«Формы и методы обучения учащихся краеведению»
статья по истории на тему
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы обучения краеведению | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыбова Нина Викторовна
учитель истории
МКОУ Копанищенская СОШ Лискинского района Воронежской области
ТЕМА: «Формы и методы обучения учащихся краеведению»
“Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить созданье о былом». В. И. Даль.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, формирует патриотизм, духовность, национальное самосознание.
Школьное краеведение осуществляется учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения.
Реализация принципа обучения и воспитания на местном материале помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно-полезной деятельности.
Этот материал раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Уроки истории, исторического краеведения, внеклассная работа по краеведению проводятся как самостоятельные краеведческие, но часто местные материалы используются по ходу уроков на общероссийские темы.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» историческое краеведение вошло в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования.
В связи с этим, вопросам краеведения уделяется особое место в процессе обучения и воспитания учащихся.
Школьное краеведение осуществляется учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения.
Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Организационные формы историко-краеведческой работы в нашей школе различные.
Изучение материалов краеведения на уроках истории России с включением элементов краеведения и на уроках краеведения, учебные курсы с расширенным изучением предметов гуманитарного цикла, факультативные, предпрофильные и профильные (элективные) курсы в 8—11-х классах. Большое значение имеют внеклассные занятия: работа краеведческого кружка «Богатый затон», научного ученического общества «Лидер», общественно-гуманитарных недель, работа в школьном краеведческом музее, поисковая, экскурсионная, исследовательская деятельность и др.
Изучение краеведческого материала по истории Воронежского края предусматривается на протяжении всего курса Отечественной истории с древнейших времен и до наших дней.
Привлекаются материалы истории края в курс истории Отечества уже с 5 класса, включая сведения о своей семье, своем селе, крае в систему знаний, усваиваемых по основам исторической науки, хотя систематическое изучение исторического и культурно-исторического краеведения в школе предусматривается с 8 класса.
При составлении рабочих программ по истории и краеведения планирование строится так, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс, использования во внеклассной работе у учащихся сложилась определенная система целостных знаний о главных этапах развития родного края, его отличительных особенностях, месте и значений в истории нашей страны.
Можно условно говорить об этапах этих знаний и представить их в следующем виде: история своей семьи, история своей школы, села, история района, история края.
Программа по краеведению уже с 5 класса предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, составление семейного древа и т. д., изучение истории и традиций школы, получение знаний об учителях и выпускниках школы.
Начиная с 6 класса, в курс истории Отечества вводятся сведения об истории нашего села: версии об образовании села, названия населенного пункта, факты жизни известных односельчан, история колхоза «Прогресс» и др. в контексте изучения истории района, истории Воронежского края.
Содержание и методы краеведческой работы соответствуют уровню развития и подготовки учащихся, осуществляется преемственность в краеведческой деятельности учеников от класса к классу как по содержанию, так и по формам.
История нашего края, села очень противоречива, а порой и искажена. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают краеведов к поиску исторической справедливости. К сожалению, уходят из жизни те, кто хранит воспоминания о былом, поэтому краеведческое направление работы – одно из направлений патриотического воспитания в нашей сельской школе. Это - один из способов сохранить хотя бы то, что еще возможно.
Но привлечь учащихся к изучению краеведения можно только используя эффективные формы и методы, которые способны эмоционально воздействовать на учащихся и их отношения к действительности.
Формы и методы, используемые в процессе обучения истории родного края, самые разнообразные. Но основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Краеведение представляет такие возможности довольно широко.
Наиболее распространенная форма - учебно-исследовательская работа учащихся.
Исследовательская работа имеет место как на уроках так и во внеклассной работе.
Так, на уроке-конференции в 8 классе по теме: " Воронеж и Воронежский край в ХУ1-ХУП вв. " учащиеся выступают с сообщениями о версиях происхождения названия города, о его основании и развитии на протяжении ХУ1-ХУП веков, сравнивают г. Воронеж ХУ1-ХУП веков с современным, отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Урок оборудован презентацией, картой Воронежской области, картой схемой современного города, где отмечены границы Воронежа в ХУ1-ХУП веках. В ходе урока учащиеся обращаются к схеме г. Воронежа в XVI в., к рисунку с изображением города в XVII в., нарисованными учащимися.
В 9 классе в качестве практической работы уч-ся поручается составить план изучения темы " Россия в годы интервенции и гражданской войны (1918-1920)".
Учащиеся составляют сложный план, включая местный материал об участии земляков в данных событиях. Это является основой для создания проектов по теме.
Обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война ". Учащиеся получают заранее вопросы и задания, по которым затем проводится беседа, среди них задание подготовить сообщение о военных и трудовых подвигах ваших земляков в годы Великой Отечественной войны, рассказать о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу.
Такое изучение материала, когда учащиеся не только получают готовые сведения, но и ведут самостоятельный поиск краеведческих знаний, наиболее эффективный при изучении курса истории.
Урок исторического краеведения, как и любой другой урок - это творческий процесс. В зависимости от темы, цели урока определяются вопросы, задания, виды работы.
Урок в 10 классе « Воронежский край в период первобытнообщинного строя » позволяет проследить на примере Воронежского края все этапы в развитии человеческого общества, поэтому краеведческий урок по данной теме является уроком, закрепляющим те сведения, которые ученики получили на уроках по истории России.
При введении краеведческого материала в уроки по изучению школьного учебника истории России используются такие виды деятельности: найти «сходство и различие », составить рассказ, выявить общие явления, сравнить уровень развития, установить синхронность и сравнить понятия и другие.
Сопоставление общеисторических и местных событий, явлений проводится с целью установления общего, отличительного и особенного.
Важным средством усвоения исторического материала являются исторические игры, особенно в среднем звене. С этой целью на уроках и во внеурочное время используются викторины, головоломки, составление и решение кроссвордов, учебные игры и т. д.
Решение познавательных задач, содержание которых одновременно базируется на материале истории страны и края, дают положительный эффект.
Но одним из наиболее эффективным в решение данной проблемы, является метод проектов, разработанный на основе исследовательской деятельности учащихся и педагога.
Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, определяются объекты для исследования, виды и методы работы, организуется поисковая работа и осуществляется руководство их работой.
Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия учащегося, но и серьезного педагогического руководства.
Задача педагога- научить учащихся правильно проводить исследование проблемы, научить проводить поиск материалов на заданную тему, знакомиться с источниками, работать в архивах и музеях. А по результатам исследования составлять отчетные материалы о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.
При планировании исследования необходимо серьезное внимание уделять тому, чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний.
Тема краеведческой работы должна соответствовать интересам обучающегося и способствовать развитию личности.
Исследовательскую работу можно представить в различных формах.
Краеведческая работа из класса в класс усложняется. Старшеклассники, выполняя краеведческие задания, вооружаются элементарными умениями и навыками для их выполнения. Учащиеся выполняют как групповые виды работ, так и индивидуальные, учатся записывать воспоминания, брать интервью, работать с документами, читать специальную литературу, выполнять познавательные задания и др.
Так, учащиеся 11 класса работали над исследованием темы « Человек в истории. 20 век », приняли участие во Всероссийском конкурсе. Содержание работы имеет краеведческий характер, в нем прослеживается судьба человека, нашего односельчанина Лапшина А.А., которого коснулись и революционные события, и коллективизация, и репрессии, и Великая Отечественная война... Проводя исследование, учащиеся проследили взаимосвязь истории нашего села, края с историей России, и то, какое место в ней отведено простому человеку, всё это заставило ребят задуматься о прошлом, настоящем и будущем родного края, страны. Работа была отмечена жюри конкурса.
Местный краеведческий материал использован также в исследовательской работе по истории «Исследования о героических страницах истории нашего села». Белякова Н.-автор исследования стала победителем областного конкурса «Юность. Наука. Культура». Работа по данной теме открыла широкие возможности для самостоятельной деятельности учащейся, для поиска, исследования и даже для небольшого открытия.
Проводимая исследовательская работа по теме «Социально-экономическое развитие нашего села» проводилась учащимися в несколько этапов в зависимости от исторического периода с древнейших времен до современности, это позволило юным краеведам от знаний полученных от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений, перейти к глубоким выводам и обобщениям. Результаты своих исследований учащиеся не раз представляли на конференциях ученического научного общества «Лидер», а также на краеведческих чтениях, проводимых Лискинским краеведческим музеем.
Тема Великой Отечественной войны очень актуальна в наше время. И хотя по историческим меркам это событие было не очень давно, белых пятен в жизни нашего села того времени оказалось немало и восполнить их теперь ни так просто, не все материалы сохранились в архивах, очевидцев в настоящее время осталось совсем мало. Но учащиеся проводят большую работу. С результатами своих исследований они выступают на конференциях НОУ «Лидер», принимают участие в конкурсах различного уровня:
Всероссийский конкурс "Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества" (Борисова А.-лауреат).
Областные конкурсы: «Судьба человека в российской истории ХХ века. Человек и малая родина» (Елкина Эльвира-лауреат), конкурс электронных презентаций «Великая Победа» «Выжить и вернуться. Война в судьбе нашего земляка А.А. Лапшина» (Лисицына С.), областной краеведческой конференции по теме «Эхо войны» (Елкин Э.-победитель), районный конкурс «Памяти павших – будьте достойны!»-работа «Мое село в военное лихолетье» (Зароченцева И.), "Война в моей семье" (Шерешев А.). Работа в данном направлении продолжается. Результатом данных исследований стало пополнение материалом экспозиции школьного музея.
Большая исследовательская работа была проведена по теме «Отечественная война 1812 г. и воронежский край». Цыганкова А. стала призером областной краеведческой конференции.
Краеведческая работа, касающаяся духовно-нравственного воспитания учащихся, создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.
Исследование Цыганковой В.(лауреат областного конкурса «Край воронежский православный») по теме «Храм с непростой судьбой» показало историю русской православной церкви на примере нашего храма Николая Угодника.
Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой - находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие.
Так в рамках НОУ «Лидер» в настоящее время ведется исследовательско - поисковая работа по теме «Сталинские репрессии и наше село», собраны документы, свидетельства об односельчанах, подвергавшихся репрессиям.
Подчиняясь учебно-воспитательным задачам школы, внеклассная работа по краеведению направлена также на сбор материала по истории школы, а также на пополнение фондов школьного краеведческого музея. В результате этой работы была завязана переписка с бывшими учителями школы, выпускниками, проводятся встречи со старейшими жителями села.
Кроме того, краеведческий материал используется при проведении предметных недель по истории. Например, посвященных юбилею Петра Первого, борьбе советского народа над фашистской Германией и др., в ходе которых проводятся викторины, конкурсы рефератов, плакатов, решаются головоломки, кроссворды, совершаются экскурсии, организуются встречи с интересными людьми.
Источниками краеведческого обучения являются также экскурсии. Учащиеся школы посещают краеведческие музеи в городе Воронеже, Острогожске, Лисках, в селе Костенки, побывали в Дивногорье, Маяцком городище, знают все исторические места в своем селе и его окрестностях.
Материалы школьного музея используются при проведении экскурсий, в качестве учебно-наглядных пособий на уроках; при организации и проведении конференций; занятий кружков и т.д.
Такая работа дает положительные результаты. Практика показывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание к фактам и явлениям окружающей действительности, помогают выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений, навыков, практического применения полученных знаний в жизни,
Благодаря включению краеведения в учебно-воспитательный процесс вносится элемент живого созерцания. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.
Использованная литература:
Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.
Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1972.
Гаврилко Н. Н. Краеведение — основа воспитания патриотизма http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id,5440
http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm Сетевой альманах Ю.С.
Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.
Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.
Милонов Н.П. Изучение истории области в средней школе. – М., 1968.
Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы обучения информатике
«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам...
Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике
В данной работе дается понятие "мотивация", краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...
Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...
Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии
Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.Слово «интерактив» пришло к на...
«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»
Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....
"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...