Программа курса « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ» как путь реализации здоровьесберегающего подхода
рабочая программа по физкультуре на тему
Специальный курс "Педагогические основы здоровья" вооружает слушателей необходимыми знаниями по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся элементами учебного процесса. Включает знания по основным проблемам здоровья, действию вредных факторов на организм, характеристике различных видов патологии и оказанию первой медицинской помощи при различных поражениях, а также вопросам психического и социального здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_osnovy_zdorovya.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ»
как путь реализации здоровьесберегающего подхода
Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе здоровье стало одной из наименее защищенных сторон жизни россиян. И неудивительно, что статистика приносит все более тревожные данные как относительно здоровья населения, так и отдельных показателей, заболеваемости и смертности.
В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор – медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных нарушений здоровья надежды связывались с медициной.
Однако при этом совершенно не учитывается тот факт, что медицина не в состоянии решить весь комплекс проблем, связанных с патологией. Это обусловлено, во-первых, широкой распространенностью последней, в связи с чем медицинская отрасль чисто физически не может охватить не только здоровый контингент, но даже тех людей, у которых патология находится в скрытой форме. Вот почему здоровому человеку, несмотря на широко декларируемый профилактический принцип, медицина нашей страны практически никакого внимания не уделяет, давая ему возможность заболеть. Во-вторых, отсутствие модели здоровья ориентирует медицину преимущественно не на лечение болезни, а на облегчение страдания человека, устранение острых симптомов.
Результатом столь однобокого отношения человека к своему здоровью, когда он перекладывает ответственность за здоровье на различные официальные и неформальные структуры (государство, медицину, предприятия, профсоюз и др.) явилась девальвация самого здоровья как жизненного приоритета.
Отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что и образовательный процесс в учебных заведениях был и остается в минимальной степени ориентирован на воспитание осознанного отношения обучающихся к своему здоровью. За исключением, возможно, отдельных вопросов физической культуры в учебных планах и учебных программах вопрос здоровья не находит своего теоретического и практического обоснования. В результате выпускник среднего специального и даже высшего образовательного учреждения не владеет элементарными знаниями и навыками, связанными с поддержанием своего здоровья и здоровья семьи.
В самих образовательных учреждениях вопросам здоровья не уделяется практически никакого внимания. Более того, сама учительская категория является одной из наиболее выраженных профессиональных групп риска. Естественно поэтому, что ни о каком целенаправленном обучении детей основам здоровья не может быть и речи. Организация учебного процесса, методика обучения зачастую не учитывают особенности их влияния на организм ребенка. Это касается и учебного расписания, и проведения контрольных мероприятий, и взаимоотношения учитель-ученик, и обучения новому материалу, и многих других аспектов.
В образовательных учреждениях нет специалистов, а поэтому не ведется серьезная работа по оценке физического развития и физического здоровья детей. В связи с этим начальные формы нарушений этих показателей проходят незамеченными, и лишь явная патология – острого и хронического характера – обращает на себя внимание специалистов. И тем не менее в настоящее время учитель является единственной реальной личностью, которая может реализовать в детях идеи здорового образа жизни, т.к. ни семья, ни медики к этому не готовы. Но для этого, с одной стороны, сами педагоги должны хорошо владеть вопросом, а с другой,- только если дети будут получать информацию от многих педагогов, последовательно и целеустремленно спланированную, можно рассчитывать на хороший результат.
Учитывая роль образования в решении этой проблемы, нами разработан специальный курс «Педагогические основы здоровья», вооружающий слушателей необходимыми знаниями по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся элементами учебного процесса.
Настоящий курс включает в себя знания по основным проблемам здоровья, действию вредных факторов на организм, характеристике различных видов патологии и оказанию первой медицинской помощи при различных поражениях, а также вопросам психического и социального здоровья.
- Цель и задачи курса
1.1.Цель курса – вооружить слушателей необходимыми знаниями и умениями по формированию и сохранению своего здоровья.
1.2. Задачи курса:
- привить слушателям мотивацию на свое здоровье и здоровье окружающих людей;
- вооружить слушателей необходимыми знаниями по оценке уровня своего здоровья, влияния различных факторов на организм, методам оздоровления и профилактике различных заболеваний;
- освоить практические навыки по методам оценки своего здоровья, его сохранению и оказанию первой помощи в различных ситуациях.
На занятиях учащиеся получают знания по различным аспектам здоровья (физического, психического, социального) и факторам формирующим (закаливание, двигательная активность, физическая культура) и влияющим ( питание, вредные привычки, окружающая среда ) на него, характером проявления различных заболеваний, вопросами полового воспитания и психического здоровья.
Практические занятия должны формировать умения и навыки по оценке физического развития (определение длины и массы тела, уровня гармонического развития), функционального состояния важнейших систем организма и приемам оказания первой помощи в различных ситуациях.
В лабораторный практикум входят следующие работы: определение физического развития; определение состояния здоровья человека; оценка функциональных возможностей организма; методика определения умственной работоспособности; профилактика важнейших форм школьной патологии; определение степени стрессоустойчивости организма; традиционные и нетрадиционные методы закаливания и т.д.
Учащиеся после прохождения курса «Педагогические основы здоровья» должны:
з н а т ь:
- биологические и социальные основы жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека;
- факторы, формирующие здоровье;
- факторы, оказывающие неблагоприятное действие на организм детей и подростков;
- основы психического и социального здоровья;
- наиболее распространенные оздоровительные технологии.
у м е т ь:
- реализовывать оздоровительные технологии в структуре педагогического процесса;
- давать оценку уровня физического развития;
- измерять основные показатели функционального состояния ведущих систем организма;
- пользоваться научно обоснованными методиками закаливания;
- оказывать первую (доврачебную ) помощь в различных ситуациях.
владеть:
- принципами и методами оздоровительных технологий;
- системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- знаниями о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;
- навыками оказания первой медицинской помощи
Программный курс «Педагогические основы здоровья» включает в себя ряд разделов, каждый из которых рассматривает ряд вопросов.
Распределение учебного времени по видам занятий приведено в табл.1
Таблица 1
Распределение часов по разделам курса
№№ п/п | Раздел курса | Лекции | Практич. занятия | Всего |
1. | Здоровьесберегающие аспекты современного образования | 2 | 3 | 5 |
2. | Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков | 2 | 2 | 4 |
3. | Оздоровительная направленность обучения – важнейший принцип педагогики здоровья | 2 | 4 | 6 |
4. | Значение иммунитета и его сохранение | 2 | 1 | 3 |
5. | Психическое здоровье | 2 | 2 | 4 |
В с е г о | 10 | 12 | 22 |
Теоретический курс
При изучении курса «Педагогические основы здоровья» будут рассмотрены следующие темы:
Здоровьесберегающие аспекты современного образования
Понятие «здоровье». Состояние здоровья населения России. Здоровье подрастающего поколения в процессе обучения. Демографические, социально-экономические, медицинские аспекты здоровья. Биологические и социальные факторы здоровья. Количественная и качественная оценка здоровья. Генетические аспекты здоровья. Адаптация и здоровье. Группы здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
Факторы, влияющие на формирование здоровья. Факторы здорового образа жизни (гигиенически обоснованный режим труда и отдыха, закаливание, рациональное питание, оптимальный уровень двигательной активности и др.). Факторы нездорового образа жизни (нарушение режима питания; вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики; гиподинамия и др.) и их характеристика. Воздействие факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков.
Понятие о сбалансированном питании. Биологическая ценность пищевых продуктов. Гигиенические основы питания детей и подростков.
Оздоровительная направленность обучения – важнейший
принцип педагогики здоровья
Гигиеническое обучение и воспитание. Школьная гигиена. Работоспособность как свойство организма. Общая характеристика умственного и физического труда. Способы восстановления работоспособности человека во время и после работы. Утомление и переутомление и их профилактика. Активный отдых. Режим дня в различных возрастных и социальных группах.
Значение иммунитета и его сохранение
Иммунитет. Механизмы иммунитета. Факторы, влияющие на иммунитет. Возрастные особенности иммунной системы.
Традиционные и нетрадиционные оздоровительные системы. Естественные факторы природы как обязательное условие обеспечение здоровья. Особенности использования средств восстановления в школе.
Психическое здоровье
Критические периоды в развитии психики человека. Эмоциональное состояние. Психические функции. Память и обучение. Способы тренировки. Внимание и его свойства. Факторы, влияющие на память и внимание. Способы тренировки внимания.
Стресс, его последствия и профилактика. Виды и причины пограничных состояний. Овладение простейшими способами психосаморегуляции (психотренинги, психотренировка, расслабление дыхания и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в детской школе искусств»
В данной статье рассматривается вопрос актуальности здоровьясбережения и реализации здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в условиях детской школы искусств....
КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...
Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.
}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...
Организация исследовательской деятельности обучающихся при реализации здоровьесберегающего подхода в школьном курсе химии
Проблема формирования здорового образа жизни школьников на современном этапе развития нашего общества актуальна. Среди самых важных категорий в системе ценностей общества лидирующие позиции занимает с...
Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования. Психологический комфорт ученика в классе.
Педсовет. Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования.Психологический комфорт ученика в классе. ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"
Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....
Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная деятельность помогает обучающимся бо...