урок по теме "Баскетбол"
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока физкультуры по теме "Баскетбол» (5 класс)
Цель урока:
- Знакомство учеников с историей возникновения и развития баскетбола.
- Формирование мотивации здорового образа жизни.
- Воспитание внимательности, коммуникативности и взаимовежливости.
Задачи урока:
- Провести инструктаж по безопасности жизнедеятельности на уроках по баскетболу.
- Углубить знание учеников по истории возникновения и развития баскетбола.
- Познакомить учащихся с правилами игры в баскетбол.
- Разучить основные судейские жесты.
- Воспитание морально волевых качеств: дружбы, взаимопомощи, ответственности за свою команду.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Оборудование:
- проектор
- ноутбук
- карточки с заданиями
- баскетбольный мяч
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Вводная часть | ||
Организация учеников к уроку Приветствие. Сообщение цели и задач урока | 1 мин | При входе в класс учащиеся получают карточки с номером группы. Рассаживаются по группам. (Слайд №1) |
Основная часть | ||
Инструкция по правилам безопасности на уроках по баскетболу: Если не выполнять правила поведения и безопасности на уроках физкультуры, оборудование и инвентарь могут стать причиной тяжелых травм и увечий. Особенно распространенной причиной травмирования является стремление слабых учащихся не уступать своим более сильным и ловким сверстниками. Только знание и выполнение учащимися правил поведения и безопасности снижает опасность занятий физкультурой не только на спортивных площадках, но и в свободное от уроков время. Требования безопасности перед началом урока: В спортивный зал или на площадку входить только по разрешению учителя или вместе с ним. К занятиям допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр. К занятиям допускаются учащиеся в спортивной форме (футболка, шорты, носки, кроссовки), без часов, сережек, цепочек и других украшений. В раздевалке, в спортивном зале и на спортивной площадке соблюдать чистоту и порядок. Осторожно относиться к школьному имуществу. Не оставлять в раздевалке деньги и ценные вещи. Требования безопасности во время проведения урока: В начале каждого урока обязательно делать разминку. Соблюдать правила игры и спортивное поведение. Без разрешения учителя не покидать спортивный зал или площадку. Не опаздывать на уроки и не пропускать их без уважительной причины, своевременно и точно выполнять распоряжения, указания и команды учителя. Соблюдать дисциплину и организованность на уроках, во время выполнения товарищем упражнений не отвлекать его от работы, не заниматься посторонними делами на уроках. Требования безопасности во время проведения урока: Обязательно соблюдать правила личной гигиены: спортивная форма должна быть чистой, волосы аккуратно собраны. Не перегревать и не переохлаждать свой организм. Внимательно следить за своим самочувствием, если во время выполнения упражнения твое состояние ухудшилось, нужно немедленно сообщить учителю. Требования безопасности после окончания урока: После того, как учитель даст разрешение на выход из зала или с площадки, учащиеся должны организованно выйти в раздевалку, где необходимо обязательно переодеться, переобуться. Если ученик плохо себя чувствует, то он должен обязательно сообщить учителю. Требования безопасности в случае аварийных ситуаций В случае возникновения аварийной ситуации (взрыв, пожар, распространение отравляющих веществ), дети должны обязательно сообщить об этом учителю, под его руководством организованно выйти в безопасное место. В случае обнаружения травм необходимо сообщить учителю, чтобы он мог оказать первую помощь пострадавшим, в случае необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. «Какие правила безопасности вы запомнили?» История создания и развития баскетбола Автором современного баскетбола, который появился в конце 19 века, считается преподаватель физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в шт. Массачусетс Джеймс Нейсмит (1861-1932).Прекрасный регбист и гимнаст, Нейсмит в поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время, решил придумать игру с мячом в зале. Он попросил сторожа принести две пустые коробки, чтобы учащиеся, тренируя меткость смогли бросать в них мячи. Но, не найдя коробок, сторож принес корзинки из-под персиков. Их прикрепили на разных сторонах балкона, опоясывающего зал на высоте З м 05 см. Нейсмит написал правила новой игры и 21 декабря 1891 года провел первый баскетбольный матч в зале школы в Спрингфилде. В группе было 18 студентов. В игре участвовали две команды по 9 человек. Первые правила игры состояли из 13 пунктов, большинство из которых действуют и в настоящее время. В 1893 корзины заменили железными кольцами с сеткой, а в 1895 установили щиты, в 1897 состав команды ограничили 5 игроками. Олимпийский дебют баскетбола состоялся на ХI Олимпийских играх в Берлине в 1936г. В турнире приняли участие мужские команды из21 страны. Соревнования проходили на открытых площадках, все последующие олимпийские турниры проводились в закрытых помещениях. Первым олимпийским чемпионом стала команда США. Американцы еще 11 раз становились олимпийскими чемпионами (в 1980 в отсутствии команды США олимпийское золото завоевала сборная Югославии). В Сиднее (2000) американская сборная «Дрим тим» опять была первой. Дважды олимпийскими чемпионами становилась сборная СССР — в 1972г и 1988г. Дебют женского баскетбола на Олимпийских играх состоялся в 1976 году в Монреале. В турнире участвовали шесть команд. Первыми олимпийскими чемпионами стали баскетболистки сборной СССР, которые еще дважды становилась чемпионками. Четырежды завоевывали золотые медали американские баскетболистки (1984, 1988, 1996, 2000 годах). Ребята, какие олимпийские чемпионы по баскетболу вам знакомы? Правила игры в баскетбол В игре баскетбол много правил. Сегодня мы ознакомимся с основными: Игра: Игры проводятся на прямоугольной ровной площадке. За серединой обеих лицевых линий площадки устанавливаются специальные стойки, на которых укрепляются щиты с кольцами. Начинается игра после подбрасывания мяча судьей в центре площадки между двумя игроками разных команд. Команда, овладевшая мячом, стремится забросить его в корзину. За это ей насчитываются очки. Команда, набравшая больше очков, выигрывает. Команды В команде должно быть не больше 12 игроков, однако во время игры на площадке участвуют по 5 человек. Команды должны использовать номера с 4-го до 15-го. Капитан - это игрок, который является представителем своей команды на площадке. Игроку запрещается: делать более двух шагов с мячом в руках; ударять по мячу кулаком или ногой;, вести мяч, ударяя его о землю двумя руками. За эти нарушения мяч передается другой команде для вбрасывания из-за боковой линии. За толчки, удары, подножки пострадавшая команда получает право на штрафной бросок. Если грубость была неумышленной и игрок другой команды не бросал мяч в корзину, дается один штрафной бросок. За умышленное нарушение, а также нарушения в последние 5 мин игры назначаются два штрафных броска. За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается 1 очко. После пяти таких персональных ошибок (фолов) игрок удаляется с площадки с правом замены его другим игроком. Игровые положения. Ввод мяча в игру осуществляется в центральном круге. Двое игроков противоположных команд встают правым плечом друг к другу. При этом стопы игроков не заходят на линию. При вводе в игру мяч должен быть отбит рукой(-ами) одним или обоими игроками после того, как достигнет своей наивысшей точки. Если касание мяча произошло, то второй раз дотрагиваться до мяча разыгрывающему запрещено. Спорный мяч фиксируется, когда один или более игроков каждой из соперничающих команд держат мяч одной или обеими руками так крепко, что ни один из игроков не может завладеть им без грубых действий. При этом судья останавливает игру и разыгрывает спорный мяч. При вводе в игру мяч должен быть отбит рукой(-ами) одним или обоими спорящими игроками после того, как достигнет своей наивысшей точки. Вбрасывание происходит с места за пределами площадки, указанного судьей, ближайшего к тому, где произошло несоблюдение правил или где игра была остановлена. После заброшенного мяча любой игрок команды должен выполнить вбрасывание из-за пределов площадки с любого места за лицевой линией, где был заброшен мяч. Игрок, выполняющий вбрасывание, не должен: затрачивать более 5 сек. до момента освобождения от мяча; наступать на площадку в тот момент, когда мяч находится в его руках. Другие игроки не должны находиться на расстоянии ближе 1 м от игрока, выполняющего вбрасывание. Ведение мяча осуществляется правой или левой рукой. Нельзя вести мяч одновременно двумя руками. Ведение заканчивается, когда игрок касается мяча двумя руками одновременно или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. Количество шагов при ведении не ограничено. Игрок не должен вести мяч во второй раз после остановки. За мяч заброшенный: – со штрафного броска, засчитывается одно очко; – из зоны двухочковых бросков – два очка; – из зоны трехочковых бросков – три очка. Нарушения правил. Пробежка – это запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении во время контроля над живым мячом на игровой площадке Фолы – персональное замечание за неправильную защиту. Защитник занимает правильное исходное положение при опеке, когда он стоит лицом к своему сопернику и обе его ноги находятся на полу. Защитник может поднимать руки над головой или выпрыгивать вертикально вверх, но должен сохранять их в вертикальном положении. Как только защитник занял правильное исходное положение при опеке, он может перемещаться для того, чтобы опекать своего соперника, но не может выставлять руки, плечи, бедра или ноги и тем самым вызывать контакт с целью помешать игроку, который ведет мяч, обойти себя. За нарушения назначается персональное замечание – фол. Касание соперника руками Само по себе касание соперника рукой(-ами) необязательно является фолом. Судьи должны решить, получил ли игрок, который вызвал контакт, незаслуженное преимущество. Если контакт, вызванный игроком, каким-либо образом ограничивает свободу перемещения соперника, такой контакт является фолом. Неправильное использование кисти(-ей) или вытянутых(-ой) рук(-и) происходит когда защитник находится в защитной стойке и его кисть(-и) или рука(-и) касаются и остаются в контакте с соперником, находящимся с мячом или без мяча, с целью помешать его передвижению. Повторяющееся касание или «тычки» соперника с мячом или без мяча являются фолом, поскольку могут привести к грубой игре. Пять фолов игрока Игрок, который совершил пять фолов (персональных и/или технических), проинформированный об этом старшим судьей должен немедленно покинуть игру. Жесты судей Судья на площадке общается с игроками, тренерами и коллегами с помощью жестов. Их много, но мы сегодня узнаем только те, которыми будем пользоваться в 5 классе. Работа в группах Какие жесты судей вы запомнили? Учащиеся получают карточки с изображением жестов судей, детально рассматривают изображения, а потом на память записывают в пустую карточку. Итоги работы в группах | 3 мин. 5 мин. 5 мин. 1 мин 10 мин 5 мин 6 мин 1 мин | (Слайд №3 - 8) учащиеся слушают инструктаж по ТБ на уроках по Б/Б. Фронтальный опрос учащихся (Слайд № 9 ) (Слайды № 10 - 12) Ответы учащихся (Слайды № 13 -15) (Слайды № 15 -26) (Слайды № 27 - 30) На рассмотрение карточки – 1 мин. Учитель демонстрирует судейский жест, а ученики называют его |
Заключительная часть | ||
Подведение итогов урока
Домашнее задание Подготовить сообщение об известном баскетболисте или команде. Прослушивание песни «Тебя мы любим, баскетбол!» | 3 мин |
(Слайды № 34 - 39) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...