Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"
методическая разработка по теме
Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_edinogo_obrazovatelnogo_prostranstva.docx | 354.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-целевая программа
«Создание профильной образовательной среды, обеспечивающей вариативность образования на основе индивидуальных образовательных траекторий
на 2009 – 2012 г.г.»
Выполнила:
заместитель директора по УМР
МОУ средней общеобразовательной
школы №10 с углублённым изучением предметов
Дунаева Галина Александровна.
Город Дмитров, 2010 г.
Тема: «Создание профильной образовательной среды, обеспечивающей вариативность образования на основе индивидуальных образовательных траекторий
на 2009 – 2012 г.г.»
Обоснование программы.
Социальный заказ, который выполняет школа в последние годы, сформулирован на основе законодательных актов федерального и регионального уровней и социокультурных факторов, контингента учащихся и их родителей.
В лучших традициях школы – уметь работать с талантливыми детьми, растить их, ориентировать на поступление в вуз.
При оценке эффективности работы школы следует принять во внимание некоторые факторы, влияющие на социально-педагогическую систему:
- Географический фактор её расположения – школа расположена в спальном районе, не имеющем промышленных предприятий, что оказывает положительное влияние на здоровье школьника;
- Близкое соседство других образовательных учреждений, приходится выдерживать постоянную конкуренцию. С одной стороны, это нелегко, с другой – хороший стимул для коллектива учителей в совершенствовании своего педагогического мастерства;
- Демографический фактор. Микрорайон школы «стареет», численность учащихся сокращается. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся. А значит найти школе свою «привлекательность для родителей и учащихся;
- Возникает и кадровый вопрос. Большинство учителей имеет большой стаж работы, вопрос трудоустройства учителей «разрешается» естественно- выходом педагога на пенсию. Молодые учителя в школу не идут;
- Состояние здания школы, которое регулярно ремонтируется и поддерживается в соответствующей норме (санитарно-гигиенической и др.);
- Состояние финансовой, материально-технической, учебной и методической базы школы поддерживается за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
В определении заказа школе большую роль играют требования, предъявляемые учащимися и их родителями к качеству образования (вариативности обучения).
Удовлетворённость родителей находится на среднем уровне, что заставляет задуматься о расширении сферы образовательных услуг, как за счёт вариативной части образовательной программы, так и за счёт дополнительного образования.
Анализ результатов, анкетирование родителей и учащихся свидетельствует о значительном интересе к изучению иностранных языков, углублению знаний в области математики, русского языка, обществознания, естествознания, экономики.
Полученные данные говорят о том, что ориентация выпускников и их родителей на высшее образование достаточно высока.
Главная идея, положенная в основу программы – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Правовое обоснование программы |
| |
Цель программы | Создание образовательной среды, обеспечивающей успешность решения учащимися ситуации жизненного выбора и будущего профессионального становления, посредством перехода школы на профильное обучение, вне зависимости от их психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей. | |
Задачи программы |
| |
Сроки и этапы реализации программы | Начало – сентябрь 2009 , окончание – май 2010 года. 1. Первый этап (2009 г), Диагностико – конструирующий: формирование позитивного образа образовательного учреждения. Создание пакета нормативных документов, обеспечивающих статус школы. 2. Второй этап (2009 – 2012 г.г.). Этап реализации : разработка целевых подпрограмм для реализации программ, утверждение приоритетных направлений развития системы. 3. Третий этап (2011-2012 г.г.). Этап обобщения: отслеживание, корректировка и обобщение результатов нововведений. | |
Ожидаемые результаты | Предполагается получение следующих результатов: На уровне учащихся: - повышение уровня знаний , способствующее самообразованию; -достижение модели «выпускник школы» - в идеальном приближении личность, духовно, физически и социально здоровую способную управлять своим здоровьем и формировать его; - формирование осознанного отношения и ответственности школьника к процессу обучения и готовности учащихся к освоению образовательной среды; - осознанное профессиональное самоопределение школьника. На уровне образовательного процесса: - переход содержания на профильное обучение и углублённое изучение предметов; - достижение качественно нового уровня в индивидуализации образовательного процесса через индивидуальные образовательные программы; - переход учителя к практико-ориентированной и исследовательской деятельности на уроке; - реализация здоровьесберегающих технологий образовательного процесса; - создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе. | |
Целевые показатели и измерители. | Отражены в таблице № 1. | |
Финансирование программы | Финансирование программы осуществляется за счёт муниципального и внебюджетного финансирования, спонсоров и добровольных взносов родителей учащихся. |
Для исследования эффективности реализации программы будут использоваться внутренние и внешние критерии и показатели.
Таблица №1.
Важные целевые показатели программы | Текущие значения (%) | Целевое значение по годам (%) | ||
2009 г. | 2010г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Рост достижений школьников | 45 | 53 | 57 | 60 |
Уровень обученности | 51 | 54 | 60 | 65 |
Уровень здоровья участников программы | 49 | 53 | 60 | 62 |
Уровень адаптации | 50 | 55 | 60 | 75 |
Готовность к выбору образовательной траектории и самоопределению | 36 | 48 | 65 | 75 |
Осознанный выбор профиля | 50 | 60 | 70 | 80 |
Эффективность профориентационной работы | 65 | 70 | 80 | 90 |
Уровень нравственного развития | 50 | 60 | 70 | 80 |
Профессиональный рост педагогического коллектива | 56 | 65 | 75 | 85 |
Готовность учителя к работе по индивидуальным образовательным программам | 50 | 70 | 80 | 100 |
Эффективность модели профильной школы | 45 | 50 | 65 | 80 |
Удовлетворение всех субъектов развития жизнедеятельностью школы | 45 | 60 | 70 | 85 |
Экономическое и материальное развитие учреждения | 50 | 60 | 70 | 85 |
Ресурсное сопровождение.
Создаются и будут созданы следующие ресурсы образовательной среды:
Нормативно-правовые: формирование пакета утверждённых комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели школы: организация предпрофильной подготовки и профильного обучения, программа самоопределения и самообразования учащихся и др.;
разработка и утверждение документов, регламентирующих профильное обучение, исследовательскую деятельность, самоуправление;
введение общественного управления: положение об Управляющем совете, положение о выборах в состав Совета школы, изменения в договоре с Учредителем, положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников, Устав школы, локальные акты и положения для перехода на индивидуальные учебные планы.
Кадровые: подбор высококвалифицированных педагогов для профильного обучения, использование ресурсов социальных партнёров, обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима.
Научно – методические: работа творческих, проблемных, исследовательских групп, функционирование психолого-педагогических семинаров; издательская деятельность и распространение опыта по реализации инновационных образовательных программ, введение портфолио учителя и др.
Программно – методические: банк методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в разноуровневых профильных и базовых классах, классов с углублённым изучением предметов, разработка рекомендаций по технологии профильного, индивидуального обучения, программ элективных курсов, индивидуальные карты развития учащихся.
Информационные: внутренняя локальная сеть, информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе, сайт и другие носители информации.
Организационные: учебный план и расписание для работы по индивидуальным учебным планам; организация процесса обучения с учётом индивидуальных карт развития ребёнка, сетевое расписание.
Материально – технические: приобрести аудио и видеотехнику, пополнить фонд библиотеки учебниками, методической и художественной литературой.
Финансовые: программа стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, привлечение внебюджетных финансовых средств, поиск дополнительных источников финансирования бюджета развития школы с учётом внебюджетных доходов, переход на новую оплату труда педагогических работников.
Концепция программы предусматривает обучение учащихся на доступном уровне сложности учебного материала, развитие личностного потенциала каждого ученика и воспитание их в процессе деятельности в рамках образовательных программ, способствующих адаптации школьника к жизнедеятельности в обществе, к саморазвитию и самореализации.
Исходя из проведённого исследования потребностей в образовательных услугах, школа, в первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребёнка, на создание такого образовательного пространства, которое позволило бы развить их личностный потенциал. Это осуществляется посредством использования в образовательном процессе индивидуальных образовательных траекторий и сопутствующих им траекторий развития школьника.
В основе программы лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание:
- Ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребёнка, педагога и любого человека);
- Приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
- Необходимости ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
- Права на субъективность ребёнка по отношению к учебно-воспитательному процессу (свобода выбора ребёнком сфер приложения сил в организации школьной жизни).
Философия развития всей школы обусловлена наличием чёткой модели выпускника и выстроена на ценностных ориентирах, заложенных в эту идеальную модель. Идеальная модель, являясь инвариантным эталоном по форме, представляет вариативный результат по содержанию.
Модель выпускника школы «Я - концепция» рассматривается как личность, способную к созиданию.
Показателем подготовленности выпускника, его воспитанности, развитости, состояния здоровья, вытекающие из философии и миссии школы и являющиеся основанием для проектирования образовательной политики школы, является его устремлённость в будущее, выбор профессии.
Литература.
1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Приказ Минобразования России № 2783 от 18.07 2002).
2. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. – М., 2003.
3. Панов Н.В. Психологические аспекты развивающего образования, журнал. Педагогика. 1996 г., № 6.
4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М. Просвещение, 1998 г.
5. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования. журнал. Завуч – 2000 - №8.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....
Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве
Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательномпространств...
Формирование единого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы
Материал содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по формированию единого образовательного пространства на уроках. В работе использованны гиперссылки на видеоматериалы и пр...
« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».
Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....
Многодневные походы - способ создания единого образовательного пространства.
В работе описывается опыт работы Станции детского и юношеского туризма....
Создание единого образовательного пространства. Реализации практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Каждый ребенок талантлив, каждый признан, каждый представляет собой главную ценность и цель образования. Особое внимание в МБОУ «Гимназия №118», в которой я уже работаю три года, уделяется поиску и ре...