Методическая разработка "Првлечение подростков к спортивнооздоровитльной деятельности по средствам внеурочных знятий с учетом ФГОС
методическая разработка по физкультуре (7, 8 класс) на тему
Пояснительная записка.
Программа «Стритбол» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 7-8 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования второго поколения.
Данная программа составлена с учетом ФГОС нового поколения для среедней школы, Базисного учебного плана нового ФГОС, комплексной программы физического воспитания (Москва, «Просвещение», 2009 г, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич ).
Программа является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в ней прописаны УУД, которые необходимо формировать у учащихся.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Стритбол» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В системе среднего (полного) обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического. Именно в школе закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
В программу включено знакомство с подвижной игрой стритбол. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
-создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
-приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;
-познакомить детей с подвижной игрой стритбол и возможностью использовать ее при организации досуга;
-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу;
-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
-учить школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 7-8 классов, на 2 года обучения.
На реализацию курса «Стритбол» в 7-8 классах отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина. 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся в спортивном зале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Данная программа строится на принципах:
-Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников.
-Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками. Спорт и оздоровление дают юному человеку опыт жизни в обществе, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
-Патриотизма – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов) идентификация себя с Россией, её культурой.
-Культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.
-Обеспечение мотивации.
-Диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.
-Природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
-При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
-организация и проведение мероприятий по стритболу;
- активное использование спортивной площадки и спортивного зала ;
-проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
Формы занятий:
·беседы; ·игры; ·элементы занимательности и состязательности; ·конкурсы; ·соревнования; ·часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
1.Знакомство с содержанием игры стритбол.
2.Объяснение содержания игры стритбол.
3.Объяснение правил игры стритбол.
4.Разучивание игры стритбол.
5.Проведение игры стритбол.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Время занятий – 35минут. Место проведения – большой спортивный зал, спортивный стадион. Стритбол и соревнования проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы в кабинете в спортивном зале.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 7-8 классов должны:
иметь представление:
-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-о режиме дня и личной гигиене;
-о вредных и полезных привычках;
-о спортивной игре стритбол и его правилах;
-о правилах составления комплексов разминки;
-о правилах проведения игр, соревнований;
-о правилах поведения во время игры;
-не менее двух комплексов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
уметь:
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
-играть в стритбол;
-соблюдать правила игры;
-организовать подвижные игры;
-работать в коллективе;
-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
-владеть мячом;
-выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток.
Планируемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-установка на безопасный, здоровый образ жизни;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выражать свои эмоции;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры стритбол;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-проводить сравнение и классификацию объектов;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-подбирать упражнения для разминки;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Учебно-тематический план занятий
№ занятия | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Беседа «меры безопасности», «правило игры». Учебная игра. | 1 |
2 | Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. | 1 |
3 | Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. | 1 |
4 | Ведение мяча на месте. Учебная игра. | 1 |
5 | Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра. | 1 |
6 | Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра. | 1 |
7 | Ловля и передача мяча. Учебная игра. | 1 |
8 | Передача одной рукой. Учебная игра. | 1 |
9 | Передача от пола. Учебная игра. | 1 |
10 | Игры в передачах. Учебная игра. | 1 |
11 | Игра «семь передач». Учебная игра. | 1 |
12 | Игра «собачка». Учебная игра. Броски мяча | 1 |
13 | Броски с места. Учебная игра. | 1 |
14 | Броски с места. Учебная игра. | 1 |
15 | Броски в прыжке. Учебная игра. | 1 |
16 | Броски в прыжке. Учебная игра. | 1 |
17 | Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра. | 1 |
18 | Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра. | 1 |
19 | Игры в бросках. Учебная игра. | 1 |
20 | Эстафеты с элементами стритбола. | 1 |
21 | Тактика игры в защите. Учебная игра. | 1 |
22 | Упражнения для игры в защите. Учебная игра. | 1 |
23 | Тактика игры в нападении. Учебная игра. | 1 |
24 | Упражнения для игры в нападении. Учебная игра. | 1 |
25 | Упражнения для игры в нападении. Учебная игра. | 1 |
26 | Учебная игра. | 1 |
27 | Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения | 1 |
28 | Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения | 1 |
29 | Ведение, передача, бросок. Учебная игра. | 1 |
30 | Ведение, передача, бросок. Учебная игра. | 1 |
31 | Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра. | 1 |
32 | Броски в колонне, в двух колоннах. Учебная игра. | 1 |
33 | Эстафеты с элементами стритбола. | 1 |
34 | Соревнование. Итоговая игра | 1 |
Содержание программы (34ч.):
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, правил, беседу с учащимися, показ изучаемых упражнений, подвижных и спортивных игр. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями. Двигательный опыт учащихся обогащается играми, упражнениями.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.
Материально-техническое обеспечение:
-Спортивный зал;
-мячи, 6 баскетбольных щитов, 6 корзин;
-музыкальный центр;
-СД– диски;
-DVD – проигрыватель;
-методические разработки соревнований.
Урок
Урок по внеурочной деятельности «Стритбол»
Обучения навыкам техники и тактики взаимодействия.
Цель: Научится тактическому взаимодействию в игре.
Задачи
1-вы сможете улучшить свою технику владения мячом
2- попробуете тактически взаимодействовать с командой в игре.
3- получите возможность используя изученные ранее технические и тактические приёмы баскетбола обыграть команду соперников
Метод: групповой (на этапе совершенствования)
Контроль за нагрузкой: измерение пульса в начале и в конце урока. – 3 мин.
Подготовительная часть:
- ходьба на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок
- бег в равномерном темпе
- перестроение в движении в колонну по три
(Баскетбольная Разминка на месте, ведут 2 ученика)
-беговые упражнения
Итого 10 мин
Основная часть
Берут мячи, разбиваются на пары
- работа в парах способ отработки навыков ведения — вести мяч с закрытыми глазами. Ведите мяч в течение примерно 30 сек. (Попросите кого-нибудь засечь время, чтобы вам не пришлось отвлекаться на часы.) Затем попробуйте вести с закрытыми глазами двумя руками поочередно. Можно пробовать финты.
2)Возьмите мяч в руку, которой забрасываете, и обведите его вокруг корпуса за спину. Нагрузка лежит на руке и пальцах, а не на плечах. Если вы будете поворачивать плечи, защита поймет, что вы собираетесь передать мяч из-за спины.
Работа по сигналу
Двойки!!!
3)Игра 1х1 1 мяч на середине
Мяч находится на средней линии поля. Нападающий располагается на лицевой линии лицом к мячу, защитник его опекает очень плотно, По сигналу тренера нападающий начинает движение к мячу, стараясь обыграть защитника финтами. Задача защитника — не дать нападающему подобрать мяч, постоянно встречая его корпусом. После овладения мячом нападающий атакует кольцо, преодолевая активное сопротивление защитника
4) 1х1 Без мяча
«Пятнашки в парах» — играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу и становятся парами. Первые номера — нападающие, вторые — защитники. Нападающие, применяют обманные движения с резким изменением направления и скорости бега. Стараются рукой запятнать спину партнера. Защитники передвигаются приставными шагами в защитной стойке. Во время передвижения им нельзя поворачиваться спиной к сопернику. Если нападающему рукой запятнать спину защитника, игроки меняются ролями
Тройки!!! С 1 мячом.
5) игра на пол площадки только передачами, забить или потерять мяч-смена. Вести нельзя
Итого 17 мин.
6) стритбол на несколько колец-3 чел в команде нападения. Команд нападения на 1 меньше чем колец или столько же, на каждом кольце по команде защитников (3 чел). 1 атака, если команда забивает, то следует на сл щит, если нет и защитники перехватывают ,то они меняются местами, проигравшая команда остаётся на кольце, выигравшая- передвигается к следующему- количество побед
Итого 10 мин.
Литература
Литература для учителя:
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
- Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность «Стиритбол» в 7-8 классах. | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дерябина М.А.
Внеурочная деятельность «Стиритбол» в 7-8 классах.
Россия, Самарская обл., г. Кинель,
ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»
e-mail: mderyabina63@mail.ru
Пояснительная записка.
Программа «Стритбол» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 7-8 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования второго поколения.
Данная программа составлена с учетом ФГОС нового поколения для среедней школы, Базисного учебного плана нового ФГОС, комплексной программы физического воспитания (Москва, «Просвещение», 2009 г, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич ).
Программа является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в ней прописаны УУД, которые необходимо формировать у учащихся.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Стритбол» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В системе среднего (полного) обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического. Именно в школе закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
В программу включено знакомство с подвижной игрой стритбол. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
-создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
-приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;
-познакомить детей с подвижной игрой стритбол и возможностью использовать ее при организации досуга;
-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу;
-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
-учить школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 7-8 классов, на 2 года обучения.
На реализацию курса «Стритбол» в 7-8 классах отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина. 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся в спортивном зале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Данная программа строится на принципах:
-Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников.
-Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками. Спорт и оздоровление дают юному человеку опыт жизни в обществе, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
-Патриотизма – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов) идентификация себя с Россией, её культурой.
-Культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.
-Обеспечение мотивации.
-Диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.
-Природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
-При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
-организация и проведение мероприятий по стритболу;
- активное использование спортивной площадки и спортивного зала ;
-проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
Формы занятий:
·беседы; ·игры; ·элементы занимательности и состязательности; ·конкурсы; ·соревнования; ·часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
1.Знакомство с содержанием игры стритбол.
2.Объяснение содержания игры стритбол.
3.Объяснение правил игры стритбол.
4.Разучивание игры стритбол.
5.Проведение игры стритбол.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Время занятий – 35минут. Место проведения – большой спортивный зал, спортивный стадион. Стритбол и соревнования проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы в кабинете в спортивном зале.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 7-8 классов должны:
иметь представление:
-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-о режиме дня и личной гигиене;
-о вредных и полезных привычках;
-о спортивной игре стритбол и его правилах;
-о правилах составления комплексов разминки;
-о правилах проведения игр, соревнований;
-о правилах поведения во время игры;
-не менее двух комплексов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
уметь:
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
-играть в стритбол;
-соблюдать правила игры;
-организовать подвижные игры;
-работать в коллективе;
-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
-владеть мячом;
-выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток.
Планируемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-установка на безопасный, здоровый образ жизни;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выражать свои эмоции;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры стритбол;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-проводить сравнение и классификацию объектов;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-подбирать упражнения для разминки;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Учебно-тематический план занятий
№ занятия | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Беседа «меры безопасности», «правило игры». Учебная игра. | 1 |
2 | Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. | 1 |
3 | Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. | 1 |
4 | Ведение мяча на месте. Учебная игра. | 1 |
5 | Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра. | 1 |
6 | Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра. | 1 |
7 | Ловля и передача мяча. Учебная игра. | 1 |
8 | Передача одной рукой. Учебная игра. | 1 |
9 | Передача от пола. Учебная игра. | 1 |
10 | Игры в передачах. Учебная игра. | 1 |
11 | Игра «семь передач». Учебная игра. | 1 |
12 | Игра «собачка». Учебная игра. Броски мяча | 1 |
13 | Броски с места. Учебная игра. | 1 |
14 | Броски с места. Учебная игра. | 1 |
15 | Броски в прыжке. Учебная игра. | 1 |
16 | Броски в прыжке. Учебная игра. | 1 |
17 | Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра. | 1 |
18 | Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра. | 1 |
19 | Игры в бросках. Учебная игра. | 1 |
20 | Эстафеты с элементами стритбола. | 1 |
21 | Тактика игры в защите. Учебная игра. | 1 |
22 | Упражнения для игры в защите. Учебная игра. | 1 |
23 | Тактика игры в нападении. Учебная игра. | 1 |
24 | Упражнения для игры в нападении. Учебная игра. | 1 |
25 | Упражнения для игры в нападении. Учебная игра. | 1 |
26 | Учебная игра. | 1 |
27 | Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения | 1 |
28 | Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения | 1 |
29 | Ведение, передача, бросок. Учебная игра. | 1 |
30 | Ведение, передача, бросок. Учебная игра. | 1 |
31 | Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра. | 1 |
32 | Броски в колонне, в двух колоннах. Учебная игра. | 1 |
33 | Эстафеты с элементами стритбола. | 1 |
34 | Соревнование. Итоговая игра | 1 |
Содержание программы (34ч.):
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, правил, беседу с учащимися, показ изучаемых упражнений, подвижных и спортивных игр. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями. Двигательный опыт учащихся обогащается играми, упражнениями.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.
Материально-техническое обеспечение:
-Спортивный зал;
-мячи, 6 баскетбольных щитов, 6 корзин;
-музыкальный центр;
-СД– диски;
-DVD – проигрыватель;
-методические разработки соревнований.
Урок
Урок по внеурочной деятельности «Стритбол»
Обучения навыкам техники и тактики взаимодействия.
Цель: Научится тактическому взаимодействию в игре.
Задачи
1-вы сможете улучшить свою технику владения мячом
2- попробуете тактически взаимодействовать с командой в игре.
3- получите возможность используя изученные ранее технические и тактические приёмы баскетбола обыграть команду соперников
Метод: групповой (на этапе совершенствования)
Контроль за нагрузкой: измерение пульса в начале и в конце урока. – 3 мин.
Подготовительная часть:
- ходьба на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок
- бег в равномерном темпе
- перестроение в движении в колонну по три
(Баскетбольная Разминка на месте, ведут 2 ученика)
-беговые упражнения
Итого 10 мин
Основная часть
Берут мячи, разбиваются на пары
- работа в парах способ отработки навыков ведения — вести мяч с закрытыми глазами. Ведите мяч в течение примерно 30 сек. (Попросите кого-нибудь засечь время, чтобы вам не пришлось отвлекаться на часы.) Затем попробуйте вести с закрытыми глазами двумя руками поочередно. Можно пробовать финты.
2)Возьмите мяч в руку, которой забрасываете, и обведите его вокруг корпуса за спину. Нагрузка лежит на руке и пальцах, а не на плечах. Если вы будете поворачивать плечи, защита поймет, что вы собираетесь передать мяч из-за спины.
Работа по сигналу
Двойки!!!
3)Игра 1х1 1 мяч на середине
Мяч находится на средней линии поля. Нападающий располагается на лицевой линии лицом к мячу, защитник его опекает очень плотно, По сигналу тренера нападающий начинает движение к мячу, стараясь обыграть защитника финтами. Задача защитника — не дать нападающему подобрать мяч, постоянно встречая его корпусом. После овладения мячом нападающий атакует кольцо, преодолевая активное сопротивление защитника
4) 1х1 Без мяча
«Пятнашки в парах» — играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу и становятся парами. Первые номера — нападающие, вторые — защитники. Нападающие, применяют обманные движения с резким изменением направления и скорости бега. Стараются рукой запятнать спину партнера. Защитники передвигаются приставными шагами в защитной стойке. Во время передвижения им нельзя поворачиваться спиной к сопернику. Если нападающему рукой запятнать спину защитника, игроки меняются ролями
Тройки!!! С 1 мячом.
5) игра на пол площадки только передачами, забить или потерять мяч-смена. Вести нельзя
Итого 17 мин.
6) стритбол на несколько колец-3 чел в команде нападения. Команд нападения на 1 меньше чем колец или столько же, на каждом кольце по команде защитников (3 чел). 1 атака, если команда забивает, то следует на сл щит, если нет и защитники перехватывают ,то они меняются местами, проигравшая команда остаётся на кольце, выигравшая- передвигается к следующему- количество побед
Итого 10 мин.
Литература
Литература для учителя:
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
- Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»
Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...
Методический семинар по теме «Формирование модели организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО и ООО
СПОРТИВНАЯ СЕКЦИИЯ«ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ» Для учащихся 8-11кл....
Моделирование внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС ООО
В презентации представлен алгоритм построения работы МО учителей математики МНБОУ «Лицей №76» г. Новокузнецка по разработке программы внеурочной деятельности «Эрудит» с учетом требований ФГОС ООО, при...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся....
Развитие музыкальных способностей учащихся во внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Программа активных перемен на английском языке в начальной и средней школе (с учетом ФГОС НОО и ФГОС СОО)
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, также ...
Методические приемы на уроках географии с учетом ФГОС
Современные образовательные технологии и приемы как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС...