Практикум по туризму
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа учебной дисциплины" Практикум по туризму" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 050148 Педагогика дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум по туризму | 66.21 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК. 01.03.01 Практикум по туризму
Волгодонск
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 050148 Педагогика дополнительного образования.
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ВПК»
Разработчик: А.А. Терешкин - преподаватель дисциплин естественно-биологического цикла ГБПОУ РО «ВПК»
Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»).
Заключение Экспертной группы №__________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК. 01.03.01. Практикум по туризму
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по туризму» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 050148 - Педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего профессионального образования.
1.2 Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по туризму» относится МДК 01.03 Практикум по овладению и совершенствованию двигательных умений и спортивных навыков, который относится к ПМ 01. Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Уметь:
- выполнять основные технические и тактические приемы спортивного туризма предусмотренные учебной программой;
- организовывать и проводить занятия по туризму в школе, спортивной секции;
- планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Туризм» в учреждении дополнительного образования;
- организовывать, проводить и судить соревнования по туризму;
- формировать конкретные задачи на занятиях по туризму при
подготовке обучающихся различного возраста и квалификации;
• владеть технологией развития физических качеств, в процессе занятий туризмом;
• оценивать эффективность занятий по туризму;
• соблюдать меры безопасности, планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;
• владеть навыками рационального применения туристического
снаряжения, компьютерной техники, тренажерных устройств в процессе
обучения;
• владеть средствами и методами формирования здорового образа жизни на занятиях туризмом с использованием гигиенических и природных факторов;
• применять навыки учебно-методической деятельности для решения
конкретных задач, возникающих в процессе проведения занятий по
туризму;
• выявлять и определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми туристической техники, а также упражнений по развитию физических качеств и находить методику их устранения.
Знать:
- историю и основные этапы развития туризма в мире и в России;
- содержание раздела: «Туризм» в программе учреждений дополнительного образования;
- организацию и методику проведения занятий по туризму в внеклассной работе;
- основные правила соревнований по спортивному туризму и ориентированию;
- нравственные, духовные и эстетические ценности физической культуры и
спорта, освоение которых происходит в ходе занятий туризмом;
• дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте, используемые на занятиях по туризму;
• методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами на базе туризма;
• общие закономерности и методики подготовки в спортивном туризме;
• о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и
формирования двигательных навыков при занятиях туризмом;
• методы и организацию различного контроля на занятиях по туризму;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114 часов, включая:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 76 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 7 |
практические занятия | 69 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
- самостоятельная работа над курсовой работой | - |
- подготовка рефератов | 8 |
- анализ литературных источников | 14 |
В качестве промежуточного контроля – ДЗ
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: МДК. 01.03.01. Практикум по туризму
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 01.03.01. Практикум по туризму | 114 | |||
Тема 1.1. Массовый туризм и его место в системе физического воспитания России. | Содержание учебного материала. | 2 | 3 | |
1. | Беседа о туризме, о значении туризма для человека и для государства. Туризм в учебных заведениях. Влияние туризма на организм школьника. Исторические этапы становления туризма. Структура туристских органов. Основные нормативные документы по спортивному туризму. Законы туристов (туристская этика). | |||
2. | Виды туризма; особенности пешеходных походов. Классификация спортивных походов. Азбука туризма. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
1. | Формы туризма. Знаменитые путешественники и туристы. Знакомство с природой, историей, культурой родного края. Туристские возможности родного края. | |||
Тема 1.2. Топографическая подготовка и ориентирование на местности. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 | |
1. | Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типы и формы рельефа. Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов: карта, план, космоснимок. Масштаб, масштабность карт. Содержание карты. | |||
2. | Сущность ориентирования, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут. Ориентирование по времени, определение расстояний. Условные топографические знаки. | |||
Практические занятия. | 8 | |||
1. | История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени. | |||
2. | Работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты, определение точки стояния, сличение карты с местностью). | |||
3. | Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по местным предметам. | |||
4. | Простейшие способы геометрических измерений на местности. Измерение расстояния шагами или по угловым величинам предметов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 7 | |||
1. | Рельеф и местные предметы. Нахождение азимута. Чтение карты. Составление план-карты своего дома, дачи, участка или квартиры. | |||
Тема 1.3. Безопасность туризма. | Практические занятия. | 4 | 3 | |
1. | Первичный и предпоходные инструктажи по технике безопасности. Причины аварий в туристском походе: объективные и субъективные. Правила регистрации туристской группы в контрольно-спасательном отряде, сообщение в ПСС. Отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
1. | Спасательные работы. Проверка самоготовности преодоления препятствий. Анализ аварийных ситуаций, оценка действий участников с точки зрения безопасности. Способы подачи сигналов в различных ситуациях. | |||
Тема 1.4. Веревки и узлы их назначение и применение. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 | |
1. | Узлы для связывания веревок. Разновидности веревок: основные, вспомогательные, при наведении различных переправ, при передвижении, преодоление препятствий, при организации подъёма и спуска по крутому склону. Требования к узлам. | |||
Практические занятия. | 12 | |||
1. | Узлы для связывания веревок одинаковой толщины. Прямой узел. Ткацкий узел. Грейпвайн (двойной ткацкий). Изучение, отработка и закрепление навыков вязания. Назначение, плюсы и минусы узла. | |||
2. | Узлы для связывания веревок разной толщины. Академический узел. Брам-шкотовый узел. Встречный узел. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания. Назначение, плюсы и минусы узла. | |||
3. | Специальные альпинистские узлы. Удавка (Циммермана). Стремя. Схватывающий австрийский. Схватывающий (пруссик). Узел Бахмана. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания. Назначение, плюсы и минусы узла. | |||
4. | Узлы для страховки и самостраховки. Проводник. Восьмерка. Двойной проводник (заячьи ушки). Булинь. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания. Назначение, плюсы и минусы узла. | |||
5. | Вспомогательные узлы. Стремя. Удавка. Маркировочный. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания. Назначение, плюсы и минусы узла. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 6 | |||
1. | Узлы применяемые при обвязывании груди, связывании двух веревок, и узлы специального назначения. Отработка завязывания различных узлов. | |||
Тема 1.5. Туристический рюкзак. Укладка рюкзака. | Практические занятия. | 4 | 2 | |
1. | Назначение и типы рюкзаков. Используемые материалы. Правила укладки рюкзака. Демонстрация снаряжения. Подгонка и укладка рюкзака. Область применения рюкзаков. Чехлы, драйбеги и гермомешки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | |||
1. | Мягкий и станковый рюкзак. Материалы и фурнитура рюкзака. Ваш выбор рюкзака. Укладка и самостоятельная подгонка рюкзака. | |||
Тема 1.6. Туристическое снаряжение и требования к нему. | Содержание учебного материала. | 1 | 3 | |
1. | Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. | |||
Практические занятия. | 10 | |||
1. | Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. Выбор снаряжения в зависимости от маршрута. | |||
2. | Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. | |||
3. | Костровые принадлежности, котелки, треноги, горелки и газ. Уход и ремонт в условиях похода. | |||
4. | Спальные мешки и коврики. Материалы и требования к ним. Факторы, влияющие на полноценный отдых. | |||
5. | Обувь, одежда и личные вещи. Список необходимого в условиях различного вида походов. | |||
6. | Ремонтный набор, его комплектация. Демонстрация снаряжения. Ремонтные и профилактические работы в походе. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | |||
1. | Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Подготовка и подгонка под себя, демонстрация снаряжения перед походом. | |||
Тема 1.7. Бивак и бивачные работы. | Практические занятия. | 8 | 3 | |
1. | Привал и бивак в походе. Основные требования к местам привала и бивака. Периодичность привалов в зависимости от условий похода. Особенности организации ночлега зимой. Обеспечение безопасности группы, защита от переохлаждения и отморожения. Вынужденная холодная ночевка, максимально полезное использование имеющегося снаряжения. | |||
2. | Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках. Способы термообработки пищи, особенности различных способов. Охрана природы. | |||
3. | Типы костров и их назначение. Способы разведения костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Использование газовых горелок. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Свертывание бивака. Противопожарные меры. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | |||
1. | Отработка навыков по разведению костра в различных климатических условиях, организация бивачных работ, дежурство на биваке, самостоятельное изготовление временных укрытий в различное время года. | |||
Тема 1.8. Виды и способы преодоления препятствий. | Практические занятия. | 4 | 2 | |
1. | Особенности проведения пеших, горных и водных походов. Техника движения по скользкой дороге, по лесным дорогам, по заболоченным участкам, по проселочным, пустынным и горным дорогам. Виды переправ, способы организации переправы вброд, вплавь, навесной переправы. Особенности организации переправ в зависимости от района, времени года, времени суток. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
1. | Самостраховка на месте и в движении. Область применения различных видов страховки. Особенности страховки на травяных, осыпных, скальных и снежно-ледовых склонах. Организация перил. Движение по перилам. | |||
Тема 1.9. Гидрометеорология. | Содержание учебного материала. | 1 | 3 | |
1. | Необходимость ведения метеорологических наблюдений в походе, значение характера погодных условий для успеха похода. Виды простейших наблюдений. Природные условия: температура, атмосферное давление, влажность, ветер. Признаки устойчивой хорошей и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Дневник наблюдений. | |||
Практические занятия. | 2 | |||
1. | Отработка навыков правильной работы с метеорологическими приборами, описание местных признаков погоды, предсказание погоды. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
1. | Кратковременная прогулка по заранее намеченному маршруту и последующая запись увиденных в пути объектов наблюдения. Использование метеорологических приборов. | |||
Тема 1.10. Организация питания в походе. | Практические занятия. | 8 | 2 | |
1. | Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат. Назначение питания. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Требования к разнообразию питания и к весу продуктов. | |||
2. | Составление меню и раскладка продуктов. Учет расхода продуктов. Способы термообработки пищи, достоинства и недостатки каждого из них. Хранение продуктов в пути. Способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. | |||
3. | Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание. Опасность пищевых отравлений и отравлений грибами. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
Разработка пищевой раскладки на поход; способы упаковки продуктов, подготовка продуктов к транспортировке. | ||||
Тема 1.11. Основы медицинских знаний. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 | |
1. | Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Предупреждение травматизма. | |||
Практические занятия. | 4 | |||
1. | Акклиматизация и адаптация. Необходимость планирования маршрута с учетом акклиматизации группы. Последствия недостаточной акклиматизации. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды, Индивидуальный медицинский пакет туриста. | |||
2. | Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
Опасности и заболевания связанные со спецификой туризма. Возможные опасности в различных видах туризма. | ||||
Тема 1.12. Организация и проведение соревнований по туризму | Практические занятия. | 5 | 2 | |
1. | Массовые туристические соревнования школьников. Туристические слеты и соревнования. Подготовка и проведение слетов. Проведение конкурсов. | |||
2. | Организация и проведение соревнований по ориентированию и туристической технике. Характеристика основных этапов туристической полосы препятствий. | |||
3. | Заявка на участие в соревнованиях. Работа секретариата. Составление стартового протокола, судейство на этапах. Отчет о соревнованиях. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
Техническая и тактическая подготовка в туризме и ориентировании. Выбор командных действий. Участие в соревнованиях. Судейская бригада, состав и обязанности судей. | ||||
Всего | 114 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие спортивного зала, стадиона, спортивных площадок (комплекса), туристической полосы препятствий, полигон для ориентирования и туризма.
Оборудование спортивного зала, стадиона, спортивных площадок, туристической полосы препятствий должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан-Пин 2.4.2. – 02.).
Оборудование спортивного комплекса:
- спортивный зал, обеспечивающий единовременную пропускную способность не менее 50 чел в час;
- туристическая полоса препятствий;
- тренажерный зал;
- спортивный и туристический инвентарь;
- полигон для ориентирования и туризма.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристическая топография. - М.,1985.
- Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М.,1992.
- Вяткин Л.А. Организация и проведение туристических пешеходных походов со школьниками. - Ульяновск, 1994.
- Истомин П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики. - М., 1987.
- Кодыш Э.Н. Кузнецов Ю.А. Соревнования туристов. – М.,1990
- Основы безопасности в пешем походе (Центральный совет по туризму и экскурсиям). – М.,1983.
- Стрижев А.Н. Туристу о природе. – М., 1986.
- Уховский Ф.С. Спортивное ориентирование. – М.,1993.
- Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М., 1985.
- Шимоловский В.М., Топольский В.М. Питание в туристическом путешествии. – М., 1985.
- Константинов Ю.С. Туристические слеты и соревнования учащихся : Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Российской Федерации -М., 2000.
- Хоменков, Л.С. Книга инструктора по спортивному туризму. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2007.
- Лахов, В.И. Организация и судейство соревнований по туризму. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
Дополнительная литература:
- Соколова М.В. История туризма; 6-е издание, - М., Академия 2010.
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1986.
- Сафронов В.А. Подготовка, проведение и судейство районных туристических соревнований школьников. – М., 1986.
- Малков Е.А.: С рюкзаком за плечами.- М.: Просвещение, 1997.
- Юньев И.С. Краеведение и туризм. – М., Академия, 2004.
- http://www.skitalets.ru/books/metod/tur_literat/
3.3. Учебно-методический комплекс дисциплины (дидактические средства обучения и контроля)
- Комплект учебно-нормативной документации по профессии (ФГОС, РУП, ОПОП и т.п.).
- Контрольные нормативы определения уровня физической и технической подготовленности.
- Инструкции по технике безопасности при занятиях туризмом.
- Правила соревнований по спортивному туризму и ориентированию.
3.4. Специфика организации обучения
Все занятия, предусмотренные настоящей программой имеют вид как
«практические», согласно рабочему учебному плану (РУП) и имеют обучающую направленность. Уровень освоения программы обучающимися предполагает учет индивидуальных особенностей личности обучаемого и его физическую подготовленность.
Применяемые на учебных и внеаудиторных занятиях педагогические технологии:
- работа малыми группами;
- интегрированные уроки;
- уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
- походы выходного дня
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Общие положения
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения контрольно-срезовых работ, тестов, написания рефератов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, сдача нормативов, участия в соревнованиях.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате обучения студент должен уметь: 1. использовать терминологию применяемую в туризме; | Программированный контроль (форма тестирования);
|
2. обучать двигательным действиям изученных видов спортивного туризма; | Практические занятия; |
3.планировать, проводить и анализировать занятия по видам туризма и ориентирования в физкультурно-спортивной деятельности; | Различные формы опроса на аудиторных занятия; Практические занятия |
4. демонстрировать технику выполнения изучаемых видов туризма и работать с веревками; | Практические занятия; |
5. использовать специальное оборудование и инвентарь для занятий различными видами туризма в физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации; | Практические занятия, устный опрос, реферат; |
знать: 6. терминологию туризма в физкультурно-спортивной деятельности; | Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос; |
7. методику обучения двигательным действиям изучаемых видов туризма в физкультурно-спортивной деятельности; | Практические занятия; |
8. особенности и методику развития физических качеств в | Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос; |
9. технику профессионально значимых двигательных действий физкультурно-спортивной деятельности по туризму; | Практические занятия; |
10. содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным видам туризма в физкультурно-спортивной деятельности в школе или клубе; | Диагностические задания: программированный контроль (форма тестирования), фронтальный опрос; Практические занятия; |
11. основы судейства по спортивному туризму и ориентированию; | Практические занятия; |
12. технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям по спортивному туризму и безопасность в походе, | Практические занятия; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»
Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...
Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
Материал для внеклассной работы...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...