Якутские настольные игры
творческая работа учащихся по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Я согласна с мнением, что народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития.
Это важная составная часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью.
Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш техногенный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.
В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва. Эти игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих.
Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания (например, основы экономики), ловкость, быстроту. И таких игр великое множество.
Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков.
Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.
В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.
Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им. В. Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм
среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков».
Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим
играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.
В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и хаамыска.
Андрей Иванович Донской – энтузиаст, пропагандист настольных игр, неоднократный чемпион республиканских турниров по национальным настольным играм, рассказывал удивительные истории о своем увлечении игрой хаамыска и хабылык.
В такое переходное и финансовое неустойчивое время известный спортсмен-учитель Андрей Иванович Донской своевременно возрождал всем доступные и подвижные настольные игры хабылых и хаамыска. Они жизненно необходимы и общедоступны. Андрей Иванович повсеместно, неустанно пропагандировал возрождение в каждой семье любимых якутских игр, особенно среди подростков и детей, что заслуживает всяческой похвалы. Старый педагог глубоко понимал неоценимое значение этих игр в эмоционально-духовном, физическом и социальном саморазвитии молодежи.
Вот почему А.И. Донской не считаясь с личным временем и здоровьем, пропагандировал хабылык и хамыска в учебных и дошкольных заведениях,
интернатах, выступая с показательными играми, обучая детей. Кроме этого, писал учебные пособия, рабочие программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Якутские настольные игры | 41.14 КБ |
Презентация якутские настольные игры | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение
Сунтарской средней общеобразовательной школа № 3
«Якутские настольные игры»
Выполнила: Михайлова Сардана
ученица 9 класса
МБОУ«ССОШ №3»
Руководитель: Федорова
Наталья Николаевна
с. Сунтар 2015г
План:
Введение………………………………………………………………………....3
1. Народные игры – история этноса…………………………………………….4
2. Якутские настольные игры……………………………………………………5
3.«Лучинка (хабылык) - якутская игра……………………………………….....8
4. Игра «пятью камешками» - хаамыска……………………………………….11
5. Пропагандист настольных игр Андрей Иванович Донской………………..12
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………….20
Введение
Актуальность данной работы определяется важной ролью этноспорта в культуре народа Саха, в сохранении самобытности нации. В наше время компьютерные игры, сотовые телефоны глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что очень много школьников сейчас проводит большое время за компьютером и не все знают как воздействие компьютера может отразиться на наше здоровье!
Я считаю, что выбранная нами тема очень важна, потому что игры наших предков испытали большой спад и были почти забыты.
Цель работы: раскрыть тему: «Этноспорт: якутские настольные игры - часть культуры народа Саха».
Гипотеза: я считаю, что если привлечь детей в национальные настольные игры, то у них будет развиваться смекалка, логика, быстрота и мышление.
Задачи:
1. Изучить историю и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр.
2. Ознакомиться с правилами якутских настольных игр «хабылык» и «хаамыска».
4. Подготовить презентацию.
Министр спорта Российской Федерации, Виталий Леонтьевич МУТКО, в своем выступлении говорил:
«Народные национальные виды спорта могут объединять не только одну эту нацию или народность, но и при разумной политике они могут явиться сплачивающим фактором всего российского многонационального общества».
1.Народные игры – история этноса
Я согласна с мнением, что народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития.
Это важная составная часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью.
Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш техногенный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.
В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва.
Большим результатом работы можно назвать признание якутского хапсагая и мас-рестлинга (мас тардыhыы) видом единоборств FILA – Всемирного комитета объединенных стилей борьбы.
По этим двум видам единоборств народа Саха проведены чемпионат Европы (Шяуляй, Литва,19-29 июля 2011 г.) и чемпионат Азии (Пуна, Индия,19-23 декабря 2011 г.) среди взрослых, чемпионаты мира среди кадетов (Сан-Паулу, Бразилия,18-22 апреля 2012 г.), чемпионат мира по мас-рестлингу (Якутск, РС (Я), ноябрь 2014г.).
2. Якутские настольные игры
Наверное, нет ни одного человека, который не попадал бы в неприятную ситуацию: пришли с друзьями домой в надежде провести время, посмотреть кино, или посидеть за компьютером, а дома, как назло, отключили свет. Вечер испорчен. На самом деле выходов из сложившейся ситуации очень много! Один из них – настольные игры.
Эти игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих.
Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания (например, основы экономики), ловкость, быстроту. И таких игр великое множество.
История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр есть мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют общие корни.
Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков.
В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.
С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах
появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.
В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.
Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.
В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.
Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д.Я.Федотов, А.К.Чириков, М.В.Павлова, Н.В.Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И.Донской, Н.К.Терентьев, М.М.Петров, К.М.Алексеева.
Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.
Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им. В. Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм
среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города, районов, сел тоже активно включаются в пропаганду этих игр.
Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим
играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.
В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и хаамыска.
3.«Лучинка (хабылык)» - якутская игра
Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты
Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.
Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап» - хватать. Схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В «Словаре якутского языка» О.К.Перкарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе.
С присоединением аффикса имени действия «-ыы» к динамической глагольной основе «хап», образуется имя действия «хабыы» с широким значением, обозначающим действие, процесс, результат действия, свойство, величину и предмет. Например, «хабыы» - схватывание, подхватывание; ловля на лету чего-либо (процесс и результат действия).
К имени действия присоединяется именной, но очень продуктивный аффикс «-лык» (ылык) /от «хабыы+лык/, обозначающий название предмета. Кстати заметим, что в настоящее время модель основа якутского глагола и
аффикс «-лык» авторами терминологических словарей широко используется для создания терминов-новообразований, обозначающих:
а) названия инструментов и деталей машин и механизмов. Типа «сабылык»- засыпка; «суругуулук» - поршень, «угулук» - втулка (См.: «Краткий русско-якутский толковый словарь научно-технических терминов» под ред. Кн. первая- Якутск, 1991г. – 200с.; Кн. Вторая- Якутск, 1991г. -248с.);
б) названия абстрактных терминов неологизмов, типа «тиhилик»-система; «ко5улук»- депрессия; «ыгылык»-стресс (См.: «Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии». Научный руководитель доктор психологических наук А.Н.Оконешникова.- Якутск,2006г.)
Итак, название национальной игры хабылык представляет собой исконно якутское (тюрское) слово, обозначающее:
1) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания;
2) игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки.
«Хап» - корень слова «лови», «лык» - приложение, «ы» - соединение. Все звери, птицы путем ловли добывают пропитание. Человек учится у матушки - природы. Он тоже научился «ловить».
Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры подхватывали на лету между пальцами стрелы противников. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили специальные демонстрации-соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.
Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец хапсагай одним кончиком сильного пальца
моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его на спину.
Есть народная пословица: «Над собой белую птицу не пропустит, под собой серую мышь не пропустит». Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум.
Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно - единственное. Пока есть народ Саха, хабылык будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей, особенно молодежь.
4. Правила якутской настольной игры в хабылык (в лучинки)
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.
- Правила соревнований по игре хабылык
Возрастные группы участников
Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:
Мальчики, девочки — 10-14 лет
Юноши, девушки — 15-18 лет
Взрослые — мужчины, женщины — 19-40 лет
Взрослые — мужчины — 41 -55 лет
Взрослые — женщины — 41 -50 лет
Ветераны — мужчины — старше 56 лет
Ветераны — женщины — старше 51 года
- Инвентарь и место проведения соревнований
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.
- Размеры хабылык:
длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм.
Количество хабылык — 30 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
- Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет хабылык).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе хабылык по пять штук. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь хабылык.
4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.
6. Если участник допустил ошибку при ловле, то судья указывает и не засчитывает пойманный хабылык.
7. Если участник выронил хабылык, то сам должен его поднять.
8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.
9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве пойманных хабылык в соответствующей графе судейского протокола.
10. Если участник поймал все 30 хабылык раньше окончания отпущенного времени, то судья-хронометрист фиксирует, а секретарь отмечает в протоколе время, затраченное на игру.
11. Победитель определяется по наименьшему количеству времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык.
12. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.
5. Игра «пятью камешками» - хаамыска
В XVI I веке появилась игра под названием хаамыска (камешки).
Игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Эта игра имела межнациональные корни. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею.
Русские казаки, освоившие новые земли, научили якутов играть камешками, которые в изобилии лежали по берегам реки. Игра получила широкое распространение, и в наши дни ее популярность не утрачена. Позже стали играть деревянными кубиками, но название «камешки» сохранилось.
Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, распространенности в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то наш народ использует деревянные кубики. Много похожего между играми «пятью камешками» и хаамыска. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения.
Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только пятью, но и семью, девятью хаамыска. Различаются варианты игры по-таттински, по-сунтарски, по-вилюйски, в центральных улусах играют в «умсаах (нырок)».
Правила якутской настольной игры хаамыска (камешки)
Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них.
1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную.
2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную.
3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.
4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.
5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной.
6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
Правила соревнований по якутской игре хаамыска
- Возрастные группы участников
Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:
• Мальчики, девочки — 10-14 лет.
• Юноши, девушки — 15-18 лет.
• Взрослые — мужчины, женщины — 19-40 лет.
• Взрослые — мужчины — 41 -55 лет.
• женщины — 41 -50лет.
• Ветераны — мужчины — старше 56 лет.
• женщины — старше 51 года.
- Инвентарь и место проведения соревнования
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются кубики, которые изготавливаются из дерева.
Размеры хаамыска — 1,5 см х 1,5 см. Количество хаамыска — 5 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
- Правила судейства
Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет игры хаамыска).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе пять хаамыска. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь все хаамыска.
4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.
6. Если участник допустил ошибку, то игру он продолжает с того приема, который не смог выполнить.
7. Во время подхвата нельзя ронять хаамыска. Если участник выронил хаа-мыска, то сам должен его поднять.
8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.
9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве очков в соответствующей графе судейского протокола. Если участник пройдет все 6 этапов игры хаамыска, то получает 5 очков. Если участник за 2 минуты повторит все 6 этапов три раза и ошибется на пятом этапе, то записывается так: 15/ 4.
10. Победитель определяется по наибольшему количеству очков.
4. Неустанный пропагандист настольных игр Андрей Иванович Донской
Андрей Иванович Донской – энтузиаст, пропагандист настольных игр, неоднократный чемпион республиканских турниров по национальным настольным играм, рассказывал удивительные истории о своем увлечении игрой хаамыска и хабылык.
Во времена его детства ребята, собираясь вечерами, часто состязались после тяжелого труда. Игра их взбадривала, отгоняла усталость. Играли при свете камелька, выигрывал тот, кто поймал наибольшее количество лучинок. Победителю доставался очень желанный приз – родители отламывали кусочек лепешки, который выигравший съедал сам. Какое счастье тогда испытывал игрок! Остальным же оставалось только мечтать и упорно тренироваться дальше. Маленькому Андрею так хотелось играть, что он просил отца изготовить ему хабылык. В то время у отца было плохое зрение, поэтому хабылык получился не как у всех. Так он начал играть с пяти лет. Играли, собираясь семьями. Все, у кого был хабылык, всегда носили с собой в кармане, а вечером когда ложились спать, клали его под подушку. Позднее выигравшим стали давать деревянные фигурки рогатого скота и лошадей. Эту фигурку вставляли в дверь, чтобы отпугивать абаасы. Таким образом, кто удостоился такой чести, мог спокойно спать, не боясь злых духов.
Позднее, когда учился в школе, стал играть в хаамыска. Когда он рассказывал об этом, в его глазах вспыхивает огонек азарта, любви к этой игре. Настолько азартно играли в эту игру, что ломать до крови ногти было обычным делом. Играли на больших столах. Именно углы столов являлись так называемой игровой зоной. И на многих столах образовывались выемки от постоянного постукивания. Играл он девятью камушками. Никто не мог выиграть у него, поскольку за время одного броска, всего за несколько
мгновений полета «петуха», он успевал, отстучав, подхватить все восемь камушков.
Единственным своим достойным соперником в ту пору он считал учителя математики Далырской средней школы Верхневилюйского района Игната Алексеевича Николаева. Тот тоже подхватывал за раз до восьми камушков.
Чтобы по-настоящему познать все азы хабылык и хаамыска, игроку предстоит решать сложные варианты задач. Андрей Иванович показывал сложнейшие приемы ловли, когда играл в хабылык.
Каждый раз, когда он показывал приемы игры, люди поражались, как он в возрасте далеко за 80 лет легко двигается, без лишних движений ловко выхватывает каждую лучинку и как по-детски радуется.
А когда играл в хаамыска, Андрей Иванович спокойно успевал, отстучав, подхватить за раз четыре камушка. Умело подхватывал, расставляя хаамыска по-разному. Как сложно это сделать, знает только настоящий игрок. А какие советы он давал, будто предвидит будущее этой игры.
Всей душой и сердцем болел Андрей Иванович Донской за то, чтобы наши народные игры становились более массовыми.
В такое переходное и финансовое неустойчивое время известный спортсмен-учитель Андрей Иванович Донской своевременно возрождал всем доступные и подвижные настольные игры хабылых и хаамыска. Они жизненно необходимы и общедоступны. Андрей Иванович повсеместно, неустанно пропагандировал возрождение в каждой семье любимых якутских игр, особенно среди подростков и детей, что заслуживает всяческой похвалы. Старый педагог глубоко понимал неоценимое значение этих игр в эмоционально-духовном, физическом и социальном саморазвитии молодежи.
Вот почему А.И. Донской не считаясь с личным временем и здоровьем, пропагандировал хабылык и хамыска в учебных и дошкольных заведениях,
интернатах, выступая с показательными играми, обучая детей. Кроме этого, писал учебные пособия, рабочие программы.
А.И.Донской мечтал, чтобы игра хабылык, как и известный вид спорта перетягивание палки, дойдет до общероссийского и международного уровней.
Такие одержимые неустанной идеей энтузиасты, инициаторы и вдохновители национальных игр, как Андрей Иванович Донской, вносят лепту в возрождение культуры народа саха, внедряют в жизнь новые течения.
Заключение
Таким образом, изучив литературу по проблеме этноспорта в культуре народа Саха, я пришла к следующим выводам:
- Что детям нужно играть в якутские настольные игры, так как: настольные игры отражают образ жизни народа, уважение к народным традициям, обычаям.
- Настольные игры народов имеют глубокие корни.
- Они развивают у детей смекалку, логику, быстроту мышления.
- Следовательно, я пришла к выводу, что необходимо увеличить спортивные мероприятия по национальным видам спорта среди учащихся всех классов школы.
- На мой взгляд, пропаганда народных игр поможет сохранить и развить культуру народа Саха и прежде всего, надо начать с молодежи, потому - что они - будущее нации.
Список литературы
1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.
2. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.
3. Саха тѳрут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха, А.С.Федоров.-Якутск: Бичик,2011.-96 с.
4. Якутские настольные игры. Иннокентий Готовцев, Якутск: 2012.
5. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.
6. Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность данной работы определяется важной ролью этноспорта в культуре народа Саха, в сохранении самобытности нации . В наше время компьютерные игры, сотовые телефоны глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что очень много школьников сейчас проводит большое время за компьютером и не все знают как воздействие компьютера может отразиться на наше здоровье! Я считаю, что выбранная нами тема очень важна, потому что игры наших предков испытали большой спад и были почти забыты.
Цель работы : раскрыть тему: « Этноспорт : якутские настольные игры - часть культуры народа Саха». Гипотеза : я считаю, что если привлечь детей в национальные настольные игры, то у них будет развиваться смекалка, логика, быстрота и мышление . Задачи : 1. Изучить историю и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр. 2. Ознакомиться с правилами якутских настольных игр « хабылык » и « хаамыска ». 3. Подготовить презентацию.
Народные игры – история этноса
Якутские настольные игры
Виды якутских настольных игр Хабылык (лучинки) Хаамыска (игра пятью камешками)
« Лучинка ( хабылык )» - якутская игра
Правила игры в хабылык Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык . До 25-ти ловится только по одному хабылык . Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык , участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.
Игра «пятью камешками» - хаамыска
Правила якутской настольной игры хаамыска (камешки) Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них. 1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную. 2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную. 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот. 4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска . Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной. 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
ВЫВОДЫ Что детям нужно играть в якутские настольные игры, так как: настольные игры отражают образ жизни народа, уважение к народным традициям, обычаям. Настольные игры народов имеют глубокие корни. Они развивают у детей смекалку, логику, быстроту мышления. Следовательно, я пришла к выводу, что необходимо увеличить спортивные мероприятия по национальным видам спорта среди учащихся всех классов школы. На мой взгляд, пропаганда народных игр поможет сохранить и развить культуру народа Саха и прежде всего, надо начать с молодежи, потому - что они – БУДУЩЕЕ НАЦИИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольные игры для школьников на тему "Правильное питание"
В работах учеников представлены методические указание по организации и изготовлению настольных игр для младших и средних школьников. Игры можно использовать на уроках ОЗОЖ, а так же ...
Настольная игра "Кросс-вопрос"
Настольная игра для актуализапции знаний учащихся по любому предмету....
Настольные игры "Час с пользой".
Виды игр для детей очень разнообразны. В данном пособии игры предназначены специально для развития умственных способностей учащихся, совершенствования и тренировки памяти, мышления.Цель предлага...
Настольные игры на уроке истории.
Игра "Активити "адаптированная к уроку истории в коррекционной школе....
Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка
Методические рекомендации использованиянастольных игр в общей практике образования Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка В современном мире первенство в удержании ...
Сценарий соревнования по якутским национальным настольным играм
В старину у якутских детей совсем не было игрушек. Взрослые мало внимания уделяли своим детям, подрастая, дети рано начинали помогать родителям и работали наравне со взрослыми. Только в долгие зимние ...
Презентация "Якутские народные игры"
Народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Основным видом деят...