Формы и методы обучения учащихся самостоятельной деятельности на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний: умение видеть проблему - функция знаний
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формы и методы обучения учащихся самостоятельной деятельности на уроках физической культуры»,
«Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний: умение видеть проблему - функция знаний»
Рубинштейн С.Л.
ВВЕДЕНИЕ.
Оценка успеваемости по физической культуре V-IХ классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов, оценка должна стимулировать подростка, интерес к занятиям физической культурой, желанием улучшить собственный результат. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Необходимость расширять физкультурную и спортивную работу и улучшать её организацию по месту жительства и учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет решение воспитательных задач: выработки привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни.
На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи, содействовать формированию у школьников стремления к физическому самосовершенствованию.
Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий. Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматься физическими упражнениями самостоятельно. Этим обусловлено выделение в программе по физической культуре для V-IХ классов раздела « Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью, в жизненных различных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать своё мнение, собственную позицию. Одно дело, когда ученик выполняет заданное ему упражнение под контролем учителя и совсем другое дело - самостоятельные задания.
Схематично обозначим объём умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которые будут использованы во время самостоятельных занятий. Это и общеразвивающие упражнения, они входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств и т.п.; прочие навыки ходьбы и бега; навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами; навыки и умения ходьбы на лыжах, беге на коньках, плавания, выполнения технических приёмов спортивных различных игр и др. Необходимо также овладение навыками страховки товарищей, самостраховки, контроля и самоконтроля, умениями организации условий занятий, выбора необходимых упражнений, их планирование.
Понятие о самостоятельной деятельности. Одна из основных задач физического воспитания в школе -формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач: воспитание у школьников устойчивого интереса к физической культуре, формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня. Большое значение для успеха, деятельности имеет планирование достижения цели по этапам. Необходимость предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. Когда ясна цель, выбраны средства, спланировано их применение, начинается процесс реализации поставленной цели, который в данном случае представляет собой непосредственное выполнение упражнений. Важными составляющими являются оценка результатов и коррекция последующей деятельности.
В дидактике существуют различные подходы при подготовке учащихся к самостоятельным занятиям, например, постепенная отработка отдельных действий самостоятельных занятий и затем объединение их в единое целое. Но часто это не приносит планируемого результата в связи с тем, что не всякая деятельность является суммой отдельных действий.
В другом случае осуществляется целостный подход, но отдельные компоненты выбираются настолько легкими, простыми, что выполнение их не составляет труда. Уже с младшего школьного возраста учащиеся должны получать, определенные знания для самостоятельных занятий, начиная с введения в режим дня утренней гигиенической гимнастики, физкультпауз и физкультминуток во время приготовления уроков и кончая самотренировками, выполнением домашних задании по физической культуре. От класса к классу к учащимся должны предъявляться все возрастающие требования в отношении умения самостоятельно выполнять, подбирать, контролировать, оценивать свои действия.
Навыки и умения самостоятельных занятий, представленные в школьной программе, соответствуют возрастным возможностям учащихся к самостоятельной работе. Другим важным условием является доступность конкретных заданий для каждого школьника. Особое значение в самостоятельной работе приобретает принцип сознательности при её выполнении. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с чёткого немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимых технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки, обязательным компонентом обучения является систематическая проверка даваемых школьникам заданий. Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Главенствующее значение при обучении учащихся навыкам и умениям самостоятельных занятий приобретает объяснение, разъяснение, доведение до сознания школьников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые, видимые результаты. Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл, он должен быть заинтересован в результатах своего труда. Также очень многое зависит от способности учителя подбирать соответствующие индивидуальным возможностям ребе
ёнка упражнения, намечать небольшие промежуточные цели на пути к главной. Тогда достижение промежуточной цели будет поддерживать интерес ребенка к занятиям.
Несколько слов о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельно выполнять, например, утреннюю гимнастику или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством. Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения. Как же их научить этому? Прежде всего, обращая внимание учащихся на оценку таких положений, т.е. когда ученик выполнил упражнения, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это ученика, причём такая работа должна носить систематический характер. Учить думать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая школьникам соответствующие возрасту задания. Например, школьники делают наклоны - следует спросить ребят, какие разновидности наклонов они знают, т.е. учить школьников подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество.
Самостоятельные занятия могут включать в себя различные содержание: выполнение упражнения, направленных на развитие физических качеств, отработка элементов техники двигательных навыков, повторение, совершенствование навыков и умений, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Чтобы самостоятельные занятия были целенаправленными, следует придерживаться требований учебной программы, поскольку в учебной программе представлены те виды самостоятельных занятий, которые уже отработаны в разных школах страны, являются итогам длительной работы, проверены опытом и соответствуют возрастным возможностям учащихся.
Успех в обучении школьников умению самостоятельно заниматься зависит от организации самостоятельных занятий в определенной системе, от соблюдения постепенного, поэтапного усложнения конкретных заданий.
Последовательная работа над усилением инструктивной направленности урока. Важной предпосылкой эффективностью обучения учащихся считаю последовательную работу под усилением инструктивной направленности уроков физической культуры. Для этого используются задания учащихся по оцениванию и комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, по основам знаний правилам страховки и самостраховки, взаимообучения, взаимопомощи и взаимоконтроля. Таким образом, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебного заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнение упражнений в парах , тройках, посменно в шеренгах . Во-вторых, выполнять роль помощников учителя (проведение разминки с группой, организация работы в отделении - 4-6 человек - по развитию физических качеств т.д.). В-третьих, помогать одноклассникам, когда сами юные инструкторы поняли и уже освоили разучиваемые упражнения. В подготовке помощников учителя, командиров отделений, инструкторов используют практические знания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.
Задача: Способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.
задание
1. Выполняя упражнения, вести подсчет вместе с проводящим.
2. Классифицировать ошибки, допущенные инструктором при проведении
упражнения (указать, где они допущены: в объяснении, показе, подаче
команд, в подсчете).
3. Самостоятельно подобрать упражнения и выполнить его с группой.
а) выделять исходное положение;
б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения;
в) решительно вести подсчет.
Задача:
Учить правилам подбора упражнений для общей части разминки.
задание
1. По указанию учителя выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку определенной группы мышц.
2. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.
3. По предварительно полученному заданию подготовить и провести с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений целями разминки и правилам их расположения в комплексе.
Дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков самостоятельности. Приступая к рассмотрению данного вопроса, обратимся к известной истине: нельзя планировать и осуществлять обучение без учета уже усвоенных учащимися заданий, сформировавшихся умений и навыков, накопленного ранее опыта двигательной деятельности. Соблюдая этот принцип, в предлагаемых школьникам заданиях в качестве цели предусматриваю не только те знания и движения, которые ученик может без особого труда освоить или выполнить на основе имеющегося у него двигательного опыта и уровня развития, но и то, что в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате активной двигательной и познавательной поисковой деятельности. Необходимость индивидуального подхода в учёте реальных знаний, умений и навыков учащихся и определение возможностей их перспективного развития в данной деятельности вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Проблема связана с осознанием недостаточности знаний, умений и навыков для удовлетворения возникшей потребности. Осознание проблемы зависит от уровня знаний учащегося, направленности его интереса и подготовленности. А данные показатели обычно индивидуальные, и учителю, использующему такие задания как средство активизации школьников, необходимо это учитывать. Распределение заданий нуждается в чёткой дифференциации. То, что проблемно для одного, может не быть проблемным для другого.
Дифференцированный подход в организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию физических качеств осуществляю за счёт ознакомления школьников с различными приемами дозировки физической нагрузки: в V классе по продолжительности выполнения упражнения или по количеству упражнений в серии исходя из показателей максимального теста; в VI-VIII классах по изменению темпа движений и изменению интервала для отдыха. Показателем контроля за нагрузкой при этом берётся общее самочувствие, желание или нежелание продолжать работу.
Примерные схемы занятий:
1. Под руководством педагога в предложенном мною упражнений определить, максимальный тест силовой подготовки; самостоятельно выполнить упражнение на развитие силы в режиме - 2 серии по половине максимального теста каждая.
2. Определить максимальный тест в одном из предложенных упражнений скоростно-силовой подготовки; подобрать упражнение для определения у себя или у товарища максимальный тест скоростно-силовой подготовки.
Применяемая последовательность заданий позволяет учащихся от индивидуальной самостоятельной работы постепенно переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки.
Формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в ходе самостоятельного выполнения физических упражнений. Самостоятельное планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляются с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. В одном случае предлагаю комплекты заданий, которые выполняют путем варьируемых повторений пробных попыток, анализ ошибок и отбора правильных действий. Качественному выполнению таких заданий-схем способствуют знания цели. В другом случае предлагаю задания, требующие опоры на стандартные элементы, двигательные акты и образцы. Выполнению их способствуют знание назначения результата и получаемое учеником удовлетворение при его достижении.
Примерные задания, выполнению которых способствует знание результата. На этапе начального обучения подобные задания могут планироваться более подробно.
1. Из упора присев перекат назад в положение группировки, перекатом вперед в исходное положение. Все время удерживать колени возле груди, голову назад не отводить. Самооценка - уметь повторить упражнение не менее трех раз подряд. Самоконтроль - трехкратное безошибочное повторение переката является проверочным упражнением.
2. Из положения на спине сесть, подтянув ноги, взявшись за голени, прижать пятки к ягодицам и, подав плечи вперед встать. Самооценка - научиться безошибочно, выполнять упражнение пять раз подряд. Самоконтроль -секрет правильного выполнения в том, что все действия следует одно за другим без остановки.
Путь к выполнению этого упражнения, а вместе с этим и суть планирования, самоорганизации и самоконтроля деятельности для учащихся заключается в закреплении элементов правильного действия и постепенном их объединении в целостном упражнении. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
Средства активизирующие формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Одна из наиболее значимых психологических проблем современной педагогики - проблема организации и руководства учебной деятельностью учащихся. Ряд исследований показал, что продуктивность овладения знаниями, умениями и навыками выше, когда обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьников. Поэтому в стремлении повысить эффективность труда особое внимание обращать на подбор методов и средств, стимулирующих активность учащихся на уроке. На примере организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе занятий физическими упражнениями выделяются основные условия, прежде всего, это чёткая формулировка задания для самостоятельной творческой деятельности учащихся с учётом задач урока.
Все задания классифицируются по основным группам:
1. Теоретическое задание - усвоение знаний, предусмотренных учебной программой.
2. Задания по формированию двигательных умений и навыков.
3. Задания по общей и специальной физической подготовке, укреплению органов и систем, развитию физических качеств.
4. Задания по формированию личностных качеств, развитию системы саморегуляции личности.
Задания для самостоятельного выполнения, как и подбор любого другого средства, необходимо тщательно продумывать, чтобы они максимально способствовали решению основных задач урока. Положим, учащиеся совершенствуются в технике прыжка в длину, значит, одной из задач такого урока может быть организация самостоятельной работы учащихся по совершенствованию в технике прыжка в длину. Но эту задачу можно сформулировать конкретней; доступней пониманию учащихся. Например, развитие скоростно-силовых качеств прыгуна в длину. При этом последовательность заданий от класса к классу становится следующей:
Конкретная постановка задачи, указывающая на характер и цель предстоящей деятельности на уроке, помогает учащимся более точно классифицировать выполняемые на уроке упражнения по их специфической направленности, способствует анализу результатов деятельности при подведении итогов. Содержание заданий усиливает образовательную функцию урока, пополняет запас знаний о специальных и подводящих упражнениях, а это в свою очередь укрепляет базу самостоятельности.
Чтобы повысить эффективность самостоятельной работы учащихся на уроке, необходимо выполнение и других условий. Это и формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию, самоконтроль и, индивидуальный контроль в учёте реальных знаний, умений и навыков с целью определения возможностей их перспективного развития, и обеспечение педагогически целесообразного управления самостоятельной деятельностью учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Снижение физической и эмоциональной активности учащихся в заключительной части урока физической культуры
Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно п...
«Активизация методов обучения и их результативность на уроке физической культуры и во внеурочное время"
Основные методические приёмы на уроках физической культуры и во внеурочное время....
Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету "Физическая культура" (ФГОС ООО)
Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету «Физическая культура» по ФГОС ООО...
«Формы и методы обучения учащихся краеведению»
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков...
Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках физической культуры в 6 классе по теме «Легкая атлетика»
В денной работе можно найти примеры испльзования мультимедийных заданий по предмету физической культуры....
Методы, формы , средства организационной деятельности на уроках физической культуры
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Игровые технологии как формы и методы обучения учащихся на уроках технологии.
Для повышения эффективности обучения учащихся на уроках технологии, максимальной самореализации, открытие восприятия нового опыта, улучшения межличностных отношений учащихся необходимо включение игров...