Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"
методическая разработка по физкультуре на тему

Белоусова Оксана Витальевна

Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-Коллегиум» г. Алушты

       «СОГЛАСОВАНО»                                       «УТВЕРЖДАЮ» 

       Зам. директора по ВР                                        Директор школы

        ________Н.А. Горбачева                              ________О.Г. Противенская

     «___»__________201__ г.                   Приказ от «__»_______201__г. №__  

 

2015 год

Методологический паспорт

комплексно-целевой программы

Наименование комплексно-целевой программы по

здоровьесбережению:

«Здоровье и физическая культура»

Заказчик:

Совет школы

         

Адресация программы:

Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях

Руководитель программы:

Белоусова Оксана Витальевна, учитель физической культуры МОУ

«Школа-Коллегиум»

Основные разработчики:

Заместитель директора по воспитательной работе,  фельдшер ФАП, психолог,

социальный педагог и учитель физической культуры

Сроки реализации программы:

2015 – 2020 гг.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для

сохранения и укрепления здоровья учащихся

Пояснительная записка

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится  привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

Человека можно считать здоровым, если для него характерно  стабильное позитивное мироощущение, и он способен реализовать свой  потенциал роста и самовыражения и внести вклад в развитие общества.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

Основная задача современной школы — «пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности  в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Комплексно-целевая  программа по здоровьесбережению «Здоровье и

физическая культура» — это разработанный набор актов, процедур и действий, направленных на формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Нормативно-правовая база программы

 «Здоровье и физическая культура»

      Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

- «Конвенция ООН о правах ребенка»;         

 - «Всемирная декларация об обеспечении  выживания, защиты и развития детей»;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный Закон «Об образовании в Россйской Федерации»;

- Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04 февраля 2010 г., приказ № 271.

 Цели:

  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Задачи: 

  1. Укрепление материально-технической базы школы, поддержание условий обучения в   соответствии с санитарно-гигиеническими

нормами.

  1. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  2. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся».
  3. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  4. Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
  5. Обеспечение мотивации  
  • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему

просветительной работы.

  1. Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

Педагогические принципы: 

  1. Добровольность участия каждого учащегося.
  2. Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
  3. Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
  4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  5. Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
  6. Сотворчество педагогов и детей.
  7. Максимальное развитие детской инициативы.
  8. Тесное взаимодействие с семьей.

Направления педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся:

  • формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;
  •  внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;
  •  отслеживание параметров здоровья всех участников

педагогического процесса;

  • профилактика и коррекция социально вредных привычек

(табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);

  •  социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов.

Деятельность по реализации программы:

Учебная

  1. Уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира:
  • изучение вопросов формирования здорового образа жизни;
  • проектно - исследовательская работа учащихся «Вредные привычки и борьба с ними», «Значение занятий спортом для здоровья человека» и др.;
  • динамические паузы между уроками;
  • физкультминутки на уроках;
  • предметные недели естественных наук, «здорового образа жизни».

2. Уроки физической культуры:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью,
  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  •  обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Внеурочная 

  1. Классные часы.
  2. Организация родительских собраний  по теме: «Здоровое питание», «Питание и здоровье ребёнка».
  3. Уроки здоровья.
  4. Проведение бесед с фельдшером ФАП о личной гигиене школьников, профилактике заболеваний.
  5. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, привитию интереса к занятиям физической культуры.
  6. Педагогический совет по здоровьесберегающим технологиям.
  7. Подготовка методических рекомендаций для педагогов по вопросам здоровья.
  8. Школьные физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия (согласно календарному плану на учебный год).
  9.  Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ.
  10. Работа спортивных кружков: «Подвижные игры»; «Спортивные игры» (волейбол); «Плавание»; «Лыжная гонка».
  11. Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях дополнительного образования.
  12. Участие в районных спортивно – массовых мероприятиях (согласно календарному плану на учебный год).

Здоровьесберегающая 

  1. Диспансеризация учащихся.  
  2. Диспансеризация работников школы.  
  3.  Профилактические прививки.
  4. Витаминизация.
  5. Работа психолого-педагогической службы школы.
  6. Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим освещения, проветривание помещений, режим работы школы, структура урока, психологический комфорт, горячее питание учащихся).  

План реализации программы

 № п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель,

ответственный за исполнение

  1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в школе

1.1

- Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНа;

- своевременный ремонт здания и оборудования;

- регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование;

-работа по благоустр.-ву территории и помещений школы;

-организация летнего отдыха, труда и занятости школьников.

2015-2020 г.г.

директор школы

завхоз

преподаватель-организатор ОБЖ

завхоз

зам.директора по ВР; начальник  школьного лагеря

1.2

Развитие материально-технической базы школы:

- озеленение школьной территории;

-организация питьевого режима;

-установка нестандартных спортивных сооружений;

-пополнение спортивного оборудования;

-приобретение мультимедийных дисков по ЗОЖ;

 - приобретение учебно-методической литературы.

 

2015-2020 г.г.

директор школы; завхоз

1.3

Переподготовка и повышение квалификации педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья.

Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы.

2015-2020 г.г.

зам. директора по ВР; учитель

физкультуры

зам. директора по ВР

1.4

Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках.

2015-2020 г.г.

методический

совет

  1. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся, учебной нагрузки; здоровья

учителей.

2015 -2020 г.г.

зам.директора по ВР; фельдшер ФАП;

соц. педагог;

педагог –

психолог

2.2

Создание базы данных о

состоянии здоровья

обучающихся и учителей на основе комплексной оценки.

2015-2020 г.г.

зам. директора по ВР; учитель

физкультуры

  1. Организация профилактических, оздоровительных и

коррекционных мероприятий для обучающихся

3.1

Обеспечение качественного и рационального питания школьников и

педагогов.

2015-2020 г.г.

директор школы

3.2

Проведение профилактических медицинских осмотров школьников.

ежегодно

медработники

3.3

Определение группы занятий по физкультуре.

ежегодно

медработники

3.4

Проведение иммунопрофилактики гриппа.

ежегодно

фельдшер ФАП

3.5

Организация отдыха учащихся в школьном лагере.

ежегодно в

каникулярный

период

зам. директора по ВР; начальник школьного лагеря

3.6

Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при

стрессовых ситуациях.

2015-2020 г.г.

педагог-психолог

3.7

Проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен.

2015-2020 г.г.

учитель

физкультуры; учителя-предметники

3.8

Инструктажи по ОТ на уроках, при проведении мероприятий.

2015-2020 г.г.

учителя-предметники,

кл. руководители

3.9

Проведение декады

здорового образа жизни.

2015-2020 г.г.

классные

руководители

3.10

Акции: «Курить или не курить», «Мир без наркотиков».

2015-2020 г.г.

классные

руководители

3.11

Психологические познавательно-развивающие

занятия.

2015-2020 г.г.

педагог-психолог

  1. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1

Различные формы урочной и внеурочной

деятельности:

- уроки здоровья;

- уроки биологии,  химии, ОБЖ, окружающего мира.

2015-2020 г.г.

зам. директора по ВР

кл.руководители

учителя-предметники

4.2

Организация изучения правил дорожного

движения с детьми

согласно планам.

ежегодно

учитель ОБЖ

4.3

Организация и проведение олимпиад, физкультурно-оздоровительных и

спортивно-массовых

мероприятий.

ежегодно

зам. директора по ВР; учитель

физкультуры

  1. Работа с родителями обучающихся

5.1

Различные формы работы с родителями учащихся:

*беседы; анкетирование;

*родительские собрания;

*спортивные мероприятия.

Примерная тематика:

- значение режима

питания;

- организация труда и

отдыха в семье;

- возрастные и психологические особенности

старших подростков;

- значение занятий спортом для здоровья детей;

- отрицательное влияние алкоголя, наркотиков,

курения;

- закаливание как профилактика простудных

заболеваний;

- здоровье и выбор

профессии;

- соблюдение правил

личной и общественной гигиены;

- вопросы полового

воспитания.

Постоянно

зам.директора по УР;

зам. директора по ВР

  1. Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы по здоровьесбережению                   «Здоровье и физическая культура»

6.1

Установление связей и

сотрудничество с

общественными и другими заинтересованными

организациями.

2015-2020 г.г.

зам. директора по ВР

6.2

Популяризация форм

здоровьесберегающей

деятельности через все доступные СМИ.

2015-2020 гг.

зам. директора по ВР

6.3

Организация урока физкультуры с учётом мониторинга уровня физического здоровья учащихся.

2015-2020 г.г.

зам. директора по УР; учитель физкультуры

6.4

Проведение методических дней:

-формирование философии здоровья средствами искусства;

- использование в работе учителя здоровьесберегающих технологий.

2015-2020 г.г.

зам. директора по ВР

Предполагаемые результаты реализации программы: 

  • Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
  • Укрепление социально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физически нравственного, морального и социального здоровья школьников.
  • Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской инициативы и самостоятельности, навыков социализации.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

  • Динамика изменений в состоянии психофизического и

нравственного здоровья обучающихся.

  •  Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья

педагогов.

  •  Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.
  •  Количественный и качественный показатели участия школьников в районных спортивных соревнованиях.

Формы представления результатов программы:

  • Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы по здоровьесбережению.
  •  Методические рекомендации и разработки по проблеме 

здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"

Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

Комплексно-целевая программа Здоровье

1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2.      Номинация: «Физическая культура и здоро...

Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"

Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку,традициям и обычаям родной страны»

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя любовь к малой Родин...