Программа по бадминтону
материал по физкультуре на тему
Программа по бадминтону для общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_badmintonu_dlya_obshche_obraz_shk.doc | 763 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки бадминтона.
План-конспект типового занятия
Тема: «Бадминтон». Урок № 1.
Задачи:
1) ознакомление с историей и сущностью игры в бадминтон;
2) разучивание способов хвата ракетки, основной стойки бадминтониста;
3) разучивание ударов по волану;
4) разучивание подачи и удара в упрощенных условиях.
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть | ||
1. Построение, сообщение задач урока | 1–2 мин. | Обратить внимание на внешний вид занимающихся |
2. Краткая беседа по истории бадминтона | 3 мин. | |
3. Перестроения из одной шеренги в две и в три шеренги | 2 мин. | |
4. Бег в медленном темпе с изменением направления движения | До 3 мин. | |
5. ОРУ для развития гибкости (см. рисунки и пиктограммы) | 7–8 мин. | |
Основная часть | ||
1. Хват ракетки | 3–5 мин. |
|
2. Специальные упражнения с ракеткой, с ракеткой и воланом (жонглирование) (см. рисунки и пиктограммы) | 7–8 мин. |
|
3. Движения, имитирующие удары справа и слева (см. рисунки и пиктограммы) | До 7 мин. |
|
4. Контрольные нормативы | 12–15 мин. | Результаты довести до сведения каждого ученика |
Заключительная часть | ||
Подведение итогов, выставление отметок, объявление домашнего задания | 2–3 мин. | Учитель выставляет отметку каждому ученику |
Планы следующих уроков составляются на базе материала по технике и тактике игры. Например, на уроке № 4 необходимо переходить к ознакомлению с парными взаимодействиями и парной игрой, проведение которых увеличивает моторную плотность урока. С уроков №№ 5–6 следует начинать решать элементарные тактические задачи. После уроков №№ 8–10 проводят первые товарищеские встречи и набирают команду из самых сильных учеников класса для участия в товарищеских встречах между классами, школами, информацию о которых необходимо довести до сведения всех учащихся, например сделать стенд. В дальнейшем учитель должен планировать свою работу, подбирая материал, соответствующий решению тактических задач и дальнейшему совершенствованию техники игры. При составлении поурочного плана лучше использовать карточки с методическими дополнениями или компьютерные технологии.
Описание тестов
Оперативное мышление
Успех в бадминтоне зависит от умения игрока предугадать ответные действия партнера, а это напрямую зависит от уровня его оперативного мышления. Школьники, обладающие быстрым мышлением, всегда находятся в более выгодном положении в решении тактических задач и экономии энергии. Определить развитие данного качества можно с помощью игры «Тройка».
Учащимся предлагается, быстро двигая фишками, поставить их в указанное положение (см. рис. 1, а) исходя из трех вариантов (см. рис. 1, б). Учитель подсчитывает число ходов и время, затраченное на решение каждого варианта. Время решения трех задач суммируется.
а – задание для расстановки
б – карточки заданий (варианты)
Рис. 1. Игра «Тройка»
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет
Обладая хорошей реакцией, бадминтонист может добиться преимущества в игре. Для определения уровня быстроты реакции можно использовать следующий тест. На стене мелом чертят прямоугольник размером 2×1,5 м. Нижняя черта находится на расстоянии 1,5 м от пола. Ученик располагается на расстоянии 4 м от стены по центру прямоугольника. Учитель или партнер, стоя за его спиной на расстоянии 2 м, бросает теннисные мячи с максимальной силой 10 раз в разные точки. Фиксируется количество пойманных учеником мячей (см. рис. 2).
Рис. 2. Тест на быстроту реакции
Скорость перемещения на площадке
Одним из важнейших качеств бадминтониста является скорость передвижения по площадке. Чем она выше, тем больше времени остается на подготовку и выполнение удара, на решение тактических задач. Для определения скорости передвижения школьникам предлагается преодолеть 2×5 м. Заняв исходную позицию на линии 1, спортсмен пробегает с максимальной скоростью до линии 2. Коснувшись этой линии носком любой ноги, он начинает передвигаться спиной к линии 1. Движение считается законченным в момент выхода за линию 1. Время прохождения всей дистанции фиксируется с помощью секундомера (см. рис. 3).
Рис. 3. Тест на скорость перемещения по площадке
Жонглирование
Ловкость – специфическое качество: можно быть ловким в гимнастике и оказаться некоординированным в спортивных играх. В бадминтоне ученикам предлагается выполнить жонглирование воланом. У каждого есть две попытки, засчитывается лучшая.
Подвижность плечевого пояса
Удары сверху являются основным оружием бадминтониста. На их долю приходится 65% всех ударов, выполняемых в игре. Эффективность ударов сверху в значительной мере зависит от подвижности плечевого пояса игрока. Для определения этого качества предлагается тест, в котором школьник, взяв хватом сверху гимнастическую палку, выполняет выкрут назад, затем вперед (см. рис. 4). После этого определяется ширина хвата по делениям, нанесенным на палку.
Рис. 4. Выкрут гимнастической палки назад и вперед
Скорость одиночного движения
Высокая скорость выполнения одиночного движения способствует эффективному освоению технических приемов в защите и нападении. Спортсмен, выполняющий ударное движение в более короткий промежуток времени, всегда имеет преимущество, которое определяется большей скоростью вылета волана. Это создает благоприятные условия для оперативного решения тактических задач в одиночных и тем более в парных играх.
Для определения скорости выполнения одиночного движения предлагается следующий тест. В вытянутых на уровне плеч руках тренер держит по одному теннисному мячу. Школьник стоит напротив в игровой стойке. После того как тренер выпустит мяч, он должен поймать его хватом сверху (см. рис. 5). У каждого ученика есть 10 попыток.
Рис. 5. Скорость выполнения одиночного движения
Подача
Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высокодалеких – из левого или правого поля в определенные зоны.
Прием подачи
Этот тест проводят сериями по 10 попыток в каждой. Последовательность выполнения приема устанавливает тренер: прием коротких подач в зоны сетки 1 и 2, в зоны задней линии площадки 7, 10 и их чередование (см. рис. 6); прием плоских подач коротким ударом в зоны 1 и 2 или нападающим ударом в зоны 3 и 6, высоким ударом – в зоны 7, 8 или 9, 10.
Игровые комбинации
Точность выполнения различных технических приемов игры помогает определить специальная разметка на игровом поле (см. рис. 6). Перед выполнением каждого технического приема необходимо провести соответствующую разминку с воланом в течение 3–5 мин. Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высокодалеких – из левого или правого поля в зоны 1–10. Данный тест следует предлагать только хорошо подготовленным школьникам.
Рис. 6. Тест для совершенствования техники приема подачи
Челночный бег 3×10 м
В зале обозначают две линии – старта и финиша, расположенные на расстоянии 10 м одна от другой. Две хоккейные шайбы лежат на линии старта. По команде «На старт!» школьник подходит к ней и занимает стартовую позицию. По команде «Внимание!» берет в руку шайбу, а по команде «Марш!» бежит с шайбой до конца отрезка и кладет ее на линию финиша, затем возвращается за второй шайбой и кладет ее туда же. Бросать шайбы на пол и размещать их до линии финиша запрещается. Секундомер выключается в тот момент, когда вторая шайба коснется пола.
Прыжки через скакалку
Упражнение выполняется на двух ногах с вращением скакалки вперед. При вынужденной остановке учащиеся продолжают выполнять прыжки. Учитывается общее количество прыжков, выполненное за 1 мин.
Отжимание от пола
Выполняется в упоре лежа на пальцах.
Таблица самоконтроля
Проверка достижений учеников дает возможность получить статистические данные, на основании которых оценивается уровень развития основных физических качеств школьника. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности учебного процесса, уровне усвоения учебного материала и уровне обученности элементам игры в бадминтон, а также позволяют оценить уровень двигательной подготовленности каждого ученика (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня физической и технической подготовленности юного бадминтониста
Наименование теста | Результат | Оценка |
Оперативное мышление | 21 сек. и меньше |
|
22–24 сек. | Хорошо | |
25 сек. и больше | Удовлетворительно | |
|
|
|
6–8 мячей | Хорошо | |
4–5 мячей | Удовлетворительно | |
Время передвижения | 6,9 сек. и меньше |
|
7,0–7,8 сек. | Хорошо | |
8,1–8,5 сек. | Удовлетворительно | |
Жонглирование | 41–50 ударов |
|
31–40 ударов | Хорошо | |
21–30 ударов | Удовлетворительно | |
Подвижность плечевого пояса | 55–70 см | Отлично |
71–85 см | Хорошо | |
86–100 см | Удовлетворительно | |
| 8–10 удачных попыток | Отлично |
6–7 удачных попыток | Хорошо | |
4–5 удачных попыток | Удовлетворительно | |
Подача | 8–10 удачных попыток | Отлично |
6–7 удачных попыток | Хорошо | |
4–5 удачных попыток | Удовлетворительно | |
Прием подачи | 8–10 удачных попыток | Отлично |
6–7 удачных попыток | Хорошо | |
4–5 удачных попыток | Удовлетворительно | |
Челночный бег 3×10 м | 8,7 сек. и меньше (мальчики), | Отлично |
8,8–8,9 сек. (мальчики), | Хорошо | |
9,0–9,2 сек. (мальчики), | Удовлетворительно | |
Прыжки через скакалку (за 1 мин.) | 85 раз и больше (мальчики), | Отлично |
78–84 раза (мальчики), | Хорошо | |
70–77 раз (мальчики), | Удовлетворительно | |
Отжимание в упоре лежа (на пальцах) | 7 раз и больше (мальчики), | Отлично |
5–6 раз (мальчики), | Хорошо | |
2–4 раза (мальчики), | Удовлетворительно |
Уроки бадминтона
Окончание. Начало в №№ 18, 19/2009
Держание волана
Держание волана при выполнении различных упражнений, в частности подач, может быть произвольным, но лучше это делать так, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Держание волана
Как правильно держать ракетку
Правше необходимо взять ракетку левой рукой за стержень и держать ее так, чтобы плоскость обода была перпендикулярна полу, а кисть правой руки положить на струны (рис. 2, а); затем следует перемещать ее вдоль стержня к ручке, пока ребро ладони не упрется в утолщение на конце ручки. После этого нужно мягко обхватить ручку (рис. 2, б, в).
Рис. 2. Хват ракетки
Большой палец должен лежать слева-сбоку по диагонали вдоль ручки, которая находится на одном уровне с ребром ладони. Между большим и указательным пальцами образуется угол, напоминающий букву Y, мизинец лежит у самого края ручки, остальные пальцы свободно располагаются по всей ручке. Левша выполняет то же самое другой рукой.
Первый способ проверить, правильно ли вы держите ракетку, – слегка постучать ребром обода о пол, как будто забиваете гвоздь легким молоточком. Если хватка правильная, то разворачивать кисть не придется.
Второй способ: вытяните руку с ракеткой перед собой так, чтобы обод был в вертикальной плоскости. Если вы держите ракетку правильно, плоскость должна проходить почти точно через вершину угла, образованного большим и указательным пальцами. Этот способ хвата ракетки – основной и универсальный.
Возможные ошибки
- Дети разворачивают ракетку в руке против часовой стрелки;
- держат ракетку слишком близко к стержню или обхватывают ладонью конец ручки;
- держат ракетку или слишком крепко, или, наоборот, слишком слабо. Ее нужно держать, как птичку: с одной стороны, крепко, чтобы она не вылетела, а с другой – не дать ей задохнуться.
Подача
При начальном обучении подаче целесообразно использовать высокую (рис. 3, а) и низкую подачу (рис. 3, в). Подачу из высокой стойки лучше применять в парной игре (рис. 3, б). Основной способ подачи в бадминтоне – справа: тогда волан свободно выпускается из пальцев навстречу движению ракетки – волан в левой руке, ракетка в правой, левая нога немного выставлена вперед. Ракетка сначала отводится кистью назад, а затем резко выносится вперед.
Можно тренироваться в подаче, выполняя ее не только через сетку, но и в стену с расстояния 2,5–3 м, как показано на рис. 4.
Игровая стойка бадминтониста
Стойка игрока является исходным положением перед выполнением всех ударов. Различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую (рис. 5, а, б, в).
Рис. 3. Техника подачи в бадминтоне
Рис. 4. Тренировка подачи у стены
Рис. 5. Игровая стойка бадминтониста
Высокую игровую стойку, называемую часто основной игровой стойкой, чаще всего используют во время игры (рис. 5, а). Ноги слегка согнуты, плечи параллельно сетке, туловище немного наклонено вперед. Перед выходом на удар проекцию центра тяжести тела переносят на переднюю часть стопы – так легче и быстрее начать движение.
В средней (защитной) стойке ноги согнуты в коленях несколько больше, чем при высокой, тяжесть тела приходится на всю стопу или на ее переднюю часть (рис. 5, б) и используется для отражения нападающего удара противника. Однако игрок, принявший такое положение, будет затрачивать больше времени для выхода на удар.
К низкой стойке обычно прибегают в парной игре – чаще всего спортсмены, находящиеся у сетки, что позволяет им более активно отражать удары (рис. 5, в).
При обучении необходимо следить за тем, чтобы все удары выполнялись с места, не отрывая ног от опоры.
Специальные упражнения бадминтониста
Упражнения в беге
- Бег на носках со сменой способов передвижения.
- Бег приставными шагами левым и правым боком, выполняя поочередно по 4 приставных шага каждым боком.
- Бег со сменой направления через каждые 5–10 м.
- Бег с различными видами прыжков через скакалку.
- Два беговых шага с выпадом на третьем – 2 раза; затем приставные шаги поочередно левым, правым боком по 4 шага – 4 серии; затем бег спиной вперед – 6 шагов.
Упражнения с ракеткой и воланом
- Жонглирование открытой стороной ракетки.
- Жонглирование закрытой стороной ракетки.
- Жонглирование открытой и закрытой сторонами ракетки.
- Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше.
- Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше, с выполнением от 1 до 3 круговых вращений левой рукой в плечевом суставе в различных вариантах или приседания с касанием свободной рукой пола каждый раз после удара по волану.
- Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки за спиной.
- Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки между ногами.
- Жонглирование в парах, применяя удары из-за спины и между ногами.
- Жонглирование воланом, поочередно ударяя ракеткой за спиной и между ногами.
- Игра в парах двумя и тремя воланами.
Возможные ошибки
- Неправильный хват ракетки;
- ракетка находится на уровне головы и выше, а не на уровне пояса;
- слишком высоко поднят локоть;
- движения ракеткой выполняются очень быстро;
- игрок не перемещается по площадке, чтобы удобнее расположиться по отношению к волану;
- жонглирование выполняется на одном месте;
- у игрока отсутствует чувство расстояния до волана.
Упражнения с теннисным мячом
1. Броски теннисного мяча в парах, постепенно увеличивая силу броска и сокращая дистанцию – от 12 до 7 м.
2. Броски теннисного мяча в сторону от партнера на 1,5–2 м с последующей ловлей одной рукой.
3. Броски двух теннисных мячей поочередно, постепенно уменьшая интервалы между первым и вторым броском.
4. Броски двух теннисных мячей в разные стороны, но не дальше 1–1,5 м от партнера, с указанием и без указания сторон.
При выполнении этих упражнений необходимо внимательно наблюдать за действиями партнера, за летящим мячом, продумывая ответные действия.
Развитие физических качеств у бадминтониста
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития гибкости у бадминтониста представлены на рис. 6.
Рис. 6. Упражнения для развития гибкости
1. Наклоны туловища вперед, выводя руки за спину вверх.
2. Повороты туловища в наклоне.
3. Наклоны вперед и назад.
4. Коснуться носков из положения лежа.
5. Махи руками.
6. Прогибы туловища назад, стоя у шведской стенки.
7–8. Повороты с вращением и сгибанием кистей. То же с мячом.
9–10. Упражнения на сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине и на животе.
11–12. Вращения в тазобедренном суставе и вращения туловищем.
13. Наклоны туловища в стороны.
14. Пружинистые приседания в выпаде.
15. Выпрыгивания вверх из приседа.
16. Прыжки с поворотами.
Упражнения для развития силы
Упражнения без отягощений
На рис. 7 представлены простейшие упражнения, которые помогут укрепить мышцы рук бадминтониста без использования отягощений.
Рис. 7. Упражнения для развития мышц рук
1. Последовательные и разноименные круговые движения руками в различных плоскостях.
2. Круговые движения руками.
3. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе.
4. Различные движения в лучезапястном суставе с ракеткой.
Упражнения с отягощениями
В качестве отягощения можно использовать гантели весом 1–2 кг или булавы весом 200–500 г (см. рис. 8).
Рис. 8. Упражнения с отягощением
1. Круговые движения во всех плоскостях.
2. Поочередные круговые движения каждой рукой.
3. Круговые движения кистью и движения по «восьмерке».
4. Круговые движения и движения локтевого сустава по «восьмерке».
Упражнения для развития быстроты
1. Имитация техники ударов слева.
2. Имитация техники высоких ударов от сетки с выпадом вперед и возвращение в основную стойку (см. рис. 9).
Возможные ошибки
- Неправильный хват ракетки;
- ученик смотрит на сетку, а не на волан;
- ученик не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в игровую стойку после удара;
- ученик неправильно выполняет выпад вперед.
Рис. 9. Упражнение для развития быстроты
Советы начинающим
- Не сжимайте крепко рукоятку ракетки – держите ее естественно, свободно, но достаточно плотно.
- Не меняйте способы хвата ракетки – держите ее одним наиболее удобным для себя способом.
- На первых этапах обучения не спешите отбивать волан: благодаря равномерно замедленному полету его можно успеть отразить вовремя, следовательно, более точно. Все внимание обращайте на точность ударов по волану, посылая его в заданном направлении и сопровождая взглядом траекторию движения головки волана.
- С начала обучения вырабатывайте у себя привычку смотреть на волан, сопровождая его взглядом как в полете, так и в момент встречи его ракеткой. Это позволит выработать точность удара.
- В начале обучения обращайте больше внимания на выработку правильной стойки и формирование умения передвигаться по площадке.
- Выполняя подачу, не спешите – сосредоточьтесь, правильно выберите вид подачи и проверьте готовность соперника к приему.
- При разучивании того или иного удара предварительно отработайте его путем многократного повторения без волана, т.е. имитации техники удара.
- Не отчаивайтесь, если у вас не получается какой-нибудь удар: необходимо проявить выдержку. Многократным повторением можно добиться уверенного и точного выполнения любого удара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по бадминтону для 2-11 класс
Программа по бадминтону расчитана для 2-11 классов с учетом физиологических особенностей организма....
Программа по Бадминтону+ КТП
Бадминтон, как спортивная игра, развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своем теле на площадке. Эта игра подвижная, дающая большую нагрузку мног...
Рабочая программа по бадминтону
Рабочая программа по бадминтону...
Авторская программа по бадминтону "Первые шаги в бадминтоне"
Данная авторская разработка уникальна тем, что бадминтон доступен буквально всем. Используя его на уроках, вы помогаете ребёнку улучшить зрение, так как во время игровых заданий учащийся постоянно сле...
Рабочая программа по бадминтону.
Рабочая программа по бадминтону....
Рабочая программа по бадминтону
Программа спортивной секции по бадминтону рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обя...
Программа по бадминтону
Программа по бадминтону...