ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ "ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА"
рабочая программа на тему
Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_masterstva.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
"ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА"
СОСТАВИЛА: Смирнова И.Ю.,
методист, 1 квалиф. категория
п. Вахтан, 2014г.
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем развития системы дополнительного образования детей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в контексте изменений в нормативной базе, регулирующей аттестацию кадров и деятельность образовательных учреждений разного уровня.
Деятельность методиста ориентирована на профессиональное образование педагогических работников. Образовательный эффект проявляется в расширении теоретических знаний специалистов, в овладении новыми, современными педагогическими технологиями. Особенно актуальными являются сегодня помощь в адаптации и профессиональном становлении начинающих педагогов и молодых специалистов.
Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков. Для продуктивного взаимодействия с педагогами основными формами работы методиста становятся информационно-методическое сопровождение в проектной деятельности при разработке образовательной программы, обучение методикам организации образовательной и воспитательной деятельности детей, аналитико-экспертные мероприятия при осуществлении оценки результативности образовательной деятельности специалистов. В условиях сегодняшнего дня целесообразным становится активное использование информационных технологий, электронных образовательных ресурсов(ЭОР). Всё это должно способствовать тому, чтобы средства обучения педагогических кадров стали средствами качественного изменения — улучшения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
Задачи:
- анализ потребностей и запросов педагогов МБОУДОД Вахтанского ДЮЦ;
- организация обучения педагогов дополнительного образования внутри МБОУДОД Вахтанского ДЮЦ силами методической службы;
- обобщение опыта работы педагогического коллектива, выявление талантливых педагогов, владеющих современными методами работы с детьми;
- организация индивидуального сопровождения педагогов при подготовке к профессиональным конкурсам, семинарам, конференциям;
- повышение результативности при подготовке к аттестации.
Принципы программы:
- Актуальность
- Системность
- Преемственность
- Инновационность
- Целостность
- Вариативность
- Взаимодействия
- Регионализация
- Научное обеспечение
Формы занятий.
Программа обучения педагогических кадров предполагает групповые занятия, индивидуально-групповое консультирование, работу обучающихся в малых группах.
Образовательный процесс осуществляется в следующих формах:
- лекция;
- семинар;
- консультация;
- практическое занятие;
- тренинг;
- педагогическая мастерская;
- зачёт.
Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.
Режим занятий.
Программа рассчитана на один год обучения.
Возможно проведение занятий 1 раз в неделю по 1-2 академических часа (36 часов в год). Возможно сессионное проведение занятий во время школьных каникул:
- осенние каникулы (ноябрь) –12 часов
- зимние каникулы (декабрь-январь) – 6 часов
- весенние каникулы (март) –18 часов
Ожидаемые результаты освоения программы.
Практическим результатом реализации программы будет:
- увеличение количества педагогов дополнительного образования, вовлеченных в экспериментальную, исследовательскую и диагностическую деятельность;
- увеличение количества программ дополнительного образования;
- увеличение количества методической продукции, дидактических материалов и учебных пособий;
- увеличение количества педагогов, дающих открытые занятия, мастер-классы и мастерские;
- результативное участие педагогов дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства.
Формы подведения итогов реализации программы.
Отслеживание результативности обучения по программе проводится в формах:
- тестирование;
- лекция;
- презентация;
- практическая работа;
- работа в группах;
- консультация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теории | практики | всего | ||
1 | Современная система дополнительного образования | 1 | - | 1 |
2 | Использование социокультурного потенциала п. Вахтан в деятельности педагога дополнительного образования | 1 | 1 | 2 |
3 | Технологии проектирования и разработки образовательных программ дополнительного образования | 2 | 3 | 5 |
4 | Учебно-методический комплекс. Структура УМК. | 2 | 2 | 4 |
5 | Педагогические технологии. | 4 | 4 | 8 |
6 | Аттестация педагогических кадров | 1 | 2 | 3 |
7 | Занятие в системе дополнительного образования | 1 | 2 | 3 |
8 | Информационные технологии в образовательном процессе Вахтанского ДЮЦ | 3 | 3 | 6 |
9 | Анализ занятий и мероприятий МБОУ ДОД Вахтанского ДЮЦ | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 16 | 19 | 35 |
Содержание программы
- Современная система дополнительного образования.
Теория: Современная система дополнительного образования. Проблемы и перспективы развития.
Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогического работника системы дополнительного образования детей.
- Использование социокультурного потенциала п.Вахтан в деятельности педагога дополнительного образования
Теория: Воспитательный и образовательный потенциал п.Вахтан. Соответствие программ дополнительного образования детей региональным особенностям и традициям Нижегородской области. Реализация через образовательную программу дополнительного образования социокультурного потенциала п.Вахтан.
Практика: Анализ образовательных программ с точки зрения их наполнения региональным компонентом. Отбор материала для своей образовательной программы.
- Технологии проектирования и разработки образовательных программ дополнительного образования
Теория: Образовательная программа как основной компонент учебно-методического комплекса. «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (Приложение от 11.12.2006 г. № 06-1844). Нормативные документы, лежащие в основе написания образовательной программы. Виды программ. Технологические подходы к написанию. Разделы образовательной программы.
Практика: Анализ существующих образовательных программ с точки зрения соответствия требованиям.
Обучающий семинар по разработке пояснительной записки образовательной программы.
- Учебно-методический комплекс. Структура УМК.
Теория: Практическая значимость учебно-методических материалов Принципы систематизации методических и информационных материалов. Учебно-методический комплекс. Значение УМК. Структура: образовательная программа, учебно-методический компонент для учащихся и педагогов, компонент результативности, воспитательный компонент. Технологическая обеспеченность. Формирование электронного каталога УМК объединения.
Практика: Индивидуальные консультации для педагогов по обсуждению подходов к формированию электронного каталога УМК к образовательным программам. Тематическая консультация «Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке занятий».
- Педагогические технологии.
Теория: Современные образовательные технологии. Педагогические технологии (информационные, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) Формы и методы выявления, фиксации и предъявления результатов образовательной и воспитательной деятельности.
Практика: Посещение и анализ занятий. Разработка методических материалов к занятиям с учетом формы проведения. Индивидуальные консультации по подготовке к итоговым занятиям.
- Аттестация педагогических работников.
Теория: Нормативные документы. Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дополнительного образования детей. Портфолио педагогического работника в системе дополнительного образования детей.
Практика: Индивидуальные консультации по подготовке к процедуре аттестации. Проведение предварительной экспертизы документов портфолио педагогов дополнительного образования.
- Занятие в системе дополнительного образования.
Теория: Занятие в системе дополнительного образования. Функции занятия. Формы организации занятий. Социально-психологический климат. Воспитательные аспекты профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Воспитательные мероприятия и учёт их специфики: праздники на уровне детского объединения, Вахтанского ДЮЦ, п. Вахтан, городского округа г. Шахунья.
Практика: Презентация материалов «Занятие в системе дополнительного образования».
- Информационные технологии в образовательном процессе ОДОД
Теория: Электронные образовательные ресурсы. Работа в MS PowerPoint. Тесты и способы их создания.
Использование электронных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования детей. Сетевые сообщества как площадка для самообразования педагога дополнительного образования.
Практика: Создание презентаций. Практикум по созданию тестов к своей программе. Работа в программах. Отбор необходимых ресурсов.
Создание собственного сайта педагога дополнительного образования.
- Анализ занятий и мероприятий МБОУДОД Вахтанского Детско-юношеского центра.
Теория: Основы проведение анализа занятия или массового воспитательного мероприятия. Аналитическая карта посещения учебного занятия.
Практика: Посещение выставок методической продукции.
Практический семинар «Анализ требований к занятию в системе дополнительного образования».
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Раздел или тема программы | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение |
1. | Современная система дополнительного образования | лекция | нормативные документы, методическая литература |
2. | Использование социокультурного потенциала п.Вахтан в деятельности педагога дополнительного образования | лекция, практическая работа | методическая литература, образовательные программы |
3. | Технологии проектирования и разработки образовательных программ дополнительного образования | лекция, работа в группах, тестирование, презентация | нормативные документы, методическая литература, презентация, тесты, образовательные программы |
4. | Учебно-методический комплекс. Структура УМК. | лекция, презентация, практическая работа, работа в группах, консультация | методическая литература, презентация |
5. | Педагогические технологии. | лекция, презентация, работа в группах | методическая литература, презентация |
6. | Аттестация педагогических кадров | лекция, презентация, консультация, практическая работа | нормативные документы, методическая литература, презентация |
7. | Занятие в системе дополнительного образования | лекция, презентация, практическая работа | методическая литература, презентация |
8. | Информационные технологии в образовательном процессе | лекция, практическая работа | методическая литература, компьютеры, программное обеспечение |
9. | Анализ занятий и мероприятий в МБОУДОД Вахтанском ДЮЦ | лекция, практическая работа | методическая литература |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 29 августа 2013 г. № 1008 (отменяет Типовое положение об УДОД 2012 г.)
- Письмо Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
- Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников / Е. О. Галицких. - Метод. пособие (Серия «Педагогическая мастерская»)- СПб.,2003. - 54 с.
- Гин А.А. Приемы педагогической деятельности: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин. - 5-е изд. - М: Вита-Пресс, 2004. - 88с.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 20011. – 80с.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для ВУЗов/под ред. О.Е.Лебедева, - М.:Владос, 200.- 256с.
- Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие/ М.Г.Ермолаева.-3-е изд., доп. – СПб.:СПбАППО, 2007-112с.
- Ляшко Т.В. Развивающие технологии в дополнительном образовании- Дополнительное образование,2000. №2. –с.14-20
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристко-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. / П.В. Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н. Софронов. –М.: Просвещение, 2001. – 80с.
Интернет-ресурсы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции Федеральных законов 1996-2009 г.г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 8.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1261860 – Президент России
- Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://k-obr.spb.ru/page/298/ - Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию.
- Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2075 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» [Электронный ресурс] / «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5405 от 11 февраля 2011. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/11/pedagog-dok.html
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://методкабинет.рф/index.php/rezhimvremeni.html Всероссийский педагогический портал Методкабинет РФ.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников»
ПРОГРАММА «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников»...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ «Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности»
В XXI веке существенно возрос спрос на квалифицированную, креативно и творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога. Педагог все время должен быть в поиске над совершенствованием своего ра...
Программа повышения профессионального мастерства
Программа повышения профессионального мастерства расчитана на 5 лет...
Программа повышения профессионального мастерства учителя русского языка и литературы
Овладение новыми формами, методами и приёмами обучения при написании сжатого изложения на экзамене в 9 классе....
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01. СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Программа курса является частью подготовки к профессиональной олимпиаде для специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Программа расчитана на 40 часов....
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01. ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Программа курса является частью подготовки к профессиональной олимпиаде для специальности "Экономика и бухгалтерский учет". рограмма расчитана на 40 часов....
Разработка рабочей программы модуля " "Английский язык для экспертизы конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс" " для программы ДПО
Английский язык для экспертизы конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс"...