Школа пед.мастерства
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Практическое занятие Физкультурная пауза.Коррегирующая гимнастика для глаз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ №33

ДОКЛАД

школа педагогического мастерства

        

Физкультурная пауза.

Коррегирующая гимнастика для глаз.

                                           

Составитель:

Симонова Ольга Юрьевна

Москва

2015

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ        

2 ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЧЕЛОВЕКА        

3 КОМПЬЮТЕР И ЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА        

4 _        КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ        

4.1 Гимнастические упражнения для глаз (по Е.Е. Сомову)        

4.2 Упражнения для правильной работы зрительного аппарата        


1 ВВЕДЕНИЕ

Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Наш организм запрограммирован на довольно большие физические нагрузки. Хочется нам или нет,  но пока мы живы, мы преобразуем и излучаем биоэнергию. И чтобы тело служило безотказно, большинство систем должно ежедневно задействоваться, то, что не работает – атрофируется. Это закон. Но ослабление органа или даже мышц – не изолированный процесс, от этого страдает все тело.

Для поддержания здоровья организм нуждается в ежедневном минимуме движений, необходимы корректирующие упражнения, направленные на расслабление, растяжение мышц, предупреждение окостенение суставов конечностей и позвонка. Поэтому, именно физические упражнения могут сыграть решающую роль в сохранении здоровье работающих с компьютером.


2 ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЧЕЛОВЕКА

Сегодня компьютеры используются в самых различных областях деятельности человека. Он является прекрасным помощником, при обучении языкам, естественным, точным и прикладным наукам, как школьникам, студентам, так и взрослым людям, получающих профессиональное образование. К сожалению, многочисленные пользователи персональных компьютеров (ПК) часто забывают, а порой и просто не знают о том, что компьютеры вместе с пользой и удовольствием несут в себе ряд факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье.

Следует иметь ввиду, что отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным.

  1. Монитор ПК является источником:
  1. Электростатического поля;
  2. Слабых электромагнитных излучений;
  3. Рентгеновского излучения;
  4. Ультрафиолетового излучения;
  5. Инфракрасного излучения;
  6. Излучения видимого диапазона.

Влияние их на организм человека изучено недостаточно, однако ясно, что оно не обходится без последствий.

  1. Неподвижная, напряженная поза человека, в течение длительного времени, прикованного к экрану дисплея, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах.
  2.  Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.
  3. Деятельность человека предполагает, прежде всего, визуальное восприятие отображенной на экране монитора информации, поэтому значительной нагрузки подвергается зрительный аппарат работающих с ПК.

В последнее время выявлен новый тип заболевания. В медицине его называют синдром компьютерного стресса (СКС), который сопровождается головной болью, воспалением глаз, аллергией, раздражительностью, вялостью и депрессией.

Причинами разнообразных симптомов СКС, по мнению медиков, являются пять основных факторов:

  • Неправильная работа глаз, неверное положение тела;
  • Ношение не соответствующих очков или контактных линз;
  • Неправильная организация рабочего места;
  • Суммирование физических, умственных и визуальных нагрузок;
  • Низкий уровень визуальной подготовленности для работы с компьютером.

Существует мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения СКС до минимума.


3 КОМПЬЮТЕР И ЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

С помощью зрения человек получает 75-80% информации об окружающем мире.

Всем известно, что глаза – это зеркало души. Однако, мало кто задумывается над тем, что глаза отражают физическое состояние человека. Уже более тысячи лет назад медики Востока умели «читать по глазам». Изменение на радужной оболочки, форма зрачков, блеск, пестрота и ясность взгляда – вот далеко не полный перечь признаков, который учитывали древние врачи при диагностике зрения. Они рассматривали гигиену органа зрения как важный фактор сохранения здоровья.

Во время работы с компьютером приходится иметь дело с изображения на экране монитора. Считывание текста, таблиц, графика с экрана отличается от чтения той же информации с листа бумаги по нескольким причинам:

  • Экран, являясь источником света, считается прибором активного контраста;
  • Текст по бумаге является неизменным, а текст на экране периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана;
  • Длительная работа с компьютером требует повышенной сосредоточенности, что приводит к большим нагрузкам на зрительную систему пользователя;
  • Монитор надолго приковывает к себе внимание пользователя, что является причиной длительной неподвижности глазных и внутренних мышц.

По этим причинам развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.


4         КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ

Необходимо научится расслаблять глаза. Чтобы нормализировать свое зрение, вам необходимо овладеть специальными упражнениями на расслабление, снимающими напряжение с глаз.

Интересное замечание по этому поводу приводит известная английская исследовательница М. Корбетт: «Цивилизация лишила наши глаза даже этого минимума внимания, которое мы оказываем своим ногам; чувство физической усталости, мы норовим присесть или прилечь. Ощущая зрительное утомление, мы продолжаем напрягать глаза чтением, кинофильмами, телевизором или компьютером. Но следует понимать, что наши ладони представляют  собой превосходный инструмент для защиты глаз».

Если пальцы рук сложить вместе, перекрестить в центре лба, то ладони накроют глазные впадины, полностью исключая доступ света и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Во время такого отдыха органов зрения, то есть в период прекращения к ним доступа света, происходит химическое восстановление рецепторов глаза и расслабление мышечных волокон. Такое искусственное затемнение «пальминг» является одним из лучших упражнений для глаз, значительно ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный «пальминг» восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.

4.1 Гимнастические упражнения для глаз (по Е.Е. Сомову)

Вариант I

Занять исходное положение, сидя в удобной позе, спина прямая. Глаза открытые, взор устремлен прямо.

Упражнение 1.

Посмотреть влево – прямо,

Вправо – прямо,

Вверх – прямо,

Вниз – прямо.

Повторить цикл движений несколько раз (до 10) постепенно вводить и увеличивать задержки глаз в отведенном положении, но при этом следить, чтобы не появлялась усталость.

Упражнение 2.

Смещать взор по диагонали в следующей последовательности:

Влево – вниз – прямо,

Вправо – вверх – прямо,

Вправо – вниз – прямо,

Влево – вверх – прямо.

Повторить весь цикл движений несколько раз. Постепенно увеличивать время задержек глазных яблок в положении крайнего отведения.

Упражнение 3.

Круговые движения глаза: от одного до 10 вращений по ходу часовой стрелки или против него.

Упражнение 4.

Изменение точки фиксации: посмотреть на кончик носа, а затем – вдаль. Повторить несколько раз.

Упражнение 5.

Смотреть прямо перед собой, фиксируя отдаленный от глаза предмет. Стараться раскрывать широко веки и , не мигая, видеть его более четко.

Упражнение 6.

Крепко сомкнуть веки, а затем  течение нескольких секунд часто моргать.

Упражнение 7.

Сделать массаж век, мягко поглаживая их указательным и большим пальцами в направлении от носа к виску.

Упражнение 8.

Без усилий, но плотно сомкнуть веки и прикрыть их ладонями с тем, чтобы на минуту полностью исключить воздействие на глаза света.

4.2 Упражнения для правильной работы зрительного аппарата

Для того, чтобы глаза не утомлялись и зрение сохраняло свою ясность при работе за компьютером необходимо выполнять следующие упражнения.

Моргайте каждые 3-5 сек. Моргание – это естественный способ увлажнения и очищения поверхности глаз. Моргание служит расслаблением лицевых и лобных мышц. Многие люди в момент интенсивной мыслительной работы еще шире раскрывают глаза и почти перестаю моргать. Это ведет к покраснению глаз, к зуду и чувству жжения, особенно быстро это ощущают люди, которые носят контактные линзы.

Научитесь правильно моргать:

  • Двигать только веками, а не лбом, лицом или щеками;
  • Моргать без усилий, соприкосновение век должно быть мягким;
  • Сохраняйте брови в расслабленном состоянии.

Использование периферического зрения, то есть видение окружающего пространства снижает риск возникновения визуального стресса, физической и умственной усталости.

Отсутствие кратких периодов отдыха для глаз является основной причиной возникновения близорукости среди пользователей компьютером. Не дожидайтесь возникновения болей в глазах, лучше приобретите привычку давать глазам небольшие «передышки». Короткий взгляд вдаль каждые 2-3 минуты не занимает «реального» времени, но помогает расслабить глазные мышцы, препятствует накоплению стресса и усталости. Сколько бы простой не казалась Вам эта процедура, она надежно обезопасит Вас от дискомфорта зрительных ощущений и принесет больше пользы, чем пятиминутные перерывы для отдыха через каждый час работы.

Перевод взгляда с ближней на удаленную точку.

Цель: восстановить гибкость экстраокулярных мышц (отвечающих за двигательные возможности глазного яблока) и улучшить способность глаза к рефокусировке.

Положение: стоя или сидя.

  1. Расположите бумажный крест на стене;
  2. Стойте на расстояние 2,5-3 м от него. Возьмите в рук карандаш и сфокусируйте взгляд на него. Потом переведите взгляд на крест и обратно. Повторите несколько раз.

Массаж затылочных областей головы.

Цель: снятие напряжения мышц шеи и плечевого пояса.

Положение: стоя или сидя.

  1. Надавливайте пальцами на указанные точки;
  2. Надавливайте пальцами с вращением по 10 с справа и слева.

Пальминг.

Цель: релаксация глазных мышц, улучшение кровообращения.

Положение: сидя.

  1. Натирайте руки друг о друга 5-10 секунд до появления теплоты;
  2. Закройте обеими ладонями глаза. Расслабьтесь. Дышите регулярно и легко.

Трепетание ресниц.

Цель: облегчить возможную затрудненность мигательных движений, расслабить глаза и глазные мышцы.

Положение: стоя или сидя.

  1. Положите кончики пальцев (без усилий) на виски. Сделайте 10 (быстрых и легких!) мигательных движений с максимальной скоростью.
  2. Закройте глаза и отдохните. Сделайте 2-3 глубоких вздоха. Расслабьте брови и нижнюю челюсть.

Повторите 2 раза.

Замечания:

Следите за тем, чтобы при каждом мигательном движении веки смыкались плотно и при минимальном усилии. Вы не должны чувствовать никакого движения под кончиками пальцев. Если Вы ощущаете какое-либо движение, это будет свидетельствовать о том, что вы слишком усиленно моргаете. Работать должны только мышцы век (а не мышцы лица).

Не зажмуривайте глаза.

Таким образом, Вы можете, не прибегая к медицинским или иным вспомогательным средствам, уменьшить отрицательное воздействие компьютера на свое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"

Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций....

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"

Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах....

Школа педагогического мастерства по теме: "Современный урок производственного обучения"

Занятие в школе педагогического мастерства позволяет раскрыть творческий потенциал мастер производственного обучения....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"

Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных об...

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ "ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА"

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования детей....

Выступление на занятиях в Школе Педагогического Мастерства по теме "Коммуникативный метод изучения иностранного языка".

«Коммуникативный метод изучения иностранного языка»                                           ...