Методические рекомендации по методике обучения технике прыжка в длину.
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям физической культуры по организации и проведению учебных занятий по легкой атлетике. В данной методической разработке рассматривается техника прыжков в длину с разбега на каждом этапе прыжка: разбеге, отталкивании, полете и приземлении. Кроме этого, предлагается методика последовательного обучения технике прыжка в длину с разбега, даются рекомендации по устранению ошибок, возникающих у студентов на разных этапах обучения, а так же примерные упражнения для подготовки прыгуна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Техника прыжка в длину с разбега…………………………3
- Методика обучения прыжкам в длину с разбега………….5
- Примерные упражнения для подготовки прыгуна на различных этапах обучения…………………………………9
- Ошибки и средства их исправления при прыжках в длину с разбега…………………………………………………………13
Техника прыжка в длину
Прыжок в длину с разбега, несмотря на кажущуюся простоту движений, предъявляет к учащемуся ряд серьезных требований, без которых невозможно достичь определенного результата. Высокий уровень развития быстроты, силы, прыгучести и ловкости является определяющим в достижении хороших результатов в этом виде легкой атлетики.
Перед прыгуном ставится не только задача достичь максимальной скорости бега к моменту постановки ноги, но и более сложное требование - в процессе отталкивания трансформировать часть горизонтальной скорости в вертикальную, что посильно тому, кто обладает высоким уровнем развития быстроты и силы.
Так, скорость выражает возможность наиболее быстрого продвижения в горизонтальной плоскости, а прыгучесть - способность выбросить тело в вертикальной плоскости.
Таким образом, всесторонняя подготовка, многоборность, высокий уровень развития скоростно-силовых и силовых качеств являются основой в подготовке прыгунов в длину с разбега.
Вместе с тем подготовка прыгуна в длину состоит из нескольких этапов, которые решают задачи технического и физического совершенствования с учетом анатомо-физиологических особенностей учащегося, его возраста, подготовленности, в связи с чем подбираются средства физической и технической подготовки, а также определяются педагогические методы работы с детьми. Существуют три способа прыжков - «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы».
Прыжок в длину состоит из разбега, отталкивания, полетной фазы и приземления. Длина разбега определяется уровнем беговой подготовленности, умением набрать максимальную скорость и равняется 30-35 м у женщин и 40-45 м у мужчин. С повышением тренированности длина и скорость разбега увеличивается. У детей длина разбега значительно сокращается: у младших школьников она равняется 15-20 м, у старших - 25-30.
В начале разбега используются два исходных положения, на наш взгляд, наиболее удобных при обучении технике прыжка: 1) когда одна нога стоит впереди другой на контрольной отметке и 2) с предварительного движения в виде ходьбы или легкого бега.
Разбег выполняется с постепенным или быстрым увеличением скорости. Важно, чтобы к моменту отталкивания она была максимальной, туловище находилось в вертикальном положении и прыгун мог без лишнего напряжения перейти к отталкиванию.
При отталкивании нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху вниз-назад по отношению к туловищу, ближе к проекции общего центра массы тела (ОЦМТ) всей стопой. По отношению к грунту она ставится всегда вниз-вперед почти прямой с напряженными мышцами-разгибателями под углом к дорожке 65-70°. Затем под действием инерции массы тела происходит небольшое сгибание ноги во всех суставах с последующим ее выпрямлением к моменту вертикали.
Одновременно с выпрямлением толчковой ноги маховая активным движением от бедра выносится вперед-вверх. Одноименная рука выносится в сторону и несколько назад, другая - вперед-вверх и немного внутрь. Маховая нога слегка разгибается в колене. Сразу после вылета туловище находится примерно в том же положении, что и после отталкивания. Руки немного опущены и поддерживают равновесие туловища. Такое положение называется «вылетом в шаге» и продолжается более четверти длины всего прыжка. После «вылета в шаге» маховая нога опускается вниз, к ней подтягивается толчковая, а колени приближаются к груди.
Приземляясь, прыгун посылает руки вниз-назад, разгибает ноги в коленных суставах и выносит их как можно дальше вперед. Приземление заканчивается сгибанием ног во всех суставах, наклоном туловища вперед и выходом из ямы или падением в сторону.
Правила соревнований по прыжкам в длину с разбега
Сектор для прыжков оборудован ямой (ширина не менее 2,75 м, длина - не менее 10 и глубина - 0,5 м) с песком для приземления, деревянным бруском для отталкивания (ширина 19,8-20,2 см, длина - 1,21-1,22 и толщина - 0,1 м), установленным на одном уровне с песком и с дорожкой для разбега (длина не менее 40 м, ширина - 1,22 м).
Спортсмены выполняют каждую попытку поочередно (шесть попыток). На выполнение очередного прыжка отводится не более 1,5 минуты. Победитель определяется по лучшему результату из шести попыток. Измерение результата производится рулеткой, нулевая отметка которой устанавливается в ближайшей к бруску точке, оставленной в яме с песком любой частью тела прыгуна. Результат измеряется в целых сантиметрах с округлением в сторону уменьшения.
Прыжок не засчитывается, если участник:
а) пробежал через брусок или сбоку от него;
б) наступил на линию измерения;
в) во время прыжка коснулся земли до ямы;
г) оттолкнулся двумя ногами;
д) применил в прыжке сальто.
Методика обучения прыжкам в длину с разбега
Обучению технике прыжка в длину с разбега должны предшествовать занятия по бегу на короткие дистанции, прыжки в высоту с разбега и толкание ядра. Изучение этих видов позволит улучшить состояние общего физического развития и повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся. Овладение техникой быстрого бега создает предпосылки для овладения занимающимися разбегом. Параллельно с этим надо развивать силу для выполнения мощного отталкивания. Для достижения большей плотности занятий желательно выполнять специальные прыжковые упражнения и отдельные прыжки.
Методика последовательного обучения технике прыжка в длину с разбега раскрывается с помощью частных задач, средств и методических указаний в применении этих средств.
На первых занятиях необходимо четко и ясно рассказать занимающимся, в чем состоит сущность прыжка в длину с разбега и об основных элементах техники. Следует обратить особое внимание на главные фазы, обеспечивающие дальность прыжка, отталкивание и разбег, на их взаимозависимость и взаимосвязь.
После прохождения предварительного этапа занятий можно перейти к изучению и совершенствованию основных элементов техники прыжка, уделяя главное внимание разбегу и отталкиванию. Овладение этими элементами рекомендуется проводить в облегченных условиях. При этом занимающимся необходимо объяснить, что под правильным отталкиванием понимается отталкивание, направленное вертикально вверх с полным разгибанием толчковой ноги, прямым положением туловища и головы, активным махом свободной ноги, согнутой в коленном суставе, и руками вперед-вверх, с ускорением движений к концу отталкивания.
Большое значение для отталкивания имеют движения свободных конечностей. Анализируя эти движения, специалисты отмечают, что перемещение общего центра тяжести тела (ОЦТТ) у прыгунов-мужчин (по средним данным) происходит на 73% за счет разгибания толчковой ноги и на 27 - за счет движения свободных конечностей, из них на движение маховой ноги приходится 16%, а на движение рук - 11. У женщин за счет разгибания толчковой ноги ОЦТТ повышается в среднем на 78,5%, за счет движений маховой ноги - на 13,5 и за счет движения рук - на 8.
Учитывая, что скорость отталкивания будет возрастать с увеличением пути, на протяжении которого прыгун прилагает свои силы для толчка, необходимо более полноценно использовать двигательные возможности прыгуна: увеличивать амплитуду и сокращать время рабочих движений при отталкивании, т.е. время разгибания толчковой ноги, подъема маховой ноги и рук. Для решения этих задач необходимо использовать специальные подготовительные упражнения, которые способствуют созданию у занимающихся правильного представления о направлении, амплитуде, быстроте и силе отталкивания:
а) прыжки в положении «шага» с небольшого разбега (2-4 беговых шага);
б) прыжки в положении «шага» с небольшого разбега (6-8 беговых шагов), с приземлением на маховую ногу с последующим выбеганием из ямы;
в) прыжки с небольшого разбега (6-8 беговых шагов), доставая подвешенные предметы руками, головой, коленом маховой ноги (высота соответственно 2,5 м, 2,0 м, 1,3 м на расстоянии 1,5-2,0 м от места отталкивания);
г) прыжки в положении «шага» через вертикальное препятствие (высотой 50-90 см), установленное на расстоянии 1,5-2,0 м от места отталкивания, с приземлением на две ноги или одну маховую - в зависимости от подготовленности занимающихся. В качестве препятствия могут служить легкоатлетические барьеры, резиновый жгут, скакалка и др.
Вспомогательные упражнения: тройные, пятерные прыжки с места, с разбега, с приземлением на обе ноги в яме с песком; прыжки с небольшого разбега (4-6 беговых шагов), отталкиваясь с возвышения высотой 30-40 см (мостик, гимнастическая скамейка) с приземлением в яме с песком на обе ноги. При выполнении упражнений необходимо давать установку занимающимся на активную работу руками.
В целях снижения нагрузки на толчковую ногу и уменьшения требований в точности попадания на место отталкивания можно прыгать с грунта - очерченного квадрата размером 1 × 1 м. Тренер должен добиваться, чтобы уже в этот период занимающиеся выполняли отталкивание свободно, без излишнего напряжения.
На первом этапе основное время в тренировочном занятии уделяется упражнениям общей физической подготовки, спринтерскому бегу и специальным упражнениям.
Основными и типичными недостатками при отработке техники отталкивания являются: неправильное направление усилий прыгуна, вызванное неправильным наклоном (вперед или назад) головы и туловища в момент отталкивания; преждевременное подтягивание толчковой ноги, малая амплитуда движений свободными конечностями и ранняя группировка в полете, вызванная излишним напряжением движений спортсмена. С целью устранения возникающих недостатков кроме указаний о свободном (без излишнего напряжения) полете в «шаге» целесообразно использовать показ правильного выполнения прыжков, повторное выполнение отдельных положений прыжка и дополнительные упражнения на расслабление, силу или координацию движений. Например: а) маховые движения свободной ногой вперед-назад, стоя на одной ноге и держась рукой за стенку (столб, дерево); б) мах свободной ногой вперед-вверх с подскоком на опорной ноге, руки также двигаются вперед-вверх. При выполнении этих упражнений акцентировать движение бедра маховой ноги, а не голени и стопы.
Основной и наиболее часто встречающейся ошибкой при приземлении является раннее опускание ног, в результате чего траектория полета используется неполноценно. Более редкой ошибкой бывает приземление на почти выпрямленные ноги (жесткое приземление) вследствие чрезмерного напряжения мышц ног.
Различают три основных способа приземления. Первый способ наиболее распространенный - через глубокое приседание. Второй - с применением прогиба из глубокого приседа с перекатом через носки ног, осуществляемый путем активного выведения таза вперед. Весьма выгодным считается третий способ - приземление с применением броска вперед-в сторону.
В прыжке способом «прогнувшись» прыгун делает прогиб в поясничной и незначительно в грудной областях позвоночного столба, ноги согнуты в коленных суставах и отведены назад, руки отведены назад и вверх-в стороны.
При прыжке способом «ножницы» прыгун производит движения, похожие на бег по воздуху. Туловище, пружиня, при этом находится в вертикальном положении. Руки разносторонними круговыми движениями поддерживают равновесие тела и способствуют ритмичной работе ног в воздухе. При прыжке способом «ножницы» после взлета в положении шага прыгун меняет положение ног, а затем производит подтягивание ноги, оказавшейся после смены сзади, с последующим вынесением обеих ног вперед на приземление, или делает два полных шага (две смены положения ног) и один приставной, подтягивая ногу, находящуюся сзади.
Основная задача каждого из приведенных выше способов - сохранить равновесие тела в полете и обеспечить более выгодные условия приземления. Выбор основного способа прыжка зависит от уровня спортивной подготовленности легкоатлета, особенностей его физического развития, развития силовых качеств и координации движений.
В настоящее время ведущие прыгуны в длину с разбега прыгают способом «ножницы». Это объясняется тем, что данный способ является как бы естественным продолжением разбега и способствует более слитному переходу в полет. Но для освоения данного способа необходима большая предварительная работа по овладению стремительным и ритмичным бегом в сочетании с отталкиванием вверх. В процессе же изучения техники прыжка в длину с разбега занимающимся рекомендуется овладеть всеми вариантами (способами) движения в полете. Это объясняется тем, что изучение основных способов прыжка содействует совершенствованию координации и ориентировке в пространстве.
Изучение способов прыжка следует начинать с отталкивания от грунта, и только при выполнении прыжков с полного разбега следует отталкиваться от бруска. При этом нужно соблюдать правило «от простого к сложному». Поэтому вначале рекомендуется изучение простейшего способа прыжка - «согнув ноги». Начиная обучение, занимающимся следует дать прежде всего несколько пробных прыжков с неполного разбега, во время которых выявляется степень владения этим способом.
Затем проводится серия прыжков с целью воспроизведения правильного отталкивания путем повторных прыжков в положении «шага» в полете, с приземлением на маховую ногу, четко обозначая положение «шага» в полете (через препятствия и без него) с разбега, равного 11-15 беговым шагам.
По мере овладения техникой прыжка необходимо уточнить индивидуальные особенности спортсмена. После выбора способа прыжка следует обратить внимание на основные элементы техники, проверив согласованность разбега с отталкиванием. Устранить недостатки в период подготовки к отталкиванию, добиваться правильного направления усилий прыгуна при отталкивании, наиболее подходящей для него скорости и силы движений; ликвидировать имеющиеся недостатки в техническом мастерстве и уровне физической подготовленности спортсмена.
Примерные упражнения для подготовки прыгуна на различных этапах обучения
Задача 1. Создать представление о технике изучаемого способа прыжка
Средства: Объяснение деталей техники прыжка в длину. Демонстрация кинокольцовок, кинограмм и т.п. Показ техники прыжка с полного или среднего разбега.
Задача 2. Научить технике отталкивания.
Средства: а) имитация движения рук и ног в отталкивании.
И.п. - толчковая нога и разноименная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенос веса тела на толчковую ногу с одновременным подъемом согнутой в колене маховой ноги и сменой положения рук;
б) и.п. - то же, только толчковая нога на скамейке, маховая внизу. Выпрямление толчковой ноги с одновременным подъемом маховой и сменой положения рук;
в) то же, но с отталкиванием вверх-вперед и приземлением на две ноги;
г) и.п. - стоя на расстоянии одного шага от скамейки, маховая нога впереди. 1. - шаг толчковй на скамейку, 2 - шаг маховой на более высокий (по отношению к скамейке) барьер или опору;
д) прыжок "в шаге" с двух-четырех шаов разбега с приземлением на маховую ногу;
е) то же с приземлением в положение выпада;
ж) отталкивание с двух-четырех беговых шагов с напрыгиванием маховой ногой на гимнастический снаряд;
з) прыжки "в шаге", отталкиваясь при медленном беге через один шаг и то же, отталкиваясь через два шага на третий.
Методические указания.
На отталкивание нога ставится сверху на всю ступню. При завершении отталкивания толчковая нога должна полностью выпрямляться во всех суставах. Мах выполняется энергичным движением согнутой в коленном суставе ногой. Туловище необходимо удерживать в вертикальном положении.
Задача 3. Научить технике приземления.
Средства: а) прыжок в длину с места толчком двух ног;
б) прыжок на возвышение с приземлением на две ноги;
в) прыжок в длину короткого разбега через препятствие;
г) прыжок в длину с шести-восьми беговых шагов в обозначенное место приземления.
Методические указания.
Во время приземления стопы ног ставятся параллельно, на ширине плеч. В момент приземления необходимо амортизационное сгибание ног во всех суставах до положения глубокого приседа. Для предотвращения падения назад нужно голову и плечи наклонить вперед-вниз с одновременным выведением рук вперед.
Задача 4. Научить сочетанию разбега с отталкиванием.
Средства: а) прыжки "в шаге", отталкиваясь при быстром беге на каждый пятый шаг;
б) пробегание по разбегу шесть-восемь беговых шагов с обозначением отталкивания;
в) то же с разметкой последних шагов;
г) то же с прыжком;
д) прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
Методические указания.
Скорость в разбеге должна нарастать постепенно. Последний шаг несколько короче предпоследнего за счет активной постановки ноги на отталкивание "загребающим" движением. При обучении зона отталкивания должна быть увеличена до 40-50 см.
Задача 5. Научить движениям в полете.
Способ "согнув ноги"
Средства: а) прыжок с места через препятствие с подтягиванием колен к груди;
б) прыжок с места на возвышение с приземлением в положение "сидя";
в) то же с шести-восьми беговых шагов;
г) прыжок с шести-восьми шагов разбега через препятствие, расположенное ближе к месту приземления;
д) прыжок с шести-восьми шагов разбега через два барьера, расположенных друг за другом;
е) прыжки в длину способом "согнув ноги" с различных по длине разбегов.
Методические указания.
Для уменьшения вращательного момента вперед корпус в полетной фазе необходимо удерживать в вертикальном положении, чему способствует подъем рук вверх.
Способ "прогнувшись"
Средства: а) имитация полетной фазы: прыжок вверх с подтягиванием стоп и легким прогибанием туловища;
б) имитация движения ног в висе на перекладине;
в) прыжок с пяти-шетси беговых шагов с опусканием маховой ноги и отведением обеих ног назад;
г) то же, но в сочетании с движением рук вверх-в стороны;
д) прыжок в длину способом "прогнувшись" с двух-трех шаов разбега, отталкиваясь от возвышения;
е) прыжки в длину способом "прогнувшись" с различных по длине разбегов.
Методические указания.
Прогибание туловища в полетной фазе осуществляется за счет активного движения таза вперед и отведения плеч назад.
Задача 6. Определить длину полного разбега.
Средства: а) бег с двумя-тремя наращиваниями скорости, имитирующей набегание;
б) разбег с шести-восьми беговых шагов с обозначением отталкивания;
в) пробежки по сектору с целью определения оптимального разбега.
Методические указания.
При выполнении упражнений, имитирующих набегание, скорость наращивается за счет увеличения темпа движений. После разбега с обозначением отталкивания приземление осуществляется на маховую ногу с последующем пробеганием. Скорость разбега равномерно повышается до момента окончания отталкивания.
Задача 7. Совершенствование техники прыжка в длину в целом.
Средства: а) бег в ритме разбега с обозначением отталкивания;
б) прыжки в длину с короткого, среднего и полного разбега осваиваемым способом.
Ошибки и средства их исправления при прыжках в длину с разбега
Ошибки при разбеге
Ошибка | Исправление ошибки |
Растягивание последних шагов в разбеге и особенно последнего. | Сокращение длины разбега с сохранением количества беговых шагов. |
Нестабильность беговых шагов | Разбег с применением контрольных отметок. |
Быстрое начало разбега с замедлением скорости перед отталкиванием. | Бег с наращиванием скорости, имитирующий набегание. Уточнить уровень скоростных возможностей |
Непопадание на брусок толчковой ногой | Многократное пробегание разбега с задачей точного попадания на место отталкивания |
Ошибки при отталкивании | |
Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением толчковой ноги. | Прыжки в длину через препятствие |
Неправильная постановка толчковой ноги. | Прыжки, отталкиваясь после 4-6 шагов разбега со скамейки или невысокой опоры. Прыжки в длину с 6-8 шагов разбега через препятствие, проставленное далеко от места отталкивания |
Мах недостаточно согнутой в колене ногой | Прыжки "в шаге", поджимая голень маховой ноги к бедру |
Низкий подъем бедра маховой ноги | Прыжки с доставанием коленом маховой ноги предметов, подвешенных на различной высоте |
Пассивная работа рук | Прыжки с доставанием рукой предметов, подвешенных на различной высоте |
Ошибки во время полета | |
Способ "согнув ноги" | |
Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед | При постановке ноги на отталкивание соблюдать вертикальное положение туловища |
Преждевременное подтягивание толчковой ноги к маховой после вылета "в шаге" | Прыжки "в шаге" через один шаг; на третий; на пятый |
Недостаточная группировка перед приземлением | Прыжок в длину на возвышение |
Длительное сохранение положения "в шаге" в первой половине полетной фазы | Прыжок через препятствие с опусканием маховой ноги вниз после прохождения препятствия |
Раннее прогибание туловища в начале полетной фазы | Прыжок в длину через препятствие с прогибанием туловища над препятствием |
Преждевременное опускание ног перед приземлением | Прыжок через препятствие небольшой высоты, расположенное на расстоянии половины длины полета |
Сильный наклон туловища и низкий подъем ног | Прыжок с короткого разбега на возвышение |
Падение назад, ближе следа, оставленного ногами | Прыжки с места с опусканием таза в след, оставленный ногами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в 4 классе "Обучение техники прыжка в длину с места".".
Урок построен с использованием ИКТ в виде презентации. Новым можно считать нормирование физических нагрузок с учётом типа телосложения.В приложении дан расчёт типа телосложения по методике Чернорубско...
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема: "Обучение технике прыжков в длину с разбега способом "согнув ноги".
Открытый урок по лёгкой атлетике в 5 классе....
конспект урока по физкультуре. Тема урока: « Обучение техники прыжка в длину с места»
Цель урока: Создание алгоритма обучения легкоатлетическим упражнениям и развитие физических качеств путем применения серий учебных заданий....
« Обучение техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»
Методическая разработка...
Обучение технике прыжка в длину способом "согнув ноги"
прыжки в длину...
Конспект урока по физической культуре для 5Б класса Тема урока: Обучение техники прыжкам в длину с разбега и технике приземления
Тема урока: Обучение техники прыжкам в длину с разбега и технике приземления Задачи:1. Развивать координационные способности2. Обучать технике прыжка в длину с разбега3. Обучить технике приземлен...