Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» - развитие ловкости и координации.
учебно-методический материал
Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». В него входят различные статические и динамические упражнения с «детским» мячом (это специальный теннисный мяч с низким давлением, т.е. мягкий) и другими мячами, а так же, беговые и прыжковые упражнения для развития скоростных характеристик, что позволяет подготовить детей к освоению более сложных движений и упражнений с ракеткой и теннисным мячом.
Методическая разработка создана для работы с детьми, не имеющими специальной физической подготовки, на основе знаний о физиологии высшей нервной деятельности человека, методик освоения спортивных игр с мячом, с учетом возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.14 МБ |
Учебно-методическое пособие - Первые шаги в б/теннисе "Школа мяча" | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №456
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ПИЛИГРИМ»
Учебно-методическое пособие
Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников:
«Школа мяча» - развитие ловкости и координации.
Автор-составитель
Осмоловская Надежда Владимировна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015
Аннотация
Данное учебно-методическое пособие знакомит с некоторыми комплексами упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». В него входят различные статические и динамические упражнения с «детским» мячом (это специальный теннисный мяч с низким давлением, т.е. мягкий), а так же, беговые и прыжковые упражнения для развития скоростных характеристик, что позволяет подготовить детей к освоению более сложных движений и упражнений с ракеткой и теннисным мячом.
Данный материал создан на основе знаний о физиологии высшей нервной деятельности человека, методик освоения спортивных игр с мячом, с учетом возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Содержание
- Аннотация – стр.2
- Пояснительная записка – стр.4
- Основное содержание – стр.5
- Раздел 1 – стр.5
- Раздел 2 – стр.8
- Раздел 3 – стр.9
- Список литературы – стр.10
Пояснительная записка
Теннис, по праву, считается одним из самых зрелищных, эмоциональных и утонченных видов спорта, требующего от игроков высокой концентрации внимания, интеллектуальных способностей, а также максимального напряжения физических и моральных сил. Именно поэтому этот вид спорта является технически сложным для освоения и требует комплексного, целенаправленного физического и психического развития ребенка. В спортивных школах по большому теннису начинают обучать детей с семи лет. В нашей школе № 456 Колпинского района г. Санкт-Петербурга мы набираем детей в группы первого года обучения, также с 7-8 лет. Образовательная программа «Большой теннис» рассчитана на три года обучения. За это время дети осваивают базовые навыки данного вида спорта.
На занятия по теннису принимаются все желающие в возрасте 7-9 лет, без специального отбора по физическим данным. В связи с этим, возникла необходимость подготовить детей к освоению технически сложных спортивных навыков.
Данная разработка направлена на решение основных педагогических задач:
образовательных | развивающих | воспитательных |
- учимся владеть мячом и контролировать свое тело; - учимся основным перемещениям и движениям теннисиста в игре; - обучаемся самостоятельно выполнять специальные упражнения, различной степени сложности; - учимся концентрироваться на правильном выполнении поставленного задания. | - развиваем физические качества детей с учетом их возрастных особенностей (силу, ловкость, скорость, выносливость и внимательность); - развиваем концентрацию внимания и др. психические процессы с помощью движения, опосредованно воздействуем на двигательную кору головного мозга; - развиваем навыки общения и умения тренироваться в коллективе. | - прививаем чувство ответственности в выполнении полученного задания; - воспитываем целеустремлённую и активную личность; - вырабатываем потребность в физической активности; - прививаем навыки коллективного взаимодействия, уважительного и внимательного отношения друг к другу. |
Основная часть
Раздел 1.
К сожалению, в настоящее время большинство детей младшего школьного возраста обладают откровенно слабой координацией и низким уровнем физической подготовки. Поэтому, как педагог и тренер, я столкнулась с тем, что у многих моих учеников из-за этого на начальном этапе обучения возникали большие трудности в освоении сложных технических движений с мячом и ракеткой. Появилась необходимость сначала улучшить координацию и физическую подготовку детей. В большом теннисе для самых маленьких существует «Школа мяча». На ее основе был разработан свой вариант специального комплекса для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». Свой вариант, потому что различных методик тренировок с мячом существует огромное разнообразие в разных видах спорта. А сами тренеры все время изобретают и внедряют что-то новое и интересное, постоянно совершенствуя тренировочный процесс.
Почему же все-таки «Школа мяча»? Мяч – основа всех игровых видов спорта. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, регби, большой теннис, бильярд, гольф и т.д.- всё это игры с мячом. И именно от умения общаться с мячом зависит в дальнейшем успех того или другого игрока. Лев Яшин, Пеле, Майкл Джордан, Роджер Федерер – каждый из них – гений своей игры. Все они очень разные и каждый из них в своё время символизировал и символизирует собой Спорт с большой буквы. Но, несмотря на различия, всех их объединяет одно – умение общаться, работать, играть с мячом. Именно через мяч каждый из них смог выявить и развить все, данные Богом, таланты.
К тому же «Школа мяча» базируется на трёх основных действиях человека:
1. Брать
2. Держать
3. Давать
Это фундамент, на котором строится весь игровой спорт.
«Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой». Странная фраза на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И понимание этой связи дает хороший фундамент родителям для развития интеллектуальных способностей своего ребенка. Побуждая ребенка к движению, к различным манипуляциям с мячом, мы активно воздействуем на работу его головного мозга.
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Важно учитывать, что даже малейшее нарушение моторики негативно сказывается на обучении, интеллектуальных способностях, а часто эмоциональном и общем физическом состоянии.
Почему же моторика так важна в развитии человека как личности?
Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3-х лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если, конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на взаимодействие со взрослым).
На практике, любое нарушение или отклонение развития ребенка характеризуется специфическим признаком:
- нарушение моторики;
- неловкость, угловатость движений;
- неправильное или неполное представление о схеме собственного тела (расположение и взаимоотношения частей тела);
- незнание предлогов пространственного расположения объектов (например, ребенок пятого года жизни должен знать такие предлоги, как «позади — перед»);
- недостаточность изобразительной деятельности (например, ребенок копирует рисунок с поворотом на 45-90°).
Занятия физкультурой и спортом, а также подвижные игры и танцы способствуют активизации работы мозговых центров человека и улучшению работы основных психических процессов. Такие вещи, как трудности в обучении, чтении, письме, сосредоточенности, плохая память, нарушения речи и физическая неловкость — всего лишь осадок на дне стакана с водой и сахаром (смеси нашего психического и физического). И лучший способ от него избавиться – физические нагрузки!
Одно из главных отличий человека от животных – это наличие сознания и владение речью! Все речевые анализаторы закладываются в обоих полушариях, но развиваются только с одной стороны (у правшей - слева, у левшей - справа) и функционально оказываются асимметричными. Эта связь между двигательным анализатором руки (органа труда) и речевыми анализаторами объясняется тесной связью между трудом и речью, оказавшими решающее влияние на развитие мозга. При поражении речедвигательного анализатора сохраняется элементарная двигательная способность речевых мышц, но утрачивается возможность устной речи (моторная афазия). В этих случаях иногда удается восстановить речь длительным упражнением левой руки (у правшей), работа которой благоприятствует развитию зачаточного правостороннего ядра речедвигательного анализатора. Зная об этой прямой взаимосвязи между движениями руки и корой головного мозга, мы применяем на занятиях специальные упражнения как для левой руки, так и для правой. Конечно, учитываются индивидуальные особенности детей, заниматься могут и правши, и левши.
Занятия в рамках «Школы мяча» можно проводить как в условиях спортивного зала (корта), так и на открытом воздухе, например, на школьном стадионе или детской площадке. Для проведения занятий по большому теннису необходимо иметь:
- «детские» теннисные мячи (20-50 шт.);
- корзину для теннисных мячей;
- теннисную сетку тренировочную;
- теннисные ракетки для детей;
- мишени напольные и мишени-конусы;
- мишени-обручи;
- напольные тренировочные лестницы для ног;
- скакалки.
Если есть желание использовать эту методику в рамках урока физкультуры, например, достаточно иметь теннисные мячи (причем не обязательно новые) и мишени-конусы. Этого инвентаря хватит, чтобы провести интересный и подвижный урок, направленный на развитие ловкости и координации.
Раздел 2.
В мой вариант комплекса «Школы мяча» входят различные статические и динамические упражнения с «детским» мячом (это специальный теннисный мяч с низким давлением, яркого цвета), а также беговые и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростных характеристик учащихся. Использование этих упражнений на начальном этапе позволяет планомерно подготовить детей к освоению более сложных упражнений с ракеткой и теннисным мячом.
Методы проведения занятия: групповой, фронтальный, индивидуально-фронтальный. На занятиях используются как групповые упражнения:
- броски мяча в мишень (на тренировку точности и дальности броска);
- перебросы мяча через сетку в мишень;
- набросы и броски партнеру (работа в парах, тройках, четверках);
- тренировка ног с помощью мягких напольных мишеней-фишек («Змейка», ускорения, скрестный шаг, приставные шаги и т.п.);
- тренировка ног с помощью напольных лестниц (скорость работы ног);
так и индивидуальные упражнения для самостоятельной работы:
- бросить и поймать мяч у стенки правой и левой рукой с отскока, слета, с разворотом корпуса на 360 градусов и т.п. (тренировка координации и ловкости);
- подбивание мяча от пола – «Баскетбол теннисным мячом» правой и левой рукой.
- подбивание мяча ракеткой с переворотом на каждый удар;
- подбивание ракеткой с прочесом мяча по струнам (подготовка к вращению мяча);
- прыжки на скакалке на двух ногах, поочередно на одной ноге и другой ноге, с перескоком и т.д.
Раздел 3.
Универсальность применения этого комплекса заключается в том, что предложенные варианты упражнений можно использовать не только на занятиях по большому теннису и другим видам спорта, но и при проведении уроков физической культуры; в группах продленного дня, например, подвижные игры на прогулке. Кроме того, активные и неравнодушные родители могут играть и тренироваться вместе со своими детьми на отдыхе или во дворе, с помощью этих же самых упражнений.
Для закрепления полученного результата, т.е. выработки навыка владения мячом, необходимо проводить занятия не менее двух, а лучше трех раз в неделю. Поскольку, навык – это действие, доведенное до автоматизма и не требующее контроля сознания. Поэтому для выработки определенного навыка требуется многократное повторение какого-либо действия.
Для отслеживания результативности можно делать промежуточные контрольные замеры, проводить тестовые упражнения. Например, попросить ребенка бросить и поймать мяч у стенки без отскока от пола правой рукой, затем левой рукой, определенное количество раз. Посчитать процентное соотношение правильно выполненных бросков и бросков с ошибками (когда ребенок не смог поймать мяч и уронил его на пол). В школе это можно делать в конце учебной четверти или раз в полгода.
Список литературы:
- Батуев А.С. Функции двигательного анализатора. Л.: Наука, 1970.
- Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966.
- Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
- Дудел Дж., Рюэгг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985.
- Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.А. Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991.
- Сологуб Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л.: Наука, 1973.
- Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.
- Эвартс Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг. М.: Мир, 1982.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские.
В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной», М., 1887 г. - Фоменко Б. Энциклопедия «Российский теннис» - ИЭТП, 1999 г.
- Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. «Азбука тенниса» - «Терра спорт», 1999 г.
- Железняк Ю., Портнов Ю. «Спортивные игры: техника, тактика и методика обучения» - уч-к для ВУЗов, «Академия», 2008 г.
- Белиц-Гейман С. «Теннис. Школа чемпионской игры и подготовки» - «АСТ-Пресс», 2001 г.
- Янчук В. «Теннис. Простые истины мастерства» - «АСТ-Пресс», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ловкости и координации движений.
Тренажер "Лестница скорости" своими руками, методические рекомендации и упражнения....
Статья на тему "Первые шаги на пути к проекту"
Статья на тему "Первые шаги на пути к проекту"...
Конспект занятия по теме: "Развитие ловкости и координации"
Конспект занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению и обучению Большому теннису
Данная рабочая программа " Школа большого тенниса", имеет физкультурно- спортивную направленность с общекультурным уровнем усвоения.Приобщение подрастающего поколения к физкультуре и спорту ...
Развитие ловкости и координации
Тема: «Развитие ловкости и координации»Форма занятия: Учебно-тренировочная.Цель: Развитие двигательных качеств.Задачи: 1. Укрепление мышечно-связочного аппарата рук, ног, ту...
Развитие ловкости и координации на уроках физической культуры в начальной школе
Дканная статья будет полезна педагогам...
Техника владения мячом, развитие ловкости и координации при игре в футбол.
Технологическая карта урока с использованием "текста новой природы"....