Урок физической культуры в 10 классе " Элементы волейбола"
план-конспект урока по физкультуре (10 класс) по теме
"Совершенствование элементов волейбола в старшей школе"
Урок основан на Сингапурской методике в основном в организационном плане.
Остальное содержание соответствует классическому планированию учебной программы в 10 классе общеобразовательной школы и построен на классических принципах и методах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совершенствование элементов волейбола в старшей школе. | 908.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА
Пояснительная записка
Урок составлен на основе рабочей программы для 10-х классов. Затруднительным и новым для обучающихся является то, что они сами должны проявить творчество и фантазию: придумать и подобрать упражнения, соответствующие заданию на уроке. Сложно отойти от традиционных форм восприятия на уроке, необходимо максимально проявлять внимание и включать в работу логическое мышление.
Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивая каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться обучающимся с новой стороны, так как главным на уроке является сам ученик и его деятельность, а учитель будет помощником, наставником. Дети, работая самостоятельно, ответственно подходят к выполнению заданий, проявляя инициативу в выборе упражнений и в обсуждении практической деятельности. Положительная сторона учебной игры в конце основной части хороша тем, что обучающиеся могут в ней проявить все полученные ранее знания, раскрыть свои технические и тактические способности на максимально качественном уровне.
На протяжении всего урока происходит развитие двигательной активности: ловкости и быстроты внимания при выполнении упражнений с передачей мяча в подготовительной части урока во время разминки, и в основной части при закреплении техники передач. Развитие координации, точности движений и меткости - при выполнении обучающихся передач.
Активизация познавательной деятельности развивается при решении поставленных задач, например, в разминке надо обсудить, какое упражнение понравилось больше всего и почему, какие мышцы участвовали в процессе выполнения этого упражнения. В основной части обучающимся предлагается продумать упражнения с передачей мяча, и здесь дети узнают, что есть множество способов передачи мяча, они пополняют багаж знаний друг друга. При закреплении техники приема и передачи мяча после устного указания учителем конкретного способа, ученики должны, после обдумывания, точно воспроизвести нужный способ.
Если ученик ошибается – не беда, это показатель того, что у него собственное восприятие заданного упражнения, а ошибся потому, что необдуманно подошёл к выполнению задания. В учебной игре особенно развивается познавательная активность, так как здесь необходимо быстро принять решение и применить ту или иную реакцию, тот или иной способ или приём, изученный ранее. Иногда случается, что обучающиеся, в зависимости от изменяющейся обстановки, применяют необходимые в данных условиях не изученные ранее приёмы, они действуют оперативно, критично и творчески подходят к ситуации.
Подготовительная часть урока направлена на организацию внимания обучающихся, ознакомление их с планом работы на уроке. Определение партнёра для работы в парах в учебной игре (положительное - ребята выбирают партнёра по желанию, по интересу. Это в значительной мере повышает эмоциональный фон на уроке) позволяет экономить время на уроке.
Проведение разминки разогревает, подготавливает и настраивает организм на работу в основной части урока. Заключительная часть урока подводит итог всей деятельности обучающихся на уроке, оценивается работа в группах, парах, индивидуальная работа, оценивается творческая активность в обсуждении с обучающимися, с группами, в которых они работали. Выясняются слабые и сильные стороны. Сами обучающиеся дают оценку своей деятельности.
Тезаурус - специальная терминология
Конэрс - обучающая структура. Ученики распределяются по залу в зависимости от местоположения опорного сигнала выбранного варианта ответа.
Хай Файв - поднятая рука вверх – жест на привлечение внимания
Сингл Раунд Робин – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой обучающиеся проговаривают ответы по кругу один раз.
Финк Райт Раунд Робин – «подумай - запиши (сделай) – обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают (выполняют двигательные действия) и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Таймд Раунд Робин (Timed Round Robin) - «раунд робин в течение определенного времениобучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает (демонстрирует) ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
Менедж Мэт (карточки) - управление классом Раунд Тэйбл (ответ по кругу, запись на листе) Таймд Пэа Шэа (обмен ответами с партнёрами за опр. время) Микс Фриз Групп (разминка) Микс Пэа Шэа (смешивание под музыку)
Релли Робин (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
ТЕМА: «Совершенствование навыков владения основными индивидуальными техническими приемами игры в волейбол»
Цель деятельности учителя | Способствовать совершенствованию навыков владения основными индивидуальными техническими приемами игры в волейбол. |
Задачи урока | I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Обучать технике приема мяча сверху двумя руками с падением-перекатом на спину. 2. Совершенствовать основные индивидуальные технические приемы игры в волейбол: прием и передача двумя руками сверху; прием и передача двумя руками снизу. 3. Активизация прикладных знаний и умений. II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Развивать скоростно-силовые качества с помощью общеразвивающих и основных упражнений. 2. Формировать готовность школьников к действиям в экстремальных ситуациях. 3. Формировать умение выделять главное, сравнивать, систематизировать и применять на практике полученную информацию. III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отрабатывать умение взаимодействовать друг с другом. 2. Воспитывать творческое отношение к своей деятельности. 3. Формировать интерес и потребности в занятиям физической культурой. |
Тип урока | Урок общеметодологический, интегрированный. |
Планируемые | Предметные научатся: определять физические качества (координации движения, быстроты, силы), анализировать и подбирать двигательные действия, направленные на их развитие; получат возможность научиться: соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале во время выполнения заданий на уроке; мобилизовать свои личностные и физические ресурсы. Метапредметные познавательные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – научатся общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; регулятивные – обретают умение принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий в игре; вносить необходимые коррективы в действие после их завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: сформируется уважительного отношения внутри команды и к сопернику; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Методы и формы обучения | Метод: объяснительно-иллюстративный; Формы: индивидуальная, фронтальная, поточная. |
Образовательные | Проектор, ноутбук, экран, маты, волейбольные мячи, волейбольная сетка, фишки, секундомер, свисток. |
Модель урока
Содержание урока | Содержание деятельности участников урока | Дозировка | Организационно – методические указания | УУД | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Подготовительная часть урока –15 мин. | ||||||||
1.Организационный момент. | Построение обучающихся в одну шеренгу. Приветствие участников урока. | Обучающиеся построены в одну шеренгу. Выполняют действия под команды учителя. | 30 сек | Становись! Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята! Обратить внимание на спортивную форму, прически учениц, самочувствие обучающихся. | Личностные: понимают значение занятий физическими упражнениями для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся показать хорошие результаты в двигательных действиях и в ответах на вопросы во время занятия. | |||
3.Мотивация. Сообщение темы и задач урока. | Сообщение темы и задач урока: «Тема нашего сегодняшнего урока «Совершенствование навыков владения основными индивидуальными техническими приемами игры в волейбол». Задачи: обучение технике приема мяча сверху двумя руками с падением на спину, развитие скоростно-силовых качеств с помощью общеразвивающих и основных упражнений. | Активизируют учебную деятельность по поиску способов их решения. Настроить обучающихся на сотрудничество. | 30 сек | Напомнить о соблюдении требований техники безопасности на уроке. | ||||
4. Актуализация знаний. Применение обучающей структуры «Конэрс» (углов) | Как вы думаете, какие качества необходимы волейболисту? В каких видах спорта еще нужны эти качества? Вы видите на стене плакаты с видами спорта. Подойдите к тому плакату, где как вы думаете нужны такие же физические качества. В своей группе найдите пару и объясните почему? Ведет опрос о причине своего выбора по одному из каждой группы. | Активизируют учебную деятельность по поиску способов их решения. | 1мин | По углам зала висят таблички Футбол, Баскетбол, Гимнастика, Плавание Объяснения выполняются по 15 секунд времени, класс!!! Да!!! Таймд-пэа-шэа. (обмен ответами с партнёрами за опр. время) | ||||
5. Подготовить голеностопные суставы к работе в основной части урока. | Ходьба: 1.на носках, растирать ладони; 2.на пятках, руки за голову; 3. перекатом с пятки на носок, сжимать-разжимать пальцы, руки в стороны | Выполняют упражнение в ходьбе | 1 круг | Класс! Направо! За направляющим в обход налево – шагом марш! Во время движения обучающихся по кругу, учитель находится вне круга, показывая упражнения. Выполнение следующего упражнения – по команде голосом | ||||
6.Подготовить организм обучающихся к работе в основной части урока. | Бег 1. по кругу в колонне по одному; 2.бег спиной вперед шагом 4.выполнение специальных беговых упражнений Ходьба с восстановлением дыхания | Выполняют упражнения в беге Самостоятельно выполняют упражнения в восстановлении после бега | 2 мин 30сек | Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. Сигнал подаётся свистком, затем звучит команда для выполнения следующего задания в беге. | ||||
7.Организовать выполнение ОРУ на месте. Применение структуры Микс-Фриз Групп (создание групп под музыку) | Объясняет: «Ребята, после остановки сигнала музыки вы должны объединиться в группы по столько человек, сколько будет ответом на вопрос: Какой идет сейчас месяц? | Выполняют команды и распоряжения учителя для перестроения и выполнения ОРУ на месте | 10сек | После остановки музыки или сигнала свистком ученики быстро встают по четверо. Если нечётное количество, то обучающихся организуются в пятёрки.
| ||||
8. Укрепить мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины. Развить гибкость Применение структуры Сингл Раунд Робин | Задает задание. Показывая друг другу упражнения, выполняем общеразвивающие упражнения по очереди | 30” - продумать упражнения для разминки №1-показывает упражнения, №2,3,4 – повторяют эти упражнения №2-показывает, №1,3,4-повторяют №3-показывает, №4,1,2-повторяют №4-показывает, №1,2,3-повторяют 30” – обсуждение выполненных упражнений | 6-8 раз 1мин 1мин 1мин 1мин - | №5 выполняет упражнения и дополняет обучающихся , подсказывает новые упражнения. Показ должен быть приближен к идеальному, упражнения сопровождать подсчётом. Обсудить какое упражнение понравилось больше всего и почему, какие мышцы участвовали в процессе выполнения этого упражнения. Какое упражнение не понравилось больше всего и почему, какие мышцы участвовали в процессе выполнения этого упражнения.
| ||||
Применение структуры Микс-Пэа – Шэа | Объясняет. Ребята, после подачи сигнала (под музыку) начинайте движения по залу, а после второго сигнала (остановки музыки) найдите себе пару. Подготовьте маты для следующего упражнения. | Выполняют определенные действия, подготавливают маты для работы в основной части урока | 40сек | Под музыку после сигнала свистком ученики миксуются, двигаясь по залу. После остановки музыки или сигнала свистком ученики быстро встают парами. Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» | ||||
Основная часть урока – 25 мин. | ||||||||
1.Обучение технике приема мяча сверху двумя руками с падением-перекатом на спину. Применение структуры Релли Робин. 2.Совершенствование основные индивидуально- технических приемов игры в волейбол: а) прием и передача двумя руками сверху; б) прием и передача двумя руками снизу. Применение структуры Микс-Фриз -Групп Таймд Раунд Робин | 1. Рассказ и показ упражнения в целом. Подводящие упражнения И.п. низкая стойка. Лежа на округленной спине, ноги согнуты, покачивания перекатом вперед-назад. Возвращение в и.п. (одну ногу согнуть в колене, а другой(маховой) выполнить энергичное маховое движение вперед-вниз). 2. И.п. низкая стойка. Падение назад перекатом на спину. Возвращение в и.п. 3. Падение назад перекатом на спину с теннисным мячом в руках. 4. Имитация приема мяча сверху двумя руками в падении назад перекатом стоя на месте. 5. Прием мяча, наброшенного партнером. Организует уборку гимнастических матов. Объясняет объединение обучающихся в группы с помощью структуры Микс-Фриз Групп . Объясняет упражнения: Прием и передача мяча двумя руками сверху. Прием и передача мяча двумя руками снизу. Далее обучение продолжаем методом круговой тренировки | Обучающиеся работают в парах. Они следят друг за другом, исправляют ошибки друг у друга. Соблюдают правила техники безопасности, выполняя упражнения. Обсуждают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Каждая пара убирает свой мат. С помощью ответа на вопрос учителя объединяются в группы по 4 человека. №1- выполняет верхнюю передачу и нижнюю передачу по очереди №2,№3, №4 15” – обсуждение техники выполнения упражнения №2- выполняет верхнюю передачу и 1мин нижнюю по очереди №3,№4, №1 15”-обсуждение правильного(неправильного) выполнения упражнения №3- выполняет верхнюю и нижнюю передачу по очереди №4,№1, №2 15”-обсуждение возникающих ошибок №4- выполняет верхнюю и нижнюю передачу по очереди №2,№3, №4 15”-обсуждение и исправление ошибок Выполняют упражненупражнения , проверяют друг у друга положение рук и кистей и помогают устранять ошибки | 7мин 3-4раза 3-4 раза 3-4раза 3-4раза 6-8 раз 10мин 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин | Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением. После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину. Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры. Обсуждают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения основная стойка волейболиста – стопы параллельны, одна нога впереди (левая ) правая тогда, когда игрок левша. Руки вынесены вперед вверх и согнуты в локтях. Туловище находится в вертикальном положении. Положение кистей образуют ковш, для передачи вперед большие пальцы вместе, в последней фазе работу завершают указательные пальцы, у которых последние фаланги должны быть в середине мяча. Для тренировки на месте (школа волейбола), большие пальцы и указательные параллельны друг к другу, мяч проваливается на одну третью часть. | Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; Логические:осуществляют подбор необходимых технических приёмов. Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют упорство в достижении целей; оказывают бескорыстную помощь сверстникам. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь | |||
3.Работа в командах по станциям, по типу круговой тренировки Применение структуры Микс- Фриз- Групп Менедж Мэт 1станция Челночный бег 2 станция. Передача мяча двумя руками сверху и снизу 3станция . Упражнения для мышц брюшного пресса 4 станция Набивание мяча в кругу 5 станция Передача мяча в тройке | Обучающимся раздать учебные карточки с подробным описанием выполнения упражнений а) Челночный бег по 6 точкам. В дальние 3 круга разносим кубики боком приставными шагами. В ближние 3 круга разносим спиной вперед. Обратно обычным бегом. б)передача мяча двумя руками сверху и снизу по 30 сек За 1 минуту набрать определенное количество попаданий по цели на стене в)упражнения для мышц брюшного пресса г)набивание мяча, не выходя из круга. За 1 минуту набрать набивания двумя руками снизу за 30 сек. Мяч посылается вверх не ниже одного метра. д) передача мяча в тройке, четвертый - судья, определяющий ошибки при передачах мяча. | Обучающиеся работают в группах. Они следят друг за другом, исправляют ошибки друг у друга. Соблюдают правила техники безопасности, выполняя упражнения, с помощью страховки друг у друга. Обучающиеся выполняют упражнение на максимальное количество раз | 8мин Выполнение упражнения на количество раз за 1 мин Выполнение упражнения на количество раз за 1 мин | На каждой линии волейбольной площадки лежат по два гимнастических мата. Кувырок вперед выполнять в группировке При выполнении равновесия опорная нога – прямая! Каждая группа после выполнения упражнения разбирает свои ошибки. Упражнения выполнять в парах . Упражнения выполнять в парах . Капитаны команд записывают результаты сдачи теста на листок бумаги После выполнения упражнений на всех четырех станциях обучающиеся убирают снаряды и строятся в одну шеренгу | Коммуникативны:обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку . | |||
Заключительная часть урока –5мин. | ||||||||
Релаксация мышц – мышечное расслабление. | Выполнить полный вдох и медленный протяжный выдох. Используем элементы аутогенного расслабления (активный метод психотерапии). | Выполняют упражнение по мышечному расслаблению | 1мин | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; различают физические качества человека. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, подведение итогов урока. | ||||
Рефлексия | все ли довольны своими результатами? - чувствуете ли сдвиги в освоении приёмов в волейболе? Отмечает совместно с учениками хорошую работу самых активных, так же выделяет самых старательных. | Обсуждают работу на уроке. Повторяют новые полученные знания на уроке. | 2 мин | Отметить наиболее активных обучающиеся | ||||
Подведение итогов урока. Домашнее задание: Добрые пожелания Организованный выход из зала | Выявление творческих и активных групп. Подобрать упражнения для развития прыгучести, а также на развитие координации. Повторить дома те упражнения, которые вызвали трудности в выполнении. Мне было очень приятно и интересно работать с вами, понравилась ваша старательность и активность «Спасибо за урок!» « До свидания!» | Слушают учителя. | 2 мин 1 мин | Следить, что бы маты были сложены аккуратно. Спину в строю держали прямо. Домашнее задание задаётся в соответствие с результатами рефлексии: повторить дома те упражнения, которые вызвали трудности в выполнении. Из зала выходят организованно, не толкаясь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол
Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол...
Технологическая карта урока физической культуры 8 класс. Волейбол.
Технологическая карта к уроку физической культуры в 8 классе по разделу волейбол. Целью урока является: совершенствование техники верхней передачи мяча. Описываются разнообразные виды физических упраж...
План-конспект урока по физической культуре 8 класс. Раздел: Волейбол
План - конспект...
Конспект урока физической культуры 6 класс Волейбол
Конспект урока физической культуры в 6 классе Раздел Волейбол. Тема: "Формирование навыка приёма и передачи мяча двумя руками"...
План-конспект урока физической культуры , 8 класс, тема "Волейбол"
План-конспект урока физической культуры. Тема "Волейбол"...
Конспект урока физической культуры раздела "Спортивные игры. Волейбол" для 5 класса
Конспект урока физической культуры раздела "Спортивные игры. Волейбол" для 5 класса...
План - конспект урока физической культуры "Отработка технических элементов игры волейбол"
План- конспект традиционного урока в 11 классе по теме волейбол. на уроке отрабатываются технические элементы игры волейбол....