Внеурочная образовательная программа секции "Олимпийская смена" на 2015-16 учебный год.
рабочая программа по физкультуре на тему
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы). Программа рассчитана на 4 года работы с детьми. Форма работы, предусмотренная программой – секционная. Количество занятий в неделю – 1 ч, в 1 классе в год – 33 ч, во 2-4 классах в год по 34 ч, всего – 135 ч.
Основными формами организации работы являются теоретические, практические занятия, соревнования и спортивные конкурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_obrazovatelnaya_programa_-_olimpiyskaya_smena.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия № 2»
Рассмотрена и рекомендована «УТВЕРЖДАЮ»
к утверждению педсоветом Директор МБОУ «Прогимназия № 2»
МБОУ «Прогимназия № 2»
Протокол № 1 от 27.08.2015 г. ________________ Н.Н.Булгакова
Секретарь педагогического совета Приказ № 93/1б-о от 28.08.2015 г.
________________ И.В.Калинина М.П.
Рабочая программа
внеурочной деятельности обучающихся
Секция «Олимпийская смена»
/1-4 классы/
на 2015-2016 учебный год
Разработчики:
Сухарева Г.Ф., учитель физкультуры;
Воронеж, 2015 г.
- Введение
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы). Программа рассчитана на 4 года работы с детьми. Форма работы, предусмотренная программой – кружковая. Количество занятий в неделю – 1 ч, в 1 классе в год – 33 ч, во 2-4 классах в год по 34 ч, всего – 135 ч.
Основными формами организации работы являются теоретические, практические занятия, соревнования и спортивные конкурсы.
2. Пояснительная записка
Сегодня здоровье российского населения, и, прежде всего подрастающего поколения, оставляет желать много лучшего.
Насыщенность и сложность школьной программы, технический прогресс, неблагоприятная экология способствуют развитию хронического дефицита двигательной активности школьников. Эта реальная угроза их здоровью и физическому развитию.
Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста ведет к отчетливому снижению общей устойчивости организма к простудным заболеваниям, избыточному весу и др.
Забота о здоровье детей вызывает необходимость совершенствования работы по физическому воспитанию. Поиска и применения разнообразных средств, форм и методов не только в урочных, но и во внеурочных формах обучения.
Фундамент здоровья и положительное отношение к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно.
Уроков физической культуры явно недостаточно, так как они лишь на 10-15% удовлетворяют потребность организма в движении. Поэтому возрастает роль и значение внеурочных занятий физической культурой, которые должны обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, укрепление мышечной системы, воспитание правильной осанки, что имеет большое значение для закаливания организма, повышая его сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям.
Внеурочные занятия физической культурой для детей не являются обременительными, не служат излишней нагрузкой для них, а, органически сочетаются с физическими мероприятиями в режиме дня общеобразовательного учреждения, приучают детей к правильному использованию своего времени.
Программа общей физической подготовки для детей младшего школьного возраста способствует комплексному решению задач сохранения и укрепления здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных способностей детского организма. В программе предоставлен материал по практической и теоретической подготовке рассчитанный на четыре года.
3. Цели внеурочной образовательной программы
- физкультурно-оздоровительная работа среди учащихся, направленная на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой;
- приобретение учащимися необходимых знаний в области личной гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния; утверждение здорового образа жизни;
- выявление перспективных детей и ориентации их на конкретный вид спорта для дальнейшего продолжения занятий в ДЮСШ.
4. Задачи внеурочной образовательной программы
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
- воспитание физических, морально-эстетических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений;
- разрядка умственного напряжения учащихся, противодействие развитию чрезмерного утомления, повышение работоспособности школьников, совершенствование их физического развития и двигательной подготовленности;
- на этапе 1-го года обучения - учебно-оздоровительной направленности:
а) укрепление здоровья на основе всесторонней физической подготовки;
б) развитие физических качеств и способностей;
в) устойчивости интереса к занятиям физическими упражнениями;
г) участие в соревнованиях спортивно-оздоровительной и спортивно-познавательной направленности;
д) выполнение контрольных нормативов по ОФП.
- на этапе 2-го года обучения – учебно-оздоровительной направленности:
а) дальнейшее укрепление здоровья на основе занятий физической подготовкой с использованием новых средств и методов;
б) развитие физических качеств;
в) обучение основам техники видов спорта;
г) участие в соревнованиях спортивно-оздоровительной и спортивно-познавательной направленности;
д) выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП;
е) утверждение ЗОЖ.
- на этапе 3-го года обучения – учебно-тренирующей направленности:
а) дальнейшее укрепление здоровья и развития физических качеств;
б) воспитание специальных способностей для успешного овладения правилами подвижных и спортивных игр;
в) участие в соревнованиях спортивно-оздоровительной и спортивно-познавательной направленности;
г) выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП;
д) утверждение ЗОЖ;
е) ориентации на выбор вида спорта для дальнейшего совершенствования в группах начальной подготовки в ДЮСШ.
- на этапе 4-го года обучения – ориентации на занятия избранным видом спорта:
а) дальнейшее укрепление здоровья и развития физических качеств;
б) воспитание специальных способностей для успешного овладения правилами подвижных, спортивных игр
в) участие в соревнованиях спортивно-оздоровительной и спортивно-познавательной направленности;
г) выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП;
д) утверждение ЗОЖ;
е) развитие творческого мышления;
ж) продолжение ориентации на выбор вида спорта для дальнейшего совершенствования в группах начальной подготовки в ДЮСШ.
5. Примерный тематический план внеурочных занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | ||
1. | Теоретическая подготовка Краткие сведения о значении занятий физической культурой для развития и здоровья человека | 0,5 | - | - | - |
2. | Правила техники безопасности при проведении занятий в спортивном зале и на спортивных площадках | + | + | + | + |
3. | Требования к спортивному инвентарю и одежде занимающихся | 0,5 | 0,5 | - | - |
4. | Гигиена, режим дня, контроль, самоконтроль учащихся | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 |
5. | Оценка учащимися своего самочувствия, уровня физической подготовленности | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
6. | Средства закаливания, его формы и методы | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - |
7. | Самостоятельные занятия дома, их значение | - | - | 0,5 | 0,5 |
8. | Краткая характеристика видов спорта, культивируемых в ДЮСШ г. Воронежа | - | - | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1. | Практическая подготовка Общая физическая подготовка (ОФП) | 12 | 6 | 4 | 3 |
2. | Специальная физическая подготовка (СФП) | 3 | 7 | 8 | 9 |
3. | Подвижные игры, спортивные конкурсы, соревнования | 10 | 11 | 10 | 10 |
4. | Основы видов спорта | 4 | 6 | 8 | 8 |
5. | Тестирование | 2 | 2 | 2 | 2 |
Всего: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Учебные занятия проводятся под строгим наблюдением учителя с последующим анализом полученной нагрузки.
Занятия проводятся групповым методом.
- Краткое описание содержания тем
Общая физическая подготовка
Основной задачей занятий по общей физической подготовке (ОФП) является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся. Для этого применяется широкий комплекс упражнений.
Строевые упражнения – физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных средств и форм физического воспитания.
Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков.
Упражнения в расслаблении относятся к активным гимнастическим упражнениям, при которых дети добиваются произвольно максимально возможного снижения тонуса мышц.
Оздоровительный бег – это движения циклического типа, которые способствуют развитию мышц и предъявляют значительные требования к целому ряду функций организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Дыхательные упражнения. Одной из основных задач физического воспитания детей является обучение правильному дыханию.
Корригирующая гимнастика – упражнения, направленные на укрепление ослабленных и растянутых мышц и расслабление контрактур, т.е. восстановление нормальной мышечной работы.
Специальная физическая подготовка
Упражнения специальной физической подготовки направлены на развитие быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, силы и скоростной выносливости.
Для развития силы используются динамические упражнения, а так же упражнения с собственным весом, с отягощениями и сопротивлением.
Для развития выносливости, которая имеет большое значение для жизнедеятельности человека а, следовательно, для работоспособности организма особенно эффективны беговые упражнения, передвижение на лыжах, коньках, плавание, кроссы, подвижные игры и фрагменты спортивных игр.
Развитие гибкости. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые и т.д.) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера. Используются упражнения на растягивание, как без отягощений, так и с ними.
Ловкость воспитывается посредством обучения новым для ученика физическим упражнениям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры двигательных действий. Для развития этого качества используется игровой метод с дополнительными заданиями и без них.
Быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных задач, успешность решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Здесь можно использовать старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные игры и т.п.
Подвижные игры, спортивные конкурсы, соревнования
Подвижные игры содействуют решению образовательных и оздоровительных задач, развивают различные физические качества. Подвижные игры всегда эмоциональны, поэтому, играя, дети быстрее отдыхают, снимают усталость после статических и умственных нагрузок.
Соревнования выявляют уровень физической подготовленности детей, формируют у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, а также способствуют привитию норм и эстетических привычек.
Спортивные конкурсы. Непродолжительные по времени состязания, в которых результаты определяются по скорости мышления занимающихся и не требуют специальной подготовки, а также могут проводиться даже в начале учебного года, потому что условия конкурса не очень сложны. Главное преимущество конкурсов в том, что в них могут принимать участие все дети.
Основы видов спорта
Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие, способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. По сравнению с подвижными играми они требуют овладения приёмами техники конкретного вида игры, знания правил и судейства, определяющих взаимоотношения и поведения играющих.
Волейбол – это самый массовый вид спорта в мире, самый доступный для людей любого возраста. В нем могут проявить себя игроки различных физических качеств и что очень важно – дозировка регулируется самими участниками игры.
Для детей младшего школьного возраста используется игра по упрощенным правилам.
Баскетбол – также оказывает большое физиологическое и эмоциональное воздействие на организм игроков и проводится по упрощенным правилам.
Акробатические упражнения. Разностороннее влияние акробатических упражнений на организм помогает более быстрому овладению навыками во многих видах спорта.
Футбол – один из наиболее популярных видов спорта. Футбол предъявляет высокие требования к организму занимающегося. Поэтому программой предусмотрено воспитание общих и специальных физических качеств, необходимых при занятиях футболом, изучение индивидуальных и групповых технических и тактических приемов, а также игра в футбол по упрощенным правилам.
Бадминтон. Эта игра вызывает большой интерес у детей. Она способствует развитию таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, точность, координация и выносливость. Программой предусмотрены как теоретические занятия, так и практические.
Элементы легкой атлетики. Программой предусмотрены упражнения в прыжках, метаниях с различного расстояния, бег с максимальной скоростью, бег и прыжки в заданном темпе и т. д.
7. Общий контроль
Контроль результатов осуществляется посредством тестирования уровня физической подготовленности. Это тестирование проводится два раза в год, в сентябре и мае месяце.
Тестирование состоит из 6 видов двигательной деятельности, это:
- бег 30 м (сек)
- челночный бег 3х10 м (сек)
- прыжок в длину с места (см)
- наклон вперед из положения сидя (см)
- прыжки со скакалкой (30 сек)
- подтягивание из виса (м), из виса лежа (д)
На основе индивидуальных показателей учащихся в разных видах тестирования по таблице начисляются очки, которые суммируются, и определяется общая оценка по 6 тестам общей физической подготовки.
Таблица очков для оценки ОФП
возраст | уровень подготовленности (сумма балов) | |||
отлично | хорошо | удовлетворит. | неудовлетворит. | |
7 лет | 54-47 | 46-29 | 28-19 | 18 и меньше |
8 лет | 61-54 | 53-38 | 37-28 | 27 и меньше |
9 лет | 72-63 | 62-45 | 44-34 | 33 и меньше |
10 лет | 79-70 | 69-52 | 51-40 | 39 и меньше |
Таблица нормативной оценки показателей физической подготовленности по видам, прилагается (Приложение 1).
- Ожидаемые результаты реализации программы
1 уровень результатов – приобретение школьниками знаний об основных нормах гигиены, о правилах первой медицинской помощи, о технике безопасности при занятиях спортом, о приемах оценки своего самочувствия и уровня физической подготовленности, о способах организации своего досуга и досуга других людей; приобретение навыков учебного сотрудничества, доброжелательных отношений друг к другу. Приобретение знаний о правилах выполнения тестов по общей физической подготовке. Рост показателей ОФП.
2 уровень результатов – формирование положительного отношения к спортивным российским традициям, потребности здорового образа жизни; формирование умения бесконфликтной совместной работы, умения слушать и слышать друг друга, уважения к иной точки зрения. Выполнение нормативов по ОФП.
3 уровень результатов - умение правильно держаться перед строем занимающихся, показать и объяснить отдельные упражнения; правильно подать команды и отдельные распоряжения, замечать ошибки и исправлять их; умение находить общее решение практической задачи, уважать иное мнение, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Выполнение нормативов ОФП и СФП, участие в районных соревнованиях.
Приложение № 1
Таблица
нормативной оценки показателей физической подготовленности
по видам двигательной деятельности
7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | |||||
результат | очки | результат | очки | результат | очки | результат | очки | |
бег 30 м | 5.5-5.6 5.7-5.8 5.9-6.0 6.1-6.3 6,4-6.6 6,7-6,9 7.0-7.2 7.3-7.5 больше | 9 8 7 6 5 4 3 2 0 | 5.4-5.5 5.6-5.7 5.8-5.9 6.0-6.1 6.2-6.3 6.4-6.5 6.6-6.8 6.9-7.1 больше | 10 9 8 7 6 5 4 3 0 | 5.3-5.4 5.5-5.6 5.7-5.8 5.9-6.0 6.1-6.2 6.3-6.4 6.5-6.6 6.7-6.8 больше | 11 10 9 8 7 6 5 4 0 | 5.1-5.2 5.3-5.4 5.5-5.6 5.7-5.8 5.9-6.0 6.1-6.2 6.3-6.4 6.5-6.6 больше | 12 11 10 9 8 7 6 5 0 |
челночный бег 3х10 м | 9.3-9.4 9.5-9.7 9.8-10.0 10.1-10.3 10.4-10.6 10.7-10.9 11.0-11.2 больше | 11 10 9 8 7 6 5 0 | 9.1-9.2 9.3-9.4 9.5-9.6 9.7-9.8 9.9-10.0 10.1-10.2 10.3-10.4 больше | 12 11 10 9 8 7 6 0 | 8.9-9.0 9.1-9.2 9.3-9.4 9.5-9.6 9.7-9.8 9.9-10.0 10.1-10.2 больше | 13 12 11 10 9 8 7 0 | 8,7 8.8-8.9 9.0-9.1 9.2-9.3 9.4-9.5 9.6-9.7 9.8-9.9 больше | 14 13 12 11 10 9 8 0 |
прыжок в длину с места | 130-126 125-123 122-120 119-115 114-110 109-105 104-100 99-95 меньше | 11 10 9 8 7 6 5 4 0 | 160-155 154-150 149-145 144-140 139-130 129-120 119-110 109-100 меньше | 13 12 11 10 9 8 7 6 0 | 170-165 164-160 159-155 154-150 149-140 139-130 129-120 119-110 меньше | 14 13 12 11 10 9 8 7 0 | 180-175 174-170 169-165 164-160 159-150 149-140 139-130 129-120 меньше | 15 14 13 12 11 10 9 8 0 |
наклон вперёд из положения сидя | (м) (д) 6 9 5 8 4 7 3 6 2 5 1 4 меньше | 8 7 5 4 3 2 0 | (м) (д) 7 11 6 10 5 9 4 8 3 7 2 6-5 меньше | 9 8 7 5 4 3 0 | (м) (д) 8 13 7 12-11 6 10 4 9 3 8 2 7 меньше | 10 8 7 5 4 3 0 | (м) (д) 9 15 8 14 7 13 5 12-11 4 10 3 9-8 меньше | 11 10 8 6 5 4 0 |
подтягивание | (м) (д) 4 12 3 11-9 2 8-6 1 5 меньше | 8 6 4 2 0 | (м) (д) 5 14-13 4 12-10 3 9-7 2 6 меньше | 9 7 5 4 0 | (м) (д) 6 15 5 14 4 13 3 12-10 2 9-7 меньше | 10 9 8 6 5 0 | (м) (д) 7 18 6 17-16 5 15 4 14-13 3 12-8 меньше | 11 10 9 7 6 0 |
прыжки со скакалкой | 35-32 31-28 27-24 23-20 меньше | 7 6 5 4 0 | 50-42 41-33 32-25 меньше | 8 7 6 0 | 65-60 59-55 54-50 49-45 44-40 39-35 34-30 меньше | 14 13 12 11 10 9 8 0 | 70-65 64-60 59-55 54-50 49-45 44-40 39-35 меньше | 16 15 14 13 12 11 10 0 |
Литература
1. Вайнбаум Я.С. «Дозирование физических нагрузок школьников» М.,
Просвещение, 1991
2. Ковалько В.И. «Поурочные разработки по физической культуре с1 по 4 классы»
3. Вайне Э.Н.
Растворцева И.А. «Как сохранить здоровье учеников» методическая разработка для
учителей. Библиотечка «Первое сентября» серия «Здоровье детей»
М., 2006, вып. 2(8)
4. Погадаев В.И. «Настольная книга учителя физкультуры» М., Физкультура и
спорт, 1998
5. Степанова М.И. «Какая осанка у вашего ребёнка» (энциклопедия для родителей
первоклассника) М., 2000
6. Володченко В.Ю. «Игры нашего двора» - сборник, М., 1998
7. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье школьников», Педагогика, М., 1986
8. Анцупов Е.А. «Акробатика для всех», Воронеж, 1984
9. Чумаков П.А. «Спортивные и подвижные игры», М., ФиС, 1980
10. Студеникин М.Я. «Книга о здоровье ребёнка», М., Медицина, 1998
11. Гужаловский А.А. «Физическая культура в режиме дня», Минск, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные общеобразовательные программы на 2014-2015 учебный год.
Программы сорентинованы на выполнение госзадания с учетом выполнения статей ФЗ "Об образовани"....
Рабочие программы на 2014-2015 учебный год
Рабочие программы по технологии 5-9 кл по ИЗО 4-7 кл ...
Рабочие программы на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного ста...
Дополнительные общеобразовательные программы на 2014-2015 учебный год.
Данные программы учитывают требования государственного задания и соответствуют требованиям ФЗ "Об образовании"....
Рабочие учебные программы на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по математике 7класс, 9 класс, 11 класс...
Образовательная программа профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей.
Педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 16» находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того...
Образовательная программа профильной смены по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся 4-5 классов
Образовательная программа профильной смены по русскому языку разработана для проведения профильной смены образовательной смены на базе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в обла...