Целевая программа "Здоровье"
рабочая программа по физкультуре на тему
В каждой школе реализуются здоровьезберегающие технологии. Мы создали программу "Здоровье", основная цель которой - сохранить здоровье учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselevaya_programma_zdorove.docx | 91.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ /Кулибаба Е.В./ « __» августа 2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ ПСОШ «НОК» ________ / Тимошенко Е.А./ Приказ № __ от « __ » августа 2013 г. |
|
ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
на 2013 – 2018 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Обоснование необходимости реализации программы
- Актуальность
- Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Покровская СОШ «НОК»
- Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа
- Ресурсы МБОУ ПСОШ «НОК», поддерживающие реализацию Программы
- Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
- Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;
- Стратегические цели программы;
- Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.
- Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
- Условия (организационные механизмы) реализации Программы
- Организационно-функциональная модель реализации Программы
- Финансово-экономическое обоснование реализации Программы
5.3. План мероприятий Программы
- Этапы и сроки реализации программы
- Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
- Методика оценки эффективности реализации программы.
- Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
- Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.
- Основные термины и понятия программы.
- Приложения
Приложение1 Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Приложение 2.. Здоровье школьников МБОУ ПСОШ «НОК»
Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Приложение 4. Дополнительное образование
Приложение 5. Социальные партнеры МБОУ ПСОШ «НОК»
- ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся).
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ ПСОШ «НОК» свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно -сосудистые; (Приложение 2).
Целевая программа «Здоровье» - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
- ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ПСОШ «НОК»
В МБОУ ПСОШ «НОК» – большой опыт по здоровьесберегающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В школе реализуется целевая программа «Здоровье», в начальной школе – «Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».
В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
- формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;
- осуществление мониторинга здоровья учащихся;
- реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
- организация рационального питания (Приложение 3);
- создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ПСОШ «НОК» уделяется значительное внимание.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
- Диагностические мероприятия:
- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
- Профилактические мероприятия:
- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесберегающего характера. Школа активно сотрудничает с ППМС центром, детско-юношеской школой, с ЦВР и другими организациями (Приложение 5).
- АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ ПСОШ «НОК» (SWOT-АНАЛИЗ)
Внешние факторы | |
Возможности | Угрозы |
|
|
Внутренние факторы | |
Преимущества | Недостатки |
Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.
|
|
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- сохранение и укрепление физического здоровья детей;
- проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
- организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации;
- формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
- проблемы улучшения материально-технической базы
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей деятельности. Решение данных проблем возможно, благодаря разработанной в МБОУ ПСОШ «НОК» целевой программе «Здоровье», направленной на создание здоровьесберегающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесберегающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур (ЦВР, детской поликлиникой, ППМС и др.), обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность ОУ.
- РЕСУРСЫ МБОУ ПСОШ «НОК», ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в районе и области. В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, медицинский работник, школьный библиотекарь, классные руководители.
Кроме того, в начальной школе, реализующие ФГОС, оказывают помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создают определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.
Большая группа сопровождения | Малая группа сопровождения |
Классный руководитель | Медицинский работник |
Педагоги - предметники | Социальный педагог |
Педагоги дополнительного образования | Классный руководитель |
Школьный библиотекарь | |
Родители |
Материально-технические ресурсы
В школе имеются два оборудованных спортивных зала, стадион, медицинский кабинет, классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет социального педагога.
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 1 кабинет английского языка, кабинет музыки, спортивные залы, столовая. Так же имеется актовый зал.
Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности,целевая программа «Здоровье», программы ППМС центра, методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы.
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий зам. директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.
- СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесберегающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:
- Сохранение
- Укрепление
- формирование (развитие) здоровья
Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании
Программа опирается на следующие ведущие подходы:
- гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;
- системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
- созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
- средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.
Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:
- становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);
- развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.
Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже).
Компоненты системной деятельности ОУ
по решению проблем здоровья
В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
3.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.
- Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегающего уклада ОУ
3.3. ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
- Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.
- Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ
- Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
- Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников
- Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:
- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,
- создание условий для здорового питания,
- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,
- построение научно обоснованного учебного режима,
- обеспечение двигательной активности обучающихся.
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
- Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.
- Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).
- Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, областного, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
- Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления | Ценностные установки | Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ | Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ |
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ | Улучшение здоровьесбере-гающей среды в МБОУ ПСОШ «НОК» (В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.) |
2. Использование возможностей в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесозидающий характер | Отношение к здоровью детей как к главной ценности. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности | Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей. Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека. Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности. Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом. |
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. | Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности. | Повышение эффективности учебного процесса. Снижение функционального напряжения и утомления детей. Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. | Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). |
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы | Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния. | Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов. Повышение адаптивных возможностей организма. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование культуры здоровья. | Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях) Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера. Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. |
5. Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Включение учащихся в здоровьесозидающую деятельность | Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни |
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями). | Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания | Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы. | Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей |
| Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания | Организация здорового и рационального питания | Качественное и разнообразное питание |
| Ценность здоровья и здорового образа жизни | Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды ОУ. | Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ |
5.УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общее руководства реализацией Программы «Здоровье» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:
а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,
б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района,
в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы
г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Неклиновского района и др.
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический Совет и Попечительский Совет государственного общеобразовательного учреждения Покровской средней общеобразовательной школы в пределах своих полномочий.
- ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся | Сентябрь – май | Председатель Службы здоровья | |
Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. | 2013 - 2018 | Служба здоровья | |
Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов. | Ноябрь каждого уч.г. | Председатель Службы здоровья | |
Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни. | ежегодно | Зам. дир . по УВР | |
Применение на уроках здоровьесозидающих технологий | 2013 - 2018 | Зам. директора по УВР | |
Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся | ежегодно, сентябрь | Группа сопровождения | |
Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда | ежегодно, 1 раз в четверть | Зам. директора по УВР, классные руководители | |
Анализ состояния здоровья учащихся | ежегодно, 1 раз в полугодие | Зам. директора по УВР | |
Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся. | ежегодно, | Учителя по физической культуре | |
Проведение музыкальных и спортивных перемен | Постоянно | Зам. директора по ВР | |
Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе | Систематически с 2013-2018 уч. г. | Учителя по физической культуре | |
Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков | ежегодно, сентябрь | Зам. директора по ВР | |
- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ | в течение учебного года по графику спорт. соревнований. | Зам. директора по ВР | |
Организация и проведение выездов за село, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся, | ежегодно, | Зам. директора по ВР | |
Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиники | постоянно | Зам. директора по ВР | |
Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей | ежегодно | Зам. директора по ВР | |
Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся | ежегодно, | Зам. директора по ВР | |
Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья) | Постоянно | Зам. директора по ВР | |
Профилактика травматизма | постоянно | Зам. директора по ВР, служба сопровождения | |
Психологическая помощь обучающихся и адаптации к новой жизненной ситуации | постоянно | Зам. директора по ВР, служба сопровождения | |
Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся | постоянно | Зам. директора по УВР | |
Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей | 2013 - 2018 | Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения | |
Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда | Постоянно | Зам. директора по АХР | |
Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений | 2013-2018 уч.г. | Зам. директора по АХР | |
Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ | 2013 - 2018 | Зам. директора по АХР | |
Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.) | ежегодно | Зам. директора по АХР | |
Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме | 2013 - 2018 | Зам. директора по УВР, служба сопровождения | |
Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе | 2013 - 2018 | Зам. директора по начальной школе | |
Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе» | 2013 - 2018 | Зам. директора по начальной школе | |
Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – 11х классов | ежедневно | Зав. столовой |
- ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА)
Реализация программы предполагается в период 2013- 2018 гг. в три этапа:
I этап. - 2013-2014г. - Подготовительный этап реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. - 2014 – 2015 г. – Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности щколы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности, частно-государственного партнерства.
III этап - 2018 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
- повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
- формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
- снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
- повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
- усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
- Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;
- Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
- Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
- Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
- Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
- Рост спортивных достижений обучающихся;
- Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение заболеваемости учащихся на 10%;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.
доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
- среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%;
- МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации Ппрограммы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
- опросы учащихся, родителей, педагогов.
- общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации целевой программы
Для образовательных учреждений:
- количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
- количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
- доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
- численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для учащихся:
- количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
- количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
- (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
- доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
- доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
- доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
- количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
- доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
- доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
Социальный эффект от реализации программы
Для ОУ и родителей | Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ. Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг |
Для учащихся | Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности. |
Для системы образования, для педагогического | Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и области |
Для местного сообщества и государства, | Расширение и углубление валеологической составляющей компонента образования |
- ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Программы | Пути их преодоления |
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности | Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности |
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов | - Просветительская работа с педагогами. |
Недостаточность бюджетного финансирования | Поиск дополнительных финансовых средств. |
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)
- ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
- Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
- Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
- Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.
- Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
- Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей
- ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
- Конвенция о правах ребенка
Законы и подзаконные акты Российской Федерации
- Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
- Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
- Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ ПСОШ «НОК
В школе ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр школьников.
- Характеристика состава учащихся школы по здоровью
Учебный год | Количество | I группа здоровья Основная группа | II группа здоровья Подготовительная группа | III группа здоровья Специальная группа | |||
2010-2011 | 351 | 339 | 0 | 12 | |||
2011-2012 | 355 | 341 | 4 | 10 | |||
2012-2013 | 362 | 349 | 5 | 8 | |||
| 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | |||||
Сердечно сосудистые | 5 | 6 | |||||
Почек | 3 | 3 | |||||
ЛОР | 43 | 34 | |||||
Органов пищеварения | 25 | 30 | |||||
Эндокринной системы | 12 | 15 | |||||
ЦНС | 3 | 4 | |||||
Органов зрения | 36 | 56 | |||||
Ортопедические | 21 | 22 | |||||
Органов дыхания | 14 | 12 | |||||
Кожи | 10 | 8 |
В связи с тем, что в школе большое количество учащихся с ослабленным здоровьем, педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с медицинскими работниками школы.
Также проводится мониторинг здоровья педагогического коллектива школы. Заболеваемость педагогов школы за три прошедших года практически не увеличивается.
В школе работает Служба здоровья, которая включает в себя службу сопровождения, в состав которой входит психолог, социальный педагог. Служба сопровождения поддерживает связь с детской поликлиникой.
Характеристика состава учащихся школы по здоровью
| 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 |
1 | 116/17,8 | 112/18,4 | 75 / 12% | 36/ 6% |
2 | 314/64 | 312/61 | 317 / 69% | 318/ 71% |
3 | 25/17,6 | 28/19,3 | 28 /17% | 23/ 21% |
4 | 6/1+ | 6/1+ | 7 / 1,2% | 13/ 2% |
1 – здоровые дети
2 – незначительные отклонения в состоянии здоровья
3 – хронические заболевания
4 – значительные отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. дети-инвалиды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | |||
Традиционные дела | Кружки и секции | Общешкольные проекты | ||
Реализация на уроках физкультуры программы «Здоровая осанка» (профилакти-ка плоскосто- | Курс «Физическая культура» способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» «Весёлые старты» Праздники здоровья | Спецгруппа Спортивные игры | Участие детей и учителей, родителей в ежегодном забеге
Участие детей в районных мероприятиях: Спортивный |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В системе дополнительного образованию занимаются свыше 70% учащихся школы.
Дополнительное образование состоит из 3-х блоков:
- кружки, развивающие личность ребенка;
- студии;
- спортивные секции.
Таблица 4: Программы секционной и кружковой работы
№ | Название кружка | Возраст уч-ся | Ф.И.О. педагога | Нагрузка | Часы работы | День недели |
1 | Легкая атлетика | 5-10 | Чемикосова И.В. | 2 часа | 14.00-15.00 | Среда |
2 | Самбо | 4-8 | Журба А.Н. | 9 часов | 16.00-18.30 | Понедельник Среда Пятница |
3 | Спортивные | 1-6 | Езин Е.Н. | 4 часа | 15.00-17.0 | Вторник |
4 | Туризм | 6-9 | Романов А.В. | 2 часа | 14.30-16.30 | Четверг |
5. | Школа выживания | 8-11 | Романов А.В. | 3 часа | 14.00-15.30 | Понед. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ МБОУ ПСОШ «НОК»
| Наименование общественных организаций, учреждений, с которыми сотрудничает общеобразовательное учреждение | Формы сотрудничества | Периодичность контактов |
2 | 4 | 5 | |
ЦВР | Конкурсы, викторины, праздники, интеллектуальные игры | По плану работы | |
Кинотеатры, музеи, театры | Экскурсии, спектакли. фильмы | По плану работы | |
2 | Детская юношеская спортивная школа | Секции, соревнования, организация | По плану работы |
3 | Медицинское объединение: детская поликлиника, женская консультация | Профилактические медицинские осмотры и сопровождение школьников | По плану работы |
4 | Органы социальной защиты семьи и детства | Профилактические беседы для родителей, консультации | Ежегодно |
5 | Правовые органы содействия школе ( отделение милиции , РОВД; ГИБДД; ПДН; КДН) | Правовая неделя, классные часы, беседы с обучающимися |
|
6 | Районный совет ветеранов | Смотр строя и песни, Уроки Мужества», акция «Подарок ветерану» |
|
7 | Ростовский госудаственный пединститут повышения квалификации | Повышение квалификации, педагогическая практика для студентов на базе школы; | В течение года |
8 | ЦРБ | библиотечные уроки, конкурсы, выставки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"
Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...
Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»
Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это управленческий документ, ...
Целевая программа «Мир моих увлечений»
Данная программа направлена на приобщение учащихся школы к познавательно-творческой деятельности, выявление их интересов и способностей, предоставление им возможностей для самореализации в творческой,...
Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»
Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности в МОУ. Программа предполагает совместную деятельность школы, специали...
Комплексно-целевая программа Здоровье
1. Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2. Номинация: «Физическая культура и здоро...
Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы
Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...
Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"
Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....