Статья "Подвижный игры как эффективное средство повышения двигательной подготовленности юных баскетболистов"
статья по физкультуре

Османова Джамиля Шакировна

Основной задачей обучения баскетболу в младших классах является изучение основ техники игры и закрепление полученых умений в подвижных играх и специальных упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дагестанский государственный педагогический университет»

Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе

МАТЕРИАЛЫ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Г. Махачкала, 17 ноября 2017 года.

 ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ  КАК  ЭФФЕКТИВНОЕ  СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ
    ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  ЮНЫХ  БАСКЕТБОЛИСТОВ

                                                 А.В Моисеев, Д.Ш. Османова

Важнейший вид двигательной деятельности – это игра, которой принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребёнка. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир, вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребёнка [1,4,9,12-13,15,17]

        Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношений детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилия ведёт к удовольствию.

   Младший школьный возраст – это начало общественного бытия человека. В работе с младшими школьниками, учителю важно учитывать основные психические новообразования: теоретическое, рефлексивное мышление, чувство компетентности.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развит не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.

Игра всегда выступает одновременно как в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой – игра всегда направлена на будущее, так как в ней либо моделируются какие – то игровые ситуации в баскетболе, либо направлены на закрепление раннее изученного технического элемента.

Важно помнить, что мы предлагаем игровые задания младшим школьникам и необходимо учитывать возрастные особенности естественного развития детского организма.

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно – оздоровительные) игры.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта: они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а так же устойчивостью условий и правил.

Занимаясь с учащимися спортивными играми, необходимо учитывать возрастные особенности естественного развития детского организма. Незнание этих особенностей может привести к низкой эффективности  процесса обучения, потери интереса у школьника к изучению того или иного игрового вида спорта, нанести вред ещё не окрепшему организму (2-3,5,14)

Первый этап подготовки реализуют младшая подготовительная группа учащихся 8-12 лет. На этом этапе нагрузка должна возрастать постепенно. В основном на этом этапе решаются вопросы объединения в одно целое физической, технической и индивидуально – технической подготовленности юных игроков. Основными средствами являются общеразвивающие, подготовительные упражнения, подводящие игры и игры по упрощенным правилам. Доминирующими будут поточные упражнения по обучению техники владения мячом, выполняемые в комплексе, соединения нескольких приёмов в единую систему действий, применение их в простейшей двусторонней игре. [6-8, 10-11, 16,18]

Изначально нужно разделить младший школьный возраст на два периода, из – за различий в целях и задачах обучения: это 1-2 и 3-4  классы.

В связи с естественным неравномерным развитием физических качеств, систем организма школьников, автоматизировать основную базу двигательного навыка до высшей стадии, нужно постепенно, не следует торопиться, так – как обретение технического мастерства юным игроком связано с постоянным поиском нового в зависимости от его физической и психической деятельности  

В настоящее время разработаны многочисленные методические программы, и для младшей подготовительной группы можно рассмотреть следующие методические рекомендации.

В первом классе учащиеся осваивают броски, ловлю, передачи партнёру малых резиновых мячей: остановку в движении по звуковому сигналу, подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владения ловлей и передачей мяча.

В программу второго класса включены различные игры и игровые упражнения с малыми и большими игровыми мячами:  стойка игрока: передвижение игрока в стойке: остановка по звуковому сигналу: различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами. В этом периоде происходит ознакомление учащихся со основами баскетбола, прививаются базовые умения и навыки. Для достижения поставленных задач в рассматриваемом периоде разработаны многочисленные упражнения для освоения базовых навыков (стойка игрока, передвижение, формирования школы движения с мячом, упражнение в жонглировании, подводящие упражнения для овладения техническими приёмами игры, а так же подвижные игры, с помощью которых можно решать разнообразные учебные задачи, по автоматизации действий учащихся.

В третьем классе осваивают передвижение в стойке: остановку прыжком: ловлю и передачу мяча двумя руками от груди: введение мяча правой и левой рукой по прямой: бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита.

В четвертом классе обучают: передвижению бегом и приставными шагами: остановки прыжком: ловли с передачей мяча двумя руками от груди на месте и в движении: введению мяча правой и левой по прямой: броску мяча двумя руками от груди с отражением от щита после ведения и остановки: сочетанию приёмов техники: подвижным играм с элементами баскетбола.

Основной задачей обучения баскетбола в 3-4 классах является изучение основ техники игры и закрепление полученных умений в подвижных играх и специальных упражнениях.  Важно оказывать правильное воздействие на формирование личности школьника, его морально – волевых качеств, развития основных двигательных качеств, являющимися значимыми для данного вида деятельности.

Если рассматривать младший школьный возраст в целом, нельзя не заметить важнейшую роль подвижных игр. Они являются основным средством физического воспитания для решения поставленных задач. Удовлетворяя потребность учащихся в движении, игра не только помогает развивать умственные и творческие способности, нравственные качества, но и закрепляет и систематизирует уже изученные технические элементы, совершенствует их.

Резюмируя выше сказанное можно сделать выводы, что на занятиях баскетболом, особую роль играет использование подвижных игр, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности младших школьников на этапе начальной подготовки. Эмоциональный фон игровой обстановки стимулирует двигательную активность, повышает плотность занятий, способствует максимальному совершенствованию функциональных возможностей юного спортсмена, а в психологическом плане, способствует воспитанию устойчивости к стрессовым ситуациям.

Литература:

1.  Анжиганова В.Н. современное использование подвижных игр на уроках физической культуры // Обучение и воспитание:  методики и практика. 2013. №8 С.204 – 207.

2. Ахмадеева В.Д. анализ физической подготовленности младшего школьника при использовании технологии с элементами баскетбола в уроки физической культуры // проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2015. №1-2. Стр. 3-8

3. Барисов А.А. совершенствование методики обучения баскетбола учащихся младших классов // Начальная школа + До и После. 2012.№9 стр. 86- 89

4. Былеева Л.В. подвижные игры:  учебное пособие для студентов, вузов, физической культуры // Л.В Былеева, Р.В. Климкова, И.М. Коротова,  Е.В. Кузьмичёва, М,2005.278 с.

5. Гераськин А.А, Чухно П.В., Денисенко Ю.П., Андрущишин И.Ф. Коррекция физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи, средствами баскетбола // Омский научный вестник. 2015 №3 (139) стр. 149-152

6. Данкеева Е.В., Кишев А.З., Балагова А.Ю. Формирование взаимосвязи между навыками техники игры в баскетбол и физическими упражнениями // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014 №35-2 стр. 129 – 134

7. Кожемов А.А Черкесова Л.З. Коноплёва А.Н. Несмеянов А.А. Развивающая технология физического воспитания младших школьников на основе использования игры – радиальный баскетбол ( Питербаскет) // Адаптивная физическая культура 2010. Т. 41 №2 стр. 34-35

8. Кудрявцев М.Д., Пашкова Н.В. Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирования у них двигательных навыков в учебном процессе // Начальная школа. 2004. №4. С. 8-12.

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. СПб., 2003. 543с.

10. Михеева Т.М. Воспитание «чувства мяча» в баскетболе у младших школьников // Физическая культура в школе. 2011. №2. С. 28-31

11.  Михеева Т.М. Воспитание «чувства мяча» в баскетболе у младших школьников // Физическая культура в школе. 2011. №3. С. 10 -13

12. Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: автореф. Дисс. … докт. Пед. Наук. СПб., 1994. 62с.

13. Прокопьева А.Н., Горяинов А.П. Применение подвижных игр и упражнений с мячом для развития у учащихся младшего школьного возраста ручной ловкости  // Достижения вузовской науки. 2016. №24. С. 53-57

14. Степанова М.М., Степанов К.С., Шафикова М.В. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников  // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №8.С. 93- 99.

15. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. М., 2003. 144с.

16. Федорова М.Ю. Развитие мыслительных способностей у младших школьников в процессе обучения двигательным действиям по баскетболу на основе теории развивающего обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №13. С. 147 – 152.

17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.М.: «Академия», 2004. 480с.

18. Шафикова Л.Р., Стерехов Е.П. Актуальные проблемы спортивного отбора младших школьников в секцию баскетбола // В сборнике: Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов 2-й Всероссийской научно – практической конференции. 2010. С. 281-285.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

Обобщение опыта по теме "« Развитие двигательных навыков учащихся в процессе мониторинга как средство повышения физической подготовленности школьников»

Опыт обобщен на районном уровне и предназначен для исползования на уроках физической культуры основной школы....

Способствовать развитию двигательных качеств юных баскетболистов

Цель:Способствовать развитию двигательных качеств юных баскетболистовЗадачи:Образовательные:Развитие "чувства мяча" и координационные способности. Совершенствование техники передачи - ловли баскетболь...

Игра, как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания на примере ТО художественной направленности "Мастерица".

Ценность игровых технологий состоит в том, что игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество....

"Игра, как эффективное средство повышения двигательной активности при организации прогулок»

Квест-прогулки! А что - это Вы узнаете из презентации. (Из опыта работы)....