Методическая разработка урока по физической культуре в в 5 классе по теме "Гимнастика: лазание по канату" с использованием ЭОР
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Обучение учащихся техники лазания по канату в три приема с соблюдением мер безопасности при выполнении заданий в лазании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе физического воспитания в школе | 28.87 КБ |
gimnastika.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование здорового образа жизни учащиеся
в процессе физического воспитания в школе»
Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность, разрушение привычных устоев жизни, нравственных и социальных ориентиров все это привело к общему снижению уровня благосостояния и качества жизни большинства жителей нашей страны. Это проявилось в ухудшении состояния здоровья широких слоев населения, в том числе и детей. Проблему сохранения и укрепления здоровья решают многие социальные институты. Важную роль в этом процессе играет также и общеобразовательная школа. Одним из наиболее перспективных направлений воспитательной работы является формирование у учащихся здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе физического воспитания в школе. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от правильного построения и содержания учебно-воспитательного процесса в школе.
Далеко не все выпускники общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объеме; у них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни, одним словом отсутствует культура сохранения собственного здоровья.
При этом сама организация процесса обучения в школе не всегда способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся (неудовлетворительное обустройство классов и других рабочих мест для учащихся, наполняемость классов, интенсификация обучения, компьютеризация, преобладание психических и статических нагрузок, недостаток двигательной активности). Необходимость сохранения и укрепления здоровья человека ставит перед школой в качестве приоритетной задачи сосредоточение усилий на процессе формирования здорового образа жизни. Однако эффективно осуществлять процесс формирования ЗОЖ в целостном педагогическом процессе невозможно из-за ряда неразрешенных противоречий, наличие которых затрудняет решение данной проблемы не только в рамках общеобразовательной школы, но и в обществе в целом. В частности, это противоречие между необходимостью определения научно обоснованных подходов к проблеме здравосбережения и недостаточной разработанностью и осознанием содержания и структуры понятия «здоровый образ жизни» как предмета научного исследования в современном гуманитарном и естественнонаучном знании. Существенным является противоречие социального плана, проявляющееся в необходимости осознания широкими слоями населения значимости ЗОЖ как одной из главных социальных ценностей и недостаточной социально-психологической базой для укрепления положительных идей о здоровом образе жизни в общественном сознании нации. Это проявляется в недостаточной пропаганде здорового образа жизни, отсутствии доступной материальной базы для занятий физкультурой и спортом, невысоким уровнем медицинского обслуживания, но, прежде всего, в засилье разнообразных обычаев, традиций, устоявшихся стереотипов поведения, негативно влияющих на здоровье человека. На психолого-педагогическом уровне существенным является противоречие между необходимостью организации эффективного и целенаправленного формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Кроме того, формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения связано с физическим воспитанием и учебным предметом «физическая культура». Именно в физическом воспитании накоплен разнообразный положительной опыт в этой сфере. В то же время потенциал физического воспитания как фактора формирования ЗОЖ реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесca средней общеобразовательной школы. Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование здорового образа жизни школьников в процессе физического воспитания в школе». Объект исследования физическое воспитание школьников в общеобразовательной средней школе. Предметом исследования формирование здорового образа жизни школьников в процессе физического воспитания в школе. Цель формирование основных компонентов здорового образа жизни школьников: первоначальных знаний (представлений) о ЗОЖ, практических умений и навыков ведения ЗОЖ, ценностного отношения к ЗОЖ и здравосберегающего поведения в процессе физического воспитания в школе. Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни школьников будет эффективным, если: раскрыто содержание понятия «здоровый образ жизни» как совокупности компонентов социокультурного опыта и конкретизировано в соответствии с возрастными особенностями и уровнем общего развития школьника; выявлены и описаны возрастные особенности школьников, определяющие характер и способы усвоения ими основных компонентов ЗОЖ; разработана модель организации физического воспитания, направленная на формирование ЗОЖ школьников и технология ее реализации; определены уровни сформированности здорового образа жизни школьников и критерии их оценки; выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации разработанной модели в учебно-воспитательном процессе школы:
а) взаимодействие родителей, учителей-предметников, учителей физической культуры но достижению единства воспитательных воздействий; б) учет тендерных различий школьников в процессе формирования ЗОЖ; в) взаимосвязь урочной и внеурочной физкультурной деятельности школьников; г) положительно эмоционально окрашенный тон занятий но физической культуре и разнообразие способов включения школьников в процесс физического воспитания. В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования: раскрыть содержание понятия «здоровый образ жизни» с философских, естественнонаучных и психолого-педагогических позиций и конкретизировать его в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития школьника; выявить и описать возрастные особенности школьников, влияющие на характер и способы освоения ею основных компонентов ЗОЖ; разработать модель формирования здорового образа жизни школьников в процессе физического воспитания в школе и технологию ее реализации; определить уровни сформированной здорового образа жизни школьников и критерии их оценки; выявить и обосновать педагогические условия реализации разработанной теоретической модели и технологии формирования здорового образа жизни школьников в процессе физического воспитания в школеМетоды исследования: теоретический междисциплинарный анализ состояния исследуемой проблемы; изучение опыта и результатов организации физического воспитания в школе; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; тестирование; моделирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки полученных данных. Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап теоретико-поисковый. Изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, определялись объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; разрабатывалась и формулировалась гипотеза и исследовательские задачи; создавалась база исследования, определялись его основные направления и содержание.
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человека и социально-экономического роста благосостояния населения в целом.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения - состояние здоровья человека в основном определяется его образом жизни, питанием и физической активностью. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и ,прежде всего, условиями в школе.
Именно на годы обучения детей в школе приходится период интенсивного развития организма, формируется фундамент физического и психического здоровья, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, вырабатывается характер, отношение к себе и окружающим. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В последние годы двигательная активность современного ребенка резко сократилась.
Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их рабочий день превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов.
Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня младшего школьника, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и физическом здоровье учащихся.
Ухудшение здоровья детей и подростков стало не только медицинской, педагогической, но и серьёзной государственной проблемой. Несколько десятилетий тому назад вопрос о качестве двигательной активности ребенка не стоял. Стремление к движению у ребенка было естественным и неудержимым.
В настоящее время детей нельзя оторвать от компьютера, они подолгу смотрят телевизионные передачи, огромная школьная нагрузка заставляет их несколько часов в день выполнять домашние задания в статическом положении. Два урока физкультуры в неделю стали неважными и неинтересными предметами, которые к тому же не покрывают нормы ежедневной двигательной активности. Многие спортивные секции стали платными и не всем доступными, школьные спортивные залы и инвентарь давно устарели, на месте дворовых спортплощадок — автомобильные. Все это влияет на то, что двигательная активность современного ребенка резко сократилась, а вместе с этим, стало задерживаться его физическое развитие, ребенок становится вялым, малоподвижным, нездоровым, и самое главное у него нет желания заниматься физической культурой и спортом.
К большому сожалению, сегодня идет процесс физической деградации российских детей.
Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любое изменение в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру образования. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для роста и развития.
. Это отражено в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года».
В настоящее время одним из актуальных направлений здоровьеформирования подрастающего поколения признана спортизация образовательного пространства российской школы, к наиболее перспективным проектам которой относятся следующие инновации:
- спортивно ориентированное физическое воспитание;
- спортивная культура как учебный предмет в общеобразовательной школе;
- каждой школе — спортивную команду;
- школьный спортивный клуб.
Формирование здорового образа жизни учащихся, как фактора от которого, по мнению специалистов наполовину зависит здоровье человека, является условием выполнения требований, установок современной гуманистической концепции. Процесс формирования здорового стиля поведения учащихся и даже взрослых, должен осуществляться в рамках школьного образования целее направленно, непрерывно и систематически. В связи с таким подходом, произойдет существенное повышение здоровьеформирующей и социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта для детей, подростков и молодежи.
Для этого должны быть сформированы соответствующие педагогические условия в которых пребывает ребенок:
• учебный процесс в школе базируется на принципах здоровьесбереже-
ния, — формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся;
• модель формирования мотивации в здоровом образе жизни состоит из целевого, содержательного, деятельностного и диагностического компонентов и основана на принципах здоровьесбережения, личностно-ориентированного подхода, преемственности и координации;
• технология включает: использование спортивно-ориентированных технологий на уроках здоровья;
• внеурочная физкультурно-оздоровительная работа с детьми;
• психолого-педагогический и медико-биологический мониторинг, обеспечивающий адекватное возрастное развитие, сохранение, укрепление, формирование здоровья учащихся всех звеньев образования.
Основным содержанием рабочей гипотезы было то, что социализация и здоровьесбережение подростков будут эффективны, если в инновационной школе оптимально сочетаются спортивно–ориентированное физическое воспитание и физическая культура, предусматривающие:
• мониторинг состояния физического здоровья и социализации школьников, обеспечивающий выявление актуальных потребностей и ценностных ориентаций подростков;
• осуществление непрерывной спортивно-оздоровительной работы с детьми учетом принципов природосообразности, индивидуального подхода, поэтапности;
• адаптацию и внедрение высоких спортивных технологий в школьное физическое воспитание и физическую культуру;
• воспитательно-образовательную направленность потенциала спортивно–
ориентированного физического воспитания можно будет реализовать за счет одновременного использования теоретической, методической, физической и технической подготовки, а также использования самостоятельной работы по физическому воспитанию за рамками учебного процесса.
Обозначенная проблема диктует необходимость развертывания инновационных процессов в системе физического воспитания подрастающего поколения, формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, воспитание навыков в потребности к систематическим занятиям физкультурой и спортом разных возрастных групп, что позволит обеспечить модернизацию физкультурного образования школьников.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: наличие свободного времени, материальных средств, посещение профилактических учреждений, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Уроки физкультуры способствуют формированию здорового образа жизни.
Основные задачи урока физкультуры является:
- формировать знания и навыки к практическим действиям, направленных на сохранение здоровья;
- обеспечивать необходимой информацией для формирований стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- формировать представления об ответственности каждого за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Задача оздоровления в учебной деятельности по предмету «физическая культура» имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «…..самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна.»
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественнобиологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гимнастика Один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры. Система специально разработанных физических упражнений, применяемых для развития и совершенствования двигательных навыков.
Виды гимнастики Спортивная гимнастика Художественная гимнастика Командная гимнастика Цирковая гимнастика Эстетическая гимнастика
Спортивная гимнастика Высококоординационный вид спорта. Он состоит из упражнений на гимнастических снарядах, а также вольных упражнений и опорных прыжков. Входит в число древнейших видов спорта. Ее появление относится к 8 в. до н.э. В 1896 г. гимнастика официально была признана видом спорта. Тогда же она была включена в программу Олимпиады.
Упражнения на параллельных брусьях у мужчин
Женщины выполняют упражнения на разновысоких брусьях
Упражнения на коне выполняют только мужчины
Опорные прыжки исполняются как мужчинами, так и женщинами
Упражнения на бревне выполняются женщинами
Художественная гимнастика Вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи). Достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета.
Упражнения с лентой
Упражнения с булавами
Командная гимнастика Соревнование команд, клубов состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12 человек. Командная гимнастика включает в себя наиболее динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и опорные гимнастические прыжки.
Женская командная гимнастика
Цирковая гимнастика Зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).
Корд де волане
Трапеции
Эстетическая гимнастика Вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
Тема урока: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»Цель урока: оценить уровень собственного здоровьяЗадачи:1. знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уро...
Методическая разработка урока по физической культуре для 5 класса «Вокруг света за один урок»
Тема: История возникновения видов спорта....
Методическая разработка урока по физической культуре для 2 класса
quot;Техника безопасности на занятиях по лёгкой атлетике"...
Методическая разработка урока по физической культуре для 8 класса
Тема: «Снятие эмоционального напряжения в процессе учебных занятий»...
Методическая разработка урока по физической культуре для 9 класса
Тема: «Метание малого мяча в цель»....
Методическая разработка урока по физической культуре для 5 класса
Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Совершенствование навыков владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр»...
Методическая разработка урока по физической культуре для 6 классов "Развитие выносливости"
В методической разработке представлены способы развития выносливости у обучающихся 6 класса....