Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению и обучению Большому теннису
рабочая программа по физкультуре на тему
Данная рабочая программа " Школа большого тенниса", имеет физкультурно- спортивную направленность с общекультурным уровнем усвоения.
Приобщение подрастающего поколения к физкультуре и спорту является наиболее важной проблемой в настоящее время.
Программа построена на основе аналогов : "Спортивные кружки и секции" раздел " Теннис", Москва, Просвещение, 2013г .
Главными ориентирами программы " Школы большого тенниса" являются:
-сочетание требований к дополнительному образованию и возможностей физического развития;
-актуальность развития двигательной активности обучающихся в целях естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_k_rabochey_programme-bolshoy_tennis_2017-18g.docx | 36.02 КБ |
poyasn_zap_rabochey_programmy_bolshoy_tennis_2017-18g.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной
по спортивно-оздоровительному направлению «Школа большого тенниса».
№ п/п | Тема урока | Тип \ форма занятия | Планируемые результаты | Дата проведения | |||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия(УУД) Метапредметные | Личностные | план | факт | |||||
1 | Правила безопасности на занятиях. ОРУ. История возникновения тенниса. Правила поведения на кортах Школа мяча-умение смотреть на мяч, следить за его перемещением | Комбинированное занятие | Беседа о ТБ . Ознакомление с теннисным инвентарем; ракетки, мячи, теннисный корт Подвижные игры с мячом « Поймай мя», « Прыгуны» | Познавательные: - представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация. Регулятивные: -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих. Коммуникативные: - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Личностный: готовность к саморазвитию | ||||
2 | ОРУ. Школа -мяча, Взаимодействие мяча с ракеткой, с площадкой | Комбинированное занятие | Упражнения « Школы мяча» Упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча вверх,вниз,удержание мяча на ракетке | Познавательные: -умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -формулировать цепочки правил; - представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация; - овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Регулятивные -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; -уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; - умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда. Коммуникативные - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора | Личностный: воспитание ответственного отношения к собственному здоровью | ||||
3 | ОРУ. Обучение упражнениям подводящим к освоению техники тенниса. | Комбинированное занятие | Упражнения « Школы мяча» Упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча вверх,вниз,удержание мяча на ракетке | Личностный: воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | |||||
4 | ОРУ. Эстафета с теннисным мячом Школа -мяча, Взаимодействие мяча с ракеткой, с площадкой | Комбинированное занятие | Упражнения « Школы мяча» Упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча вверх,вниз,удержание мяча на ракетке | Личностный: воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | |||||
5 | ОРУ. Подброс мяча Полеты мяча в горизонтальной и вертикальной областях | Комбинированное занятие | Катание,бросание, ловля мяча. Игры с ловлей мяча. « Мяч соседу» | Личностный: воспитание ответственного отношения к собственному здоровью | |||||
6 | ОРУ. Эстафета с теннисным мячом Школа -мяча, Взаимодействие мяча с ракеткой, с площадкой | Комбинированное занятие | Предметный: знания о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Игры с ловлей мяча. « Мяч соседу» | Личностный: воспитание ответственного отношения к собственно | |||||
7 | ОРУ. Школа- движений Упражнения для работы ног. Умение мягко и быстро перемещаться по корту Взаимодействие мяча с площадкой | Комбинированное занятие | Упражнения « Школы мяча» Упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча вверх,вниз,удержание мяча на ракетке | Познавательные -умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - презентация; - овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи. Регулятивные - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; - уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; -умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда; Коммуникативные -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. -умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора | Личностный: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | ||||
8 | ОРУ. . Школа- движений Упражнения для работы ног. Умение мягко и быстро перемещаться по корту Взаимодействие мяча с площадкой | Комбинированное занятие | Упражнения « Школы мяча» Упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча вверх,вниз,удержание мяча на ракетке | Личностный: осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни | |||||
9 | ОРУ. . Школа- движений Упражнения для работы ног. Умение мягко и быстро перемещаться по корту Взаимодействие мяча с площадкой | Комбинированное занятие | Игры с ловлей мяча. « Мяч соседу» | Личностный: осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни | |||||
10 | ОРУ. Умение быстро принимать мяч Основное исходное положение теннисиста | Комбинированное занятие | Игры с ловлей мяча. « Мяч соседу» | Личностный: осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни | |||||
11 | ОРУ. . Школа- движений Упражнения для работы ног. Умение мягко и быстро перемещаться по корту Взаимодействие мяча с площадкой ОФП | Комбинированное занятие | Упражнения на координацию движений. Подвижные игры «Пустая ракетка», «Прыгуны» | Познавательные -умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация; -овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи. Регулятивные -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; -уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; -умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда; Коммуникативные -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точкузрения, отстаивать свою позицию. -умение общаться и взаимодействовать со сверстниками; -умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора. | Личностный: осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни | ||||
12 | ОРУ. Умение быстро шагать на мяч Обучение хваткам ракетки Контроль мяча и ракетки | Комбинированное занятие | Упражнения на координацию движений. Подвижные игры «Пустая ракетка», «Прыгуны» | Личностный: осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни | |||||
13 | ОРУ. Базовые понятия тенниса Классификация ударов в теннисе | Комбинированное занятие | Имитация ударов справа, слева с отскока. Удары с наброса учителя | Личностный: осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни | |||||
14 | ОРУ. Специальные беговые упражнения комплексы упражнений для развития основных физических качеств | Комбинированное занятие | |||||||
15 | ОРУ. Умение быстро шагать на мяч Обучение хваткам ракетки Контроль мяча и ракетки | Комбинированное занятие | Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Выполнение упражнений в парах | ||||||
16 | ОРУ. Упражнения « Школы мяча» Воспитание скоростных и координационных способностей | Комбинированное занятие | Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Выполнение упражнений в парах Упражнения на координацию | Познавательные -умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -формулировать цепочки правил; -представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация; -овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи. Регулятивные -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; -уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; -умение анализировать и оцениватьинформацию и результаты собственного труда; Коммуникативные -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. -умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора. | Личностный осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни Личностный: воспитание ответственного отношения к собственному здоровью | ||||
17 | ОРУ. Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники тенниса. Упражнения « школы мяча» Беговые упражнения | Комбинированное занятие | Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Выполнение упражнений в парах Упражнения на координацию | ||||||
18 | ОРУ. Упражнения « Школы мяча» Воспитание скоростных и координационных способностей | Комбинированное занятие | Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Выполнение упражнений в парах Упражнения на координацию | ||||||
19 | Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники тенниса. Упражнения « школы мяча» Беговые упражнения | Комбинированное занятие | Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Выполнение упражнений в парах Упражнения на координацию | ||||||
20 | ОРУ. Обучение ударам с отскока на месте . Упражнения « Школы мяча» | Комбинированное занятие | Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Выполнение упражнений в парах Упражнения на координацию | ||||||
21 | ТБ на занятиях . ОРУ. Упражнения « Школы мяча» Обучение ударам с отскока на месте . | Упражнения с мячом и ракеткой; Подбивание мяча вверх,вниз,вверх-вниз, удержание конуса на ракетке. Имитация удара справа с отскока. Удары с наброса учителя Упражнения с мячом и ракеткой; Подбивание мяча вверх,вниз,вверх-вниз, удержание конуса на ракетке. Имитация удара справа-слева с отскока. Удары с наброса учителя | Познавательные -умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -формулировать цепочки правил; -представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация; -овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи. Регулятивные -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; -уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; -умение анализировать и оцениватьинформацию и результаты собственного труда; Коммуникативные -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. -умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора Познавательные: - представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация. Регулятивные: -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих. Коммуникативные: - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности Познавательные: - представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация. Регулятивные: -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих. Коммуникативные: - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Личностный: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих и российских ценностей Личностный: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих и российских ценностей | |||||
22 | ОРУ. Упражнения « Школы мяча» Обучение ударам с отскока на месте . | Комбинированное занятие | |||||||
23 | ОРУ. Обучение ударам слева с отскока на месте Упражнения « Школы мяча» | Комбинированное занятие | |||||||
24 | ОРУ. Обучение ударам слева с отскока на месте Упражнения « Школы мяча» | Комбинированное занятие | |||||||
25 | ОРУ. Обучение ударам слева с отскока на месте Упражнения « Школы мяча» | Комбинированное занятие | |||||||
26 | ОРУ. Обучение ударам справа и слева с отскока с мячом и без мяча Упражнения « Школы мяча» | Комбинированное занятие | |||||||
27 | ОРУ. Обучение ударам справа и слева с отскока с мячом и без мяча Упражнения « Школы мяча» | Комбинированное занятие | Упражнения с мячом и ракеткой; Подбивание мяча вверх,вниз,вверх-вниз, удержание конуса на ракетке. Имитация удара справа-слева с отскока. Удары с наброса учителя Упражнения с мячом и ракеткой; Подбивание мяча вверх,вниз,вверх-вниз, удержание конуса на ракетке. Имитация удара справа-слева с отскока. Удары с наброса учителя | ||||||
28 | ОРУ. Обучение ударам справа и слева с отскока с мячом и без мяча Упражнения « Школы мяча» Воспитание координационных способностей | Практическое занятие. | |||||||
29 | ОРУ. Промежуточное тестирование | Комбинированное занятие | |||||||
30 | ОРУ. Обучение ударам с перемещением Воспитание координационных способностей | Комбинированное занятие | |||||||
31 | ОРУ. Обучение ударам с перемещением Воспитание координационных способностей | Комбинированное занятие | |||||||
32 | ОРУ. Обучение ударам с перемещением Удар справа с отскока в движении Теория: Понятие о границах теннисного корта; боковые линии,задняя линия | Комбинированное занятие | Предметный: уметь находить выход из стрессовых ситуаций; знания о здоровом образе жизни; умение работать в группе; умение оценивать результаты своей деятельности; знатьособенности воздействия двигательной активности на организм человека. | Личностный: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих и российских ценностей | |||||
33 | ОРУ. Обучение ударам с перемещением Удар справа с отскока в движении Теория: Понятие о границах теннисного корта; боковые линии,задняя линия | Игра-викторина | Личностный: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих и российских ценностей | ||||||
34 | ОРУ. Обучение ударам с перемещением. Удар справа с отскока в движении. Закрепление пройденного материала | Комбинированное занятие |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №512
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета Приказ от________
Протокол от ______________ №________________
Председатель педагогического Директор ГБОУ СОШ 512
совета________ Г.А. Тихонова __________Г.А. Тихонова
Рабочая программа внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению:
«Школа тенниса»
Для обучающихся 1-4 х классов
Рабочая программа составлена на основе-
Государственной программы РФ « Развитие образования на 2013-2020 г»
ФГОС нового поколения
педагог дополнительного образования
Аглиулина Ирина Дамировна
Санкт-Петербург 2017-2018 г.
Пояснительная записка
Программа «Школа тенниса» - модифицированная, имеет физкультурно-спортивную направленность с общекультурным уровнем усвоения.
Большой теннис – массовый увлекательный зрелищный вид спорта с разнообразнейшей техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической подготовки от спортсмена.
Приобщение подрастающего поколения к физкультуре и спорту является наиболее важной проблемой в настоящее время. В основу программы положены научные и методические разработки отечественных и зарубежных тренеров, применяемые в последние годы. Программа построена на основе аналогов: «Спортивные кружки и секции» раздел «Теннис», Москва, Просвещение, 2013 г.;
Образовательная программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Занимаясь теннисом, можно сохранять прекрасное самочувствие и высокий жизненный тонус на протяжении многих лет. Это красивая, динамичная и элегантная игра. По данным ЮНЕСКО о темпах развития видов спорта сегодня лидирующее положение занимает именно теннис, опережая своих ближайших «конкурентов» - плавание и горные лыжи.
Теннис сейчас становится семейным видом спорта и образом жизни для тех, кто предпочитает активный образ жизни. Регулярные занятия теннисом укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную систему, развивает реакцию, ловкость и выносливость.
Опираясь на потребности ускоренного развития физических способностей подрастающего поколения, учитывая предшествующий опыт, программа призвана способствовать повышения физической, умственной работоспособности, координации движений, многих психических и личных свойств, обогащая их двигательным, эмоциональным, нравственным опытом общения.
Цель программы:
Привлечение подрастающего поколения к спорту, укрепление здоровья, формирование нравственных качеств личности через занятия большим теннисом. Укрепление здоровья и гармоничное развитие физических качеств ребенка.
«Секция большого тенниса» является допрофессиональная начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры.
Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования.
Главными ориентирами программы «Секция большого тенниса» являются:
∙ сочетание требований к дополнительному образованию и возможностей физического развития;
∙ учет способностей воспитанников в данном виде спорта;
∙ актуальность развития двигательной активности учащихся в целях естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма и эффективной борьбы с гиподинамией.
Программа «Секция большого тенниса» является образовательной, реализующей задачи формирования у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту, обучения их теннисной игре и развития соответствующих способностей.
Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения воспитанников школы от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы.
Основное отличие заключается в самой природе учреждения дополнительного образования – это добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.
Существует некая независимость ребенка от педагога в плане оценок, поощрений и порицаний, так как главной оценкой для самого подростка является его собственное здоровье, его собственный спортивный результат. Важно, что ребенок находит свой круг общения, новых друзей, разделяющих его интересы.
Здесь родители лучше узнают возможности и способности своих детей. Нередко они разделяют с ними увлечение спортом. И это очень сближает детей и родителей.
А самое главное то, что тенниса воспитанники достаточно быстро постигают мастерство игры.
В образовательной программе разрабатывается продуктивная идея о том, что только непрерывная систематическая квалифицированная подготовка детей делает интерес к такому виду спорта, как теннис, устойчивым, формирует привычку укреплять свое здоровье, создает потребность в двигательной активности, делает здоровье стилем жизни.
Актуальность программы:
Программа дополнительного образования направленна на усиления педагогического влияния на детей в свободное от учебы время через организацию коммуникативной и досуговой деятельности, способствующей общему развитию ребенка.
Теннис становится в нашей стране становится все более массовым видом спорта, систематические занятия имеют широкое оздоровительное значение.
Педагогическая целесообразность :
1. Сознательность, активность, наглядность, доступность, прочность, систематичность в обучении.
2.Воспитание моральных и волевых качеств, общая и специальная физическая подготовка, совершенствование в технике и тактике – стороны единого процесса воспитания.
Задачи:
- Обучение основам техники и тактики игры в теннис.
- Обучение двигательным навыкам и умениям, характерным для игры в теннис
∙ Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
∙ Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
∙ Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
∙ Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
∙ Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
∙ Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
∙ Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей в Школе тенниса.
∙ Создать "Клуб теннисистов" для сплочения учащихся и развития у них глубокого интереса к теннису
Образовательная программа обеспечивает реализацию основных направлений для детей:
∙ Базовые знания, умения и навыки теннисной игры.
∙ Оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни.
∙ Физическое воспитание, способствующее подъему общего тонуса и совершенствованию спортивной формы ребенка.
∙ Воспитание у детей полезных умений и навыков самосовершенствования и самопомощи.
∙ Снятие у воспитанников психологической нагрузки. Развитие адаптивных способностей.
∙ Организация активного отдыха учащихся, создание комфортного круга общения.
В «Школу тенниса для детей» принимаются все желающие. Все поступающие проходят начальное тестирование и, в соответствии с первоначальными показателями и возрастом, делятся на группы, в которых дети будут обучаться.
Программа рассчитана на детей от 7 до 16 лет, которые распределяются по трем возрастным категориям:
∙ 7-9 лет – младшие воспитанники;
∙ 10-12 лет – учащиеся средней группы;
∙ 13-17 лет – старшие воспитанники.
В первый год обучения группа состоит из 15 человек, во второй и третий годы обучения – из 12 человек. Основной формой обучения теннису является физкультурное занятие.
На первом этапе обучения занятия проводятся по группам, на втором и третьем этапах используются все виды занятий: групповые (занятия ОФП, отработка ударов у стенки и т.д.), по подгруппам (работа у сетки со спарринг-партнером) и индивидуальные (в качестве спарринг-партнера выступает тренер).
Для оценки результатов применяется традиционная методика оценки спортивных результатов. Для оценки изменений физической формы детей каждые полгода воспитанники сдают контрольные нормативы по различным показателям, отражающим их уровень физической подготовленности. Сравнение происходит каждые полгода по нескольким показателям : бег (30 м.), прыжки в длину, метание мяча, подтягивание, отжимания и пр.
По итогам каждого этапа (одного учебного года) проводится опрос родителей и самих воспитанников о состоянии здоровья, физической выносливости, психологической нагрузке и т.д.
Как форма определения результатов проводятся различные соревнования между учащимися внутри группы.
Образовательная программа построена по ступенчатой системе образования: первая ступень рассчитана на 3 года обучения, вторая ступень – на 2 года обучения.
Основой содержания двух ступеней образовательной программы являются общие требования «Базовые знания, умения и навыки».
Базовые знания, умения и навыки теннисной игры разделяются на следующие группы:
Овладение элементарными физическими упражнениями, способами усложнения упражнений, навыками самосовершенствования.- Воспитание навыка самостоятельных физических занятий.
- Выработка первичных навыков и развитие техники теннисной игры.
- Методика продвижения от основных теннисных движений к более сложным приемам игры.
- Устойчивые знания правил теннисной игры и судейские навыки.
- Знания по истории тенниса, информация об особенностях современных соревнований по теннису, о лучших теннисистах мира, о российской школе тенниса.
- Приобретение навыков самоконтроля и самоанализа в теннисной игре, в общении, на соревнованиях.
- Овладение приемами помощи и самопомощи при различных неопасных, простых травмах.
Развивающие задачи:
- Развитие индивидуальных особенностей детей, а так же определить их дальнейшую специализацию
- Развитие дисциплинированности, аккуратности, старательности и самостоятельности
- Развитие быстроты, реакции, ловкости, выносливости, глазомера, координации, активной и пассивной гибкости.
Воспитательные задачи:
- Главной задачей является воспитание высоких моральных и нравственных качеств, чувства патриотизма, а так же волевых качеств у юных теннисистов.
- Формирование потребности у учащихся воспитывать в себе силу воли и характер, упорство и настойчивость на пути к победе.
Формы занятий:
Тренировка, традиционное занятие, беседа, соревнование, учебная игра, зачет.
Фронтальная форма позволяет стабилизировать процесс обучения;
Поточная форма, позволяет стабилизировать процесс нагрузок и восстановления;
Индивидуальный подход позволяет выявить наиболее талантливых детей для данного вида спорта и отобрать для дальнейших занятий в спортивной школе.
Методы обучения :
Основной и наиболее распространенной метод обучения – игровой. Игровой метод -позволяет активизировать развитие внимания и способствует развитию ловкости.
Условия реализации:
Образовательная программа расчитана на всех желающих девочек и мальчиков школьного возраста начиная с 7 лет , без серьезных отклонений в здоровье.
Занятия проводятся в игровой форме, включая в себя общую физическую подготовку. Продолжительность образовательного процесса расчитана на 1- год обучения . Два раза в неделю , по одному часу, 72 часа в год.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе овладения данной программой 1-го года обучения , овладевают знаниями ударов справа с отскока , слева с отскока , справа слету, слева слету. Умением быстро перемещаться по корту. Умение « входа» , « выхода» в удар. Приобретают навыки игре со счетом.
Обучающиеся овладевают умением выполнения точности ударов и ударов в игре с полулета.
Приобретают навыки участвовать в личных и клубных соревнованиях.
Оценками качества знаний должны стать успешное выступление на соревнованиях.
Формой подведения итогов является соревнования.
Соревнования проводятся в дни школьных каникул. Участвуют ученики занимающиеся не менее 6 –ти месяцев. Турнир проводится сначала между группами, по упрощенным правилам, на половине теннисного корта, мячиками без давления ( Шоттеннис)
Материальное обеспечение :
Необходимое оборудование для обучения является; теннисные ракетки , теннисные мячи, стенка.
Методы и средства обучения:
В целях усвоения и содержания программы используются как репродуктивные , так и продуктивные методы обучения ( по И.Я.Лернеру и М.Н. Скаткину) . Репродуктивные методы (обьяснительно-иллюстративный , выполнение заданий по образцу) используются преимущественно при проведении лекционных и практических занятий помещении. Эвристический метод и метод проблемного изложения чаще используются при проведении семинаров и конференций. Исследовательский метод и комбинации с выполнением заданий по образцу используются на соревнованиях , конкурсах , и в процессе самостоятельной подготовки обучающихся к конференциям и семинарам.
Учебно- тематический план
№ | Название раздела рограммы | теория | практ | всего |
1 | История тенниса | В процессе тренировок | ||
2 | Техника безопасности | В процессе тренировок | ||
3 | Школа мяча | 2 | 3 | 5 |
4 | Школа движений | 4 | 6 | 10 |
5 | Обучение хваткам | 1 | 2 | 3 |
6 | Отработка ударов | 2 | 18 | 20 |
7 | Начальное бучение стратегии и тактике игры | 2 | 2 | 4 |
8 | Ознакомление с правилами игры | 2 | - | 2 |
9 | Общая физическая подготовка | 2 | - | 2 |
Итого часов: | 15 | 31 | 46 |
Содержание программы
1.История тенниса
Лаун-теннис (англ.-лужайка, газон, франц.-вот там, берите) с 1875. Прообраз с 18- 19 вв.- в Италии , Франции , Англии мяч перебивался рукой. Корты 40 х 20 м – с глино – песчаным , пластиковым , травяным , деревянным покрытиями . Сетка с ячейками 3х3 см, высотой 91 см ( в середине ). Верхняя часть сетки обшита белой лентой шириной в 5 см. Современный теннис – из Великобритании 19 в. У. Уингфилд- первые правила (1874) . ИЛТФ – Международная федерация с 1912 . В программе Олимпийских игр в 1896- 1924 . В России с 1860- 1870 , с 1907 – чемпионаты , с 1908- Всероссийский союз клубов лаун- тенниса.
История счета. Счет- от подающего , реализованные 1-я и 2-я подачи -15 очков , 3-я - 10 , 4-я подряд- выигрыш гейма ( часть партии ) . Право подачи – через гейм Победа в сете ( партии ) – выигрыш не менее 6-и геймов. Победа во встрече- выигрыш в 2-х партиях из трех или в 3-х из пяти. Соревнования : одиночные-мужские и женские , парные-мужские , женские , смешанные.
Просмотр иллюстраций о древних и современных ракетках. Ракетки-деревянные , легкие металические , пластмассовые , синтетические. Вес – 255 – 340 гр. для детей , 340- 400 гр. для взрослых.
История теннисного мяча. Мяч- из кожи животных ( шероховатая поверхность сохранена ) , заполнен зерном. Игра в королевских замках в жестких перчатках.
Серия турниров * Большого шлема * - на кортах Англии ( Уимблдонский турнир с 1877 на травяных кортах- личное первенство ) и Франции ( Открытый чемпионат Франции в Париже с 1891 по 7-и видам – на грунтовы кортах , в том числе одиночный юношеский ), США ( кубок Девиса с 1900 – ежегодный чемпионат мира среди мужских команд ) , Австралии. Чемпионат Европы только среди любителей с 1968.
2.Техника безопасности
Техника безопасности при выполнении ударов.
Техника безопасности игрока на тренировке.
Правила поведения игрока на соревнованиях.
Правила поведения болельщиков на соревнованиях.
3.Школа мяча
Умение смотреть на мяч , следить за его перемещением.
Вращение мяча.
Взаимодействие мяча с ракеткой.
Взаимодействие мяча с площадкой.
Дриблинг ракеткой.
Подброс мяча.
Умение вводить мяч в игру ракеткой с отскока и с руки.
Полет мяча в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
4.Школа движений.
Школа работы ног.
Умение мягко и быстро перемещаться по корту.
Умение быстро принимать мяч. Основное исходное положение теннисиста.
Умение * Шагать на мяч*.
Умение * входа* в удар.
Умение *выхода * из удара и к повторному старту.
Умение выходить на позицию наивысшей готовности для следующего удара.
Имитация ударов ( справа с отскока , слева с отскока , слета ).
Отработка правильного и точного движения руки с ракеткой без мяча ( по фазам).
Имитация ударов с разножкой.
Имитация подачи по фазам без мяча.
Имитация подачи в прыжке без мяча.
5.Обучение хваткам ракетки.
Хватка для ударов справа с отскока.
Хватка для ударов слева с отскока.
Универсальная хватка для ударов с лета.
Хватка для подачи.
Хватка для удара с лета.
Умение быстро менять хватки.
6.Отработка ударов на площадке.
Отработка ударов по мячу центром плоскости ракетки.
Выполнение удара по мячу центром плоскости ракетки несколько раз подряд.
Выполнение ударов по мячу перед собой на правильном расстоянииот туловища.
Отработка попадания мячом в правую и левую половину корта.
Отработкавкладывания силы, равной веса тела , в удар ( пренос центра тяжести с ноги , отставленной назад , на ногу , выставленную вперед ).
Выполнениу ударов с подкруткой.
Выполнение подачи из исходного положения.
Выполнение удара над головой .
Развитие точности ударов.
Освоение ударов в простых игровых условиях.
Освоение ударов в игре соревновательного характера.
Обучение удару с полулета.
7.Начальное обучение стратегии и тактике игры.
Развитие умения *читать* соперника , видеть площадку.
Одиночная игра.
Парная игра.
8.Ознакомление с правилами игры.
Обучение счету.
Одиночная игра на счет.
Парная игра на счет.
Ознакомление сосновами судейской деятельности.
Словарик теннисиста.
Оборудование корта.
Инвентарь теннисиста ( одежда, обувь, струны, ракетки , мячи).
Покрытие кортов.
9.Бщая физическая подготовка.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Развитие ловкости.
Развитие прыгучести.
Развитие силы игровой руки и ног.
Развитие гибкости.
Дневник контроля физической подготовки.
Развитие умения расслабляться.
Растяжка.
Список литературы:
- Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов.-М.: Физкультура и спорт, 1987.-176.: ил.
- Бриль М. С. Отбор в спортивных играх.-М.: Физкультура и спорт, 1980.-127с
- Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте/ Пер. с англ.-М.: Физкультура и спорт, 1978.-224с.
- Бред Гилберт, Стив Джеймисон. Победа любой ценой / Пер. с англ..-М.:ЗАО «Олимп-Бизнес»,2004.-336 с.
- Голенко В. А., Скородумова А. П., Тарпищев Ш. А. Школаа тенниса: Учеб. пособ. для высших учебных заведений физической культуры.-М.:Дедалус,2001.-192с.:
- Макарова Г. А. Спортивная медицина - Физическая культура и спорт.- М.: Советский спорт 2003.- 480 с.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977-280 с.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной общей теории спорта и системы подготовки спортсменов.- М.: Олимпийская литература, 1999-318 с.
- Озолин Н. Г. Настольная книга тренера.-М.: АСТ Астрель, 2002.-863 с.
- Примерная программы для ДЮСШ, СДЮШОР по волейболу, футболу, настольному теннису, теннису.-М.: Федеральное агентство по физической культуре и спорту, 2005г.
- Скородумова А. П. Теннис. Построение тренировки квалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр (на примере тенниса): .-М., 1990.-374 с.
- Шодих М. Круговая тренировка.-М.: ФиС, 1966.-165 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес детям»
Программа «Детский фитнес» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю. Продолжительность з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ТАЭКВОНДО
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Лицей №17» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...