Комплексно-целевая программа Здоровье
материал по физкультуре по теме
1. Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна
2. Номинация: «Физическая культура и здоровье человека»
3. Название программы или разработки: комплексно-целевая программа «Здоровье»
4. Должность:заведующая спортивно-оздоровительным центром. Предмет преподавания: лечебная физическая культура
5. Название образовательного учреждения:муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей № 22 города Белово»
Краткая характеристика (аннотация) программы:
программа направлена на внедрение новых подходов к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; позволяет систематизировать работу педагогов по использованию современных здоровьесберегающих технологий укрепления здоровья. Содержит комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие коллектива школы, родителей и социума по вопросам сохранения здоровья детей. Предназначена для специалистов образовательных учреждений, занимающихся вопросами здоровьесбережения.
Содержание
Обоснование необходимости реализации Программы……………………………….. Ресурсы для эффективного решения поставленных задач…………………….……… Стратегические цели лицея по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни………………………………………………………………………………….….. Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей ……………………….…… Сроки реализации Программы ………………………………………………….……… Перечень и описание программных мероприятий по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни …………………………………………………………….…... Ожидаемые конечные результаты …………………………………….……………….. Система организации контроля за исполнением Программы ……………….………. Критерии оценки достижения результатов по каждому направлению……………… Логико-структурная матрица ..……………………………………………………….… Литература………………………………………………………………………………..
| 3 6
10 10 11
11 12 13 15 16 20
|
1. Обоснование необходимости реализации Программы
1.1. Социально-экономическая ситуация на территории региона и лицея
Медицинская статистика свидетельствует о резком ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения. 35-40% детей России страдают хроническими заболеваниями. В Кузбассе с его техносферной специализацией, неблагоприятной экологической ситуацией и климатическими особенностями 87% детей страдают хроническими заболеваниями. Обращаемость подростков к врачу на 1000 человек выше, чем в среднем по стране, а заболеваемость по злокачественным новообразованиям в 4 раза больше. К окончанию школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий - близорукость, нарушение осанки. [4].
Национальная доктрина образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. №751, признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благополучных условий для развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания у него трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также воспитания понимания ценности здорового образа жизни.
Процесс обучения часто связан со значительными интеллектуальными и эмоциональными нагрузками не только учащихся, но и педагогов, с гиподинамией, что приводит к ухудшению функций вегетативной нервной системы: появляется усталость, вялость, сонливость, раздражительность, головная боль, рассеянность, снижение умственной работоспособности.
Изучив организацию учебно-воспитательного процесса в 2007 году в лицее определили:
· на уроках физики и химии в старших классах не были проведены физминутки;
· физминутки на уроках литературы в 5-х и 6-х классах не соответствуют виду деятельности на уроке;
· ценность здоровья не сформирована у 70% учащихся лицея;
· культура здорового образа жизни в семье не сформирована у 38% учащихся.
Этим объясняются трудности и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и школьники: плохое усвоение учебных программ, недостаточная реализация имеющихся знаний, умений, навыков, переутомление и, как следствие, ухудшение здоровья. В то же время при создании здоровьесберегающей школьной среды вырабатывается единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что способствует повышению мотивации участников воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни.
Существуют некоторые социально-экономические проблемы муниципального образования, отрицательно влияющие на процесс здоровьесбережения обучающихся:
· отсутствие финансирования здоровьесберегающей деятельности;
· сокращение в школах города ставок педагогов-психологов, валеологов, других специалистов по здоровьесбережению;
· некоторые платные услуги (бассейн, лыжи, массаж);
· низкое качество медицинского обслуживания;
· неблагополучная ситуация в социуме по вредным привычкам.
1.2. Региональные особенности, влияющие на состояние здоровья обучающихся
Особенно остро стоит проблема сохранения здоровья населения городов и поселков, градообразующими предприятиями которых являются угольные шахты, разрезы.
Из факторов, влияющих на состояние здоровья лицеистов, значимыми являются:
- неблагоприятная экологическая ситуация (открытая добыча угля характеризуется наличием в воздухе угольной пыли, повышенным радиационным фоном);
- ограниченность возможностей реализации возрастающих потребностей жителей в общении с природой в ее первозданном, естественном состоянии как следствие отрицательного влияния горных работ на ландшафт и водоемы окружающей территории.
1.3. Параметры здоровьесбережения образовательного пространства
Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов.[14].
В формировании здоровьесберегающего пространства лицея участвуют все субъекты образовательного процесса: учителя, учащиеся, родители. При поступлении в лицей с родителями и учащимися заключается договор, что делать участникам учебно-воспитательного процесса, чтобы сохранить здоровье.
Нами разработаны и реализуются здоровьесберегающие программы, стратегия противовирусной обороны. При анализе работы и перспективном планировании приоритетное значение имеют результаты мониторинга состояния здоровья, вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Вопрос о состоянии здоровья участников образовательного процесса (при поступлении в первый класс, в период адаптации в пятом классе, при выборе профиля, на выходе из школы) ежегодно рассматривается на заседаниях научно-методического совета лицея и медико-психолого-педагогического консилиума.
Относительно условий по формированию и развитию культуры здорового образа жизни учителей и учеников сильными сторонами образовательного пространства лицея являются:
· заключение договоров со специалистами, которые будут осуществлять работу в спортивно-оздоровительном центре лицея: врач-педиатр, диагност, медсестра по массажу, медсестра физиокабинета, инструктор лечебной физической культуры, инструктор по плаванию, тренер, психолог, социальный педагог;
· наличие материальной базы спортивно-оздоровительного центра: физио- и диагностический кабинеты, зал лечебной физической культуры, массажный кабинет, фитобар, кабинет психологической разгрузки;
· работа спортивных секций по интересам, кружок туризма;
· обязательный третий час физической культуры с выбором учеником вида деятельности (плавание, художественная гимнастика, баскетбол, аэробика, спортивная гимнастика);
· традиционные дни и недели здоровья;
· мероприятия в рамках Дней здоровья параллельно урочной деятельности;
· система профилактических мероприятий (кварцевание, ароматерапия коридоров и рекреаций и др.);
· ежегодные спортивные соревнования в лицее;
· уроки ОБЖ с 3 по 11 класс;
· ежедневные прогулки в начальных классах после третьего урока;
· ежедневная пятиминутная утренняя гимнастика, динамическая пятиминутка после четвертого урока;
· работа спецкурса «Экология»;
· улучшение ассортимента и качества питания, «шведский стол» для старшеклассников.
Слабые стороныобразовательной системы лицея:
· с 2008 года нет руководителя группы здоровья для учителей, учителя вынуждены заниматься самостоятельно;
· пассивная позиция некоторых педагогов по применению здоровьесберегающих технологий;
· слабо развита интеграция содержания предметов, ориентированных на здоровый образ жизни, повышение мотивации на здоровый образ жизни;
· недостаточное взаимодействие с родителями по формированию мотивации и обеспечению здорового образа жизни обучающихся;
· недостаточно высокая мотивация учащихся на здоровый образ жизни;
· низкая двигательная активность у 30% учащихся;
· сокращение штатных единиц спортивно-оздоровительного центра.
1.4. Характеристика контингента обучающихся и их семей
Социальный состав семей обучающихся: 23 многодетных семьи, 12 – малообеспеченных, социально неблагополучных – нет.
40% - родители с высшим образованием, 60% - со среднеспециальным.
52% родителей рабочих специальностей, 48% - инженерно-технические работники и интеллигенция.
1.5. Описание проблемного поля
В лицее социальные нагрузки, приходящиеся на учащихся, характеризуются интенсификацией их умственного труда: планирование массовой компьютеризации учебной деятельности, введение дополнительных предметов, дополнительные лекции, работа с преподавателями вузов в выходные дни, позволяют считать, что процесс интенсификации умственного труда далек от завершения. О том, что процент утомляемости очень высокий, говорят результаты диагностического измерения с помощью аппаратно-программно-методического комплекса «Валеолог». Поэтому вопрос профилактики утомления актуален.
Диспансерный осмотр учащихся лицея (2005-2006 учебный год) показал следующие результаты:
· заболевания желудочно-кишечного тракта у 2,8% учащихся,
· заболевания щитовидной железы - 0,6%;
· сердечно-сосудистые заболевания -1,4%;
· нарушение зрения – 9,9%;
· сколиоз – 4,8%.
Последующие годы показали отсутствие увеличения количества учащихся с хроническими заболеваниями.
Распределение детей по группам здоровья осуществляется в лицее ежегодно. К 1 группе здоровья отнесены 47,6% учащихся, ко второй группе – 47,1%, к третьей группе – 5,3%, учащихся четвертой и пятой групп здоровья в лицее нет. Эти цифры если и претерпевают изменения, то незначительные.
Учащиеся третьей группы здоровья занимаются по отдельной программе. Но крайне необходимо повышенное внимание к функциональным отклонениям учащихся, отнесенных ко второй группе здоровья, поскольку они в меньшей степени наблюдаются врачами, но опыт показывает, что именно у них формируется хроническая патология. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями.
1.6. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема заключается в несоответствии уровня здоровья лицеистов требованиям образовательного процесса. Для того чтобы усваивать знания общеобразовательных предметов, нужен средний и высокий уровень соматического и психологического здоровья. На это направлена работа по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р. (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.) были одобрены «здоровьесберегающиетехнологии». Поэтому деятельность педагогов лицея направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
В связи с этим возникает потребность в разработке и обосновании программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.
2. Ресурсы, которыми располагает лицей для эффективного решения поставленных задач
2.1. Кадровые:
Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности - 1
Заведующая спортивно-оздоровительным центром -1
Педагог-психолог – 1
Врач-педиатр - 1
Медицинская сестра – 1
Социальный педагог – 1
Медсестра-массажист – 1
Медсестра физиокабинета – 1
Тренер - 1
Инструктор по плаванию – 1
Учитель физической культуры – 3
Учитель основ безопасности жизнедеятельности - 1
2.2. Методические:
В лицее имеется следующее методическое обеспечение
Автоматизированные диагностические методики:
Аппаратно-программно-методический комплекс «Валеолог» включающий следующие программы:
1. «Вегетатика»
С помощью программы «Вегетатика» в зависимости от реакции сердечного ритма на ортостаз определяем нормальная или сниженная вегетативная регуляция сердечного ритма, функциональное состояние сердца и его диапазон к нагрузкам.
2. «Акупунктура»
Метод электропунктурной диагностики функционального состояния меридианов, основан на измерении электрокожного сопротивления.
3. «Дыхание»
Определение состояния органов дыхания с помощью тестов и измерителей.
4. «ЖКТ»
Определение состояния желудочно-кишечного тракта по алгоритмам.
5. «Психотестирование» - для определения степени тревожности.
6. «Антропометрия». С помощью данной программы определяется уровень физического развития, пропорциональность развития, индекс массы тела, осанка.
7. «Биологический возраст»
Определение степени старения организма.
Неавтоматизированные диагностические методики:
· Профориентационная диагностика: «Профессиональная мотивация учащегося» Л.А. Головей; «Краткий отборочный тест Вандерлика» (КОТ); «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (ДДО); «Карта интересов» А.Е. Голомшток; «Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося» Л.А. Головей; «Диагностика работоспособности» теппинг-тест Е.П. Ильина, «Активизирующий опросник» Пряжникова Л.С..
· Диагностика личностных особенностей: «Опросник Баса-Дарки» (в адаптации А.К. Асницкого); «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
· Оценка психо-эмоционального состояния: «Тест школьной тревожности» Филипса; «Самочувствие – Активность – Настроение» (САН); «Тест на выявление степени невротизации» (из СанПиН); «Цветовой тест Люшера».
· Оценка функционального состояния: «Диагностика работоспособности» теппинг-тест Е.П. Ильина.
· Диагностика познавательной сферы: «Тест интеллектуального развития» Р.Амтхауэра; прогрессивная матрица Равенна; «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова; «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова; тест Ландольта; интеллектуальный тест Кетелла.
· Диагностика индивидуально-типологических особенностей: «Патахарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко; «Акцентуации характера» опросник К. Леонгарда-Шмишека; опросник Айзенка по определению темперамента; тест «Темперамент и социотипы» Франца-Хейманса; «Вопросник для выявления доминирующего инстинкта» Гарбузова В.Н..
· Диагностика показателей социальной дезадаптации: «Диагностика уровня социально-педагогической запущенности» В.Р. Овчаровой; «Проективная диагностика уровня школьной тревожности» А.М. Прихожан; комплекс методик В. Кореневской «Комфортно ли ребенку в школе».
· Диагностика готовности к школьному обучению: матрицы Равенна (детский вариант); тест «Четвертый лишний»; методики Л.А. Венгера и В.В. Холмовского; шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера.
Коррекционно-развивающие программы:
· По коррекции психо-эмоциональной дезадаптации: «Групповая психотерапия с подростками» В.И. Гарбузова.
· По коррекции социально-психологической дезадаптации: «Приручи свой гнев» О.Мухиной, Г. Родионовой, Е. Скворцовой - программа социально-психологического тренинга.
· Педагогическая коррекция: «Руководство по организации самовоспитания школьников» Г.К.Селевко.
· По коррекции семейных отношений: «Тренинг с родителями подростков по развитию родительской компетенции» Г.И. Макарычевой.
· По развитию познавательных процессов: «Коррекционная программа по результатам тестирования» Е.И. Рогова.
· По развитию коммуникативной сферы: «Основы конструктивного общения» Т.П. Усольцевой, Т.Г. Григорьевой, Л.В. Линской.
Рабочие программы:
· Программа дополнительного образования по художественной гимнастике «Формирование грациозности и пластики учащихся средствами художественной гимнастики», автор-составитель Рыжкова О.С., тренер-преподаватель по художественной гимнастике.
· Программа дополнительного образования для групповых и индивидуальных занятий учащихся начальной школы«Основы валеологии», автор-составитель Штрафметова Е.В., руководитель МО учителей начальных классов.
· Программа групповых занятий с учащимися 1-11 классов «Плавание» авторского коллектива лицея №22.
· Программа групповых занятий с учащимися 8-13 лет «Развитие основных двигательных качеств учащихся на занятиях по баскетболу», автор-составитель Горчакова В.Ю., тренер по баскетболу.
· Программа дополнительного образования в младших классах «Школа мяча», автор-составитель Гусев С.В., учитель физической культуры.
· Учебная рабочая программа для детей с ослабленным здоровьем «Лечебная физическая культура», автор-составитель Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром, учитель лечебной физической культуры.
· Программа дополнительного образования «Курс хореографии», автор-составитель Кузнецова И.В., хореограф.
· Программа развивающих занятий для младших школьников «Я расту, я развиваюсь», автор-составитель Виноградова Т.П., педагог-психолог.
Профилактические программы:
· «Профилактика утомления у школьников в процессе образовательной деятельности», автор-составитель Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром.
· «Вредные привычки и их влияние на здоровье», автор-составитель Салихова Н.Н., педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
· «Стратегия противовирусной обороны», авторы-составители: Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром; Моргалев Ю.Н., заведующий центром валеологии Томского государственного университета.
2.3. Материально-технические
Материальная база лицея:
Наименование кабинета | Оснащение кабинета |
Медицинский кабинет | Письменный стол; стулья; шкаф со средствами для оказания неотложной помощи; холодильник (для вакцин и медикаментов); умывальная раковина; водонагреватель; ведро с педальной крышкой; весы медицинские; ростомер; спирометр; динамометр ручной; лампа настольная для офтальмологического и отоларингологического обследования таблица для остроты зрения, помещенная в аппарат Рота; тонометр; фонендоскоп; бикс маленький, бикс большой; шприцы одноразовые с иглами; пинцет; термометр медицинский электронный – 20 штук; ножницы; грелка резиновая; пузырь для льда; лоток почкообразный; шпатели металлические; носилки; шины пластмассовые для верхних конечностей. |
Процедурный кабинет | Ширма; кушетка; шкаф канцелярский; шкаф аптечный; медицинский столик: с набором прививочного инвентаря; кварц тубусный. |
Кабинет педагога-психолога | Шкаф канцелярский; стол письменный; набор мягкой мебели; компьютер; принтер; комплект диагностических методик; коррекционно-развивающие программы. |
Кабинет психологической разгрузки | Набор мягкой мебели; мягкий ковер; свечи; аромалампа; набор масел для ароматерапии; магнитофон; фонотека записей для проведения релаксации. |
Физиокабинет | Кушетка; шкаф канцелярский; кресло; кварц тубусный; ультразвук; «Луч-2»; диадинамические токи; электрофорез; ингалятор. |
Массажный кабинет | Кушетка; стол; стул; зеркало; электромассажоры: «Чародей», ПЭМ-1; «Коралл», Sculpturelle? Gellimassage. |
Зал ЛФК | Ковровое покрытие; зеркала; «дорожка» для профилактики плоскостопия; эспандеры для рук и для ног; мячи набивные; гантели; мячи; обручи; гимнастические палки; палочки массажные для стоп; коврики индивидуальные для профилактики плоскостопия; гимнастическая стенка; скакалки; скамейка гимнастическая; коврики для выполнения упражнений; магнитофон; фонотека. |
Спортивный зал | Гимнастика с основами акробатики: перекладина универсальная, конь гимнастический, мат поролоновый (2х2х0,1 м), мост гимнастический подкидной, стенка гимнастическая (2,4х0,8 м), брусья навесные универсальные. Легкая атлетика: планка для прыжков в высоту, секундомер однокнопочный, стойка для прыжков в высоту, финишная ленточка, мат поролоновый (2х1х0,1), дорожка разметочная для прыжков и метания. Плавание: секундомер однокнопочный, свисток игровой. Атлетическая гимнастика: горка для блинов и гантелей, скамья атлетическая, стенка гимнастическая (2,4х0,8 м), тренажер – доска наклонная универсальная, тренажер – перекладина навесная универсальная, гантели литые 2 кг, гантели литые 3 кг, гантели литые 4 кг. Художественная гимнастика: мячи гимнастические, ленты, обручи, булавы. Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол: мат поролоновый (2х1х0,1), мячи баскетбольные, мячи волейбольные, мячи футбольные, свисток игровой, секундомер однокнопочный, сетка волейбольная, флажки разметочные, щит тренировочный навесной с кольцом и сеткой. Лыжная база. |
Танцевальный зал | Мягкое ковровое покрытие; зеркала; «станки»; пианино; магнитофон; фонотека; скамейки; стол письменный; стул. |
Фитобар | Стол; табуреты; мебель мягкая для кухни; шкаф навесной для хранения трав; барная стойка; 4 термоса. |
Бассейн, сауна | Бассейн с двумя ваннами; сауна; душевые; раздевалки с индивидуальными шкафчиками; скамейки. |
Кабинет диагностики | Автоматизированный аппаратно-программно-методический комплекс «Вегететика» с набором программ: «Вегетатика» (для определения вегетативной регуляции сердечного ритма); «Акупунктура» (метод электропунктурной диагностики функционального состояния меридианов основан на измерении электрокожного сопротивления); «Дыхание» (определяем состояние органов дыхания); «ЖКТ» (определение состояния желудочно-кишечного тракта по алгоритмам); «Психотестирование» (для определения степени тревожности); «Антропометрия»; «Биологический возраст». |
Зимний сад | Комната экзотических растений; аквариум; фонтан; комната каскадных и вьющихся растений; столы; скамейки; инвентарь для ухода за растениями; ящики для рассады. |
Столовая | Столы; стулья; на столах солонки и салфетки.Морозильная камера для мяса, морозильная камера для рыбы, холодильник, холодильник для гастрономии, холодильник для проб, электропечи, тестомешалка, электромясорубка, варочный бак, жарочный шкаф, посудомоечная машина, стиральная машина, водонагреватели, разделочные столы. |
Классные комнаты | Регулируемая мебель; конторки в начальных классах; ростовая линейка; комнатные растения; лампы с люминесцентным освещением; бутилированная питьевая негазированная вода. Кабинеты с аудиосопровождением. Кабинеты лекционного типа. |
2.4. Информационные ресурсы
Модемная связь, Internet, электронная почта. В 4 кабинетах интерактивные доски, проекторы. 4 компьютерных класса. В кабинетах начальных классов компьютер с установленными учебными программами для индивидуальных занятий по русскому языку, математике, окружающему миру. Библиотека оснащена электронным каталогом систематической картотеки статей (СКС). В читальном зале – мультимедийный комплекс: экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, сканер; автоматизированная информационная библиотечная система (АИБС «МАРК–SQL– версия для школьных библиотек»).
3. Стратегические цели лицея по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ
Цель: создание в лицее условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
4. Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей
- Повысить мотивацию участников воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни.
- Формировать культуру здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
- Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
- Организовать систему взаимодействия коллектива лицея и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
- Внедрить новые подходы к созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового образа жизни.
5. Сроки реализации Программы
2008-2012 годы
6. Перечень и описание программных мероприятий (виды мероприятий) по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ:
· Материально-техническое оснащение медицинских кабинетов
- Оснастить плантографом деревянным.
- Приобрести штатив пластмассовый и 10 пробирок.
- Приобрести гортанный шприц.
- Заменить весы медицинские и ростомер.
· Материально-техническое оснащение учебных помещений с учетом санитарно-гигиенических норм для различных возрастных контингентов обучающихся
- Заменить в кабинетах тюлевые занавеси на жалюзи.
- Оснастить кабинеты начальных классов спортивными уголками.
- Полностью укомплектовать начальные классы конторками.
- Продолжить практику оборудования кабинетов для старших классов в аудитории лекционного типа.
- Заменить освещение лампами накаливания на люминесцентное в кабинетах №№304, 302, 213, 202, 225, в спортивном зале и зале хореографии.
· Материально-техническое и методическое оснащение кабинетов физкультуры, спортивных помещений, участка школы
- Приобрести для кабинета лечебной физкультуры велотренажор, тренажор для коррекции осанки, эспандеры кистевые, мячи большие.
- Приобрести для физкультурного зала перекидное табло, бревно гимнастическое. Заменить щиты баскетбольные, кольца баскетбольные.
· Материально-техническое и методическое оснащение оздоровительных кабинетов, кабинетов психологической разгрузки
- Пополнить фонотеку комнаты психологической разгрузки дисками с записями классической музыки.
- В массажный кабинет установить вытяжной вентилятор.
- Приобрести комплекс биологически обратной связи (БОС) «Здоровье».
· Профилактические мероприятия на территории лицея с различными контингентами обучающихся
- Реализация программы «Стратегия противовирусной обороны».
- Индивидуальная работа с часто длительно болеющими детьми и их родителями.
- Организация системы работы с учащимися подготовительной группы здоровья.
· Оздоровительные мероприятия на территории лицея с различными контингентами обучающихся
Продолжить оздоровительные мероприятия с помощью массажа, физиопроцедур, ингаляций, фитотерапии, лечебной физической культуры.
· Санитарно-просветительская работа с обучающимися, педагогическим коллективом, родительской общественностью (профилактические, образовательные, воспитательные программы здоровьесберегающей направленности
1. Провести заседания методического объединения «Оптимизация уровня образования на уроках физической культуры», «Новые подходы к организации образовательного процесса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности в период модернизации образования».
2. Провести заседание круглого стола участников образовательного процесса «Мы - за здоровый образ жизни».
3. Организовать цикл лекционных занятий с приглашением специалистов социально-психологического центра «Откровение».
4. Проведение совместно с родителями рейда по организации рационального питания в лицее и соблюдению СанПиНов.
5. Совершенствовать подходы к организации здоровьесберегающего урока через семинары «Активная сенсорно-развиавющая среда лицейского урока», открытые уроки, мастер-классы, взаимопосещаемость уроков, внедрение элементов технологии В.Ф. Базарного в среднем звене, проведение интегрированных уроков.
6. Повышение и подтверждение учителями квалификационной категории.
· Развитие физической культуры и спорта на территории лицея
- Внедрение технологии непрерывного физического воспитания.
- Проведение спортивно-интеллектуальных соревнований и праздников совместно с родителями.
- Проведение внутрилицейской спартакиады.
- Проведение ежегодных соревнований по художественной гимнастике.
· Мероприятия по активизации творческой активности обучающихся в сфере сохранения и укрепления здоровья, пропаганде здорового образа жизни (конкурсы, проектная деятельность, фестивали, игры и т.д.)
- Продолжить просветительско-воспитательную работу с обучающимися в ходе реализации «Программы действий по повышению мотивации учащихся на здоровый образ жизни», программы «Формирование культуры ведения здорового образа жизни» по вопросам профилактики вредных привычек, повышения мотивации на здоровый образ жизни.
- Продолжить обучение школьников традиционным приемам здоровьесбережения через лекции, диспуты, тренинги по вопросам сохранения, укрепления здоровья, снятие эмоционального напряжения, обучение приемам релаксации и мобилизации.
- Создание Энциклопедии здоровья. Страницы энциклопедии: «Витамины – твои друзья»; «Здоровый образ жизни»; «Бабушкины рецепты».
- Конкурс «Класс высокой культуры здоровья».
- Конкурс творческих проектов «Измени мир сам», конкурс проектов «Спортивная площадка».
- Викторина «Путешествие в олимпийский мир» для учащихся среднего звена и старших классов; «Витаминка» для учащихся младших классов.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Ø Снижение количества обучающихся, предрасположенных к вредным привычкам.
Ø Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни на 10%.
Ø Отрицательное отношение к табакокурению, нарко- и токсикомании у 100% учащихся лицея.
Ø Увеличение количества учащихся с высоким уровнем мотивации на здоровый образ жизни на 20%.
Ø Соблюдение принципов правильного питания 90% учащихся.
Ø Снижение пропусков уроков физической культуры без уважительной причины на 10%.
Ø Стабильное качество успеваемости по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности (не ниже 90%).
Ø Сформированность культуры здоровья, умения вести здоровый образ жизни у 80% участников воспитательно-образовательного процесса.
Ø Повышение активности учителей, представляющих свой опыт по проблемам здоровьесбережения, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбережению, семинарах, спецкурсах.
Ø Снижение заболеваемости учителей.
Ø Отсутствие психологического дискомфорта в педагогическом коллективе.
Ø Увеличение количества учителей, ведущих здоровый образ жизни.
Ø Увеличение количества родителей, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбережению, в управлении.
Ø Позитивная оценка родителями качества здоровьесберегающей деятельности в лицее.
Ø Улучшение самочувствия, активности, настроения учащихся в школе и дома.
Ø Внедрение системы психолого-педагогического сопровождения и системы здоровьесберегающих мероприятий в учебно-воспитательный процесс.
Ø Соответствие организации учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиН.
Ø Отсутствие психологического дискомфорта учащихся на уроке и во внеурочное время.
Ø Снижение заболеваемости учащихся острыми респираторными вирусными инфекциями.
Ø Отсутствие у учащихся случаев обострения хронических заболеваний.
8. Система организации контроля за исполнением Программы
Вопрос контроля |
Вид контроля |
Ответственный | Форма обсуждения результатов |
Степень готовности кабинетов к учебному году, соответствие учебных кабинетов СанПиНам для различных возрастных контингентов обучающихся | Оперативный | Майорова И.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Совещание административ-ной комиссии, приказ |
Адаптация учащихся 1-х классов | Классно-обобщающий | Штрафметова Е.Н., заместитель директора | Совещание при директоре |
Адаптация учащихся 5-х классов | Классно-обобщающий | Штрафметова Е.Н., заместитель директора | Совещание при директоре |
Степень активности сенсорно-развивающей среды лицейского урока: двигательная активность, элементы активной и пассивной профилактики зрительного утомления и близорукости учащихся, условия повышения познавательной активности, оптимизация уровня тревожности детей | Тематический | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром | Научно-методический совет |
Система оценивания учащихся на уроках физической культуры при рейтинговой системе оценивания | Текущий | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром | Совещание при заместителе директора, справка |
Сформированность ценности здоровья учащихся. Сформированность культуры здорового образа жизни в семье | Текущий | Салихова Н.Н., учитель основ безопасности жизнедеятельности | Совещание при заместителе директора, справка |
Исполнение решений педсовета «Здоровьесберегающий аспект урока» | Текущий | Майорова И.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Информация к педсовету |
Развитие физических качеств с помощью круговой тренировки на уроках физкультуры (Горчакова В.Ю.).
| Индивидуаль-ный | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром
| Справка |
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья на территории лицея с различными контингентами обучающихся | Текущий | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром
| Совещание при директоре, отчет |
Оптимизация уровня образования на уроках физической культуры | Тематический | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром | Заседание кафедры |
Новые подходы к организации образовательного процесса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности в период модернизации | Тематический | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром
| Заседание кафедры |
Вовлечение родителей учащихся 1-4 классов в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Тематический | Кускова А.Б., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
| Совещание при директоре, отчет |
Вовлечение родителей учащихся 5-8 классов в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Тематический | Шмонина Т.С., заместитель директора по воспитательной работе
| Совещание при директоре, отчет |
Вовлечение родителей учащихся 9-11 классов в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Тематический | Шмонина Т.С., заместитель директора по воспитательной работе | Совещание при директоре, отчет |
Соблюдение «Положения о рейтинговой системе оценивания результатов учебной деятельности на уроках физической культуры учащихся 4-11 классов» | Текущий | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром | Совещание при директоре |
Организация системы работы по подготовке к городской спартакиаде | Текущий | Гусев С.В., учитель физической культуры | Совещание при заместителе директора |
Отчет по темам самообразования педагогов спортивно-оздоровительного центра | Тематический | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром | Открытое заседание кафедры спортивно-оздоровительного центра |
Организация мониторинга здоровьесберегающей среды | Текущий | Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром | Научно-методический совет |
Формирование знаний по здоровьесбережению на уроках | Текущий | Хребтова Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Отчеты учителей предметников, справка |
9. Критерии оценки достижения результатов по каждому направлению
Количественные
· Снижение умственной утомляемости учащихся: не менее чем у 80% младших школьников, не менее чем у 70% учащихся 5-8 классов, не менее чем у 60% учащихся 9-11 классов.
· Сформированность культуры здоровья, умения вести здоровый образ жизни не менее чем у 80% участников воспитательно-образовательного процесса.
· Положительные отзывы 90% реальных потребителей воспитательно-образовательного процесса лицея (родителей, обучающихся, общественности) о здоровьесберегающей деятельности лицея.
Качественные
· Увеличение востребованности в здоровьесбеоегающих мероприятиях участников воспитательно-образовательного процесса.
· Улучшение в лицее условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
· Отсутствие отрицательной динамики простудными заболеваниями.
· Высокая мотивация посещения уроков физической культуры у 90% обучающихся.
· Оптимизация уровня тревожности на уроках физической культуры у 100% обучающихся.
· Позитивная динамика участия родителей в организации спортивно-оздоровительной работы.
Логико – структурная матрица
Цель:Создание в лицее условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-
образовательного процесса.
Задачи | Критерии | Индикаторы (измерители) | Результат |
1. Повысить мотивацию участников воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни. | · Отрицательное отношение к вредным привычкам · Положительное отношение к здоровьесберегающим мероприятиям · Высокая мотивация посещения уроков физической культуры · Сформированность у обучающихся ценности здоровья, умения вести здоровый образ жизни
| · Технологические карты посещения уроков · Сводная ведомость успеваемости · Рейтинговые листы по физической культуре · Количество учащихся, посещающих спортивные секции · Анкетирование: – «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»; - «Определение осведомленности о нарко- и токсикомании»; - «Определение осведомленности о пагубности курения» · «Тест по оценке образа жизни» | 1. Снижение количества обучающихся, предрасположен-ных к вредным привычкам 2. Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни на 10% 3.Отрицательное отношение к табакокурению, нарко- и токсикомании у 100% учащихся лицея
|
2. Формировать культуру здоровья участников воспитательно-образовательного процесса | · Стабильность качества успеваемости по физической культуре и ОБЖ · Отсутствие вредных привычек у участников учебно-воспитательного процесса · Позитивная динамика участия в спортивных соревнованиях
| · Классный журнал успеваемости · Анкетирование: - «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья» · Тест - «Правильно ли Вы питаетесь» - «Проверьте свой уровень физической активности»
| 1. 90% учащихся соблюдают принципы правильного питания 2. Снижение на 10% пропусков уроков физической культуры без уважительной причины 3. Стабильное качество успеваемости по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности (не ниже 90%) |
3. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения | · Позитивная динамика количества педагогов МО, представляющих свой опыт по проблемам здоровьесбережения · Увеличение количества педагогов, посещающих мероприятия по здоровьесбережению · Активность учителей в организации и проведении семинаров, спецкурсов по здоровьесбережению · Позитивная динамика показателей степени социально-психологической комфортности в педагогическом коллективе лицея | · Удостоверения о прохождении курсов по здоровьесбережению · Самооценка и экспертная оценка профессиональных компетенций педагогов лицея · Квалификационные категории, звания, награды педагогов лицея и спортивно-оздоровительного центра · Выявление степени социально-психологической комфортности в педагогическом коллективе (по Е.Кореневской) · Анкета по определению активности педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни · Технологические карты посещения мероприятий по здоровьесбережению | 1. Повышение активности учителей, представляющих свой опыт по проблемам здоровьесбережения, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбереже-нию, семинарах, спецкурсах 2. Снижение заболеваемости учителей 3. Отсутствие психологического дискомфорта в педагогическом коллективе 4. Увеличение количества учителей, ведущих здоровый образ жизни |
4. Организовать систему взаимодействия коллектива лицея и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни | · Позитивная динамика участия родителей в организации спортивно-оздоровительной работы · Мотивация на сохранение и укрепление здоровья в семье и в школе | · Анкетирование «Отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни в семье» · Анкетирование «Отношение родителей к здоровьесберегающей деятельности лицея» | 1. Увеличение количества родителей, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбереже-нию, в управлении 2. Позитивная оценка родителями качества здоровьесберегаю-щей деятельности в лицее 3. Улучшение самочувствия, активности, настроения учащихся в школе и дома |
5. Внедрить новые подходы к созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового образа жизни | · Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе · Положительные отзывы участников воспитательно-образовательного процесса лицея о здоровьесберегающей деятельности лицея · Отсутствие отрицательной динамики заболеваемости · Позитивная динамика показателей степени психологической комфортности учащихся на уроке и во внеурочное время | · Система оценивания работы коллектива лицея по сохранению, укреплению и формированию социального здоровья школьников: - соматическое здоровье, - физическое развитие, - физическая подготовка, - патологическая пораженность · Контроль за соблюдением СанПиН, урочный контроль и т.д. · Медицинские справки · Тестирование «Комфортно ли ребенку в школе» · Технологические карты посещения урока
| 1. Внедрение системы психолого-педагогического сопровождения и системы здоровьесберегаю-щих мероприятий в учебно-воспитательный процесс 2. Соответствие организации учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиН 3. Отсутствие психологического дискомфорта учащихся на уроке и во внеурочное время 4. Снижение заболеваемости учащихся простудными заболеваниями 5. Отсутствие случаев обострения хронических заболеваний |
Литература
1. Балакирева, Н.И., Добрынина, О.А. Валеологизация образовательного процесса [Текст] / Н.И. Балакирева, О.А. Добрынина. – Новокузнецк: ИПК, 1999 г. – С. 72-75.
2. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков. Журнал «Директор школы» №2, 2004 г.
3. Вавилова, В.П. Как поддерживать ребенка? [Текст] / В.П. Вавилова. – М., 2002 г., - 52 с.
4. Ермакова, М.А. Формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка как социально-педагогическая проблема. [Текст] / М.А. Ермакова. – Internet.
5. Казин, Э.М., Лазутова, М.Н. Образование. Личность. Здоровье: Коллективная манография. [Текст] / Э.М. Казин, М.Н. Лазутова. – Кемерово, 1996 г., 160 с.
6. Казин, Э.М. Методологические основы управления процессом валеологизации образовательной среды [Текст] / Э.М. Казин. – Кемерово, 2000 г., 109 с.
7. Концепция модернизации российского образования. [Текст].
8. Лизинский, В.М. О методической работе в школе. [Текст] / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 168 с.
9. Московченко, О.Н. Практикум по основам валеологии [Текст]/ О.Н. Московченко. – Красноярск, 1999. – 228 с.
10. Перевощикова, Н.К. Родительские чтения / Н.К. Перевощикова. – М., 2001 г.
11. Петухов, С.И. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс [Текст] / С.И. Петухов, Н.А. Петухова, Н.В. Коваленко. – Новокузнецк, 2002.
12. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. [Текст].
13. Петерсон, Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. / Л.Г. Петерсон. – М., 2004 г.
14. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: 2006г. С. 171-174.
15. Степанова, Е.Н. Личностно-ориентированный подход к работе педагога. [Текст] / Е.Н. Степанова. М.: «Творческий центр», 2004 г.
10.Третьяков, П.И.. Регион: управление образованием по результатам. «Теория и практика» [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: «Новая школа», 2001 г.
11. Ушаков, К.М. Ресурсы управления школьной организацией. [Текст] //
К.М. Ушаков. Библиотечный журнал «Директор школы» №4, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная целевая программа"Образование и здоровье школьника"
Программа рассчитана на учащихся школы (1-11кл) на 3 года.Программа с определенными направлениями( организация учебного процесса в соответствии с Санпином, двигательный режим школьника,использов...
Комплексная целевая программа по воспитательной работе "УОР "Мастер -Сатурн"-территория здоровья".
В программе раскрываются вопросы организации образовательного процесса, воспитательной, методической работы, направленной на формирование здоровьесбережения и доминанты на ЗОЖ....
Комплексно-целевая программа "Дорога к доброму здоровью"
Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях....
Комплексно-целевая программа «Здоровье»
Комплексно-целевая программа «Здоровье» охватывает всех обучающихся 1-11 классов, направлена на укрепление их здоровья. Программа утверждена педагогическим советом школы и реализуетс...
Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"
Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"...
Комплексно-целевая коррекционно-оздоровительная ПРОГРАММА «Здоровые дети – будущее России»
Раскрывается опытно-экспериментальная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий....
Комплексно-целевая воспитательная программа, план
воспитательная программа и план...