Специализированные подвижные игры в подготовке юных борцов
учебно-методическое пособие по физкультуре

Чичинин Виталий Григорьевич

Специализированные подвижные игры в подготовке юных борцов. Начальный этап подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специализированные подвижные игры в подготовке юных борцов

Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта

Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются необходимые ему физические качества

Потребность применения специализированных подвижных игр  вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, используя строго регламентированный метод Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схватки.

Однако в схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементарных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры

Используя эти игры, тренер может заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществляя последовательное обучение как технике, так и тактике борьбы.

Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей.

Подготовка к игре - этот этап направлен на формирование у борцов необходимых, технико-тактических действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий. Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе.

Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции.

Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1.Название игры, можно сказать с какой целью игра проводится;

2.Правила игры;

3. Роли играющих и их расположение на площадке;

4.Ход игры;                                                                                                                            

5.Цель игры, кто будет назван победителем;                                          

                                                                                                                      Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.]

Петушиные бои.. Согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, борцы сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.

Переталкивание. Упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), борцы стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.

Борьба за отрезок каната. Борцы пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.

Борьба за набивной мяч. Борцы в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются завладеть им.

«Сорвать куш» Борцы стоят по парам, лицом друг к другу, спрятав за поясом, за спиной кусок ткани (платок,майка,футболка). Задача- схватить у соперника этот кусок материи. Можно играть стенка на стенку.

Осаливание.

Борцы стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них — наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.

Борьба на одной ноге. Один из борцов дает захватить свою ногу Задача партнера — перевести первого борца в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге.  Время выполнения — 20—30 с.

Борьба за захват ноги. Задача обучающегося — в течение определенного времени захватить ногу партнера, применив любое разрешенное ТТД. Задача партнера — перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещается применять защиты, выход из зоны атаки, блокировку, сковывающие захваты.

Выход наверх в партере. (Родео) Партнер сверху удерживает обучающегося в партере за туловище или за руки. Задача верхнего борца- удержаться сверху, задача нижнего -выйти наверх, освободиться от захвата на время.(30-60 сек.)

Отрыв от ковра. Из взаимного скрестного захвата борцы по сигналу пытаются оторвать друг друга от ковра.

Игры в перетягивания. Парные и групповые перетягивания с захватами за руки, плечи, пояс, за палку(сидя, стоя); перетягивания каната
        
Игры с опережением и борьбой за выгодное положение. Атаковать из неудобных исходных положений: лежа на спине, на животе, на боку, ногами друг к другу, ногами к голове,сидя, сбоку – выйти по сигналу наверх и прижать соперника лопатками к ковру, либо встать и зайти сопернику за спину

 Игры с касаниями.

Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки маневрирования.

Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела соперника.

Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одного-двух метров. Тренер дает задание, находясь все время лицом друг к другу, коснуться заранее определенной части тела соперника.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию.  «После касания играющие занимают исходное положение»

Оценка. Побеждает тот, кто коснется обусловленной части соперника. При одновременном касании попытка не засчитывается и игра продолжается.

Игры с атакующими захватами

Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защищаться и освобождаться от захвата.

Игровая задача: провести определенный захват части тела соперника.

Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание провести захват определенной части тела противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к другу, после проведения захвата игроки занимают исходное положение.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не защитываются.

Оценка. Побеждает тот, кто осуществит обусловленный захват соперника.

Игры с выталкиваниями

Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и статическое положение, выводить противника из состояния равновесия.

Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного квадрата или круга.

Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с помощью рук. При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.

Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанций. Запрещается наступать на ноги соперника. Если оба играющих одновременно заступают за черту, теснение не засчитывается.

Оценка. Побеждает тот, кто: вытеснит соперника за черту.

"Третья точка" (Тувинская борьба)

Учебная задача: научить умениям выведения из равновесия.

Игровая задача: заставить коснуться ковра рукой, коленом или др. частью тела (стопы ног- две точки)

Ход игры: игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой тела, кроме подошв, ковра.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника коснуться третьей точки ковра.

"Береги спину".

Учебная задача: научить оставаться в стойке при нападении противника сзади.( 15-60 сек)

Игровая задача: находясь сзади, заставить коснуться рукой или коленом ковра, Ход игры: игрок "А" в средней. стойке, игрок "Б" проводит захват за пояс сзади. Игрок "Б", не отпуская захвата, должен заставить коснуться рукой или колено пола. Игрок "А" должен устоять или сорвать захват.

Правила. Начинать и заканчивать игру нужно по команде тренера. Можно толкать, сбивать и отрывать противника. Нельзя бросать и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде тренера.

Оценка. Побеждает тот, кто большее количество раз заставил коснуться ковра рукой или коленом. 

Регби на коленях.

Разделить играющих на две команды, поставить ворота из кегль или нарисовать круг куда надо положить мяч. Участники передвигаются только на коленях или кувырками. Играющего без мяча атаковать запрещено.Атаковать вратаря во вратарской зоне также запрещено.  Мяч разыгрывать с середины поля,  проводиться два тайма по десять минут.

  Волки и овцы    две команды по 6-10 участников. «Волки» стоят в центре ковра на коленях. «Овцы» на ногах перебегают с одного края ковра на другой. Задача волков - завалить как можно больше овец за определенное кол-во перебежек ( 4-6). Смена ролей и подсчет жертв. Выигрывает та команда, у которой меньше потерь.

Итак, включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов подготавливает их к дальнейшему усвоению сложных технических действий и приемов и способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса к занятиям спортивной борьбой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные упражнения для юных борцов

Перечень упражнений для развития определенных физических качеств у юных борцов...

Методика совершенствования технической подготовленности юных борцов с использованием средств силовой подготовки.

Цель этой работы ответить на вопросы:1) В каком возрасте следует начинать силовую тренировку?2) В каких формах её провадить?3) Какие упражнения и нагрузки применять в различных возрастных группах?...

подвижные игры для юных атлетов

Подвижные игры – одно из действующих средств разностороннего физического воспитания. Они находят широкое применение во всем многообразие занятий. Решают образовательные и оздоровительные задачи,...

Подвижные игры для юных легкоатлетов

Игровая деятельность особенно важна в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские годы...

Статья "Подвижный игры как эффективное средство повышения двигательной подготовленности юных баскетболистов"

Основной задачей обучения баскетболу в младших классах является изучение основ техники игры и закрепление полученых умений в подвижных играх и специальных упражнениях....

Профилактическая работа дружины юных пожарных "Лидер" среди младших классов в интернате. Реализация мини-проекта (подвижные игры, загадки, картинки-раскраски)

Цель данного мини-проекта: формирование у воспитанников младших классов школы-интерната осознанного отношения к пожарной безопасности....

Специализированные подвижные игры в совершенствовании двигательной подготовленности баскетболисток.

Специализированные подвижные игры в совершенствовании двигательной подготовленности баскетболисток....