Рабочая программа по физкультуре для учащихся 1-4 классов на 2015-16 учебный год.
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания» /1-11 классы/ доктора педагогических наук В.И.Ляха и кандидата педагогических наук А.А.Зданевича.
Содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
· требованиях к результатам представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
· Законе «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
· Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
· примерной программе начального общего образования;
· учебном плане образовательного учреждения;
· федеральном перечне учебников.
Курс «Физическая культура» изучается в 1-4-х классах из расчёта 3ч в неделю: в 1 классе – 81 ч, во 2-4 классах по 102 ч. Рабочая программа рассчитана на 387 ч на четыре года обучения.
Рабочая программа включает в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть программы:
· физическая культура;
· из истории физической культуры;
· физические упражнения.
Практическая часть программы:
1/ Способы физкультурной деятельности:
· самостоятельные занятия;
· самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
· самостоятельные игры и развлечения.
2/ Физическое совершенство:
· физкультурно-оздоровительная деятельность;
· спортивно-оздоровительная деятельность:
- легкоатлетические упражнения,
- гимнастика с основами акробатики,
- кроссовая подготовка,
- подвижные игры с элементами спортивных игр.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе
является оценивание учащихся. В программу включены таблицы с оценкой уровня физической подготовленности школьников, так же даны критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Прогимназия № 2»
«Рекомендована к утверждению» «УТВЕРЖДАЮ»
решением педагогического совета Директор МБОУ «Прогимназия № 2»
Протокол № 1 от 27.08.2015г. _________________ Н.Н.Булгакова
Секретарь педагогического совета Приказ № 116-о от 28.08.2015 г.
МБОУ «Прогимназия № 2»
_________________ И.В.Калинина М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
для 1 АБВГ, 2 АБВГД, 3 АБВГ, 4 АБВГ классов
на 2015-2016 учебный год
Разработчики:
Сухарева Г.Ф., учитель физической культуры;
Пуговичникова Р.М., учитель физической культуры.
(ФИО, должность)
г. Воронеж
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения: физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры в группах продленного дня), внеклассной работой по физической культуре (группы ОФП, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в общеобразовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных, кондиционных) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитания дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся
начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставить детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и фирм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культуры и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные форм обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- Законе «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
- требованиях к результатам представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- примерной программе начального общего образования;
- учебном плане образовательного учреждения;
- федеральном перечне учебников.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается в 1-4-х классах из расчёта 3ч в неделю: в 1 классе – 81 ч, во 2-4 классах по 102 ч. Рабочая программа рассчитана на 387 ч на четыре года обучения.
Примерное распределение учебного времени по разделам программы в 1 классе
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре | в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения | 21 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 21 |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 27 |
5 | Кроссовая подготовка | 12 |
6 | Общеразвивающие упражнения | в содержании соответствующих разделов программы |
Количество часов в неделю | 3 (I четверть – 1ч) | |
Количество учебных недель | 33 | |
Итого | 81 |
Примерное распределение учебного времени по разделам программы во 2 классе
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре | в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения | 30 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 21 |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 39 |
5 | Кроссовая подготовка | 12 |
6 | Общеразвивающие упражнения | в содержании соответствующих разделов программы |
Количество часов в неделю | 3 | |
Количество учебных недель | 34 | |
Итого | 102 |
Примерное распределение учебного времени по разделам программы в 3 классе
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре | в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения | 30 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 21 |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 39 |
5 | Кроссовая подготовка | 12 |
6 | Общеразвивающие упражнения | в содержании соответствующих разделов программы |
Количество часов в неделю | 3 | |
Количество учебных недель | 34 | |
Итого | 102 |
Примерное распределение учебного времени по разделам программы в 4 классе
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре | в процессе уроков |
2 | Легкоатлетические упражнения | 30 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 21 |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 39 |
5 | Кроссовая подготовка | 12 |
6 | Общеразвивающие упражнения | в содержании соответствующих разделов программы |
Количество часов в неделю | 3 | |
Количество учебных недель | 34 | |
Итого | 102 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. № 373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- формирования чувства гордости за свою Родину, Российский народ и историю России, осознании своей этнической и национальной принадлежности;
- формирования уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать посредствам учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального, психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (роста, массы тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укрепления здоровья человека, Ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составления режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и в колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелазания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из различных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: набивного мяча (1 кг) на дальность различными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
В связи с отсутствием материально-технической базы и неблагоприятных погодных условий для занятий лыжами, время, отведенное на лыжную подготовку, заменено кроссовой подготовкой и частично перераспределено на подвижные игры на основе спортивных игр.
Кроссовая подготовка. Равномерный бег от 1 до 8 мин.; переменный бег; повторный бег; бег с преодолением простейших препятствий, бег из различных исходных положений, эстафетный бег.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики и кроссовой подготовки: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Формирование универсальных учебных действий
- Личностные УДД:
- ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание.
- Коммуникативные УДД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция;
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
- Регулятивные УДД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения с эталоном;
- планирование промежуточных целей с учетом результата.
- Познавательные универсальные действия (общеучебные):
- умение структурировать знания;
- выделение и формулирование учебной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов.
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
№ п/п | Физические способности; контрольное упражнение | Возраст | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
1 | Скоростные /бег 30 м/ | 7 8 9 10 | 6,2 и < 5,9 и < 5,7 и < 5,5 и < | 6,3-7,1 6,0-6,9 5,8-6,7 5,6-6,4 | 7,2 и > 7,0 и > 6,8 и > 6,5 и > | 6,3 и < 6,1 и < 5,9 и < 5,7 и < | 6,4-7,2 6,0-7,1 6,0-6,9 5,8-6,6 | 7,3 и > 7,2 и > 7,0 и > 6,7 и > |
2 | Координационные /челночный бег 3х10 м/ | 7 8 9 10 | 9,9 и < 9,1 и < 8,8 и < 8,6 и < | 10,0-11,1 9,2-10,3 8,9-10,1 8,7-9,8 | 11,2 и > 10,4 и > 10,2 и > 9,9 и > | 10,2 и < 9,7 и < 9,3 и < 9,1 и < | 10,3-11,6 9,8-11,1 9,4-10,7 9,2-10,3 | 11,7 и > 11,2 и > 10,8 и > 10,4 и > |
3 | Скоростно-силовые /прыжок в длину с места/ | 7 8 9 10 | 130 и > 145 и > 160 и > 170 и > | 129-91 144-101 159-116 169-126 | 90 и < 100 и < 115 и < 125 и < | 125 и > 130 и > 140 и > 155 и > | 124-86 129-91 139-101 154-111 | 85 и < 90 и < 100 и < 110 и < |
4 | Выносливость /6-ти минутный бег/ | 7 8 9 10 | 950 и > 1000 и > 1050 и > 1100 и > | 900-700 950-750 1000-800 1050-850 | 650 и < 700 и < 750 и < 800 и < | 850 и > 900 и > 950 и > 1000 и > | 800-600 850-650 900-700 950-750 | 550 и < 600 и < 650 и < 700 и < |
5 | Гибкость /наклон вперед из положения сидя/ | 7 8 9 10 | 5 и > 6 и > 7 и > 9 и > | 4-2 5-3 6-4 8-5 | 1 и < 2 и < 3 и < 4 и < | 7 и > 8 и > 9 и > 10 и > | 6-4 7-5 8-6 9-7 | 3 и < 4 и < 5 и < 6 и < |
6 | Силовые /подтягивание в висе – мальчики/, /подтягивание в висе лежа – девочки/ | 7 8 9 10 | 3 и > 4 и > 5 и > 6 и > | 2 3-2 4-3 5-3 | 1 1 2 и < 2 и < | |||
7 8 9 10 | 10 и > 12 и > 14 и > 16 и > | 9-6 11-7 13-8 15-9 | 5 и < 6 и < 7 и < 8 и < |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Во 2-4 классах оценка за технику ставится при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, технических элементов упражнений с мячами. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба и др.) необходимо учитывать не только технику, но и результат: секунды, количество, длину, высоту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 классы
3 ч в неделю, всего 387 ч
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Что надо знать | ||||||
Когда и как возникли физическая культура и спорт | Сравнивают физкультуру и спорт эпохи античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют. | |||||
Современные олимпийские игры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта. | Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр. | |||||
Что такое физическая культура Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального, психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе. | Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развития человека. Определяют признаки положительного влияния занятий физкультуры на успехи в учёбе. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) Строение тела, основные формы движений (циклическое, ациклическое, вращательное), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спиты, мышц спот ног. Игра «Проверь себя» на усвоения правил здорового образа жизни. | Устанавливают связь между развитием физических качеств и основными системами организма. Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц спот ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя». | |||||
Сердце и кровеносные сосуды Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями. | Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катанием на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца. | |||||
Органы чувств Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строения глаза. Специальные упражнения для органов зрения. Орган осязания – кожа. Уход за кожей. | Устанавливают связь между развитием физических качеств и органами чувств. Объясняют роль зрения и слуха при выполнении основных движений. Выполняют специальные упражнения для органов зрения. Анализируют советы, как беречь зрение, слух, как ухаживать за кожей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. | |||||
Личная гигиена Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья) Игра «Проверь себя» на усвоения правил личной гигиены. | Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя» | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Закаливание Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Игра «Проверь себя» на усвоения правил закаливания. | Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют правила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости с помощью тестового задания «Проверь себя». Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. | |||||
Мозг и нервная система Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему. | Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему. | |||||
Органы дыханий Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках. | Получают представление о работе органов дыхания. Выполняют упражнения на разные виды дыхания (нижнее, среднее, верхнее, полное). | |||||
Органы пищеварения Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника. | Получают представление о работе органов пищеварения. Комментируют схему органов пищеварения человека. Объясняют, почему вредно заниматься физическими упражнениями после принятия пищи. | |||||
Пища и питательные вещества Вещества, которые человек получает вместе с пищей, | Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи. Игра «Проверь себя» на усвоения рекомендаций правильного употребления пищи. | пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью задания «Проверь себя». | |||||
Вода и питьевой режим Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристических походов. | Усваивают азы питьевого режима во время тренировки и похода. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. | |||||
Тренировка ума и характера Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие, и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Игра «Проверь себя» на усвоения рекомендаций по соблюдению режима дня. | Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня. Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровьесберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя». | |||||
Спортивная одежда и обувь Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде | Руководствуются правилами выбора обуви, и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
и обуви для занятий физическими упражнениями. | выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью. | |||||
Самоконтроль Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела. Окружности грудной клетки, плеча и силы мыщц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств); скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Игра «Проверь себя» на усвоение требований самоконтроля. | Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организм справляется с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния. Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля. Дают оценку своим навыком самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя». | |||||
Первая помощь при травмах Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушибы, ссадины и потёртости кожи, кровотечение). Игра «Проверь себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры. | Руководствуются правилами профилактики травматизма. В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказание первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы с помощью тестового задания «Проверь себя». Подводят итоги игры на лучшее ведение здорового образа жизни. | |||||
Что надо уметь | ||||||
Бег, ходьба, прыжки, метание 1-2 классы Овладения знаниями. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; название метательных | Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, среднем и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег, бег с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3х5 м, 3х10 м, эстафеты с бегом на скорость. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 3-4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5-15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до20 м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м). Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90о; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30-40 см) с 3-4 шагов; через длинную | Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Взаимодействие со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180о, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см, с высоты до 40 см, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков). Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Игры с прыжками с использованием скакалки. Преодоление естественных препятствий. Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Метания малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2 м) с расстояния 3-4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2 м) с расстояния 4-5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и.п. на дальность. Самостоятельные занятия. Равномерный бег (до 6 мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой). | Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности. Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
3- 4 классы Овладение знаниями. Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш», темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях. Освоение навыков ходьбы и координационных способностей. Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе по звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3-4 препятствий по разметкам. Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег с изменение длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперёд, с захлёстыванием голени назад. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный бег, до 5-8 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Бег в коридоре 30-40 см из различных исходных положений с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые сигналы. «Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10-20 м). Бег с ускорением на расстояние от 20 до 30 м (в 3 классе), от 40 до 60 м (в 4 классе). Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах. | Усваивают правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками и родителями в процессе совместных пеших прогулок. Включают упражнения в ходьбе в различные формы занятий по физической культуре. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют темп бега по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 180о, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30-50 см; с высоты до 60 см;; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места. Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60-110 см; в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и в полсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-120о и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); многоскоки (тройной, пятерной, десятерной). Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера. Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых качеств и координационных способностей. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5 м) с расстояния 4-5 м. Бросок набивного мяча (1 гк) из положения стоя грудью в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы вперёд-вверх; снизу вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние. Метание теннисного мяча с места стоя боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5 м) с расстояния 5-6 м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания левая (правая) нога впереди с места; тоже с шага на дальность. | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых способностей, выбирают индивидуальный темп передвижения, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают прыжковые упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют упражнения в метании малого мяча для развития координационных способностей, скоростно-силовых способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. Включают метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Самостоятельные занятия. Равномерный бег до 12 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 60 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 50 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 110 см) препятствия. Броски больших и малых мячей на дальность и в цель (правой и левой рукой). | Включают беговые, прыжковые и метательные упражнения в различные формы занятий по физической культуре. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. | |||||
Бодрость, грация, координация Название снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание. 1-2 классы Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками. Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону. Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Упражнения в висе стоя и лёжа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых ног и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь; упражнения в упоре лежа на гим. скамейке. | Объясняют название и назначение гимнастических снарядов, руководствуются правилами соблюдения безопасности. Осваивают комплексы упражнений утренней зарядки и лечебной физкультуры. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику гимнастических упражнений, предупреждая появления ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, анализируют их технику. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Освоение навыков лазания и перелазания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазание по гимнастической стенке; наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелазание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног. Освоение навыков равновесия. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90о; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; ходьба по рейке гимнастической скамейки, перешагивая через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; ходьба по рейке гимнастической скамейки; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение строевых упражнений. Основная стойка; построение в колонну по одному в шеренгу, в круг; перестроения по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в сторону руки; повороты направо, налево; команда «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по | Описывают технику упражнений в лазанье и перелазании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелазании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Осваивают технику упражнений в лазанье и перелазании, предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, анализируют их технику, выявляют ошибки. Описывают технику танцевальных упражнений и составляют комбинации из их числа. Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений Разучивание строевых команд. Точно выполняют строевые приёмы. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!». Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движения ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. 3-4 классы Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперёд; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа на спине. Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; «мост» с помощью и самостоятельно. Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Вис завесом; Вис на согнутых руках согнув ноги; на гимнастический стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Освоение навыков лазанья и перелазания, развития координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь руками; перелазание через бревно, коня. Перелазание через препятствия. Освоение навыков равновесия. Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м); повороты на | Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений без предметов и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. Описывают состав и содержание акробатических упражнений и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Осваивают технику на гимнастических снарядах, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику упражнений в лазанье и перелазании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелазании, выявляют технические ошибки и помогают в их исправлении. Осваивают технику упражнений в лазанье и перелазании, предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
носках на одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90о и 180о; опускание в упор стоя на колене (правом, левом). Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаги галопа и польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг. I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев. Освоение строевых упражнений. Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй расчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. Самостоятельные занятия. Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений. | Описывают и осваивают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне. Составляют комбинации из числа разученных упражнений. Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений. Различают строевые команды. Точно выполняют строевые приёмы. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. Соблюдают правила безопасности. | |||||
Играем все! Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности. 1-2 классы Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки». | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. Подвижные игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры». Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей. Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель». Овладение элементарными умениями в ловле бросках, передачах и ведении мяча. Ловля, передача, броски и ведения мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентирования в пространстве. Подвижные игры «Играй, играй мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч». 3-4 классы Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты». Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Используют подвижные игры для активного отдыха. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Организуют и проводят совместно со сверстниками данные игры, осуществляют судейство. | |||||
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |||||
Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка». Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления (баскетбол). Ведение мяча с изменением направления и скорости. Подбрасывание и подача мяча, приём и передача мяча в волейболе. Подвижные игры на материале волейбола. Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», игры с ведением мяча. Комплексное развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», «Мини-волейбол». Самостоятельные занятия. Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ведения мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Соблюдают правила безопасности. Используют подвижные игры для активного отдыха. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют подвижные игры для активного отдыха. Используются действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей. Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре. | |||||
Твои физические способности Понятие о физическом состоянии как уровня физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Изменение роста, веса, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование двигательных способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости. | Раскрывают понятие «физические способности человека», выделяют его основные компоненты и определяют их взаимосвязь со здоровьем человека. Выполняют основные упражнения для развития гибкости, быстроты, согласованности движений и силы. Выполняют контрольные упражнения для оценки своей физической подготовленности, с помощью родителей сравнивают свои результаты с показателями ребёнка 7-10 лет. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебник и пособия, которые входят в предметную линию В.И.Ляха. В.И.Лях. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений | К | Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, и пособия входят в библиотечный фонд |
1.5 | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | |
2 | Технические средства обучения | ||
2.1 | Музыкальный центр | Д |
С возможностью использования аудиодисков, СD-R, CD- RW, МРЗ, а также магнитофонных записей |
2.2 | Компьютер | Д | |
2.3 | Принтер лазерный | Д | |
3 | Учебно-практическое оборудование | ||
3.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
3.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г | |
3.3 | Козёл гимнастический | Г | |
3.4 | Мост гимнастический подкидной | Г | |
3.5 | Скамейка гимнастическая жёсткая | Г | |
3.6 | Комплект навесного оборудования | Г | В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания |
3.7 | Коврик гимнастический | К | |
3.8 | Маты гимнастические | Г | |
3.9 | Мяч набивной (1 кг) | Г | |
3.10 | Мяч малый (теннисный) | К | |
3.11 | Скакалка гимнастическая | К | |
3.12 | Палка гимнастическая | К | |
3.13 | Обруч гимнастический | К | |
3.14 | Сетка для переноски малых мячей | Д | |
3.15 | Велотренажер | Д | |
3.16 | Беговая дорожка | Д | |
Легкая атлетика | |||
3.17 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
3.18 | Рулетка измерительная (5м) | Д | |
3.19 | Секундомер | Д | |
3.20 | Палочка эстафетная | Г | |
Подвижные и спортивные игры | |||
3.21 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |
3.22 | Мячи баскетбольные для мини-игры | Г | |
3.23 | Сетка для переноса и хранения мячей | Д | |
3.24 | Сетка волейбольная | Д | |
3.25 | Мячи волейбольные | Г | |
3.26 | Ворота для мини-футбола | Д | |
3.27 | Сетка для ворот мини-футбольная | Д | |
3.28 | Мячи футбольные | Г | |
3.29 | Насос для накачивания мячей | Д | |
Средства первой помощи | |||
3.30 | Аптечка медицинская | Д | |
4 | Спортивные залы (кабинеты) | ||
4.1 | Спортивный зал | ||
4.2 | Зоны рекреации | Для проведения динамических пауз (перемен) | |
4.3 | Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, , книжные шкафы, шкаф для одежды | |
4.4 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи, контейнеры | |
5 | Пришкольный стадион (площадка) | ||
5.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
5.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
5.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
5.4 | Гимнастический городок | Д | |
5.5 | Полоса препятствий | Д |
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчёте на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26-30 учащихся).
У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я : Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.); К – комплект ( из расчёта на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г – комплект, необходимый для практической работы в группах насчитывающих несколько учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по физической культуре Шурыгиной Т.С. на 2014-2015 учебный год
Данные рабочие программы разработаны на основе ФГОС НОО и ООО....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 6-7 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-7 классов по учебнику Босовой Л.Л...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 1-9 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 1 - 9 классов разработана всоответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (Федеральный ...
Рабочая программа по английскому языку в 4 а классе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 4 а классе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку в 5 б классе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 5 б классе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку в 6 абв классах на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 6 абв классах на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по физкультуре для учащихся 1-4 классов на 2019-20 уч. год (В.И.Лях).
Программа рассчитана на 3 часа в неделю....