Программа "МИР ЗДОРОВЬЯ"
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменская область)
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа
"МИР ЗДОРОВЬЯ"
Составил учитель физической культуры
МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1"
Лабарешных Виктор вячеславович
Излучинск
2019год
Утверждена педагогическим советом школы «_____»________2019г. | Утверждаю Директор МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1 Н.А.Зеленская_________ «_____»_______2019г. |
Информационная карта.
Место проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовальное учреждение «Излучинская образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1»
Спортивная секция «мир здоровья»
Вид программы: модифицированный
Возраст детей: учащиеся 1 - 4 классов
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы по физическому воспитанию В. М. Мозгового под редакцией В. В. Воронковой для специальной (коррекционной) образовательной школы седьмого- восьмого вида с изменениями.
Цель: Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
1. Укрепить здоровье и содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности учащихся.
2. Развивать быстроту, гибкость, ловкость, координацию движений.
3. Воспитывать моральные, волевые качеств детей и чувство товарищества.
Занятия посещают учащиеся с 1 - 4 классов, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям.
Основная задача - воспитание детей, овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.
Программа «мир здоровья» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, посещающих занятия. Поэтому руководитель должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребенком, с родителями, в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому учащемуся). В процессе занятия следует систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием детей, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию юных спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.Для занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОДО
«МИР ЗДОРОВЬЯ»
МЕСЯЦ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
ПРАКТИКА (ч.) | ТЕОРИЯ (ч.) | ||
Сентябрь-Май | Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль, ЗОЖ - его составные, основы терминологии, умение самостоятельно заниматься физкультурой | Теоретические знанияшкольникиполучают на занятиях в течение 5-10минут вводной части | |
Сентябрь | Легкая атлетика | 3 | |
Октябрь | Легкая атлетика | 5 | |
Ноябрь | Спортивные и подвижные игры | 4 | |
Декабрь | Спортивные и подвижные игры | 4 | |
Январь | Гимнастика | 3 | |
Февраль | Гимнастика Лыжная подготовка | 2 2 | |
Март | Лыжная подготовка | 4 | |
Апрель | Спортивные и подвижные игры | 5 | |
Май | Легкая атлетика | 4 | |
Всего часов: | 36 |
Календарно-тематическое планирование группы «Мир здоровья»
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Легкая атлетика(8 часов) | ||||
1 | Гигиенические требования к занятиям физкультурой. Понятие «Низкий старт». | 1 | ||
2 | Медленный бег до 8 мин. | 1 | ||
3 | Разновидности ходьбы. | 1 | ||
4 | Челночный бег. | 1 | ||
5 | Самоконтроль при физических занятиях. Бег на короткие дистанции (30 м). | 1 | ||
6 | Бег на средние дистанции 500 м. | 1 | ||
7 | Прыжок в длину. | 1 | ||
8 | Силовые упражнения(подтягивание, отжимание, упражнения на пресс) | 1 | ||
Спортивные и подвижные игры (8 часов) | ||||
9 | Т.Б. во время спортивных и подвижных игр. Правила игры в баскетбол. | 1 | ||
10 | Основная стойка баскетболиста. Передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. | 1 | ||
11 | Передвижения с мячом вправо, влево, вперед, назад. Ведения мяча с заданием. | 1 | ||
12 | Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий. | 1 | ||
13 | Бросок мяча с места. Передача мяча в движении. | 1 | ||
14 | Различные остановки (прыжком, шагом, прыжком после ведения мяча) | 1 | ||
15 | Бросок мяча с места. Передача мяча в движении. | 1 | ||
16 | Выполнение штрафного броска. | 1 | ||
Гимнастика (5 часов) | ||||
17 | Круговая тренировка: | 1 | ||
18 | Акробатические упражнения - перекаты, "мост", "берёзка","лодочка". | 1 | ||
19 | Кувырок вперёд, назад. | 1 | ||
20 | Эстафеты с элементами акробатики. | 1 | ||
21 | Полоса препятствий. | 1 | ||
Лыжная подготовка (6 часов) | ||||
22 | Правила ухода за лыжами. Лыжные мази. | 1 | ||
23 | Как помочь друг другу при обморожениях. | 1 | ||
24 | Обучение скользящему шагу без палок | 1 | ||
25 | Обучение скользящему шагу с палками | 1 | ||
26 | Обучение одновременно безшажному ходу. | 1 | ||
27 | Совершенствование скользящего шага с палками. | 1 | ||
Спортивные и подвижные игры (5 часов) | ||||
28 | Футбол. Из истории развития. Предупреждение травм. Удар по неподвижному мячу. | 1 | ||
29 | Удар по мячу с подачи. | 1 | ||
30 | Удар по мячу на точность. | 1 | ||
31 | Бросок и ловля волейбольного мяча | 1 | ||
32 | Передача мяча через сетку | 1 | ||
Легкая атлетика (4 часа) | ||||
33 | Прыжки на скакалке на месте и с передвижением вперёд и в сторону. | 1 | ||
34 | Метание мяча в цель из различных исходных положений. | 1 | ||
35 | Совершенствование техники метания малого мяча на дальность. | 1 | ||
36 | Эстафетный бег по кругу | 1 | ||
Итого (36часов) |
Общая физическая подготовка.
1.1. Спортивные игры - ознакомление с техникой игры в баскетбол, футбол, волейбол.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
1.2. Гимнастика: Круговая тренировка: (сгибание, разгибание рук в упоре лежа, подъём туловища из положения лежа, прыжки на скакалке);
акробатические упражнения - перекаты, "мост", "берёзка", "лодочка", кувырок вперёд, назад; Эстафеты с элементами акробатики.
1.3. Лыжная подготовка- обучение технике ходьбы на лыжах различными способами, повороты, способы торможения.
1.4.Лёгкая атлетика-Понятие «Низкий старт», разновидности ходьбы, медленный бег до 8 мин, челночный бег, бег на короткие, средние дистанции, эстафетный бег по кругу и встречная эстафета, метание мяча в цель из различных исходных положений и на дальность, самоконтроль при физических занятиях.
1.5. Общеразвивающие упражнения должны включаться в каждое занятие с целью укрепления костно- связочного аппарата, развития мышц, подвижности в суставах и координации движений, улучшения сердечно- сосудистой системы и органов дыхания.
Общеразвивающие упражнения выполняются на месте и в движении, без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, индивидуально или с партнером.
Объем и дозировка общеразвивающих физических упражнений определяются в зависимости от уровня физического развития занимающихся, задач занятия и периода тренировки.
Упражнения на ловкость, гибкость, силу, быстроту, точность, координацию и внимание проводятся из различных исходных положений рук и ног, усложняются дополнительными движениями отдельных частей тела и отягощениями
Комплекс упражненийна коррекцию нарушенной координации движений:
1. И.п. — О.С.. Взять с пола мяч, поднять над головой и опустить его на то же место. Повторить 3—5 раз.
2. И.п. О.С., в вытянутых руках мяч. Отвести правую руку с мячом в сторону. То же — в другую сторону. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.
3. И.п. — О.С., руки с мячом над головой. Сначала опустить вперед руки с мячом, а затем — без мяча. После этого руку с мячом отвести в сторону, другую — вперед. Повторить 5—8 раз.
4. И.п. — О.С., ноги выпрямлены в коленных суставах. Согнуть правую ногу, левую руку поднять вверх. То же — другой ногой и рукой. Повторить 3-5 раз.
5. И.п. — стоя, руки перед собой. Ходьба с вытянутыми вперед руками. При шаге левой ногой правую руку согнуть к плечу. То же с правой ногой и левой рукой. Повторить 5—8 раз.
Контроль за положением головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой на полную ступню (у шведской стенки на горизонтальных брусьях). Стоять, сохраняя равновесие.
Исходное положение .О.С.:
1. Ходьба на месте.
2. Ходьба по ребристой доске.
3. Ходьба по массажной дорожке.
4. Ходьба с препятствиями, перешагивая через палочки.
5. Ходьба по черте.
6. Ходьба по следочкам (на коврике).
7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности (по мату, батуту).
8. Отработка более быстрого темпа движений в ходьбе.
Упражнения на тренажерах:
1. Тренажер, имитирующий ходьбу. Следить за осанкой. Страховка.
2. Отработка фаз шага на беговой дорожке. Следить за вертикальной и симметричной позой туловища, положением головы. Перекат с пятки на носок.
3. Велотренажер.
КОМПЛЕКС №1 (ИМИТАЦИОННЫЙ)
Упражнение 1 (дотянусь до неба).
Назначение: на закрепление правильной осанки и развитие дыхательной системы.
И.п. – О.с. 1 – 2 – поднимаясь на носки, руки через стороны вверх;
3 – 4 – И.п.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку в И.п. – спина прямая, плечи расправить, голову держать прямо (темечком тянуться вверх).
2. Тянуться выше (руки вверх).
3. Смотреть на руки.
4. Поднимая руки – вдох, опуская – выдох.
Упражнение 2 (деревья на ветру).
Назначение: на косые мышцы туловища. И.п. – стойка, руки вверх. 1 – наклон влево;
2 – И.п.; 3 – наклон вправо; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку и положение рук в И.п.
2. «Ветер сильнее» – ниже наклон.
3. Точно в сторону.
4. При наклоне – выдох, выпрямляясь – вдох.
Упражнение 3 (страус пасется).
Назначение: на развитие подвижности позвоночника и растягивание задней поверхности бедра. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх, ладонь правой кисти на тыльной стороне левой, кисти согнуты вперед (клюв страуса). 1 – наклон вперед, «клювом» достать пол; 2. – И.п.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку и положение рук в И.п.
2. Ноги прямые.
3. Ниже наклон.
4. Наклоняясь – выдох, выпрямляясь – вдох.
Упражнение 4 (крокодилы)
Назначение: на мышцы рук. И.п. – упор лежа на бедрах. 1 – согнуть руки (крокодил спит), 2 – выпрямить руки (крокодил проснулся).
Методические указания:
1. Обратить внимание на И.п. – руки прямые, голова прямо, плечи опущены.
2. Сгибая руки – выдох, выпрямляясь – вдох.
Упражнение 5 (испорченная резиновая игрушка)
Назначение: на мышцы ног. И.п. – присед, руки на пояс (игрушка спущена).
1 – 2 – 3 – медленно встать (игрушку накачиваем); 4 – быстро присесть в И.п.
(игрушка спустилась).
Методические указания:
1. Вставая – вдох.
2. Приседая – шумный выдох.
3. Спина прямая.27
Упражнение 6 (ветряная мельница)
Назначение: на плечевые суставы. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх.
1 – 4 – последовательные круги руками вперед. 5 – 8 – то же назад.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку и положение рук.
2. Вращение 2 – 3 раза выполнить медленно, затем быстрее.
3. Руки прямые.
4. Ноги на месте.
Упражнение 7 (прыжки на морозе)
Назначение: на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, воспитание
прыгучести. И.п. – о.с. 1 – подскок на левой, правую согнуть вперед; 2 – подскок на правой, левую согнуть вперед.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку в И.п.
2. Прыгать на носках
КОМПЛЕКС № 2
Упражнение 1
Назначение: на закрепление правильной осанки. И.п. – стойка, руки на пояс.
1 – плечи вверх; 2 – И.п. 3 – приподнимаясь на носках, руки в стороны; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку в И.п. – спина прямая, плечи опущены, локти точно в стороны, голова прямо.
2. Плечи выше (на счет раз).
3. Лопатки соединить (на счет два).
4. Руки прямые, точно в стороны.
5. Поднимая плечи и руки – вдох, опуская – выдох.
Упражнение 2
Назначение: на развитие подвижности позвоночника и растягивание задней поверхности бедра. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон вперед, руками коснуться пяток с внутренней стороны; 2 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в полповорота к учащимся.
2. Обратить внимание на осанку в И.п.
3. Ноги прямые (при наклоне)
4. Голову прямо (в И.п.)
5. Ниже наклон.
6. В И.п. – вдох, при наклоне – выдох.
Упражнение 3
Назначение: на мышцы ног. И.п. – стойка, руки в стороны. 1 – присед на носках, руки на пояс; 2 – И.п.
Методические указания:
1. Приседая – выдох, вставая – вдох.
2. Обратить внимание на осанку и положение рук в И.п.
3. Спина прямая (во время приседа).28
4. Руки прямые (в И.п.).
Упражнение 4
Назначение: на косые мышцы туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – наклон влево, руки за голову; 2 – И.п.; 3 – наклон вправо, руки за голову; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку и положение рук в И.п.
2. Точно в сторону (при наклоне).
3. Ниже наклон.
4. Локти назад (в положении руки за голову).
5. При наклоне – выдох, в И.п. – вдох.
Упражнение 5
Назначение: на мышцы рук. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; пальцы врозь.
1 – с силой согнуть руки, кисти в кулак; 2 – И.п.
Методические указания:
1. Обратить внимание на осанку и положение рук в И.п.
2. Сгибаем с силой.
3. Спина прямая.
4. На раз – выдох, на два – вдох.
Упражнение 6
Назначение: на подвижность в тазобедренных суставах и воспитание чувства равновесия. И.п. – стойка, руки на пояс. 1 – мах левой ногой вперед; 2 – мах левой ногой назад; 3 – мах левой ногой вперед; 4 – И.п. 5–8 – то же правой ногой.
Методические указания:
1. Упражнение показать в профиль.
2. Обратить внимание на осанку в И.п.
3. Ноги прямые.
4. Спина прямая.
5. Дыхание не задерживать
Условия реализации программы.
Для реализации программы школа имеет:
- Спортивный зал 25Х15(кв.м). Освещение и температурный режим соответствуют санитарным нормам.
- Для проведения занятий по легкой атлетике:
площадки на воздухе - 2
при школе, оборудование – бревно, скамейки, перекладина;
- Для проведения занятий по гимнастике и акробатике:
скакалки – 12 штук.
гимнастические палки –17
гимнастические маты – 8
гимнастическая стенка –3
перекладина – 1
гимнастические скамейки – 2
гимнастические « козел».
- Для проведения занятий по лыжной подготовке:
лыжи – 15 пар.
- Для проведения занятий играми:
волейбольный мяч – 6
волейбольная сетка – 1
футбольный мяч – 2
баскетбольные корзины – 6
баскетбольные мячи - 6
Требования к знаниям и умениям учащихся,
критерии оценки.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся используются тесты-упражнения которые являются критериями оценки эффективности занятий. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится 2 раза в учебном году: в сентябре и в мае.
Контрольные испытания
Год обучения | Скоростные Бег 30 м, с | Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см | Координационные Челночный бег 3*10 | Силовые Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Гибкость Наклон вперед сидя | Поднимание туловища из положения лежа на спинеза 30 сек |
Список литературы.
- Г.П. Богданова «Уроки физкультуры в I-IV классах» М. 2003г.
2 Гойхман П. Н.и Трофимов О. Н..Легкая атлетика в школе, М.: Ф. и С.,1992г.
3 В.И. Козлов. «Спортивный час школьника». М.1998 г.
4 В.М. Мозговой. Программа Физическое воспитание для специальной (коррекционной) школы VIII вида»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"
разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Сквозная программа "В здоровом теле - здоровый дух"
v Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, ...
Спортивно-развлекательная программа "В здоровом теле - здоровый дух!"
Спортивный праздник укрепляет уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Дети в ходе игры не только развивают физические качества, но и узнают м...
День здоровья посвященный всемирному дню футбола. Тесты для 8-9 классов в теоретической части программы дня здоровья.
Тесты, построены как в серьезном, так и в шутливом тоне. некоторые вопросы требуют не просто знаний футбола, а смекалки, знания футболистов своей школы, знание футбольных терминов и общей истории футб...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...