3.13 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25 х 1,25 |
IV | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
4.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
4.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г | |
4.3 | Бревно гимнастическое высокое | Г | |
4.4 | Козел гимнастический | Г | |
4.5 | Конь гимнастический | Г | |
4.6 | Перекладина гимнастическая | Г | |
4.7 | Канат для лазанья с механизмом крепления | Г | |
4.8 | Мост гимнастический подкидной | Г | |
4.9 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | |
4.10 | Комплект навесного оборудования | Г | В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания |
4.11 | Скамья атлетическая наклонная | Г | |
4.12 | Гантели наборные | Г | |
4.13 | Коврик гимнастический | К | |
4.14 | Маты гимнастические | Г | |
4.15 | Мяч набивной (1 кг, Г2 кг) | Г | |
4.16 | Мяч малый (теннисный) | К | |
4.17 | Скакалка гимнастическая | К | |
4.18 | Палка гимнастическая | К | |
4.19 | Обруч гимнастический | К | |
4.20 | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д | |
4.21 | Сетка для переноса малых мячей | Д | |
Легкая атлетика | |||
4.22 | Планка для прыжков в высоту | Д | |
4.23 | Стойки для прыжков в высоту | Д | |
4.24 | Флажки или конусы | Г | |
4.25 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
4.26 | Рулетка измерительная (10 м, 50 м) | Д | |
4.27 | Секундомер | Д | |
Подвижные и спортивные игры | |||
4.28 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |
4.29 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |
4.30 | Мячи баскетбольные | Г | |
4.31 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
4.32 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
4.33 | Сетка волейбольная | Д | |
4.34 | Мячи волейбольные | Г | |
4.35 | Табло перекидное | Д | |
4.36 | Ворота для мини-футбола | Д | |
4.37 | Мячи футбольные | Г | |
4.38 | Компрессор для накачивания мячей | Д | |
4.39 | Барьеры легкоатлетические | Д | |
Измерительные приборы | |||
4.40 | Шагомер (электронный) | Г | |
4.41 | Весы медицинские с ростометром | Д | |
4.42 | Динамометр становой | Д | |
Средства первой помощи | |||
4.43 | Аптечка медицинская | Д | |
Дополнительный инвентарь | |||
4.44 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Д | Доска передвижная |
V | Спортивные залы (кабинеты) | ||
5.1 | Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек | |
5.2 | Спортивный зал гимнастический | ||
5.3 | Зоны рекреации | Для проведения динамических пауз (перемен) | |
5.4 | Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды | |
5.5 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи, контейнеры | |
VI | Пришкольный стадион (спортивная площадка) | ||
6.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
6.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
6.3 | Игровое поле для футбола | Д | |
6.4 | Площадка игровая баскетбольная | Д | |
6.5 | Площадка игровая волейбольная | Д | |
6.6 | Гимнастический городок | Д | |
6.7 | Полоса препятствий | Д |
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (26-30 учащихся). Условные обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.); К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
8. Планируемые результаты реализации предмета «Физическая культура»
Основы знаний
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру, как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
- Выпускник научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
В дальнейшем использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
– включения занятий ФК и спортом в активный отдых и досуг.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классе
Оценка производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественны показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление то или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям ФК, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его физических качеств и двигательных способностей, поощряться его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области ФК и ведению здорового образа жизни.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности учащихся.
Критерий оценки успеваемости учащихся
При оценке текущей успеваемости по разделам программы учитываются следующие показатели:
- Знания о физической культуре.
Полнота ответа, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Оценка «4» ставиться за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка «2» выставляется за не понимание и не знание материала программы.
2.Техника владения двигательными умениями и навыками.
Для оценки техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнения контрольных упражнений и комбинированный метод. Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; обучающиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях; Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений; Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Обучающийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, не чётко.
3.Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Оценка «5» - обучающийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.
Оценка «4» - обучающийся; организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.
Оценка «3» - более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется не один из пунктов.
Оценка «2» - обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.
Общая оценка успеваемости складывается из оценок по всем разделам программы и оценок за выполнение контрольных тестовых заданий.
Контрольные нормативы находятся в приложении № 2.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств
5 класс
№ п/п | Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||
“5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” | ||
1 | Челночный бег 3х10 м, сек | 8.5 | 9.3 | 9.7 | 8.9 | 9.7 | 10.1 |
2 | Бег 30 м, сек | 5.3 | 5.5 | 6.2 | 5.4 | 5.6 | 6.3 |
3 | Кросс 1500м | 8 50 | 9.30 | 10.0 | 9.00 | 9.40 | 10.30 |
4 | Бег 60 м, сек | 10,2 | 10,5 | 11,2 | 10,4 | 10,8 | 11,4 |
5 | Прыжки в длину с места | 170 | 160 | 135 | 160 | 150 | 120 |
6 | Наклоны вперед из положения сидя | +10 | +6 | +2 | +15 | +8 | +4 |
7 | Подтягивание на высокой перекладине | 6 | 4 | 1 | 19 | 10 | 4 |
8 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | 17 | 12 | 7 | 12 | 8 | 3 |
9 | Прыжок в высоту с разбега | 105 | 95 | 85 | 100 | 90 | 80 |
10 | Подъем туловища за 1мин. из положения лежа | 35 | 30 | 20 | 30 | 20 | 15 |
11 | Прыжок на скакалке, 1 мин, раз | 85 | 76-84 | 70-76 | 105 | 95 | 90 |
12 | Метание мяча 150 г. на дальность м. с разбега | 34 | 27 | 20 | 21 | 17 | 14 |
13 | Прыжок в длину с разбега | 310 | 300 | 260 | 280 | 260 | 220 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГОС 1 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...
Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.
Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....
Рабочая программа по ФГОС 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...
Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".
Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...
Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО
Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...