Урок физической культуры в 10 классе " Элементы волейбола"
план-конспект урока по физкультуре (10 класс) по теме

Бредихина Любовь Владимировна

"Совершенствование элементов волейбола в старшей школе"

Урок основан на Сингапурской методике в основном в организационном плане.

Остальное содержание соответствует классическому планированию учебной программы в 10 классе общеобразовательной школы и построен на классических принципах и методах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА

Пояснительная записка

Урок составлен на основе рабочей программы для 10-х классов. Затруднительным и новым для обучающихся является то, что они сами должны проявить творчество и фантазию: придумать и подобрать упражнения, соответствующие заданию на уроке. Сложно отойти от традиционных форм восприятия на уроке, необходимо максимально проявлять внимание и включать в работу логическое мышление.

 Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивая каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться обучающимся  с новой стороны, так как главным на уроке является сам ученик и его деятельность, а учитель будет помощником, наставником. Дети,  работая самостоятельно,  ответственно подходят к выполнению заданий, проявляя инициативу в выборе упражнений и в обсуждении практической деятельности. Положительная сторона учебной игры в конце основной части хороша тем, что обучающиеся могут в ней проявить все полученные ранее знания, раскрыть свои технические и тактические способности на максимально качественном уровне.

На протяжении всего урока происходит развитие двигательной активности: ловкости и быстроты внимания при выполнении упражнений с передачей мяча в подготовительной части урока во время разминки, и в основной части при закреплении техники передач. Развитие координации, точности движений и меткости - при выполнении обучающихся  передач.

Активизация познавательной деятельности развивается при решении поставленных задач, например, в разминке надо обсудить, какое упражнение понравилось больше всего и почему, какие мышцы участвовали в процессе выполнения этого упражнения. В основной части обучающимся  предлагается продумать упражнения с передачей мяча, и здесь дети узнают, что   есть множество способов передачи мяча, они пополняют багаж знаний друг друга. При закреплении техники приема и передачи мяча после устного указания учителем конкретного способа, ученики должны, после обдумывания, точно воспроизвести нужный способ.

 Если ученик ошибается – не беда, это показатель того, что у него собственное восприятие заданного упражнения, а ошибся потому, что необдуманно подошёл к выполнению задания. В учебной игре особенно развивается познавательная активность, так как здесь необходимо быстро принять решение и применить ту или иную реакцию, тот или иной способ или приём, изученный ранее. Иногда случается, что обучающиеся, в зависимости от изменяющейся обстановки, применяют необходимые в данных условиях не изученные ранее приёмы, они действуют оперативно, критично и творчески подходят к ситуации.

Подготовительная часть урока направлена на организацию внимания обучающихся, ознакомление их с планом работы на уроке. Определение партнёра для работы в парах в учебной игре (положительное - ребята выбирают партнёра по желанию, по интересу. Это в значительной мере повышает эмоциональный фон на уроке) позволяет экономить время на уроке.

Проведение разминки разогревает, подготавливает и настраивает организм на работу в основной части урока. Заключительная часть урока подводит итог всей деятельности обучающихся  на уроке, оценивается работа в группах, парах, индивидуальная работа, оценивается творческая активность в обсуждении с обучающимися, с группами, в которых они работали. Выясняются слабые и сильные стороны. Сами обучающиеся  дают оценку своей деятельности.

Тезаурус - специальная терминология

Конэрс - обучающая структура. Ученики распределяются по залу  в зависимости от местоположения опорного сигнала выбранного варианта ответа.

Хай Файв - поднятая рука вверх – жест на привлечение внимания

Сингл Раунд Робин – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой обучающиеся  проговаривают ответы по кругу один раз.

Финк Райт Раунд Робин – «подумай - запиши (сделай) – обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают (выполняют двигательные действия) и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

Таймд Раунд Робин (Timed Round Robin) - «раунд робин в течение определенного  времениобучающая  структура,  в  которой  каждый ученик проговаривает (демонстрирует)  ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

Менедж Мэт (карточки) - управление классом                                                                                                                                                             Раунд Тэйбл (ответ по кругу, запись на листе)                                                                                                                                                           Таймд Пэа Шэа (обмен ответами с партнёрами за опр. время)                                                                                                                                           Микс Фриз Групп (разминка)                                                                                                                                                                                       Микс Пэа Шэа (смешивание под музыку)

Релли Робин (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

ТЕМА: «Совершенствование  навыков владения  основными  индивидуальными техническими приемами   игры в волейбол»

Цель деятельности учителя

Способствовать совершенствованию  навыков владения  основными индивидуальными техническими приемами   игры в волейбол.

Задачи урока

I.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Обучать технике приема мяча сверху двумя руками с падением-перекатом на спину.

2. Совершенствовать  основные индивидуальные технические приемы игры в волейбол:

прием и передача двумя руками сверху; прием и передача двумя руками снизу.

3. Активизация прикладных знаний и умений.

II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.  Развивать скоростно-силовые качества с помощью общеразвивающих и основных упражнений.

2.  Формировать готовность школьников к действиям в экстремальных ситуациях.

3. Формировать умение выделять главное, сравнивать, систематизировать и применять на практике полученную   информацию.

III.   ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.  Отрабатывать умение взаимодействовать друг с другом.

2.  Воспитывать творческое отношение к своей деятельности.

3.  Формировать интерес и потребности в занятиям физической культурой.

Тип урока

Урок   общеметодологический, интегрированный.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные

научатся:  определять физические качества (координации движения, быстроты, силы), анализировать и  подбирать двигательные действия, направленные на их развитие;

получат возможность научиться: соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале во время выполнения заданий на уроке;  мобилизовать свои личностные и физические ресурсы.

Метапредметные 

познавательные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – научатся общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;  договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности;

регулятивные – обретают  умение принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий в игре; вносить необходимые коррективы в действие после их  завершения на основе  оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: сформируется уважительного отношения внутри команды и к сопернику; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения

Метод: объяснительно-иллюстративный;

Формы: индивидуальная, фронтальная, поточная.

Образовательные
ресурсы

Проектор, ноутбук, экран, маты, волейбольные мячи, волейбольная сетка, фишки, секундомер, свисток.

Модель урока

Содержание урока

Содержание деятельности участников урока

Дозировка

Организационно – методические указания

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подготовительная часть урока –15 мин.

1.Организационный момент.

  Построение обучающихся   в одну шеренгу.

 Приветствие участников урока.

Обучающиеся  построены в одну шеренгу. Выполняют действия под команды учителя.

30 сек

 Становись! Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята! Обратить внимание на спортивную  форму, прически учениц, самочувствие обучающихся.

Личностные: понимают значение занятий физическими упражнениями для человека и принимают его; имеют желание учиться;  стремятся показать хорошие результаты в двигательных действиях и в ответах на вопросы во время занятия.

3.Мотивация. Сообщение темы и задач урока.

http://bmsi.ru/_uf/images/111-9.jpg

Сообщение темы и задач урока:

«Тема нашего сегодняшнего урока «Совершенствование  навыков владения  основными

индивидуальными техническими приемами   игры в волейбол».

Задачи: обучение технике приема мяча сверху двумя руками с падением на спину, развитие скоростно-силовых качеств с помощью общеразвивающих и основных упражнений.

Активизируют учебную деятельность по поиску способов их решения.

Настроить обучающихся  на сотрудничество.

30 сек

Напомнить о соблюдении требований техники безопасности на уроке.

4. Актуализация знаний. Применение обучающей структуры «Конэрс» (углов)

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Как вы думаете, какие качества необходимы волейболисту? В каких видах спорта еще нужны эти качества? Вы видите на стене плакаты с видами спорта. Подойдите к тому плакату,  где как вы думаете нужны такие же физические качества. В своей группе найдите пару и объясните почему?

Ведет опрос о причине своего выбора по одному из каждой группы.

Активизируют учебную деятельность по поиску способов их решения.

1мин

По углам зала висят таблички

Футбол, Баскетбол, Гимнастика, Плавание

Объяснения выполняются по 15 секунд времени, класс!!! Да!!!  Таймд-пэа-шэа. (обмен ответами с партнёрами за опр. время)

5. Подготовить голеностопные суставы к работе в основной части урока.

http://deti-vsport.ru/userfiles/images/news/1379068114_hodba.jpg

Ходьба:

1.на носках, растирать ладони;

2.на пятках, руки за голову;

3. перекатом с пятки на носок, сжимать-разжимать пальцы, руки в стороны

Выполняют упражнение в ходьбе

1 круг

Класс! Направо! За направляющим в обход налево – шагом марш!  

Во время движения обучающихся  по кругу, учитель находится вне круга, показывая упражнения. Выполнение следующего упражнения – по команде голосом

6.Подготовить организм обучающихся  к работе в основной части урока.

http://www.syl.ru/misc/i/ai/153981/507456.jpg

Бег

1. по кругу в колонне по одному;

2.бег спиной вперед

3.приставным (скрестным)

шагом

4.выполнение специальных

беговых  упражнений

Ходьба с восстановлением

дыхания

Выполняют упражнения в беге

Самостоятельно выполняют упражнения в восстановлении после бега

2 мин

30сек

Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

Сигнал подаётся свистком, затем звучит команда для выполнения следующего задания в беге.

7.Организовать выполнение

 ОРУ на месте.

Применение структуры Микс-Фриз Групп (создание групп под музыку)

http://ligazdorovja.my1.ru/93/razm.jpg

Объясняет:  «Ребята, после остановки сигнала музыки вы должны объединиться в группы по столько человек,  сколько будет ответом на вопрос: Какой идет сейчас месяц?

Выполняют команды и распоряжения учителя для перестроения и выполнения ОРУ на месте

10сек

После остановки музыки или сигнала свистком ученики быстро встают по четверо.

Если нечётное количество, то обучающихся  организуются в пятёрки.

 

8. Укрепить мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины. Развить гибкость

Применение структуры Сингл Раунд Робин

http://yourcracy.com/uploads/news/537880331365016261_b.jpg

Задает задание.

Показывая друг другу упражнения, выполняем общеразвивающие упражнения по очереди

30” -  продумать упражнения для разминки    №1-показывает    упражнения, №2,3,4 – повторяют  эти упражнения

 №2-показывает, №1,3,4-повторяют

 №3-показывает, №4,1,2-повторяют    

 №4-показывает, №1,2,3-повторяют

30” – обсуждение выполненных упражнений

6-8 раз

1мин      

1мин  

1мин

1мин -    

№5 выполняет упражнения и дополняет обучающихся , подсказывает новые упражнения. Показ должен

быть приближен к идеальному,

упражнения сопровождать подсчётом.

Обсудить какое упражнение понравилось больше всего и почему, какие мышцы участвовали в процессе выполнения этого упражнения.

Какое упражнение не понравилось больше всего и почему, какие мышцы участвовали в процессе выполнения этого упражнения.

 

Применение структуры Микс-Пэа – Шэа

http://mektep1.kz/sites/default/files/pictures/news/09-04-15/b7373979868b5db0fd3b0e5c41941a2a.jpg

Объясняет.

Ребята, после подачи сигнала (под музыку) начинайте движения по залу, а после второго сигнала (остановки музыки) найдите себе пару.  Подготовьте маты для следующего упражнения.

Выполняют определенные действия, подготавливают маты для работы в основной части  урока

40сек

Под музыку  после сигнала свистком ученики миксуются, двигаясь по залу.

После остановки музыки или сигнала свистком ученики быстро встают парами.

Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять»

Основная часть урока – 25 мин.

1.Обучение технике приема мяча сверху двумя руками с падением-перекатом на спину.

Применение структуры Релли Робин.

http://gendocs.ru/gendocs/docs/39/38647/conv_1/file1_html_m197d3c71.png

2.Совершенствование  основные  индивидуально-

технических

приемов игры в волейбол:

а) прием и передача двумя руками сверху;

б) прием и передача двумя руками снизу.

Применение структуры Микс-Фриз -Групп

Таймд Раунд Робин

http://www.sports.com.ua/.db/100553/h550/irina_komissarova_vakifbank.jpg

http://plotik.net/_ph/1/788474897.jpg

1. Рассказ и показ упражнения в целом.

Подводящие упражнения

 И.п. низкая стойка. Лежа на округленной спине, ноги согнуты, покачивания перекатом вперед-назад. Возвращение в и.п. (одну ногу согнуть в колене, а другой(маховой) выполнить энергичное маховое движение вперед-вниз).

2. И.п. низкая стойка. Падение назад перекатом на спину. Возвращение в и.п.

3. Падение назад перекатом на спину с теннисным мячом в руках.

4. Имитация приема мяча сверху двумя руками в падении назад перекатом стоя на месте.

5. Прием мяча, наброшенного партнером.

Организует уборку гимнастических матов.

Объясняет объединение обучающихся  в  группы с помощью структуры Микс-Фриз Групп . Объясняет упражнения:

Прием и передача мяча двумя руками сверху.

 Прием и передача мяча

двумя руками снизу.

Далее

обучение продолжаем

методом  круговой

тренировки

Обучающиеся работают в парах. Они следят друг за другом, исправляют ошибки друг у друга. Соблюдают правила техники безопасности, выполняя упражнения.

Обсуждают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Каждая пара убирает свой мат.

С помощью ответа на вопрос учителя объединяются в группы по 4 человека.

№1- выполняет верхнюю передачу и

нижнюю передачу по очереди №2,№3, №4

15” – обсуждение техники выполнения упражнения

№2- выполняет верхнюю передачу и 1мин нижнюю по очереди №3,№4, №1

15”-обсуждение правильного(неправильного) выполнения упражнения

 №3- выполняет верхнюю и нижнюю передачу по очереди №4,№1, №2

15”-обсуждение возникающих ошибок

№4- выполняет верхнюю и нижнюю передачу по очереди №2,№3, №4

15”-обсуждение и исправление ошибок

Выполняют упражненупражнения ,

проверяют друг у друга

положение рук и

кистей и помогают устранять  ошибки

7мин

3-4раза

3-4 раза

3-4раза

3-4раза

6-8 раз

10мин

1мин

1мин

1мин

1мин

1мин

1мин

Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением.  После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину.

Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры. Обсуждают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

основная стойка волейболиста

– стопы параллельны,

 одна нога впереди (левая )

правая тогда, когда игрок левша.

Руки вынесены вперед  вверх и  согнуты в локтях. Туловище находится в вертикальном положении. Положение кистей  образуют ковш, для передачи

вперед большие пальцы вместе, в последней фазе работу завершают указательные пальцы, у которых последние фаланги

 должны быть в середине мяча.

Для тренировки на месте (школа волейбола), большие пальцы и указательные параллельны друг к другу, мяч проваливается на

одну третью часть.

Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; 

Логические:осуществляют подбор необходимых технических приёмов.

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют упорство в достижении целей; оказывают бескорыстную помощь сверстникам.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь
на объяснения учителя и партнёров по парам; адекватно воспринимают свой результат во время исправления ошибок.

3.Работа в командах по  станциям, по типу круговой тренировки

Применение структуры Микс- Фриз- Групп

Менедж  Мэт

1станция  

Челночный бег

2 станция.

Передача мяча двумя руками сверху и снизу

http://player.myshared.ru/138973/data/images/img10.png

3станция .

 Упражнения для мышц брюшного пресса

4 станция

 Набивание мяча в кругу

5 станция

Передача мяча в тройке http://fullref.ru/files/179/d95ac551ae6decd5c6900c51dc2996b3.html_files/60.png

  Обучающимся раздать учебные карточки с подробным описанием выполнения упражнений

а) Челночный бег по 6 точкам. В дальние 3 круга разносим кубики боком приставными шагами. В ближние 3 круга разносим спиной вперед. Обратно обычным бегом.

б)передача мяча двумя руками сверху и снизу по 30 сек  За 1 минуту набрать определенное количество попаданий по цели на стене

в)упражнения для мышц брюшного пресса

г)набивание мяча, не выходя

из круга. За 1 минуту набрать

набивания  двумя руками

снизу за 30 сек. Мяч

посылается вверх не ниже

одного метра.

д) передача мяча в тройке,  четвертый - судья, определяющий ошибки при передачах мяча.

Обучающиеся  работают в группах. Они следят друг за другом, исправляют ошибки друг у друга. Соблюдают правила техники безопасности, выполняя упражнения, с помощью страховки друг у друга.

Обучающиеся выполняют упражнение на максимальное количество раз

8мин

Выполнение упражнения на количество раз за 1 мин

Выполнение упражнения на количество раз за 1 мин

На каждой линии волейбольной площадки лежат по два гимнастических мата. Кувырок вперед выполнять в группировке

При выполнении равновесия опорная нога – прямая! Каждая группа после выполнения упражнения разбирает свои ошибки.  Упражнения выполнять в парах .

Упражнения выполнять в парах .

Капитаны команд записывают результаты сдачи теста на листок бумаги

После выполнения упражнений на всех четырех станциях обучающиеся убирают снаряды и строятся в одну шеренгу

Коммуникативны:обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные:  адекватно воспринимают оценку .

Заключительная часть урока –5мин.

Релаксация мышц – мышечное расслабление.

http://mocca.parcye.com/images/101/12/Groepsontspanning_De_Balans.jpg

Выполнить полный вдох и медленный протяжный выдох.  Используем элементы аутогенного расслабления (активный метод психотерапии).

Выполняют упражнение по мышечному расслаблению

1мин

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; различают физические качества человека.

Регулятивные:  адекватно воспринимают оценку учителя, подведение итогов урока.

Рефлексия

все ли довольны своими результатами?

- чувствуете ли сдвиги в освоении приёмов в волейболе?

Отмечает совместно с учениками хорошую работу самых активных, так же выделяет самых старательных.

Обсуждают работу на уроке.

Повторяют новые полученные знания на уроке.

2 мин

Отметить наиболее активных обучающиеся  

 Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Добрые пожелания

Организованный выход из зала

C:\Users\Андрей\Desktop\выпуск 2015\DSC_0447.JPG

Выявление творческих и активных групп.

Подобрать упражнения для развития прыгучести, а также на развитие координации. Повторить дома те упражнения, которые вызвали трудности в выполнении.

Мне было очень приятно и интересно работать с вами, понравилась ваша старательность и активность

«Спасибо за урок!»

« До свидания!»

Слушают учителя.

2 мин

1 мин

Следить, что бы маты были сложены аккуратно. Спину в строю держали прямо.

Домашнее задание задаётся в соответствие с результатами рефлексии: повторить дома те упражнения, которые вызвали трудности в выполнении.

Из зала выходят организованно, не толкаясь.

 http://otvet.imgsmail.ru/download/d451a6fec9a91469b67b229d2019e22a_i-45.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол

Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол...

Технологическая карта урока физической культуры 8 класс. Волейбол.

Технологическая карта к уроку физической культуры в 8 классе по разделу волейбол. Целью урока является: совершенствование техники верхней передачи мяча. Описываются разнообразные виды физических упраж...

Конспект урока физической культуры 6 класс Волейбол

Конспект урока физической культуры в 6 классе  Раздел Волейбол. Тема: "Формирование навыка приёма и передачи мяча двумя руками"...

План-конспект урока физической культуры , 8 класс, тема "Волейбол"

План-конспект урока физической культуры. Тема "Волейбол"...

План - конспект урока физической культуры "Отработка технических элементов игры волейбол"

План- конспект традиционного урока в 11 классе по теме волейбол. на уроке отрабатываются технические элементы игры волейбол....