Инновация в физкультурно-оздоровительной работе МОУ школы № 90 г. Тольятти
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Инновация в физкультурно-оздоровительной работе МОУ школы № 90
( проект « Спортивный выбор»)
Организация физической культуры в школе это дольно сложный, многогранный процесс и требует определенных творческих навыков. Сложность заключается в том, что средств и форм организации физического воспитания довольно много и надо выбрать такие, которые дали бы максимальный эффект в физическом развитии ребенка.
На уроках физической культуры часто можно слышать желание детей
« А давайте будем заниматься этими упражнениями». А таких пожеланий на одном уроке бывает более 10 видов. И не секрет, что если ребенок будет заниматься на уроке, тем чем он хочет, то результат в физическом развитии будет более успешным. Значить нужно повысить мотивацию учащихся.
Так как на одном уроке удовлетворить все потребности учащихся?
Каким образом на одном уроке использовать разнообразие средств физического воспитания?
Если мы сможем дать ответы на эти вопросы, значить мы можем решить актуальную проблему физического развития и здоровья.
А актуальность проблемы физического развития и здоровья ребенка в школе на сегодняшний день серьезная. Это малоподвижный образ жизни, связанный с развитием научно-техническим прогрессом- телевизор, компьютер, лифты. Это ограниченные возможности заниматься спортом – платные занятия, удаленность от спортивных центров, дороговизна спортивного оборудования, сложность, связанная с возвращением домой после тренировки в вечернее время. Это и слабая осведомленность об особенностях различных видах спорта. Актуальность проблемы связанна и с традиционной формой урока, который не дает в полной мере возможности попробовать себя в различных видах спорта.
Идея проекта – « Спортивный выбор» - дополнить занятия физической культуры занятиями по видам спорта.
Проект « Спортивный выбор» позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к преподаванию физической культуре в общеобразовательной школе.
Так же, впервые у учащихся появляется возможность самоопределиться в рамках физкультурно-спортивной деятельности, т.е. ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься дополнительных 2 часа в неделю в школе.
Проект « Спортивный выбор», организующий физкультурно-спортивную деятельность, позволяет учащимся школы создать условия для реализации своих интересов, потребностей и способностей в организации и проведении физкультурных занятий, придав им спортивно-тренировочный характер.
Из проведенного опыта работы по проекту «Спортивный выбор» заставил пересмотреть отношение к своему здоровью даже учащихся, имеющие ограничения по состоянию здоровья. С разрешения врача и их родителей, учащиеся «настойчиво» просили переписать их из группы ЛФК в различные спортивные уроки. За истекший период уменьшилась 3-я группа здоровья.
Из проведенного анкетирования, по вопросу отношения к проекту
« Спортивный выбор», выяснилось, что 97% учащихся и 98% их родителей положительно относятся к данному проекту и желают продолжения этой деятельности в последующие годы.
В нашей школе уже второй год действует проект « Спортивный выбор». В прошлом учебном году была задействована только 2-я ступень, в этом году со 2 по 11 класс.
В учебном плане школы на физическую культуру у нас отведено 4 часа : 2 часа базисного учебного плана и два вариативного часа - 1 час за счет регионального компонента, 1 час за счет школьного компонента.
Аспекты реализации проекта « Спортивный выбор»
Спецификой организации учебного процесса на разных ступенях образования (начальное, среднее, старшее звено), является учет возрастных психо-физических особенностей детей.
В начальном звене учащиеся 2-3 классов, кроме базисных часов, проходят обучение ( дополнительные 2 часа в школьном расписании) в таких видах деятельности, которые наиболее соответствуют их возрастным особенностям: это спортивно-бальные танцы, плавание, художественная гимнастика. На каждый раздел отводится по 23 часа в учебном году.
В 4-х классах программа представляет собой презентационный (ознакомительный ) цикл, включающий такие виды спорта как волейбол, гандбол, плавание, акробатика, аэробика. Каждому виду отводится по 13 часов.
Это позволяет учащимися сделать свой выбор в среднем звене.
Учащиеся среднего и старшего звена из предложенных им видов спорта (волейбол, гандбол, плавание, акробатика, аэробика, атлетизм, футбол) выбирают один и имеют возможность заниматься этим видом спорта в течение полугодия. Если ребенок понимает, что данный вид спорта не подходит ему, то он может попробовать реализовать себя в другом виде.
Как организуется учебный план школы по физической культуре?
При организации учебного процесса по физической культуре учитываются два момента:
-реализацию Госстандарта – это два часа базисного учебного плана;
- два часа по выбранным видам спорта из вариативной части учебного плана школы.
Предмет физическая культура представлен в расписании школы двумя формами занятий:
-обычные уроки (целый класс)
- спортивные часы по выбору ( четыре класса одной параллели делятся на 5 групп по видам спорта ).
В нашей школе в каждой параллели имеются по 6- 7-8 классов. Мы разделили каждую параллель на две группы по3- 4 класса. На урок физкультуры и на спортивные часы приходят одновременно по 3 -4 класса.
В недельном расписании школы учащиеся каждого класса занимаются физической культурой четыре раза :два часа базовой физкультурой и два часа по-спортивному выбору
В начале учебного года, на первом уроке по физической культуре, и в конце первого полугодия, мы проводим формирование спортивных групп на весь учебный год по желанию учащихся. Переход из одной группы в другую по желанию учащихся мы проводим только через полгода.
Тарификация учителей физической культуры.
В проведения уроков по физической культуре и уроков по спортивному выбору участвуют 10 преподавателей. Два преподавателя проводят только базисные уроки физической культуры. Четыре тренера проводят только спортивные уроки. Четыре преподавателя проводят и базисные уроки и уроки по спортивному выбору.
Учебная нагрузка этих преподавателей физической культуры складывается из двух ставок :
1-я ставка за счет базисных часов физической культуры ( обычная тарификация)
2-я ставка за счет уроков по спортивному выбору
Как тарифицируются часы по спортивному выбору?
Часы физической культуры в учебном плане каждого класса распределяются между всеми учителями, работающими в данном классе. Общая нагрузка учителей суммируется из нагрузки в каждом классе. Например: если в 5-А классе работают 4 тренера - преподавателя ( т.е. учащиеся этого класса расходятся на 4 спортивные группы одновременно) , за один час работы в данном классе каждый учитель тарифицируется по 0.25 часа., если учащиеся 6-А класса расходятся на 5 спортивных групп, то за один час тренер- преподаватель тарифицируется по 0.2 часа.
Ведение учебной документации по предмету физическая культура.
Каждый учитель физической культуре составляет календарно-тематическое планирование, согласно тарификации.
Тренер, проводящий занятия только в спортивных классах, составляет планы только по спортивным часам. Учителя физкультуры составляют календарно-тематическое планирование по базисным урокам и по спортивным урокам.
Учителя физической культуры ведут и заполняют классные журналы, согласно тарификации.
Из рабочих журналов тренеров, учителя физической культуры выставляют в классные журналы текущие оценки и оценивают учащихся по четвертям и за год.
Программное обеспечение.
Программное сопровождение проекта осуществляется за счет модификации программы Ляха. Программой предусмотрено выполнение Госстандарта (68 часов) и 68 часов отведено на вариативную часть. Содержание вариативной части расширено и дополнено другими средствами физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти
Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии. Цель: находить и соверше...
Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»
Эрхирикская средняя общеобразовательная школа функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...
Комплексно-целевая программа организации и развития школьного питания в МОУ школе № 33 г.о. Тольятти
Одна из важных проблем в системе общего образования – это отрицательная динамика здоровья школьников. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения д...
Статья "Проект "Тольятти-город мира" как ресурс развития духовно-нравственного здоровья обучающихся в МБУ СОШ № 94 г. о. Тольятти". 2014 г.
Статья посвящена реализации городского сетевого проекта "Тольятти-город мира", целью которого является развитие межкультурного языкового пространства г. о. Тольятти, что неразрывно связано с духовно-н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа креатива» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014
Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы. Школьные традиции являются тем звеном, которое объ...
Анализ мониторинга по физической культуре МБУ школы № 90 г. Тольятти
Сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из приоритетных направленийнациональной инициативы. В МБУ школе №90 ведется целенаправленная,планомерная работа по формированию ценностного отн...
Инновации и традиции в организации занятий физической культурой и спортивно- оздоровительной деятельности в МБУ школе №90 г.о. Тольятти
В статье учителя физической культуры Владимира Александровича Лопаткина представлен оригинальный опыт организации у...