«Активизация методов обучения и их результативность на уроке физической культуры и во внеурочное время"
методическая разработка на тему
Основные методические приёмы на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savranskiy.metodicheskaya_razrabotka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 461
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая тема:
«АКТИВИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И
ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НА УРОКЕ
ФИЗКУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Автор-составитель:
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования
Савранский И.А.
Санкт-Петербург 2012 год
Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности, достижения цели наиболее рациональными и экономичными путями.
Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации, требующий выбора оптимального (наиболее эффективного для данных условий) варианта деятельности. Этот принцип имеет прямое отношение и к педагогическому труду, в частности к научной организации учебно-воспитательного процесса. Идея оптимизации деятельности вытекает из известного указания о том, что надо учиться сознательному выбору средств, приёмов и методов, способных при наименьшей затрате сил дать наиболее прочные результаты. Если предложенные упражнения окажутся недоступными для учеников данного возраста или не будут соответствовать имеющемуся времени, то его нельзя считать оптимальным. Непосредственное влияние на развитие принципа оптимизации оказала разработка общей теории управления, которая требует учитывать взаимодействие субъекта и объекта управления, рассматривать в единстве проектирования, организацию, регулирование, обратную связь, корригирование деятельности и анализ результатов. Оптимальность всегда относительна, так как она не даёт идеального, абсолютного решения. Но в то же время оптимальность является шагом на пути к идеальному варианту управления учебным процессом. При оптимальном соответствии задач и содержания обучения возможностям учеников, учителей и имеющимся условиям для обучения эти задачи как бы «резонируют» с личными усилиями учащихся, с общей направленностью их интересов, что обеспечивает более быстрое и эффективное их решение. Из этой закономерности обучения вытекает дидактический принцип доступности – принцип соответствия обучения реальным учебным возможностям школьников. Известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Из данной закономерности вытекает дидактический принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.
Эффективность обучения закономерно зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла своё выражение в дидактическом принципе наглядности. Из закономерностей оптимального управления любой деятельностью известно, что невозможно достичь должного эффекта за отведённое время, если не обеспечена должная мотивация этой деятельности, положительного отношения к ней. На основе этой закономерности необходимо признать равноправным среди названных принципов принцип стимулирования и мотивации положительного отношения школьников к учению.
Эффективность обучения закономерно зависит от выбора оптимального сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля, а также и от наличия оптимальных учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально – психологических и эстетических условия для обучения очень важно существующую систему принципов дополнить принципом оптимизации учебного процесса, который из ряда возможных вариантов учебного процесса требует осознанного набора такого варианта который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся. Только оптимальное, а не одностороннее и чрезмерное использование всех выше названных принципов обучения в совокупности обеспечивает осуществление принципов оптимизации обучения.
В процессе обучения учащиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявили активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить учебную активность учащихся. Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремлённость учащихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у учащихся удовлетворение от уроков физкультуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение и укрепление здоровья учащихся. Заботясь о повышении активности учащихся на уроке, важно управлять этой активностью, подчинять её педагогическим задачам, т.е. стимулировать организованную активность учащихся, строить урок таким образом, чтобы у учащихся не было повода и времени проявлять неорганизованную активность. Чем большее место занимает первый вид активности, тем выше организация урока. При плохой организации урока свыше половины движений, совершаемых учащимися, не совпадают с задачами урока. Организованная двигательная активность школьников определяет моторную плотность урока физкультуры. Достижение высокой моторной плотности урока не должно являться самоцелью для учителей физкультуры. Во-первых, надо исходить из задач урока, повышение двигательной активности школьников не должно идти в ущерб познавательной их активности. Во-вторых, надо учитывать ограниченные физические возможности школьников, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений. Степень активности учащегося на уроке определяется совокупностью социального и биологического фактора. Это создаёт неоднозначную картину проявления школьниками учебной активности, в которой учителю физкультуры требуется разобраться в каждом конкретном случае отдельно. Только тогда можно узнать, чем вызвана пассивность одного ученика и активность другого. Важно знать направленность активности школьника, какие цели он преследует; эгоистические или коллективистические, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повышении активности и воспитывая таким путём трудолюбие, как одно из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных.
Очень важно развивать интересы учащихся к уроку физической культуры, они бывают разными. Это стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами. С учётом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по оформлению интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. В старших классах заметен резкий спад интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом самосознания начинают заботиться о своём престиже и чутко реагировать на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной активности. Снижается и число школьников, желающих заниматься физкультурой в свободное время, это объясняется увеличивающимся разнообразием интересов старших школьников. Интерес к физкультуре сохраняется, если у них имеется цель занятий физическими упражнениями. Однако необходимо, чтобы эта цель сохранялась в течение длительного периода. Поэтому задачей учителя является формирование у школьников целеустремлённости, т.е. стремления достичь отдалённую во времени цель. Целеустремлённость возникает только в том случае, если цель значима для школьников, отвечает его побуждениям и интересам и считается достижимой.
Реальность достижения цели создаёт перспективу личности. В качестве ближайших целей могут выступать: разучивание какого-нибудь элемента сложного упражнения, выполнение упражнения на выносливость и силу. Так в нашей школе эти вопросы решаются поэтапно.
Не секрет, что в спортзал больше стремятся мальчики. Поэтому мы применили новую форму – работу с девочками, учитывая их интересы к танцам и музыке. Уже в начале учебного года все ученики школы знают в каких соревнованиях они примут участие, поэтому перед девочками 6-8 классов также ставится задача принять участие в смотре-конкурсе ритмического танца и в спортивном празднике «А ну-ка, девушки!», куда также входит конкурс ритмического танца. Соревнования проходят в 3 этапа.
1 этап – соревнования в классах,
2 этап – соревнования по параллелям,
3 этап – встречи победителей конкурсов и праздников.
Таким образом, почти весь год идёт планомерная работа с девочками в группах ритмического танца. Старшие девочки занимаются и шефствуют над младшими. Все соревнования и праздники проходят красочно и интересно. У мальчиков много интересных соревнований: по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, работают группы ОФП и атлетической гимнастики, но всё же заметен спад интересов ребят к занятиям физкультурой.
Поэтому важно развивать интересы учащихся к уроку физкультуры. В качестве промежуточных целей могут выступать: выполнение контрольных нормативов, подготовка к поступлению в ДСШ, овладение упражнением. Конечные отдалённые цели – развитие качества до определённого уровня, выполнение разрядных нормативов, овладение умением плавать. От правильной постановки целей зависит поддержание, а порой и формирование интереса и целеустремлённости школьников в сфере физической культуры. Поддержание интереса к целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и ориентируется ли у них удовлетворенность занятиями физкультурой. У учащихся помимо удовлетворённости уроками имеется ещё и отношение к физической культуре как учебному предмету, которое характеризуется с одной стороны пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на этом предмете можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. В старших классах многие учащиеся, причём как мальчики, так и девочки, ходят на уроки физической культуры, чтобы подвигаться. Этот мотив несколько чаще встречается у школьников положительным отношением к физкультуре, как предмету. Мотивы посещения школьниками уроков физкультуры влияют на учебную активность учащихся на уроках. Надо отметить, что последняя в большей мере зависит от удовлетворённости школьников уроками физкультуры: удовлетворённые проявляют на уроках большую активность, чем неудовлетворённые. Очевидно, наиболее серьёзное значение учителю физкультуры следует придавать удовлетворённости учащихся взаимоотношениями с ним, ведь от этого зависит отношение учащегося к предмету и физическая культура, и пробуждение интереса к физкультуре и спорту, вообще, и авторитет учителя в глазах учащегося. Подход учителя физкультуры к учащимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным, как и оценка их трудолюбия, проявленного учащимся на уроке. Существует много путей и способов повышения активности учащихся: правильная постановка задач на уроке, эмоциональное проведение урока, создание положительного социально-психологического климата на уроке, устранение ненужных пауз и т.д. Эмоциональный фон является важным фактором на уроке. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физкультуры и существует на всём его протяжении. При этом эмоциональный настрой может измениться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащегося, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности. Сама обстановка урока и поведение учителя существенно влияют на его эмоциональность. Эстетика зала, спортивных костюмов учащихся и учителя, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, его собранность, краткость и чёткость его команд и замечаний, бодрость тона его речи настраивают учащихся на мажорный и деловой лад, а также использование игрового и соревновательного методов, разнообразие средств и методов, использование их учителем на работе.
Большое значение для оптимизации учебной деятельности учащихся имеет введение в вводную и другие части урока функциональной музыки, или так называемую, музыку врабатывания. И только вооружив учеников на уроках умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, можно рассчитывать на успех воспитания у питомцев потребности физического совершенствования. Таким образом, каждый урок должен стать определённой ступенью в формировании данной потребности. Формируя у детей умения самостоятельно выполнять упражнения, организовать подвижные и спортивные игры, не следует забывать и о стимулировании детей к таким занятиям со стороны родителей, семьи поскольку самостоятельные занятия дома или по месту жительства учащегося осуществляют по собственной инициативе, руководствуясь своими убеждениями в их необходимости. Большое значение для формирования у школьников устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи, ни школа без семьи, ни семья без участия школы не смогут успешно решать задачи физического воспитания подрастающего поколения. Кстати и массовое развитие физической культуры среди школьников возможно именно там, где родители являются активными участниками физического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
Новые педагогические технологии и современный урок...
Учебный проект «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочное время»
Проект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают допол...
Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Виды работы с одарёнными детьми и результативность этой работы....
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время"
приложение к опыту работы по данной теме...
Создание условий на уроках физической культуры и во внеурочное время для развития мотивации успеха учебно-познавательной деятельности
Выступление на педагогическом совете...
Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...
Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...