Программа по бадминтону
материал по физкультуре на тему

Майоров Евгений Анатольевич.

Программа по бадминтону  для общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_badmintonu_dlya_obshche_obraz_shk.doc763 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки бадминтона

В бадминтон можно играть везде, он доступен людям любого возраста. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, быстроты реакции, выдержки, а также специальных спортивно-технических навыков. Поэтому бадминтон является составной частью физической подготовки российских космонавтов. Что мешает на рекомендованном третьем уроке физкультуры в школе изучать бадминтон? Авторы данной статьи предлагают включить этот вид спорта в школьную программу для учащихся 5-го класса.

Экспериментальный вариант

 

Предлагаемый нами вариант тематического планирования является примером введения бадминтона на уроках физкультуры в раздел «Спортивные и подвижные игры». Эксперимент предусматривает:

– создание условий для организации оздоровительного процесса, которые позволят сохранить здоровье учащихся, поддерживать резервы организма, повысить общий уровень работоспособности, воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и спортивной тренировке;

– разработку модели учреждения, способного обеспечить полноценное образование ребенка путем интеграции в образовательном процессе научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий.

Предлагаемый вариант планирования содержания уроков и прохождения учебного материала разработан на основе комплексной программы по физической культуре и в соответствии с требованиями общеобразовательного минимума, предусмотренными на каждую учебную четверть, а задачи обучения – на каждый урок физической культуры.

Бадминтон в школьной программе при трех уроках физкультуры в неделю

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Количество часов по четвертям

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1


Основы знаний

2

1

+

+

1

2

Легкая атлетика

20

9

-

-

11

3

Гимнастика

14

-

14

-

-

4

Спортивные игры

18

8

-

6

4

5

Бадминтон

34

9

7

10

8

6

Лыжная подготовка

14

-

-

14

-

ВСЕГО

102

27

21

30

24

Содержание программы

Основы знаний (теоретические знания)

Личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.

Общефизическая и специальная подготовка

Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в бадминтоне являются: приобретение элементарных умений в выполнении физических упражнений; всестороннее гармоническое физическое развитие, связанное с совершенствованием таких жизненно необходимых навыков, как умение хорошо и правильно бегать, прыгать, метать, плавать, ходить на лыжах; полное овладение техникой ударов по волану; практическое решение существующих тактических задач, творческая разработка и решение новых тактических замыслов; освоение новых движений различной координации средствами игры в бадминтон и совершенствование специальных физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, необходимых для игры в бадминтон. С целью решения перечисленных задач с успехом могут быть использованы все имеющиеся средства и методы физического воспитания.

Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.

Техника и тактика игры в бадминтон

Правильное перемещение по площадке. Обучение различным способам хватов ракетки. Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом. Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах. Жонглирование воланом. Обучение подаче. Обучение ударам. Обучение замаху при ударах. Наблюдение за воланом и за противником во время игры. Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара.

Тематическое планирование уроков в 5-м классе

I четверть

Таблица 3

Планирование учебного материала на I четверть

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

1/3

2/6

3/9

4/12

5/15

6/18

7/21

8/24

9/27

Основы знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая история и сущность игры в бадминтон

+

 

 

 

 

 

 

 

 


Правила безопасности на уроках бадминтона

+

+

 

 

 

 

 

 

 

Инвентарь и оборудование

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Личная гигиена и режим дня

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Правила выполнения домашних заданий

 

 

 

 

 

 

+

+

+

ОРУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для увеличения подвижности плечевого пояса

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Для увеличения подвижности суставов ног

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Для развития гибкости туловища

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Техника игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хват ракетки, упражнения с ракеткой: «восьмерки», махи

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Основная стойка при подаче, приеме подачи, ударах. Подача

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Жонглирование на разную высоту с перемещением

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Имитация техники ударов справа, слева

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Перекидывание волана в парах

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эстафета с воланом: ученик бросает волан сверху вдаль, догоняет и опять бросает, и так до разворотной стойки; бежит назад с воланом в руке и передает эстафету следующему участнику

+

+

+

+

+

 

 

 

 

Парная эстафета: дети бегут парами, приставным шагом, перебрасывая волан друг другу, добегают до разворотной стойки и бегут назад обычным способом, взявшись за руки

 

 

 

 

 

+

+

+

+

«Вертушка»

 

 

 

 

 

 

+

+

+

Тестирование физической подготовленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челночный бег 3×10 м

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Прыжки через скакалку

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Отжимание в упоре лежа

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ловкость (жонглирование)

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Оперативное мышление

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Подвижность плечевого пояса

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Скорость одиночного движения

 

 

 

 

+

 

 

 

 

Поурочное планирование

Урок № 1 (3)

1. Ознакомление с правилами безопасности на уроках бадминтона; учитель напоминает материал, пройденный в конце предыдущего учебного года.
2. Изучение способов хвата ракетки.
3. Изучение основных стоек при подаче, приеме подачи, ударах.
4. Контрольные упражнения по физической подготовленности.

Урок № 2 (6)

1. Закрепление техники хвата ракетки.
2. Жонглирование на разной высоте с перемещением.
3. Изучение способов передвижения по площадке.
4. Эстафеты с воланом.
5. Контроль подвижности плечевого пояса.

Урок № 3 (9)

1. Совершенствование техники жонглирования на разной высоте с перемещением.
2. Изучение техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
3. Контроль оперативного мышления.
4. Изучение правильной техники выполнения подачи.

Урок № 4 (12)

1. Контроль быстроты реакции на неожиданно появившийся предмет.
2. Закрепление техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
3. Изучение техники имитации ударов справа и слева.
4. Эстафеты с воланом.

Урок № 5 (15)

1. Контроль техники упражнений с ракеткой – «восьмерок», махов.
2. Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой, подач.
3. Контроль скорости одиночного движения.

Урок № 6 (18)

1. Изучение техники передачи волана в парах.
2. Совершенствование техники челночного бега.
3. Совершенствование техники имитации ударов справа, слева.
4. Парные эстафеты.
5. Контроль уровня развития координационных способностей.

Урок № 7 (21)

1. Совершенствование техники подачи волана в парах.
2. Парные эстафеты.
3. Изучение игры «Вертушка».

Урок № 8 (24)

1. Объяснение правил выполнения домашних заданий по бадминтону.
2. Игра «Вертушка».

Урок № 9 (27)

Повторение урока № 8 (24).

 

II четверть

Таблица 4

Планирование учебного материала на II четверть

 

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

10/30

11/33

12/36

13/39

14/42

15/45

16/48

Основы знаний

 

 

 

 

 

 

 

Правила безопасности на занятиях бадминтоном,
правила выполнения домашнего задания

+

+

 

 

 

 

 

Краткие правила игры и ведения счета

+

+

+

+

+

+

+

ОРУ

 

 

 

 

 

 

 

Для развития гибкости туловища

+

+

+

+

+

+

+

Для развития силы мышц плечевого пояса и подвижности в суставах с ракеткой и без ракетки

+

+

+

+

+

+

+

С выпадом для повышения скорости выполнения ударов

+

+

+

+

+

+

+

С гимнастической скакалкой (прыжки)

+

+

+

+

+

+

+

Техника игры

 

 

 

 

 

 

 

Жонглирование на разной высоте с перемещением

+

+

+

+

+

+

+

Движения, имитирующие удары справа, слева

+

+

+

+

+

+

+

Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой

+

+

+

+

+

+

+

Подача у стены, в парах

+

+

+

+

+

+

+

Прием подачи

+

+

+

+

+

+

+

Перекидывание волана в парах

+

+

+

+

+

+

+

Высокодалекие удары

+

+

+

+

+

+

+

Игры

 

 

 

 

 

 

 

Эстафеты с воланом

+

+

 

 

 

 

 

Парные эстафеты с воланом

 

 

+

 

 

 

 

«Вертушка»

 

 

 

+

+

+

+

Контрольные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

Скорость перемещения по площадке

 

 

 

+

 

 

 

Подача

 

 

 

 

+

 

 

Поурочное планирование

Урок № 10 (30)

1. Повторение правил выполнения домашних заданий по бадминтону.
2. Совершенствование техники жонглирования.
3. Изучение техники подачи у стены, в парах.
4. Ознакомление с техникой выполнения высокодалеких ударов.
5. Эстафета с воланом.

Урок № 11 (33)

1. Повторение правил безопасности на уроках бадминтона.
2. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.
3. Изучение приема подачи.
4. Парная эстафета.

Урок № 12 (36)

1. Ознакомление с краткими правилами игры.
2. Совершенствование имитации техники ударов справа, слева.
3. Закрепление техники передвижения по площадке.
4. Парная эстафета.

Урок № 13 (39)

1. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.
2. Совершенствование техники приема подачи.
3. Игра «Вертушка».
4. Контроль скорости передвижения по площадке.

Урок № 14 (42)

1. Совершенствование техники выполнения высокодалеких ударов.
2. Совершенствование техники перекидывания воланов в парах.
3. Игра «Вертушка».
4. Контроль выполнения подачи.

Урок № 15 (45)

1. Совершенствование техники выполнения высокодалеких ударов.
2. Игра «Вертушка».

Урок № 16 (48)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Игра «Вертушка».

III четверть

Таблица 5

Планирование учебного материала на III четверть

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

17/51

18/54

19/57

20/60

21/63

22/66

23/69

24/72

25/75

26/78

Основы знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности организма для правильного функционирования

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила поведения соревнований по бадминтону

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

Техника игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высоко-далекие удары

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Подача

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Прием подачи сверху

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Перекидывание волана в парах одним, двумя воланами

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

Перекидывание волана в парах, в четверках одним, двумя воланами

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

ОРУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С выпадом для повышения скорости выполнения ударов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

С гимнастической скакалкой (прыжки)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Для развития основных мышечных групп туловища и плечевого пояса для повышения скорости выполнения ударов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вертушка»

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Одиночные встречи со счетом до 5 очков

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

Контрольные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ловкость (жонглирование)

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Подвижность плечевого пояса

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

Скорость одиночного движения

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Перемещение по площадке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Поурочное планирование

Урок № 17 (51)

1. Потребности организма для правильного функционирования.
2. Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 18 (54)

1. Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов.
2. Подача.
3. Высоко-далекие удары.
4. Игра «Вертушка».

Урок № 19 (57)

1. Изучение правил проведения соревнований по бадминтону.
2. Изучение приема подачи сверху.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 20 (60)

1. Высокодалекие удары.
2. Прием подачи сверху.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 21 (63)

1. Повторение правил проведения соревнований по бадминтону.
2. Перекидывание в парах одним, двумя воланами.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 22 (66)

1. Передачи в парах одним, двумя воланами.
2. Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами.
3. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.

Урок № 23 (69)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль скорости одиночного движения.

Урок № 24 (72)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль подвижности плечевого пояса.

Урок № 25 (75)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль развития координационных способностей (жонглирование).

Урок № 26 (78)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль перемещения по площадке.

IV четверть

Таблица 6

Планирование учебного материала на IV четверть

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

27/81

28/84

29/87

30/90

31/93

32/96

33/99

34/102

Основы знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Реакция организма на различные физические нагрузки

+

+

 

 

 

 

 

 

Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека

 

 

+

+

 

 

 

 

Правила проведения игры в бадминтон на свежем воздухе

 

 

 

 

+

+

 

 

Двигательный режим школьника летом

 

 

 

 

 

 

+

+

ОРУ

 

 

 

 

 

 

 

 

С выпадами для повышения скорости выполнения ударов

+

+

+

+

+

+

+

+

Для мышц рук и плечевого пояса, для повышения скорости выполнения ударов

+

+

+

+

+

+

+

+

С гимнастической скакалкой (двойные прыжки)

+

+

+

+

+

+

+

+

Техника игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Жонглирование воланом с поочередными ударами ракеткой за спиной и между ногами и перемещением

+

+

+

+

+

+

+

+

Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов

+

+

+

+

+

+

+

+

Высоко-далекие удары

+

+

+

+

+

+

+

+

Подача короткая, длинная

+

+

+

+

+

+

+

+

Прием подачи сверху, снизу

 

 

+

+

+

+

+

+

Удары сверху, снизу

 

 

 

+

+

+

+

+

Перекидывание в парах двумя воланами

+

+

+

+

+

+

+

+

Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами

+

+

+

+

+

+

+

+

Одиночная игра в парах на количество передач

+

+

+

+

+

+

+

+

Игры

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вертушка»

+

+

+

+

+

+

+

+

Одиночные встречи со счетом до 11 очков

+

+

+

+

+

+

+

+

Тестирование физической подготовленности

 

 

 

 

 

 

 

 

Челночный бег 3×10 м

 

 

 

 

 

 

+

 

Прыжки через скакалку

 

 

 

 

 

 

 

+

Отжимания в упоре лежа

 

 

 

 

 

 

+

 

Контрольные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Подача

 

 

 

 

+

 

 

 

Прием подачи

 

 

 

 

 

+

 

 

Скорость одиночных ударов

 

+

 

 

 

 

 

 

Оперативное мышление

 

 

+

 

 

 

 

 

Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет

 

 

 

+

 

 

 

 

Поурочное планирование

Урок № 27 (81)

1. Реакция организма на различные физические нагрузки.
2. Подача короткая, длинная.
3. Совершенствование одиночной игры в парах на количество передач.
4. Повторение подачи и приема подач сверху.
5. Проведение одиночных встреч со счетом до 11 очков.
6. Игра «Вертушка».

Урок № 28 (84)

1. Повторение материала предыдущего урока.
2. Учет скорости одиночных ударов.

Урок № 29 (87)

1. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека.
2. Изучение приема и подач сверху, снизу.
3. Одиночные встречи со счетом до 11 очков.
4. Игра «Вертушка».
5. Контроль оперативного мышления.

Урок № 30 (90)

1. Удары сверху, снизу.
2. Одиночная игра в парах на количество передач.
3. Контроль быстроты реакции на неожиданно появившийся предмет.

Урок № 31 (93)

1. Правила проведения игры в бадминтон на свежем воздухе.
2. Одиночная игра в парах на количество передач.
3. Контроль выполнения подачи.
4. Игра «Вертушка», одиночные встречи.

Урок № 32 (96)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Контроль выполнения приема подачи.
3. Одиночные встречи.

Урок № 33 (99)

1. Двигательный режим школьника летом.
2. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
3. Тестирование физической подготовленности.
4. Одиночные игры на количество передач.

Урок № 34 (102)

1. Тестирование физической подготовленности.
2. Одиночные встречи – контрольное занятие.

Уроки бадминтона.

План-конспект типового занятия

Тема: «Бадминтон». Урок № 1.

Задачи:

1) ознакомление с историей и сущностью игры в бадминтон;
2) разучивание способов хвата ракетки, основной стойки бадминтониста;
3) разучивание ударов по волану;
4) разучивание подачи и удара в упрощенных условиях.

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

1. Построение, сообщение задач урока

1–2 мин.

Обратить внимание на внешний вид занимающихся

2. Краткая беседа по истории бадминтона

3 мин.

3. Перестроения из одной шеренги в две и в три шеренги

2 мин.

4. Бег в медленном темпе с изменением направления движения

До 3 мин.

5. ОРУ для развития гибкости (см. рисунки и пиктограммы)

7–8 мин.

Основная часть

1. Хват ракетки

3–5 мин.

 

2. Специальные упражнения с ракеткой, с ракеткой и воланом (жонглирование) (см. рисунки и пиктограммы)

7–8 мин.

 

3. Движения, имитирующие удары справа и слева (см. рисунки и пиктограммы)

До 7 мин.

 

4. Контрольные нормативы

12–15 мин.

Результаты довести до сведения каждого ученика

Заключительная часть

Подведение итогов, выставление отметок, объявление домашнего задания

2–3 мин.

Учитель выставляет отметку каждому ученику

Планы следующих уроков составляются на базе материала по технике и тактике игры. Например, на уроке № 4 необходимо переходить к ознакомлению с парными взаимодействиями и парной игрой, проведение которых увеличивает моторную плотность урока. С уроков №№ 5–6 следует начинать решать элементарные тактические задачи. После уроков №№ 8–10 проводят первые товарищеские встречи и набирают команду из самых сильных учеников класса для участия в товарищеских встречах между классами, школами, информацию о которых необходимо довести до сведения всех учащихся, например сделать стенд. В дальнейшем учитель должен планировать свою работу, подбирая материал, соответствующий решению тактических задач и дальнейшему совершенствованию техники игры. При составлении поурочного плана лучше использовать карточки с методическими дополнениями или компьютерные технологии.

Описание тестов

Оперативное мышление

Успех в бадминтоне зависит от умения игрока предугадать ответные действия партнера, а это напрямую зависит от уровня его оперативного мышления. Школьники, обладающие быстрым мышлением, всегда находятся в более выгодном положении в решении тактических задач и экономии энергии. Определить развитие данного качества можно с помощью игры «Тройка».

Учащимся предлагается, быстро двигая фишками, поставить их в указанное положение (см. рис. 1, а) исходя из трех вариантов (см. рис. 1, б). Учитель подсчитывает число ходов и время, затраченное на решение каждого варианта. Время решения трех задач суммируется.

а – задание для расстановки

б – карточки заданий (варианты)

Рис. 1. Игра «Тройка»

Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет

Обладая хорошей реакцией, бадминтонист может добиться преимущества в игре. Для определения уровня быстроты реакции можно использовать следующий тест. На стене мелом чертят прямоугольник размером 2×1,5 м. Нижняя черта находится на расстоянии 1,5 м от пола. Ученик располагается на расстоянии 4 м от стены по центру прямоугольника. Учитель или партнер, стоя за его спиной на расстоянии 2 м, бросает теннисные мячи с максимальной силой 10 раз в разные точки. Фиксируется количество пойманных учеником мячей (см. рис. 2).

Рис. 2. Тест на быстроту реакции

Скорость перемещения на площадке

Одним из важнейших качеств бадминтониста является скорость передвижения по площадке. Чем она выше, тем больше времени остается на подготовку и выполнение удара, на решение тактических задач. Для определения скорости передвижения школьникам предлагается преодолеть 2×5 м. Заняв исходную позицию на линии 1, спортсмен пробегает с максимальной скоростью до линии 2. Коснувшись этой линии носком любой ноги, он начинает передвигаться спиной к линии 1. Движение считается законченным в момент выхода за линию 1. Время прохождения всей дистанции фиксируется с помощью секундомера (см. рис. 3).

Рис. 3. Тест на скорость перемещения по площадке

Жонглирование

Ловкость – специфическое качество: можно быть ловким в гимнастике и оказаться некоординированным в спортивных играх. В бадминтоне ученикам предлагается выполнить жонглирование воланом. У каждого есть две попытки, засчитывается лучшая.

Подвижность плечевого пояса

Удары сверху являются основным оружием бадминтониста. На их долю приходится 65% всех ударов, выполняемых в игре. Эффективность ударов сверху в значительной мере зависит от подвижности плечевого пояса игрока. Для определения этого качества предлагается тест, в котором школьник, взяв хватом сверху гимнастическую палку, выполняет выкрут назад, затем вперед (см. рис. 4). После этого определяется ширина хвата по делениям, нанесенным на палку.

Рис. 4. Выкрут гимнастической палки назад и вперед

Скорость одиночного движения

Высокая скорость выполнения одиночного движения способствует эффективному освоению технических приемов в защите и нападении. Спортсмен, выполняющий ударное движение в более короткий промежуток времени, всегда имеет преимущество, которое определяется большей скоростью вылета волана. Это создает благоприятные условия для оперативного решения тактических задач в одиночных и тем более в парных играх.

Для определения скорости выполнения одиночного движения предлагается следующий тест. В вытянутых на уровне плеч руках тренер держит по одному теннисному мячу. Школьник стоит напротив в игровой стойке. После того как тренер выпустит мяч, он должен поймать его хватом сверху (см. рис. 5). У каждого ученика есть 10 попыток.

Рис. 5. Скорость выполнения одиночного движения

Подача

Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высокодалеких – из левого или правого поля в определенные зоны.

Прием подачи

Этот тест проводят сериями по 10 попыток в каждой. Последовательность выполнения приема устанавливает тренер: прием коротких подач в зоны сетки 1 и 2, в зоны задней линии площадки 7, 10 и их чередование (см. рис. 6); прием плоских подач коротким ударом в зоны 1 и 2 или нападающим ударом в зоны 3 и 6, высоким ударом – в зоны 7, 8 или 9, 10.

Игровые комбинации

Точность выполнения различных технических приемов игры помогает определить специальная разметка на игровом поле (см. рис. 6). Перед выполнением каждого технического приема необходимо провести соответствующую разминку с воланом в течение 3–5 мин. Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высокодалеких – из левого или правого поля в зоны 1–10. Данный тест следует предлагать только хорошо подготовленным школьникам.

Рис. 6. Тест для совершенствования техники приема подачи

Челночный бег 3×10 м

В зале обозначают две линии – старта и финиша, расположенные на расстоянии 10 м одна от другой. Две хоккейные шайбы лежат на линии старта. По команде «На старт!» школьник подходит к ней и занимает стартовую позицию. По команде «Внимание!» берет в руку шайбу, а по команде «Марш!» бежит с шайбой до конца отрезка и кладет ее на линию финиша, затем возвращается за второй шайбой и кладет ее туда же. Бросать шайбы на пол и размещать их до линии финиша запрещается. Секундомер выключается в тот момент, когда вторая шайба коснется пола.

Прыжки через скакалку

Упражнение выполняется на двух ногах с вращением скакалки вперед. При вынужденной остановке учащиеся продолжают выполнять прыжки. Учитывается общее количество прыжков, выполненное за 1 мин.

Отжимание от пола

Выполняется в упоре лежа на пальцах.

Таблица самоконтроля

Проверка достижений учеников дает возможность получить статистические данные, на основании которых оценивается уровень развития основных физических качеств школьника. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности учебного процесса, уровне усвоения учебного материала и уровне обученности элементам игры в бадминтон, а также позволяют оценить уровень двигательной подготовленности каждого ученика (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценка уровня физической и технической подготовленности юного бадминтониста

Наименование теста

Результат

Оценка

Оперативное мышление

21 сек. и меньше


Отлично

22–24 сек.

Хорошо

25 сек. и больше

Удовлетворительно


Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет


9–10 мячей


Отлично

6–8 мячей

Хорошо

4–5 мячей

Удовлетворительно

Время передвижения

6,9 сек. и меньше


Отлично

7,0–7,8 сек.

Хорошо

8,1–8,5 сек.

Удовлетворительно

Жонглирование

41–50 ударов


Отлично

31–40 ударов

Хорошо

21–30 ударов

Удовлетворительно

Подвижность плечевого пояса

55–70 см

Отлично

71–85 см

Хорошо

86–100 см

Удовлетворительно



Скорость выполнения одиночного движения

8–10 удачных попыток

Отлично

6–7 удачных попыток

Хорошо

4–5 удачных попыток

Удовлетворительно

Подача

8–10 удачных попыток

Отлично

6–7 удачных попыток

Хорошо

4–5 удачных попыток

Удовлетворительно

Прием подачи

8–10 удачных попыток

Отлично

6–7 удачных попыток

Хорошо

4–5 удачных попыток

Удовлетворительно

Челночный бег 3×10 м

8,7 сек. и меньше (мальчики),
9,1 сек. и меньше (девочки)

Отлично

8,8–8,9 сек. (мальчики),
9,2–9,6 сек. (девочки)

Хорошо

9,0–9,2 сек. (мальчики),
9,7–10,0 сек. (девочки)

Удовлетворительно

Прыжки через скакалку (за 1 мин.)

85 раз и больше (мальчики),
105 раз и больше (девочки)

Отлично

78–84 раза (мальчики),
98–104 раза (девочки)

Хорошо

70–77 раз (мальчики),
90–97 раз (девочки)

Удовлетворительно

Отжимание в упоре лежа (на пальцах)

7 раз и больше (мальчики),
5 раз и больше (девочки)

Отлично

5–6 раз (мальчики),
3–4 раза (девочки)

Хорошо

2–4 раза (мальчики),
1–2 раза (девочки)

Удовлетворительно

Уроки бадминтона

Окончание. Начало в №№ 18, 19/2009

Держание волана

Держание волана при выполнении различных упражнений, в частности подач, может быть произвольным, но лучше это делать так, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Держание волана

Как правильно держать ракетку

Правше необходимо взять ракетку левой рукой за стержень и держать ее так, чтобы плоскость обода была перпендикулярна полу, а кисть правой руки положить на струны (рис. 2, а); затем следует перемещать ее вдоль стержня к ручке, пока ребро ладони не упрется в утолщение на конце ручки. После этого нужно мягко обхватить ручку (рис. 2, б, в).

Рис. 2. Хват ракетки

Большой палец должен лежать слева-сбоку по диагонали вдоль ручки, которая находится на одном уровне с ребром ладони. Между большим и указательным пальцами образуется угол, напоминающий букву Y, мизинец лежит у самого края ручки, остальные пальцы свободно располагаются по всей ручке. Левша выполняет то же самое другой рукой.

Первый способ проверить, правильно ли вы держите ракетку, – слегка постучать ребром обода о пол, как будто забиваете гвоздь легким молоточком. Если хватка правильная, то разворачивать кисть не придется.

Второй способ: вытяните руку с ракеткой перед собой так, чтобы обод был в вертикальной плоскости. Если вы держите ракетку правильно, плоскость должна проходить почти точно через вершину угла, образованного большим и указательным пальцами. Этот способ хвата ракетки – основной и универсальный.

Возможные ошибки

  • Дети разворачивают ракетку в руке против часовой стрелки;
  • держат ракетку слишком близко к стержню или обхватывают ладонью конец ручки;
  • держат ракетку или слишком крепко, или, наоборот, слишком слабо. Ее нужно держать, как птичку: с одной стороны, крепко, чтобы она не вылетела, а с другой – не дать ей задохнуться.

Подача

При начальном обучении подаче целесообразно использовать высокую (рис. 3, а) и низкую подачу (рис. 3, в). Подачу из высокой стойки лучше применять в парной игре (рис. 3, б). Основной способ подачи в бадминтоне – справа: тогда волан свободно выпускается из пальцев навстречу движению ракетки – волан в левой руке, ракетка в правой, левая нога немного выставлена вперед. Ракетка сначала отводится кистью назад, а затем резко выносится вперед.

Можно тренироваться в подаче, выполняя ее не только через сетку, но и в стену с расстояния 2,5–3 м, как показано на рис. 4.

Игровая стойка бадминтониста

Стойка игрока является исходным положением перед выполнением всех ударов. Различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую (рис. 5, а, б, в).

Рис. 3. Техника подачи в бадминтоне

Рис. 4. Тренировка подачи у стены

Рис. 5. Игровая стойка бадминтониста

Высокую игровую стойку, называемую часто основной игровой стойкой, чаще всего используют во время игры (рис. 5, а). Ноги слегка согнуты, плечи параллельно сетке, туловище немного наклонено вперед. Перед выходом на удар проекцию центра тяжести тела переносят на переднюю часть стопы – так легче и быстрее начать движение.

В средней (защитной) стойке ноги согнуты в коленях несколько больше, чем при высокой, тяжесть тела приходится на всю стопу или на ее переднюю часть (рис. 5, б) и используется для отражения нападающего удара противника. Однако игрок, принявший такое положение, будет затрачивать больше времени для выхода на удар.

К низкой стойке обычно прибегают в парной игре – чаще всего спортсмены, находящиеся у сетки, что позволяет им более активно отражать удары (рис. 5, в).

При обучении необходимо следить за тем, чтобы все удары выполнялись с места, не отрывая ног от опоры.

Специальные упражнения бадминтониста

Упражнения в беге

  1. Бег на носках со сменой способов передвижения.
  2. Бег приставными шагами левым и правым боком, выполняя поочередно по 4 приставных шага каждым боком.
  3. Бег со сменой направления через каждые 5–10 м.
  4. Бег с различными видами прыжков через скакалку.
  5. Два беговых шага с выпадом на третьем – 2 раза; затем приставные шаги поочередно левым, правым боком по 4 шага – 4 серии; затем бег спиной вперед – 6 шагов.

Упражнения с ракеткой и воланом

  1. Жонглирование открытой стороной ракетки.
  2. Жонглирование закрытой стороной ракетки.
  3. Жонглирование открытой и закрытой сторонами ракетки.
  4. Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше.
  5. Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше, с выполнением от 1 до 3 круговых вращений левой рукой в плечевом суставе в различных вариантах или приседания с касанием свободной рукой пола каждый раз после удара по волану.
  6. Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки за спиной.
  7. Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки между ногами.
  8. Жонглирование в парах, применяя удары из-за спины и между ногами.
  9. Жонглирование воланом, поочередно ударяя ракеткой за спиной и между ногами.
  10. Игра в парах двумя и тремя воланами.

Возможные ошибки

  • Неправильный хват ракетки;
  • ракетка находится на уровне головы и выше, а не на уровне пояса;
  • слишком высоко поднят локоть;
  • движения ракеткой выполняются очень быстро;
  • игрок не перемещается по площадке, чтобы удобнее расположиться по отношению к волану;
  • жонглирование выполняется на одном месте;
  • у игрока отсутствует чувство расстояния до волана.

Упражнения с теннисным мячом

1. Броски теннисного мяча в парах, постепенно увеличивая силу броска и сокращая дистанцию – от 12 до 7 м.
2. Броски теннисного мяча в сторону от партнера на 1,5–2 м с последующей ловлей одной рукой.
3. Броски двух теннисных мячей поочередно, постепенно уменьшая интервалы между первым и вторым броском.
4. Броски двух теннисных мячей в разные стороны, но не дальше 1–1,5 м от партнера, с указанием и без указания сторон.

При выполнении этих упражнений необходимо внимательно наблюдать за действиями партнера, за летящим мячом, продумывая ответные действия.

Развитие физических качеств у бадминтониста

Упражнения для развития гибкости

Упражнения для развития гибкости у бадминтониста представлены на рис. 6.

Рис. 6. Упражнения для развития гибкости

1. Наклоны туловища вперед, выводя руки за спину вверх.
2. Повороты туловища в наклоне.
3. Наклоны вперед и назад.
4. Коснуться носков из положения лежа.
5. Махи руками.
6. Прогибы туловища назад, стоя у шведской стенки.
7–8. Повороты с вращением и сгибанием кистей. То же с мячом.
9–10. Упражнения на сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине и на животе.
11–12. Вращения в тазобедренном суставе и вращения туловищем.
13. Наклоны туловища в стороны.
14. Пружинистые приседания в выпаде.
15. Выпрыгивания вверх из приседа.
16. Прыжки с поворотами.

Упражнения для развития силы

Упражнения без отягощений

На рис. 7 представлены простейшие упражнения, которые помогут укрепить мышцы рук бадминтониста без использования отягощений.

Рис. 7. Упражнения для развития мышц рук

1. Последовательные и разноименные круговые движения руками в различных плоскостях.
2. Круговые движения руками.
3. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе.
4. Различные движения в лучезапястном суставе с ракеткой.

Упражнения с отягощениями

В качестве отягощения можно использовать гантели весом 1–2 кг или булавы весом 200–500 г (см. рис. 8).

Рис. 8. Упражнения с отягощением

1. Круговые движения во всех плоскостях.
2. Поочередные круговые движения каждой рукой.
3. Круговые движения кистью и движения по «восьмерке».
4. Круговые движения и движения локтевого сустава по «восьмерке».

Упражнения для развития быстроты

1. Имитация техники ударов слева.
2. Имитация техники высоких ударов от сетки с выпадом вперед и возвращение в основную стойку (см.
 рис. 9).

Возможные ошибки

  • Неправильный хват ракетки;
  • ученик смотрит на сетку, а не на волан;
  • ученик не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в игровую стойку после удара;
  • ученик неправильно выполняет выпад вперед.

Рис. 9. Упражнение для развития быстроты

Советы начинающим

  1. Не сжимайте крепко рукоятку ракетки – держите ее естественно, свободно, но достаточно плотно.
  2. Не меняйте способы хвата ракетки – держите ее одним наиболее удобным для себя способом.
  3. На первых этапах обучения не спешите отбивать волан: благодаря равномерно замедленному полету его можно успеть отразить вовремя, следовательно, более точно. Все внимание обращайте на точность ударов по волану, посылая его в заданном направлении и сопровождая взглядом траекторию движения головки волана.
  4. С начала обучения вырабатывайте у себя привычку смотреть на волан, сопровождая его взглядом как в полете, так и в момент встречи его ракеткой. Это позволит выработать точность удара.
  5. В начале обучения обращайте больше внимания на выработку правильной стойки и формирование умения передвигаться по площадке.
  6. Выполняя подачу, не спешите – сосредоточьтесь, правильно выберите вид подачи и проверьте готовность соперника к приему.
  7. При разучивании того или иного удара предварительно отработайте его путем многократного повторения без волана, т.е. имитации техники удара.
  8. Не отчаивайтесь, если у вас не получается какой-нибудь удар: необходимо проявить выдержку. Многократным повторением можно добиться уверенного и точного выполнения любого удара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по бадминтону для 2-11 класс

Программа по бадминтону расчитана для 2-11 классов с учетом физиологических особенностей организма....

Программа по Бадминтону+ КТП

Бадминтон, как спортивная игра, развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своем теле на площадке. Эта игра подвижная, дающая большую нагрузку мног...

Рабочая программа по бадминтону

Рабочая программа по бадминтону...

Авторская программа по бадминтону "Первые шаги в бадминтоне"

Данная авторская разработка уникальна тем, что бадминтон доступен буквально всем. Используя его на уроках, вы помогаете ребёнку улучшить зрение, так как во время игровых заданий учащийся постоянно сле...

Рабочая программа по бадминтону.

Рабочая программа по бадминтону....

Рабочая программа по бадминтону

Программа спортивной секции по бадминтону рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обя...

Программа по бадминтону

Программа по бадминтону...