Технологическая карта урока по физической культуре в 5 классе на тему: "Прием и передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед"
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему

Слесарева Анастасия Николаевна (Пономарева)

Технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Урок состоит из шести этапов, на каждом этапе расписаны УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по физической культуре в 5 классе

Дата проведения: 11.11.2015

Класс: 5Б

Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.

Тема урока: Приём и передача мяча двумя руками сверху  над собой и вперёд.

Цель урока: Создать условия для освоения техники  передачи и приема мяча.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формирование техники приема и передачи мяча двумя руками.
  • Совершенствование умения выполнять комплекс упражнений типа "зарядки".
  • Формирование умения осуществлять самоконтроль с помощью пульсометрии.

Развивающие:

  • Развитие умения контролировать и давать оценку своим действиям.
  • Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координационных способностей.

Воспитательные:

  • Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых качеств учащихся.
  • Воспитание дисциплинированности, самостоятельности, силы воли, дружелюбие.
  • Патриотическое воспитание.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Выполнять технику приема и передачи мяча двумя руками сверху над собой и вперед, применять данный элемент в игровой деятельности.

Метопредметные:

  • Организовать деятельность учащихся с учетом техники безопасности.
  • Оценивать красоту движений, осанки.
  • Осуществить связь предмета физическая культура с предметами: физиология, геометрия, история.

Личностные:

  • Проявлять положительные качества личности: дружелюбие, трудолюбие, дисциплинированность, упорство в достижении поставленной цели.

Тип урока: с образовательно-предметной направленностью.

Условия проведения: спортивный зал.

Материально-техническое обеспечение: волейбольные мячи,  волейбольная сетка, свисток, ноутбук, проектор, экран.

1. Вводно-подготовительная часть.

Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установке.

1.1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

1.2. Постановка цели и задач урока.

Задачи:

1. Начальная организация обучающихся.

2. Создание целевой установки на уроке.

3. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности.

4. Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и обучающихся.

5. Психологическая настройка на предстоящую работу.

1.1. Личностные УУД 

 -проявлять дисциплинированность

Регулятивные УУД:

- выполнять строевые команды (контролировать свои действия)

1.2. Личностные УУД:

- смыслообразование

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Коммуникативные УУД:

 -высказываться, дополнять ответы учеников, учителя.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

1.3. Актуализация знаний (разминка).

Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Задачи:

1. Всесторонняя подготовка организма обучающихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата).

2. Подготовка группы мышц плечевого пояса, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.

3. Обеспечение решения специфических задач основной части урока:

  • совершенствовать ЗУН в технике верхней передачи мяча;
  • совершенствование комплекса упражнений типа "зарядки";
  • развивать физические качества: быстроту, выносливость, координационные способности;
  • формирование установки обучающихся на активную познавательную деятельность.

Средства:

  • Строевые упражнения (построения, перестроения, повороты).
  • различного рода передвижения: на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, другими способами.
  • Подготовительные упражнения с мячом.
  • Упражнения на развитие подвижности суставов, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств.
  • Общеразвивающие упражнения в движении.

Критерии результатов: готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, ЧСС.

1.3.Регулятивные УУД:

- контролировать в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Общеразвивающие упражнения с волейбольными мячами с музыкальным сопровождением:

- повороты, наклоны головы, мяч к груди, в стороны, вперед.

- поднять руки вверх, согнуть локти, опустить, вернуть руки в исходное положение;

- мяч за голову, наклоны туловища влево, вправо;

- мяч за голову, наклоны туловища вперёд;

- мяч перед грудью, приседания.

По окончании проведения разминки обучающихся проводят измерения ЧСС после полученной нагрузки. Самоконтроль за физиологическим состоянием.

4 мин.

Разминка выполняется фронтально.

2. Основная часть.

2.1. Изучение нового материала.

2.2. Первичное закрепление.

Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний  в процессе урока.

Задачи:

  1. Обучить технике верхней передачи мяча.
  2. Совершенствовать ЗУН в технике броска и ловли мяча.
  3. Совершенствовать ЗУН в осуществлении самоконтроля ЧСС.
  4. Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.
  5. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Средства:

  • разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач.
  • основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки.
  • подвижная игра.

Критерии результативности:

  • активные действия обучающихся и овладения способами действий.
  • правильность и точность описания выполнения упражнения, умение выполнять верхнюю передачу мяча.

2.1. Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске информации (в парах).

Познавательные УУД:

- логические УУД – построение логической цепочки рассуждений (обучение технике двигательного действия по частям).

Регулятивные УУД:

- коррекция – внесение необходимых дополнений, исправление ошибок.

2.2. Личностные УУД:

- Личностное самоопределение в игровой деятельности (действие, результат).

Коммуникативные УУД:

- общение и взаимодействие с партнерами в игровой деятельности.

Регулятивные УУД:

- усложнение ситуации

- само регуляция

- оценка

Познавательные УУД

- пользоваться накопленными знаниями, ориентироваться в своей системе знаний.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Я предлагаю вам попробовать составить последовательность нашей с вами дальнейшей работы на уроке, не забывая, что нашей с вами целью является - освоение техники элемента волейбола – приема и передачи мяча двумя руками.

Работа с карточками, осуждение в парах

Индивидуальная работа с мячом.

- перебрасывание с руки на руку (по дуге);

- подбрасывание мяча с 1-3 хлопками;

- подбрасывание мяча с приседанием;

- вращение мяча вокруг туловища, правой и левой ногами.

 – мяч за спиной, выполняем передачу двумя руками из-за спины и ловлю мяча впереди, постоянно передавая мяч за спину обычным способом.

Выполнение специально-подготовительных упражнений.

3 мин.

Следить за точностью передачи.

.

3. Заключительная часть.

3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

3.2. Рефлексия (подведение итогов урока).

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1. Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности).

2. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы.

3. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся.

4. Организованное завершение занятия.

Средства:

  • Строевые упражнения.
  • Упражнения на расслабление мышц.
  • Игровые задания на внимание и на координацию.

3.1. Регулятивные УУД

- планирование.

Личностные УУД:

- самоопределение.

3.2. Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

- структурированность знаний

- речевые высказывания

Личностные УУД:

- социальные роли – ориентация на имидж спортивного здорового человека.

Регулятивные УУД:

 - контроль способа действий и его результата.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Д/задание: осуществить измерение ЧСС вечером и утром (лежа), результаты зафиксировать, сделать выводы.

30 сек.

Благодарит обучающихся за урок.

Организованно покидают спортивный зал.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 5 классе.

Тема: «Прием и передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед»

 Урок проводился в 5 классе, согласно списочного состава подгруппы, присутствовало 14 человек.

Технологическая карта  урока составлена в соответствие с календарно- тематическим планированием программы «Физическая культура 5-9 класс», психолого-педагогической характеристикой и возрастным особенностям детей 5 класса. В диагностике было отмечено распределение детей на кинестетов – 50%, аудиалов – 42% и 2% визуалов.

Технологическая карта урока разработана в соответствие  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования.

Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Подготовлено место для проведения урока в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (проветренное помещение, освещение в норме). Подготовлен  спортивный инвентарь для каждого ученика.

Анализ целей и задач. Занятие  проведено  поэтапно. Структура урока -  образовательно-предметной направленности. 

Урок имел следующую структуру:

  1. Вводно-подготовительная часть

1.1Организационный этап.

Личностные УУД 

 -проявлять дисциплинированность

Регулятивные УУД:

- выполнять строевые команды (контролировать свои действия)

1.2. Постановка цели и задач урока

Личностные УУД:

- смыслообразование

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Коммуникативные УУД:

 -высказываться, дополнять ответы учеников, учителя.

1.3. Актуализация знаний

Регулятивные УУД:

- контролировать в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном

2. Основная часть

         2.1. Изучение нового материала

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске информации (в парах).

Познавательные УУД:

- логические УУД – построение логической цепочки рассуждений (обучение технике двигательного действия по частям).

Регулятивные УУД:

- коррекция – внесение необходимых дополнений, исправление ошибок.

2.2. Первичное закрепление

Личностные УУД:

- Личностное самоопределение в игровой деятельности (действие, результат).

Коммуникативные УУД:

- общение и взаимодействие с партнерами в игровой деятельности.

Регулятивные УУД:

- усложнение ситуации

- само регуляция

- оценка

Познавательные УУД

- пользоваться накопленными знаниями, ориентироваться в своей системе знаний.

3. Заключительная часть

3.1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Регулятивные УУД

- планирование.

Личностные УУД:

- самоопределение.

3.2. Рефлексия (подведение итогов урока).

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

- структурированность знаний

- речевые высказывания

Личностные УУД:

- социальные роли – ориентация на имидж спортивного здорового человека.

Регулятивные УУД:

 - контроль способа действий и его результата.

Каждый этап занятия  был направлен на решение поставленных задач, посредством  выбранных методов и приемов.

Анализ организованной образовательной деятельности на уроке (методы).

В ходе проведения занятия был использован системно-деятельностный подход, который предполагал создание у ребят смысловых, познавательных мотивов для осуществления физкультурной деятельности.

Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Метод самоконтроля (определение ЧСС – частоты сердечных сокращений) - позволил учащимся наблюдать за состоянием своего организма в ходе урока, под действием физических упражнений, и сделать выводы об их прямой зависимости (мыслительная деятельность).

2. Объяснительно-иллюстративный и интерактивный (беседа, презентация, видеоролик) - Для привлечения интереса к уроку, и повышения мотивации занятия физическими упражнениями, для определения темы урока учащимися.

3. Частично-поисковый метод использовала на этапе урока – изучение нового материала, учащиеся смогли составить последовательность действий освоения одного из технически сложнейших элементов волейбола по алгоритму.

4. Соревновательно-игравой метод. Использование этого метода на этапе первичного закрепления, помогло закрепить изученные технические приемы игры в волейбол, а так же обеспечило развитие волевых качеств учащихся, дружелюбия,  личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Использование данных методов в ходе всего занятия, привело к решению  поставленных задач, которые, на мой взгляд, были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития учащихся:

Анализ образовательной деятельности (формы, технологии).

          При организации обеспечения учебного занятия мною уделено внимание на:

  • целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);
  • соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).

          В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

  • парная;
  • индивидуальная (осуществление контроля по предупреждению и исправлению ошибок);
  • групповая;
  • фронтальная.

           

В содержании урока применялось достаточное разнообразие упражнений. При выполнении заданий прослеживалось то, что обучающиеся получили удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражались в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного урока.

На уроке использовались таких технологий как:

  • Информационно-комунникативные;
  • Здоровьесберегающие – одно из главных направлений создания здорового психологического климата на уроке.

При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в парах. Уровень сложности заданий соответствовал физическим возможностям детей. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность тематике урока, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что проведенный урок, была достаточно эффективным и динамичным. Стиль общения преобладал демократический, доверительный, построен на взаимном уважении. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности.

На рефлексивно - оценочном этапе занятия  использовала прием «кубик-рубик»,  в ходе его проведения проверила усвоение материала и диагностировала эмоциональное состояние ребят. Убедилась в достижении поставленной цели.

Деятельность всех детей оценила с помощью …………….

Данная структура урока вполне оправдана, считаю, что поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.

Но были небольшие проблемы….

- меньше/больше/ времени уделила на тот или иной этап урока

или

- не подвела вывод

или

- не хватило времени

или

- …

Спасибо за внимание, готова выслушать ваши вопросы.

Учитель физической культуры

МАОУ «Средней школы №5»

Слесарева А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физической культуре 6 класс: "Научить выполнять различные виды ведения мяча."

Технологическая карта урока. Научить выполнять различные виды ведения мяча в  6 классе....

Технологическая карта урока по физической культуре в 5 классе. Волейбол.Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед

Обучение технике выполнения пере­дач мяча двумя руками сверху над собой и вперед в волейболе, совершенствование стойки игрока и перемещение в стойке, развивать память и мышление...

Тема: Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху над собой

Технологическая карта открытого урока по волейболу в 6-х классах. Образовательно- обучающий урок по обучению верхней передачи мяча двумя руками сверху над собой.Урок включает в себя новые элементы: ра...

Технологическая карта урока по физической культуре 1 класс "Метание мяча"

Технологическая карта урока по физической культуре 1 класс "Метание мяча"...