Нетрадиционные методы оздоровления школьников
методическая разработка по физкультуре на тему

методическая разработка о современных методах оздоровления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_metody_ozdorovleniya_shkolnikov.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Суворова»

Методическая разработка на тему:

        Выполнил:

учитель физической культуры

Галанова Е.Е.

г. Суворов

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.
  2. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания
  3. Основы построения оздоровительной тренировки
  4. Современные нетрадиционные методики оздоровления
  • Методики, направленные на развитие органов дыхания
  • Методики, направленные на профилактику ОРЗ
  • Методики, направленные на повышение резистентности организма
  1. Заключение
  2. Приложения
  3. Список литературы

  1. ВВЕДЕНИЕ

Самая большая ценность для человека – здоровье. К сожалению, мы поздно начинаем понимать это и принимаем меры только при появлении различных отклонений в состоянии собственного здоровья.  Вот почему так важно помочь детям осознать неизмеримую ценность здоровья уже в дошкольном возрасте, убедить их в необходимости гигиенических процедур и других оздоровительных мер, которые должны стать для них привычными.

Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей. И хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления школьников,  поиск эффективных методик в этой области продолжается.  В организации здравоохранения здоровье характеризуется как  «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия,  а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

  1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

— совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

— компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечнососудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека, позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков.

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

  1. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная — в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т. е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил.

Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3—5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей — меньше.

Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и сложными заданиями

2 Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7—12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость, силовые упражнения для крупных мышечных групп, упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела.

3.Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Методики, направленные на развитие органов дыхания

(Приложение 1,2)

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева. Одна из простых в выполнении и исключительно действенных методик в оздоровлении дыхательной системы. Особенность методики этой гимнастики заключается в сжатии грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. «Выжимания» помогают улучшению дренажной функции бронхов и скорейшему очищению дыхательных путей от мокроты.

Методика  парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется. Он должен происходить произвольно.

Методика дыхательной гимнастики К.П. Бутейко. Данная система успешно применяется при лечении бронхиальной астмы. Суть метода волевой ликвидации глубокого дыхания заключается в освоении неглубокого дыхания. По мере задержки дыхания и при неглубоком дыхании кровь лучше насыщается кислородом и углекислым газом, нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы

 Методика дыхательных упражнений йогов. Цель данного вида дыхательных упражнений - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы.

Методики, направленные на профилактику ОРЗ

(Приложение 3)

Метод точечного массажа сам по себе довольно прост, а поэтому и весьма популярен.  Основная идея точечного массажа – раздражение биологически активных точек, в которых сосредоточено множество нервных окончаний на теле человека. Грамотное воздействие на них и оказывает положительное исцеляющее воздействие. Происходит это благодаря элементарному механическому раздражению крошечных участков на поверхности тела.

Аэрофитотерапия – это лечебно-профилактическое использование воздуха, насыщенного ароматическими веществами (эфирными маслами) растений. Они обладают антибактериальным, противоспалительным, анальгетическим, седативным, спазмалитическим действием. В результате выдыхания летучих ароматических веществ изменяется тонус подкорковых центров головного мозга, реактивность организма и психоэмоциональное состояние человека, снимается усталость, повышается работоспособность, улучшается сон. 

Фитотерапи́я  - метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливаниекупание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

Методики, направленные на повышение резистентности организма

(Приложение 4,5,6)

Массаж пальцев. Кисти рук в силу своего функционального предназначения имеют богатейшую иннервацию и нервно-рефлекторные связи с важнейшими отделами периферической и центральной нервной системы, огромное количество чувствительных и вегетотрофических рецепторов, обеспечивающих в совокупности быстрое и физиологически значимое реагирование важнейших органов и функциональных систем организма на стимуляцию рефлекторных зон, расположенных на кисти. Не случайно по древневосточным представлениям концентрация точек акупунктуры на кисти значительно выше, чем на любом другом участке человеческого тела.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод. Его можно проводить при различных дискомфортных состояниях (чиханье, кашель, насморк, икота). В зависимости от самочувствия можно менять его характер и дозировку.

Спортсменам самомассаж помогает проводить более интенсивные тренировки, снимает утомление, способствует быстрому восстановлению физической формы.

Лечебная гимнастика. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Преимущества лечебной гимнастики в профилактике и лечении разнообразных заболеваний позвоночника и суставов неоценимы: регулярное выполнение физических упражнений, лежащих в основе лечебной гимнастики, позволяет решить сразу несколько задач – купировать болевые ощущения, характерные для заболеваний позвоночника, восстановить подвижность суставов, предупредить усугубление прогрессирующего заболевания позвоночника.

Лечебная гимнастика позволяет укрепить мышцы, служащие естественным «корсетом» позвоночника, нормализовать кровообращение и отток лимфы, улучшить осанку. Упражнения лечебной гимнастики показаны при остеохондрозе, межпозвоночной грыже и других поражениях опорно-двигательного аппарата. Лечебная гимнастика полезна для людей любого возраста – и для взрослых, и для детей даже в самом раннем возрасте.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нет человека, который когда-нибудь чем-нибудь не болел. Но иногда достаточно затратить минимум усилий, чтобы почувствовать себя непобедимым перед любой болезнью, - ведь природа позаботилась о нашем совершенстве, одарив человеческий организм способностью в нужный момент подключать те внутренние резервы, которые заложены в каждом.

Надо только знать, как это делается, и тогда можно вырваться практически из любого заболевания. Именно это и является основной реферата. Существуют способы альтернативного лечения заболеваний, нередко позволяющих получить хорошие результаты, мобилизовать внутренние резервы организма для победы над болезнью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс № 1

1.        Дышите тихо, спокойно и плавно.

И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

2.        Подышите одной ноздрей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3—6 раз).

3.        «Воздушный шар».

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

4.        «Воздушный шар» в грудной клетке.

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6—10 раз).

5.        «Воздушный шар» поднимается вверх.

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4—8 раз).

6.        «Ветер».

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

7.        «Радуга, обними меня».

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

  1. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Комплекс № 2

Все упражнения выполняются стоя или в движении.

  1. «Подыши одной ноздрей» (см. комплекс № 1, с меньшим числом
    повторений).
  2. «Ежик».

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы (4—8 раз).

3.        «Губы трубкой».

Сделать полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух. Сделать глотательное движение (как бы глотать воздух). Пауза 2—5 сек., затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно (4-6 раз).

4.        «Ушки».

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть как можно ближе к плечам. Туловище не поворачивается. Выдох произвольный (4—5 раз).

5.        «Пускаем мыльные пузыри».

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой (3-5 раз).

6.        «Язык трубкой».

Губы сложены «трубкой» как при произнесении звука «о». Показать язык и тоже сложить «трубкой». Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек.

Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос (4-8 раз).

7.        «Насос».

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперед-вниз, при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный (3-6 раз).

Усложнение. Упражнение повторить 3 раза, затем выполнить наклоны вперед-назад («большой маятник»), делая при этом вдох-выдох. При наклоне вперед вдыхать и руки свободно тянуть к полу, а при наклоне назад выдыхать и поднимать их к плечам (3-5 раз).

8. Дышим тихо, спокойно, плавно (см. комплекс № 1, но с меньшим
числом повторений).
 

Комплекс № 3

Проводится в игровой форме. |' 1. «Ветер на планете» (упражнение «Насос» из комплекса № 2.)

2.        «Планета Сат-Нам, отзовись».

И.п.: сидя на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-Нам» (3—5 раз). «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночнику, - это выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота, - это вдох.

  1. На планете дышится тихо, спокойно и плавно. (Повторение упражнения из комплекса № 1.)
  2. «Инопланетяне».
    И.п.: лежа, стоя.

Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот. Медленно и плавно выполнить вдох, заполняя полностью легкие. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)». Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц (3—4 раза).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения с элементами йоги

Поза кролика

Стоя на коленях, с выдохом сгибаемся до касания лбом колен. Ладони  рук кладем на голени. С вдохом выпрямляемся до исходного положения

Поза «Перекладина»

Стоя на коленях, вытянуть правую ногу в сторону на одну линию с туловищем и левым коленом. Ступню этой ноги развернуть вправо, в колене не сгибать. Развести руки в стороны на уровне плеч. С выдохом наклонить корпус вправо. Левую руку перенести через голову и вправо. На вдохе прийти в и.п. и повторить упражнение в другую  сторону.

Поза венка

Сидя ноги врозь, наклонить туловище вперед, руки поместить впереди ног, ладонями упереться в коврик. Затем перевести руки за спину, сцепить пальцы в замок, поднять вверх. С выдохом наклонить корпус вперед и коснуться головой коврика. На вдохе вернуться в и.п.

Поза палки

Лежа лицом вниз, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, положить ладони по обе стороны груди. На вдохе поднять туловище вверх на 10—15 см, удерживая его на руках и носках. Тело прямое, параллельно полу, колени напряжены.

Поза алмаза

Сидя «по-турецки», руки положить на бедра ладонями вверх. Находиться в позе как можно дольше.

Поза звезды

Сесть, согнуть ноги в коленях так, чтобы подошвы обеих ног касались друг друга. Взяться руками за ступни и подтянуть их ближе к телу. Раздвинуть бедра локтями и опустить колени на коврик, выпрямить спину и посмотреть прямо перед собой. С выдохом медленно опускать корпус до тех пор, пока голова не коснется пальцев ног. Находиться в позе 30 сек.

Поза дельфина

Стать на колени, положить голову на коврик между ладонями (образовав ладонями чашу с помощью сплетенных пальцев). Выпрямить поочередно ноги в коленях, вытягивая носки и отталкиваясь ногами от пола.

Поза «Озеро»

Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль тела. Сделать медленный выдох через нос и втянуть живот, насколько возможно. Образуется впадина. Выдержать максимальную паузу, затем сделать медленный вдох и вернуться в и.п. Выполняется несколько раз.

Упражнение для боковых мышц живота

Лечь на спину, ноги вместе, руки раскинуть в стороны на уровне плеч. С выдохом поднять ноги вертикально вверх и медленно опускать их на коврик сначала влево, а затем вправо. Стараться спину от коврика не отрывать. В конечном положении находиться 20 сек.

Поза кошки

Лечь на живот. Не отрывая груди от коврика, отвести корпус назад, прогибаясь в позвоночнике и поднимая таз вверх. Задержаться в этой позе несколько секунд. Затем, вновь прогибаясь в позвоночнике, как это делает кошка, и прижимая грудь к коврику, послать корпус вперед. Вернуться в и.п., поднять верхнюю часть тела вверх и назад, как в позе змеи. Расслабиться, лечь на живот и отдохнуть.

Поза лодки

Лечь на коврик, лицом вниз, вытянув руки перед собой. Приподнять напряженные руки и ноги вверх, прогнувшись в пояснице. Попеременно опускать и поднимать переднюю и заднюю части тела, раскачиваясь 1 и вперед, не касаясь лицом пола.

Поза полулотоса

 Сесть на коврик, вытянув ноги перед собой. Слегка приподняв правое  бедро, положить на него левую ступню, а правую ногу согнуть в колене и положить так, чтобы пятка легла на левое бедро и касалась нижней [ части живота, ладони вверх. В позе находиться одну минуту.

Поза лука

Лежа на полу лицом вниз, сделать медленный вдох. Прогнуться и захватить обе лодыжки, прогнуть спину. Во время упражнения дышать пенно.

Поза треугольника

Стоя, нога врозь, с полным вдохом поднять руки в стороны на высоту плеч ладонями вверх. Сделать выдох, наклонить туловище вправо до касания пальцами правой руки правого носка. В этом положении вертикально вытянуть руки и повернуть лицо вверх. Выпрямляясь, сделать выдох,  а после секундной паузы с выдохом медленно наклониться влево.

Поза плуга

Лежа на спине с руками, разведенными на небольшое расстояние, ладонями вниз, поднять обе ноги через голову до касания носками пола. Колени выпрямлены. Затем медленно вернуться в и.п.

Поза угла

Лежа на спине, нога вытянуты вдоль туловища. Поднять прямые ноги на 5-6 см над уровнем поверхности. Удерживать угол столько, сколько можно без особых усилий.

Поза дерева

Встать, согнуть правую ногу в колене, взять стопу руками и поло-. ее на левое бедро. Согнутое колено должно находиться в плоскости  тела. Ладони соединить и поднять руки вверх над головой.

Поза пальмы

Нога на ширине плеч. Голова, шея, спина образуют прямую линию, повременно с вдохом плавно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник, стать на носки. Зафиксировать это положение (5 сек.), выдох, вернуться в и.п.

Поза полусвечи

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать медленный вдох и вверх ноги, поддерживая бедра руками. Постепенно поднимать туловище, пока оно не окажется на лопатках. Пятки на уровне глаз, руки упираются в бедра.

Поза свечи

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать медленный вдох и прямые ноги, не сгибая их в коленях. Поднять туловище и подложить под ребра ладони рук. Подбородок крепко прижать к груди. Дышать животом.

Поза рыбы

В позе алмаза сесть так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика,  и на них  приходилась вся тяжесть тела. С помощью локтей, выгибая грудь, опускать туловище назад, пока голова не коснется пола. Ладони сложены на груди пальцами вверх, дыхание произвольное.

Поза змеи

Лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони расположить на уровне груди, пятки вместе. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднять верхнюю часть туловища, прогнуться, посмотреть на потолок. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. На выдохе плавно опуститься, положив голову набок, руки вдоль туловища, расслабиться.

Поза треугольника с поворотом

Стоя, ноги на ширине плеч. С выдохом наклонить корпус вправо, развернуть его так, чтобы положить левую ладонь на коврик у наружной стороны правой ступни. Вытянуть правую руку вверх на одну линию с левой рукой, смотреть на большой палец правой руки. Ноги в коленях не сгибать, плечи расправлены. На вдохе вернуться в исходное положение.

Поза винта

Сидя на полу, ноги вытянуты. Правая пятка помещается под левое бедро. Левая нога переносится через правое бедро и ставится на пол. Грудь поворачивается влево, правая рука помещается перед левым коленом и захватывает левую лодыжку. Медленно повернуть спину и голову влево. Левую руку завести за спину и захватить ею левое колено. Менять положение рук и ног, выполняя упражнение в противоположную сторону.

Поза лотоса

Сидя на полу, положить правую ступню на левое бедро и левую ступню поверх правой на правое бедро. Чем ближе к животу ступни, тем легче это выполнить.

Поза верблюда

Стоя на коленях, ноги вместе. На вдохе медленно наклонять корпус назад до тех пор, пока ладони не коснутся пятки. Взяться обеими руками за пятки и продвинуть корпус слегка вперед, увеличивая прогиб в позвоночнике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

  1. «Лошадка». Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).
  2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-а-ар» (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно, с закрытым ртом (5-6 раз).
  1.  «.Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).
  2. «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5-6 раз).
  3. «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30—40 с).
  4.  «Смешинка». Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы», а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь).

1.Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева

  1. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
  2. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
  3. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

.Вдох через нос и медленный выдох через рот.

Второй комплекс (декабрь, январь, февраль).

Соединить ладони и потереть до нагрева  

одну ладонь о другую поперек  Это упражнение оказывает

положительное действие на внутренние органы.

2. Слегка подергать кончик носа.

3. Указательными пальцами массировать  ноздри.

4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились»

5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь - «сдуваем снежинку с ладони».

Третий комплекс (март, апрель, май)

  1. «Моем» кисти рук

  1. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки

3.  «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

4.Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.

  1.  Несколько раз зевнуть и потянуться.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Самомассаж

(разминка для занятий с элементами йоги)

1.        «Лепим лицо».

Сидя, ноги врозь, поглаживать лоб, щеки, крылья носа (по лицевым линиям). Нажать на активные точки переносицы, середину бровей, похлопать по щекам.

2.        «Упругий живот».

Лежа, погладить живот по часовой стрелке (пощипывание, поглаживание, похлопывание ребром ладони).

3.        «Быстрые ноги».

Сидя, ноги врозь, потянуть к себе стопу левой ноги; разминая пальцы, растереть стопу, хлопать по пяткам ребром ладони. Сделать вращательные движения ступней (поглаживание, пощипывание, интенсивное растирание голени и бедра).

4.        «Красивые руки».

Сидя на коленях, «помыть» кисти рук, интенсивно потирая их до появления ощущения тепла. Надавливая на каждый палец, потереть всю руку до плеча, интенсивно нажимая на плечо, предплечье. 6-«Умная голова».

Сидя, ноги врозь, одну под себя, проработать активные точки на голове нажатием пальчиков. Провести «граблями» от висков к середине головы (расчесывание пальцами головы).

6.        «Лебединая шея».

Сидя «по-турецки», поглаживать шею от грудного отдела к подбородку (впереди, с боков), похлопывание по подбородку.

7.        «Ушки».

Сидя «по-турецки», поглаживать ушные раковины внутри по бороздкам, растереть за ушами.

8.        «Лепим человечка» (потягивание).

Лежа, на вдохе потянуть левую ногу пяткой вперед, левую руку вдоль туловища вниз в и.п., выдох. На вдохе потянуть правую ногу пяткой вперед, правую руку вдоль туловища вниз в и.п., выдох. Потянуть обе ноги пятками вперед двумя руками вниз вдоль тела.

9.        «Любим себя» (массаж области груди).

10.        Шея.

Правой рукой растереть круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения легкие, поверхностные, затем с некоторым нажимом.

11.        Плечевые суставы.

Слегка подвигать плечевыми суставами, затем правой ладонью круговыми движениями производить растирание в области плечевого сустава, а левой ладонью — правого.

12.        Спина.

Слегка наклонить туловище вперед, сжать руки в кулаки и тыльной стороной растереть спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигать в противоположных направлениях от позвоночника к бокам.

13.        Коленные суставы.

Ногу согнуть в колене и поставить на пол. Ладонями обеих рук с умеренным нажимом растирать коленный сустав круговыми движениями.

14.        Ступни.

Положить левую ступню на ребро правой ноги. Хорошо разогреть все пальцы, подошву, голеностопный сустав. Помассировать пальцы, ступню и голеностопный сустав правой ноги, положив ее на бедро левой ноги.

Бодрость за 1 минуту        ,

  1. Быстро потереть друг о друга пальцы ладони в течение 5 сек.
  2. Быстро потереть разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх-вниз в течение 5 сек.
  3. Побарабанить пальцами по макушке головы в течение 5 сек.
  4.  Сжать руку так, чтобы кулак оставался в расслабленном состоянии. Энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3 раза).
  5. Осторожно надавить на щитовидную железу (ниже кадыка) средним и указательным пальцами (3 раза).
  6. Найти на шее пульсацию сонной артерии (непосредственно под углом нижней челюсти), осторожно нажать на артерию. Сосчитав до 5, отпустить. Дышать глубоко. Снова нажать и перейти на другую сторону шеи, чтобы проделать аналогичные манипуляции.
  7. Большим пальцем нащупать впадину на основании черепа (у места  соединения головы с позвоночником). Нажать. Сосчитав до трех, отпустить. Повторить 3 раза.
  8. Массаж рефлекторных зон ног:

а) сжать кончик, затем подушечку большого пальца;

б) плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге;

в) быстро потереть верх ступни рукой (или, что более удобно, пяткой другой ноги).

     9. Раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Упражнения для профилактики близорукости

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.
  2. Парфенов А.П., Закаливание человека, Л., 1960
  3. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. - С. 220.
  4. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. - С. 115.
  5. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.
  6. Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ у детей: Автореферат. - М., 1987. - С. 18

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Какие уроки физической культуры предлагается учителем обновленное содержание образования по нашему предмету? Что нужно делать, чтобы предмет «Физическая культура» стал востребован учащимися и бы...

Нетрадиционные способы оздоровления: лечение творческим самовыражением.

Работая в системе  образования на протяжении многих лет, могу смело утверждать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. По данным исследований российских учёных численно...

Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"

В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...

Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».

      Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, ч...

Урок ОЗОЖ, 8 класс. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

Давайте никогда не будем забывать, здоровье нашей страны зависит от нас с вами, от каждого из нас. Выберите правильный путь, ведь в мире так много радости,  так много цвета, так много интересного...

"Нетрадиционные методы психологического оздоровления детей"

Представлены нетрадиционные методы психологического оздоровления детей 3-17 лет...