Технология развития двигательных качеств обучающихся
методическая разработка по физкультуре на тему
На основе прведенных мною исследований была разработана технология развития физических качеств школьников 14-17 лет, основным содержанием которой является определенная последовательность действий учителя и обучающихся: идентификация особенностей телосложения школьников, процедура индивидуально-групповой организации занятий, применение физических нагрузок, адекватных ведущим двигательным качествам, а также оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с типологическими нормативами. Именно эту технологию я предлагаю использовать в формировании жизненно необходимых двигательных качеств и совершенствовании индивидуального физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Житникович Андрей Николаевич
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №15»
Гурьевск, Кемеровская область, Россия
ТЕХНОЛОГИя РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания школьников, однако он часто основан на персонификации технологий, имеющих целью достижение половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных. В связи с этим необходима разработка и реализация новой стратегии в сфере физического воспитания, направленной на
преодоление противоречий между уровнем накопленных медико-биологических и психолого-педагогических знаний, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания, с другой. Основными принципами этой стратегии должны стать адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуально-типологическим особенностям организма и конкретным задачам оптимизации определенных компонентов физического состояния, учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности на основе типологических нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям
и способностям каждого.
Реализация данной стратегии в физическом воспитании школьников осуществляется, в частности, через разработку и внедрение новых технологий физической подготовки, под которыми мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций, процедур.
Результаты исследований многих лет свидетельствует о том, что наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании являются и остаются особенности телосложения и тесно связанная с ними степень проявления физических качеств. Тип телосложения в очень большой мере определяет диапазон физических возможностей. Это и понятно, так как видимые на глаз различия в телосложении являются проявлением глубинных различий в структуре обмена веществ и функциях важнейших физиологических систем организма.
Осознавая имеющуюся у учителей физической культуры потребность в освоении современных инновационных технологий, доктор педагогических наук, профессор В.Д.Сонькин, доктор педагогических наук, профессор В.В.Зайцева, кандидат педагогических наук Г.М.Маслова, кандидат педагогических наук М.В.Бурчик, поставили задачу и разработали научно обоснованную технологию физической подготовки школьников, учитывающую индивидуально-типологические особенности обучающихся [1. С. 31-59].
Они провели экспериментальную проверку такого методического подхода. Результаты показали, что принцип «движение навстречу Природе», полностью оправдал себя в плане повышения двигательной подготовленности обучающихся. Это означает, что дети должны получать такие задания, выполнение которых было бы для них приятным и интересным благодаря совпадению с интуитивным стремлением и биологической ориентацией организма (предрасположенностью). Приросты результатов во всех двигательных тестах оказались в экспериментальных группах примерно в два раза выше, чем в контрольных, которые занимались по-старому. Кроме того у всех обучающихся экспериментальных групп, независимо от их телосложения и режима нагрузки на занятиях, значительно выросла выносливость. А в спортивной науке хорошо известно, что именно выносливость более всего отражает состояние организма, так как для ее проявления нужна слаженная работа всех важнейших функций и систем.
Проведенные педагогические наблюдения показали, что школьники разных типов телосложения по-разному относятся к выполнению определенных двигательных заданий. Так обучающиеся астено-торакального типа телосложения любят медленный, но продолжительный бег. Обучающиеся мышечного типа с удовольствием выполняют скоростно-силовую работу, школьники дигестивного типа беговые легкоатлетические упражнения выполняют с неохотой, зато им нравятся метания и работа с отягощениеми.
В дальнейшем были выявлены наиболее эффективные двигательные режимы для школьников определенного типа телосложения. Наиболее продуктивными для повышения физических возможностей школьников являются комплексы физических упражнений, направленные на совершенствование наиболее развитых для обучающихся определенного типа телосложения, двигательных качеств. Причем объем физических упражнений, направленных на развитие ведущих двигательных качеств, составлял в среднем 60% от общей физической нагрузки. Свидетельством эффективности данного подхода служит наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности и мышечной работоспособности за период исследования, длившегося один учебный год, в тех группах школьников, где физическая подготовка осуществлять с преимуществом развитием наиболее развитых для определенного типа телосложения двигательных качеств.
На основе данных исследований была разработана технология развития физических качеств школьников 14-17 лет, основным содержанием которой является определенная последовательность действий учителя и обучающихся: идентификация особенностей телосложения школьников, процедура индивидуально-групповой организации занятий, применение физических нагрузок, адекватных ведущим двигательным качествам, а также оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с типологическими
нормативами. Именно эту технологию я предлагаю использовать в формировании жизненно необходимых двигательных качеств и совершенствовании индивидуального физического развития.
Целевые ориентации данной технологии заключаются в формировании и развитии обучающихся в соответствии с природными способностями. Концептуальные положения - лица разного типа телосложения имеют различный уровень развития физических качеств и совершенствование двигательных качеств должно строится на основе адекватности средств, методов индивидуальным задаткам занимающихся.
Особенности содержания - занятия с учащимися разного типа телосложения проводятся по двигательным программам с преимущественным воздействием на наиболее развитые физические качества, присущие каждому типу телосложения.
Особенности методики заключаются в применении индивидуально-группового способа проведения занятий или метода круговой тренировки, оценивание физической подготовленности проводится со строгим учетом особенностей телосложения, в соответствии с типологическими стандартами.
При практической реализации предлагаемой технологии я предлагаю последовательное прохождение 3 этапов:
1)дифференциация школьников по типам телосложения;
2)осуществление воздействия физических нагрузок, учитывающихся особенности телосложения обучающихся;
3)оценка физической подготовленности школьника в соответствии с типологическими нормативами.
На первом этапе в рамках уроков физической культуры со школьниками, рекомендую формировать группы в соответствии с особенностями телосложения. Определение типов телосложения следует в соответствии с морфофункциональными характеристиками разных соматотипов на основании классической схемы. Три категории школьников: обучающихся с астено-торакальным, мышечным и дигестивным типами телосложения.
После формирования типологических групп следует второй этап, на котором для реализации технологии физической подготовки, учитывающей особенности телосложения и развития физических качеств, я рекомендую применять индивидуально-групповой способ организации занятий. Каждую группу составляют школьники одного типа телосложения. Под общим руководством учителя работой каждого отделения руководит командир, либо кто-то из наиболее подготовленных обучающихся. Однако учителю необходимо время от времени подходить и к другим отделениям, проверяя их работу. Используется также индивидуальный способ организации урока. И в том и другом случае широко применяется метод круговой тренировки.
На третьем этапе осуществляется процедура оценки физической подготовленности учащихся. Оценка по физическому воспитанию – очень тонкий инструмент, существенно влияющий на психологическое состояние и социальный статус ученика. Несправедливость такой оценки особенно опасна.
В большинстве случаев, выставляя оценку за двигательное задание, учитель ориентируется на «нормативный» результат, что вынуждает его уделять повышенное внимание «отстающим» двигательным качествам ребенка. Соответствующие упражнения для ребенка особенно трудны, т.к. ни его мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке. В некоторых случаях подход дает эффект, но при этом нередко приводит к тому, что ребенок, не обладающий необходимыми биологическими предпосылками для достижения требуемого результата, попадает в стрессовую ситуацию. В конечном счете, уровень его физической подготовленности может даже повыситься, но отвращение к физическим упражнениям сохранится на всю жизнь. Поэтому я считаю, что оценка результатов двигательных тестов на уроке физической культуры должна осуществляться на основе типологически адекватных шкал, учитывающих диапазон реальных возможностей представителей каждого конституционального типа, то есть должна быть дифференцирована.
Для совершенствования процесса управления физической подготовкой школьников рекомендуется использовать индивидуальную карту регистрации результатов обучающихся, в которую ежемесячно нужно заносить данные об их физическом состоянии.
Использование индивидуально-типологического подхода в старших классах желательно в течение всего учебного года или, как минимум, в период первого учебного полугодия. Индивидуально-типологический подход может быть использован как в урочных, так и секционных и самостоятельных занятиях со школьниками.
Таким образом, проведенные исследования при внедрении в учебный план по физической культуре технологии физической подготовки, учитывающей индивидуально-типологические особенности старшеклассников, показали эффективность данной технологии, по сравнению с другими подходами, и возможность воспроизведения данной технологии в образовательных учреждениях другими субъектами.
Дифференцированный подход в развитии двигательных качеств с учетом индивидуально-типологических особенностей организма позволяет совершенствовать систему отбора в различные виды спорта, активизировать и поддерживать уровень здоровья занимающихся.
Библиографический список:
- Сонькин, В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты [Текст:]- М.: Образование от А до Я , 2000 - с.92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица нормативов по возрастным группам (требования к учащимся по развитию двигательных качеств).
Экспресс-тесты (требования к двигательным способностям учащихся 5-9 классы)....
Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников
Материал представляет собой описание педагогического опыта учителя физической культуры по теме "Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников"....
Современный урок. Введение в урок новых упражнений для усовершенствования развития двигательных качеств качеств
Пердлагаю вашему внимаю 3 статьи,которые,надеюсь,помогут вам разнообразить ваши уроки физ-ры. Мне очень нравится заниматься с детьми-это счастливое истечение обстаятелств,что начало моей карьер...
Программа ШК на развитие двигательных качеств (в старших класса)
Один час в неделю школьного компанента....
«Физическое воспитание обучающихся на основе индивидуализированной методики с учетом развития двигательных качеств при организации круговой тренировки»
Среди факторов, влияющих на уровень физического развития и здоровья учащихся (экологических, биологических, социально-экономических и др.) значительное место занимает существующая система традиц...
3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».
Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «Круговая тренировка как эффективный метод развития двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры»
Цель МАСТЕР-КЛАССА– описание методики применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры как одного из инструментов, обеспечивающих всестороннее развитие двига...