Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"
методическая разработка по физкультуре на тему
Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-Коллегиум» г. Алушты
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР Директор школы
________Н.А. Горбачева ________О.Г. Противенская
«___»__________201__ г. Приказ от «__»_______201__г. №__
2015 год
Методологический паспорт
комплексно-целевой программы
Наименование комплексно-целевой программы по здоровьесбережению: | «Здоровье и физическая культура» |
Заказчик: | Совет школы
|
Адресация программы: | Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях |
Руководитель программы: | Белоусова Оксана Витальевна, учитель физической культуры МОУ «Школа-Коллегиум» |
Основные разработчики: | Заместитель директора по воспитательной работе, фельдшер ФАП, психолог, социальный педагог и учитель физической культуры |
Сроки реализации программы: | 2015 – 2020 гг. |
Цель программы: | Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся |
Пояснительная записка
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Человека можно считать здоровым, если для него характерно стабильное позитивное мироощущение, и он способен реализовать свой потенциал роста и самовыражения и внести вклад в развитие общества.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.
Основная задача современной школы — «пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
Комплексно-целевая программа по здоровьесбережению «Здоровье и
физическая культура» — это разработанный набор актов, процедур и действий, направленных на формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Нормативно-правовая база программы
«Здоровье и физическая культура»
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
- «Конвенция ООН о правах ребенка»;
- «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон «Об образовании в Россйской Федерации»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04 февраля 2010 г., приказ № 271.
Цели:
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
- Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
- Укрепление материально-технической базы школы, поддержание условий обучения в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами.
- Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся».
- Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
- Обеспечение мотивации
- учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему
просветительной работы.
- Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Педагогические принципы:
- Добровольность участия каждого учащегося.
- Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
- Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
- Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
- Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
- Сотворчество педагогов и детей.
- Максимальное развитие детской инициативы.
- Тесное взаимодействие с семьей.
Направления педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся:
- формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;
- внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;
- отслеживание параметров здоровья всех участников
педагогического процесса;
- профилактика и коррекция социально вредных привычек
(табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);
- социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов.
Деятельность по реализации программы:
Учебная
- Уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира:
- изучение вопросов формирования здорового образа жизни;
- проектно - исследовательская работа учащихся «Вредные привычки и борьба с ними», «Значение занятий спортом для здоровья человека» и др.;
- динамические паузы между уроками;
- физкультминутки на уроках;
- предметные недели естественных наук, «здорового образа жизни».
2. Уроки физической культуры:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью,
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Внеурочная
- Классные часы.
- Организация родительских собраний по теме: «Здоровое питание», «Питание и здоровье ребёнка».
- Уроки здоровья.
- Проведение бесед с фельдшером ФАП о личной гигиене школьников, профилактике заболеваний.
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, привитию интереса к занятиям физической культуры.
- Педагогический совет по здоровьесберегающим технологиям.
- Подготовка методических рекомендаций для педагогов по вопросам здоровья.
- Школьные физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия (согласно календарному плану на учебный год).
- Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ.
- Работа спортивных кружков: «Подвижные игры»; «Спортивные игры» (волейбол); «Плавание»; «Лыжная гонка».
- Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях дополнительного образования.
- Участие в районных спортивно – массовых мероприятиях (согласно календарному плану на учебный год).
Здоровьесберегающая
- Диспансеризация учащихся.
- Диспансеризация работников школы.
- Профилактические прививки.
- Витаминизация.
- Работа психолого-педагогической службы школы.
- Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим освещения, проветривание помещений, режим работы школы, структура урока, психологический комфорт, горячее питание учащихся).
План реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель, ответственный за исполнение | |
| ||||
1.1 | - Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНа; - своевременный ремонт здания и оборудования; - регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование; -работа по благоустр.-ву территории и помещений школы; -организация летнего отдыха, труда и занятости школьников. | 2015-2020 г.г. | директор школы завхоз преподаватель-организатор ОБЖ завхоз зам.директора по ВР; начальник школьного лагеря | |
1.2 | Развитие материально-технической базы школы: - озеленение школьной территории; -организация питьевого режима; -установка нестандартных спортивных сооружений; -пополнение спортивного оборудования; -приобретение мультимедийных дисков по ЗОЖ; - приобретение учебно-методической литературы. |
2015-2020 г.г. | директор школы; завхоз | |
1.3 | Переподготовка и повышение квалификации педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья. Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы. | 2015-2020 г.г. | зам. директора по ВР; учитель физкультуры зам. директора по ВР | |
1.4 | Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках. | 2015-2020 г.г. | методический совет | |
| ||||
2.1 | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся, учебной нагрузки; здоровья учителей. | 2015 -2020 г.г. | зам.директора по ВР; фельдшер ФАП; соц. педагог; педагог – психолог | |
2.2 | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки. | 2015-2020 г.г. | зам. директора по ВР; учитель физкультуры | |
коррекционных мероприятий для обучающихся | ||||
3.1 | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов. | 2015-2020 г.г. | директор школы | |
3.2 | Проведение профилактических медицинских осмотров школьников. | ежегодно | медработники | |
3.3 | Определение группы занятий по физкультуре. | ежегодно | медработники | |
3.4 | Проведение иммунопрофилактики гриппа. | ежегодно | фельдшер ФАП | |
3.5 | Организация отдыха учащихся в школьном лагере. | ежегодно в каникулярный период | зам. директора по ВР; начальник школьного лагеря | |
3.6 | Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях. | 2015-2020 г.г. | педагог-психолог | |
3.7 | Проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен. | 2015-2020 г.г. | учитель физкультуры; учителя-предметники | |
3.8 | Инструктажи по ОТ на уроках, при проведении мероприятий. | 2015-2020 г.г. | учителя-предметники, кл. руководители | |
3.9 | Проведение декады здорового образа жизни. | 2015-2020 г.г. | классные руководители | |
3.10 | Акции: «Курить или не курить», «Мир без наркотиков». | 2015-2020 г.г. | классные руководители | |
3.11 | Психологические познавательно-развивающие занятия. | 2015-2020 г.г. | педагог-психолог | |
| ||||
4.1 | Различные формы урочной и внеурочной деятельности: - уроки здоровья; - уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира. | 2015-2020 г.г. | зам. директора по ВР кл.руководители учителя-предметники | |
4.2 | Организация изучения правил дорожного движения с детьми согласно планам. | ежегодно | учитель ОБЖ | |
4.3 | Организация и проведение олимпиад, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. | ежегодно | зам. директора по ВР; учитель физкультуры | |
| ||||
5.1 | Различные формы работы с родителями учащихся: *беседы; анкетирование; *родительские собрания; *спортивные мероприятия. Примерная тематика: - значение режима питания; - организация труда и отдыха в семье; - возрастные и психологические особенности старших подростков; - значение занятий спортом для здоровья детей; - отрицательное влияние алкоголя, наркотиков, курения; - закаливание как профилактика простудных заболеваний; - здоровье и выбор профессии; - соблюдение правил личной и общественной гигиены; - вопросы полового воспитания. | Постоянно | зам.директора по УР; зам. директора по ВР | |
| ||||
6.1 | Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями. | 2015-2020 г.г. | зам. директора по ВР | |
6.2 | Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные СМИ. | 2015-2020 гг. | зам. директора по ВР | |
6.3 | Организация урока физкультуры с учётом мониторинга уровня физического здоровья учащихся. | 2015-2020 г.г. | зам. директора по УР; учитель физкультуры | |
6.4 | Проведение методических дней: -формирование философии здоровья средствами искусства; - использование в работе учителя здоровьесберегающих технологий. | 2015-2020 г.г. | зам. директора по ВР |
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
- Укрепление социально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физически нравственного, морального и социального здоровья школьников.
- Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
- Динамика изменений в состоянии психофизического и
нравственного здоровья обучающихся.
- Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья
педагогов.
- Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.
- Количественный и качественный показатели участия школьников в районных спортивных соревнованиях.
Формы представления результатов программы:
- Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы по здоровьесбережению.
- Методические рекомендации и разработки по проблеме
здоровьесбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"
Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...
Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»
Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это управленческий документ, ...
Комплексно-целевая программа Здоровье
1. Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2. Номинация: «Физическая культура и здоро...
Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"
Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку,традициям и обычаям родной страны»
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя любовь к малой Родин...