Календарно-тематическое планирование по физической культуре по ФГОС 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Романенко Татьяна Леонидовна

Входит: программа с пояснительной запиской, календарное планирование, тематическое планирование. КПТ составлено на основе комплексной программы В.И. Ляха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_fgos_5_kl.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_fgos_5_kl.doc128 КБ
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (5 класс)

Тема (тематический раздел)

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

ученик научиться

Ученик получит возможность научиться

Легкая атлетика (21 час)

Высокий старт (до 10-15 метров), бег с ускорением (30-40 м), (40-50 м), (50-60 м). Встречная эстафета, круговая эстафета, эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Специальные беговые упражнения, развитие скоростных качеств.

Бег на 60 метров на результат.

Обучение отталкиванию в прыжке в длину с места способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов с разбега.

Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом «перешагивание» (подбор разбега и отталкивание).

Метание малого мяча в горизонтальную цель (1х1) с 5-6 метров.

Метание теннисного мяча на заданное расстояние, на дальность.

Бег на средние дистанции. Бег в равномерном темпе. Бег 1000 метров.

Подвижные игры: «Бег с флажками», «Метко в цель», «Салки», «Разведчики и часовые» и т.д.

Усваивают правила соревнований в беге, прыжках, метаниях.

Описывают технику выполнения  беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрируют вариативное выполнение беговых  упражнений.

Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных  способностей.

Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности.

Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений.

Применяют прыжковые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых  способностей.

Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений.

Включают беговые, прыжковые и метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре.

Составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма.

Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их.

Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой.

Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину), тестовые нормативы по физической культуре.

Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья.

Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега.

Осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта.

Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке высокого уровня.

Кроссовая подготовка

(18 часов)

Равномерный бег (10, 12, 15, 17 минут). Чередование бега с ходьбой. ОРУ. Бег в гору. Преодоление препятствий.

Подвижные игры «Вызов номеров», «Через кочки и пенёчки», «Разведчики и часовые», «Пятнашки маршем».

 Бег по пересечённой местности (2 км без учета времени).

Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений.

Описывают технику выполнения  бега, беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.

Проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега,

туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность.

Гимнастика

(18 часов)

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Развитие силовых способностей. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Инструктаж по ТБ.

ОРУ в движении. ОРУ с гимнастическими палками. Подтягивание в висе.

Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разведением и слиянием по восемь человек в движении.

Перестроение из колоны по четыре в колонну по одному с разведением и слиянием по 8 человек в движении.

Выполнение опорного прыжка (вскок в упор присев, прыжок ноги врозь).

Акробатика: кувырок вперед и назад, стойка на лопатках.

Подвижные игры: «Прыжки по полоскам»,  «Прыгуны и пятнашки»,  «Два лагеря», «Светофор» и т.д.

Различают строевые команды.

Точно выполняют строевые приемы.

Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений.

Предупреждают появление ошибок  и соблюдают правила безопасности.

Описывают состав и содержание акробатических упражнений  с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений.

Описывают технику на гимнастических снарядах, предупреждая появление ошибок  и соблюдая правила безопасности.

Описывают технику опорных прыжков и осваивают её, соблюдают правила безопасности

Составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма.

Выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений.

Выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений.

Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке высокого уровня.

Спортивные игры
волейбол (18 час.).

Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Эстафета с элементами волейбола. Техника безопасности при игре в волейбол.

Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед.

Встречные и линейные эстафеты.

Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд.

Передача мяча двумя руками сверху в парах.

Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку.

Нижняя прямая подача с 3-6 метров.

Подвижные игры:  «Летучий мяч», «Пасовка волейболистов», мини-волейбол.

Описывают технику выполнения приёмов мяча (верхний, нижний), осваивают их под руководством учителя и самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения,

соблюдают правила техники безопасности.

Применяют подводящие упражнения волейбола для развития физических способностей.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений.

Описывают технику выполнения нижней прямой подачи мяча

Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств.

Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их.

Выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, футбол  в условиях учебной и игровой деятельности.

Проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта.

Баскетбол

27 часов

Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение мяча на месте (правой, левой рукой).

Ведение мяча с изменением скорости.

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах.

Правила ТБ при игре в баскетбол.

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в тройках.

Бросок двумя руками от головы с места,  (после ловли мяча).

Ведение мяча с разной высотой  отскока.

Бросок двумя руками снизу в движении. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игрков.

Развитие координационных способностей.

Терминология баскетбола.

Игра в мини-баскетбол.

Описывают технику ведения мяча правой (левой) рукой на месте, в движении. Изучают правил ТБ. Соблюдают правила техники безопасности.

Описывают технику броска  мяча двумя руками от головы с места, снизу в движении. Осваивают их под руководством учителя и самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности.

Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность.

 Проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Основы знаний о физической культуре.

В процессе урока

1.Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самокнтроля.

1.1 Естественные основы.

Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

1.2. Социально-психологические основы.

Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма  и оказание посильной помощи  при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

1.3. Культурно-исторические основы.

Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

1.4. Приемы закаливания.

Воздушные ванны (теплые, безразличные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

Рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

 определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

 руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

 руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе нормативно-правовых  документов:

  1.  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по физической культуре, утвержденным приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;
  2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  3. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 12);
  1. Регионального учебного плана для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего образования на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 13.05.2013 г. № 471-мр;
  1. Учебного плана МОУ СОШ №2 г.Свирска на 2013/2014 учебный год;
  2.  Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2013г..

   Программа рассчитана на  102 часа в 5-9  классах из расчета 3 часа в неделю.

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделено как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.

Важной особенностью образовательного процесса в основной  школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.  По окончании основной школы учащийся сдаёт дифференцированный зачёт.

          Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

- развитие координационных способностей;

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;

- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой  и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.

Базовый компонент  составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Предметом обучения физической культуры в средней школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются  физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • требованиях к результатам освоения  основной образовательной программы общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • Законе «Об образовании»;
  • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  • примерной программе общего образования;
  • приказе Минобранауки от 30 августа 2010 г.№889.

       Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный.

В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

        Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается  с 5 по 9 класс из расчёта 3 часа в неделю (всего 510 часов): в 5 классе – 102 часа в год, 6 классе – 102 часа, 7 классе – 102 часа, 8 классе – 102 часа, 5 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания»

     Предметом обучения физической культуры в школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. При изучении теоретических сведений необходима связь с предметом биология и история.

Распределение учебного времени прохождения программного материала

по физической культуре (5-9 класс)

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

5

6

7

8

9

1

Базовая часть

75

75

75

75

75

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры (волейбол)

18

18

18

18

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

18

18

1.4

Легкая атлетика

21

21

21

21

21

1.5

Кроссовая подготовка

18

18

18

18

18

2

Вариативная часть

27

27

27

27

27

2.1

Подвижные игры  c  элементами баскетбола

27

27

27

27

27

ИТОГО:

102

102

102

102

102

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Физическая культура»

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе  общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления, действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную физкультурную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • обосновывать эстетические признаки в двигательных действиях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять спортивно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

  1. личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
  2. культурно-ориентированные: целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»;
  3. деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.

Содержание   учебного предмета, курса

1. Базовая часть:

                            - Основы знаний о физической культуре:

                                            - естественные основы

                                            - социально-психологические основы

                                            - приёмы закаливания

                                            - способы саморегуляции

                                            - способы самоконтроля

                            - Легкоатлетические упражнения:

                                            - бег

                                            - прыжки

                                            - метания

                            - Гимнастика с элементами акробатики:

                                             - построения и перестроения

                                             - общеразвивающие упражнения с предметами и без

                                             - упражнения в лазанье и равновесии

                                             - простейшие акробатические упражнения

                                             - упражнения на гимнастических снарядах

                           - Кроссовая подготовка:

                                             - освоение техники бега в равномерном темпе

                                             - чередование ходьбы с бегом

                                             - упражнения на развитие выносливости

                            -  Спортивне игры:

                                               - освоение спортивных и подвижных  игр и их вариантов

                                               - система упражнений с мячом

                           

2. Вариативная часть:

                            -  баскетбол

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,

приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Естественные основы

5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

Социально-психологические основы

5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма  и оказание посильной помощи  при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.  Ведение тетрадей самостоятельных  занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы.

5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

Приемы закаливания.

Воздушные ванны (теплые, безразличные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

Спортивные игры

5–6 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность. Терминология избранной  игры.

Гимнастика с элементами акробатики. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.

Легкоатлетические упражнения

5–6 классы. П о н я т и я: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности  на занятиях. П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности  при проведении соревнований и занятий.

Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 5-9 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А. Зданевич). При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» – заменена разделом «Кроссовая подготовка».

   По окончанию 5  класса учащиеся должны:

Уметь:

Технически правильно осуществлять двигательные действия, управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с другими учениками, соблюдать правила безопасности профилактики травматизма на занятиях.

   По окончанию 5 класса учащиеся должны демонстрировать уровень физической подготовленности, который указан далее  (Приложение№1).

 

       Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 кл. / Под ред. В.И.Лях, А.А. Зданевич; - М.: Просвещение, 2013г.
  2. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений .-М.: Просвещение, 2011г.
  3. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект.

Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 – 624 с.

  1. Пособие для преподавателей 1-11 классов, Справочник учителя физической культуры, авторы-составители: П.А. Киселев, С.Б. Киселева, изд-во: Учитель,2011г.
  2. Д вигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И. Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

Учебно- методическое пособие для обучающегося:

 

  1.  Физическая культура Лях В.И.. 5-6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений .-М.: Просвещение,2013.

         

Электронные образовательные ресурсы:

  • http: //www.trainer.h1.ru
  • http: //www.it-n.ru
  • http: //zdd.1september.ru
  • http: //spo.1september.ru

Материально-техническое обеспечение:

  1. Перекладины, гимнастический снаряд «козел», «конь», мост.
  2. Мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные), скакалки, обручи, гимнастические маты.

Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса

     Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных  и предметных результатов как с позиции  организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

    Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

   Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении учебного материала, размещены в разделе «Выпускник научиться…».   Они показывают, какой уровень освоения учебного материала, физической подготовки ожидается  от выпускника. Это результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку.

     Планируемые результаты, характеризующих систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,  расширяющих  и углубляющих опорную систему, размещены в разделе «Выпускник получит возможность научиться…»  Эти результаты достигаются отдельными мотивированными,  способными и физически подготовленными учащимися.

Приложение №1

Оценочные материалы

а) Стартовый контроль (результаты  уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности),  мониторинг физического развития -  входящий контроль в виде тестов

б) Текущий контроль - техника выполнения двигательных действий, правильность выполнения поставленных задач.

в) Итоговый контроль -  мониторинг физического развития

Тесты для проверки физической подготовленности обучающихся.

№ п/п

Физические способности

Контрольное

 упражнение (тест)

Возраст

Уровень

мальчики

девочки

низ

сред

выс

низ

сред

выс

1

Скоростные

Бег 30м

11

12

13

14

15

6.3

6.0

5.9

5.8

5.5

6.1-5.5

5.8-5.4

5.6-5.2

5.5-5.1

5.3-4.9

5.0

4.9

4.8

4.7

4.5

6.4

6.3

6.2

6.1

6.0

6.3-5.7

6.2-5.5

6.0-5.4

5.9-5.4

5.8-5.3

5.1

5.0

5.0

4.9

4.9

2

Координа-ционные

Челночный бег 3х10

11

12

13

14

15

9.7

9.3

9.3

9.0

8.6

9.3-8.8

9.0-8.6

9.0-8.6

8.7-8.3

8.4-8.0

8.5

8.3

8.3

8.0

7.7

10.1

10.0

10.0 9.9

9.7

9.7-9.3

9.6-9.1

9.5-9.0

9.4-9.0

9.3-8.8

8.9

8.8

8.7

8.6

8.5

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

11

12

13

14

15

140

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195

200

205

210

220

130

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185

190

200

200

205

4

Выносливость

6-минутный бег

11

12

13

14

15

900

950

1000

1050

1100

1000-1100

1100-1200

1150-1250

1200-1300

1250-1350

1300 1350

1400

1450

1500

700

750

800

850

900

850-1000

900-1050

950-1100

1000-1150

1050-1200

1100

1150

1200

1250

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя

11

12

13

14

15

2

2

2

3

4

6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10

10

9

11

12

4

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15

16

18

20

20

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) на низкой перекладине (девочки)

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6

7

8

9

10

 4

4

5

5

5

 10-14

11-15

12-15

13-15

12-13

 19

20

19

17

16



Предварительный просмотр:

Календарное планирование для 5-ых классов

урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание

план

факт

1

  Легкая атлетика (11 часов).

Техника безопасности. Спринтерский бег.

Скоростные отрезки.

2

 Спринтерский бег. Эстафетный бег.

Скоростные отрезки.

3

 Спринтерский бег. Эстафетный бег.

Скоростные отрезки.

4

 Спринтерский бег. Бег 30 м. Старты (высокий, низкий).

Низкий старт, разгон.

5

 Спринтерский бег. Бег  60 м. Старты (высокий, низкий).

Низкий старт, разгон.

6

Метание малого мяча.

Бег 10 минут.

7

Метание малого мяча.

Бег 12 минут.

8

Бег на средние дистанции.

Бег 15 минут.

9

Бег на средние дистанции. Бег 1000 м .

Сгибание рук в упоре лёжа.

10

Тестирование (челночный бег).

Сгибание рук в упоре лёжа.

11

Тестирование (Сгибание рук в упоре лёжа).

12

Кроссовая подготовка (9 часов).

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (10мин).

13

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (12мин).

14

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (12мин).

15

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (15мин).

16

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (15мин).

17

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (15мин).

18

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (17мин).

19

Бег по пересеченной местности. Равномерный бег  (17мин).

20

Бег 2000 м (без учета времени)

21

Гимнастика (4 часа).

Висы. Строевые упражнения. Тестирование (подъём туловища за 30 сек).

22

Висы. Строевые упражнения. Тестирование (гибкость).

23

Прыжок в длину с места.

24

Висы. Строевые упражнения.

25

Спортивные игры  

Баскетбол (24 часа)

Техника безопасности. Стойка и передвижения игроков.

26

Стойка и передвижения игрока. Бросок и ловля мяча.

27

Стойка и передвижения игрока. Бросок и ловля мяча.

28

Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Остановка прыжком.

29

Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Остановка прыжком.

30

Ведение мяча на месте. Ведение мяча с разной высотой  отскока.

31

Ведение мяча на месте. Ведение мяча с разной высотой  отскока.

32

Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в движении шагом.

33

Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в движении шагом.

34

Бросок двумя руками от головы с места.

35

Бросок двумя руками от головы с места.

36

Бросок двумя руками от головы после ловли мяча.

37

Бросок двумя руками от головы после ловли мяча.

38

Ведение мяча с изменением скорости.

39

Ведение мяча с изменением скорости.

40

Бросок двумя руками снизу в движении.

41

Бросок двумя руками снизу в движении.

42

Бросок двумя руками снизу в движении после ловли мяча.

43

Бросок двумя руками снизу в движении после ловли мяча.

44

Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков.

45

Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков.

46

Сочетание приемов (ведение - остановка-бросок).

47

Взаимодействие двух игроков через заслон.

48

Мини-баскетбол.

49

Волейбол (18 часов).

 Техника безопасности.  Стойка и передвижения. Передача мяча двумя руками.

50

Стойка и передвижения. Передача мяча двумя руками.

51

Стойка и передвижения. Передача мяча двумя руками.

52

Стойка и передвижения. Передача мяча двумя руками.

53

Стойка и передвижения. Передача мяча двумя руками.

54

Верхняя передача мяча.

55

Верхняя передача мяча.

56

Передача мяча в парах.

57

Передача мяча в парах.

58

Нижняя передача мяча.

59

Нижняя передача мяча.

60

Нижняя передача мяча.

61

Приём и передача мяча.

62

Приём и передача мяча.

63

Подача мяча (нижняя прямая, боковая).

64

Подача мяча (нижняя прямая, боковая).

65

Мини-волейбол.

66

Мини-волейбол.

67

Гимнастика (14 часов)

Висы и строевые упражнения.

68

Висы и строевые упражнения.

69

Висы и строевые упражнения.

70

Опорный прыжок. Строевые упражнения.

71

Опорный прыжок. Строевые упражнения.

72

Опорный прыжок. Строевые упражнения.

73

Опорный прыжок. Строевые упражнения.

74

Опорный прыжок ( учет).

75

Акробатика. Кувырок вперед и назад.

76

Акробатика. Кувырок вперед и назад.

77

Акробатика. Стойка на лопатках.

78

Акробатика. Стойка на лопатках.

79

Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках.

80

Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках (учет).

81

Кроссовая подготовка (9 часов)

Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. ПТБ. Равномерный бег 10 мин.

82

Равномерный бег 12 минут.

83

Равномерный бег 13 минут.

84

Равномерный бег 15 минут.

85

Равномерный бег 16 минут.

86

Равномерный бег 18 минут.

87

Равномерный бег 18 минут.

88

Равномерный бег 20 минут.

89

Бег 2000 м без учета времени.

90

Баскетбол (3 часа)

Тестирование подъем туловища, гибкость. Мини-баскетбол.

91

Тестирование челночный бег, подтягивание в висе, прыжки в длину с места. Мини-баскетбол.

92

Тестирование. Прыжки в длину с места. Мини-баскетбол.

93

Лёгкая атлетика (10 часов)

Прыжок в высоту.

94

Прыжок в высоту.

95

Бег на средние дистанции.

96

 Бег 1000 метров на результат.

97

Высокий старт. Бег с ускорением (30-40 метров)

98

Высокий старт. Бег с ускорением (40-50 метров)

99

Бег 30,60 метров на результат.

100

Эстафета по кругу с передачей палочки.

101

Метание малого мяча.

102

Метание малого мяча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс ФГОС по программе Егоров,Пересадина....

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5-го класса разработанна в соответствии с ФГОС ООО...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс ФГОС

Планирование составлено на основе рабочей программы В.И. Ляха. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха....

календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа по физической культуре разработана на основе:- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре (основное общее образо...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре ФГОС 6 класс

Планирование составлено на основе рабочих программ: "Физическая культура 5-9 классы". Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха - М.: Просвещение, 2011 год....

Календарно-тематическое планирование по физической культуре ФГОС 6 класс

Планирование составлено на основе рабочих программ: "Физическая культура 5-9 классы". Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха - М.: Просвещение, 2011 год....

Календарно-тематическое планирование по физической культуре ФГОС 6 класс

Планирование составлено на основе рабочих программ: "Физическая культура 5-9 классы". Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха - М.: Просвещение, 2011 год....