Программа внеурочной деятельности учащихся "Русские подвижные игры" 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Русские подвижные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности учащихся "Русские подвижные игры" 5 класс | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Селивановского района
МОУ Волосатовская СОШ
Принято на заседании педагогического совета Протокол от 02.09.2015 № 1 | Согласовано: Протокол от _________№____ Главный специалист, эксперт МУ "ЦБУ и методической работы системы образования" ________ Лебедева О. А. | Утверждено: Директор школы _______________ Н.В.Рябова Приказ от 02.09.2015 № 188-од |
Программа внеурочной деятельности учащихся
"Русские подвижные игры"
(разработано для учащихся 5 класса
срок реализации программы: 1 год)
Программу составил: Анисимов Игорь Александрович учитель физической культуры |
п. Новый Быт
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Русские подвижные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 4 класса. Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. У многих школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией "встраивания" разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часа в год – 5 класс, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Планируемый результат:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- выпускник начальной школы сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Тематический план
№ п/п | Разделы | Теория | Практика |
1 | Игры на взаимодействие между учащимися | 1 | 2 |
2 | Игры, содействующие развитию двигательных качеств | 1 | 2 |
3 | Игры с элементами легкой атлетики | 1 | 8 |
4 | Игры с элементами спортивных игр | 8 | |
5 | Игры с элементами лыжной подготовки | 1 | 6 |
6 | Игры по выбору детей | 4 | |
Всего часов | 4 | 31 | |
Всего часов по программе | 35 |
Календарно - тематическое
планирование учащихся 5 класса
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | |||
план | факт | |||||
Игры на взаимодействие между учащимися. | 3 | |||||
1 | Игра "Кто раньше". | 1 | ||||
2 | Игра "Перебежки". | 1 | ||||
3 | Игра "Прыгающие воробушки". | 1 | ||||
Игры, содействующие развитию двигательных качеств. | 3 | |||||
4 | Игра "Белые медведи". | 1 | ||||
5 | Игра "Удочка". | 1 | ||||
6 | Игра "Перестрелка". | 1 | ||||
Игры с элементами легкой атлетики. | 9 | |||||
7 | Игра "Борьба за мяч". | 1 | ||||
8 | Игра "Мяч ловцу". | 1 | ||||
9 | Игра "Подвижная цель". | 1 | ||||
10 | Игра "К своим флажкам". | 1 | ||||
11 | Игра "Подвижная цель". | 1 | ||||
12 | Веселые старты. | 1 | ||||
13 | Игра "Прыжки по полосам". | 1 | ||||
14 | Игра "Гонка мячей по кругу". | 1 | ||||
15 | Прыжки в длину с прямого разбега. | 1 | ||||
Игры с элементами спортивных игр | 8 | |||||
16 | Игра "Перетягивание через черту". | 1 | ||||
17 | Игра "Снайперы". | 1 | ||||
18 | Бег по линиям. | 1 | ||||
19 | Игра "День и ночь". | 1 | ||||
20 | Пионербол. | 1 | ||||
21 | Эстафета с мячами. | 1 | ||||
22 | Ведение мяча. | 1 | ||||
23 | Игра "Кто точнее". | 1 | ||||
Игры с элементами лыжной подготовки | 7 | |||||
24 | Эстафета 4х50 без лыжных палок. | 1 | ||||
25 | Поворот переступанием. | 1 | ||||
26 | Игра "Два мороза". | 1 | ||||
27 | Подбирание предмета со спуска в низкой стойке. | 1 | ||||
28 | Игра "Заяц без логова". | 1 | ||||
29 | Веселые старты. | 1 | ||||
30 | Игра "Кто дальше уедет". | 1 | ||||
Игры по выбору. | 5 | |||||
31 | Игры по выбору. | 1 | ||||
32 | Игры по выбору. | 1 | ||||
33 | Игры по выбору. | 1 | ||||
34 | Игры по выбору. | 1 | ||||
35 | Игры по выбору. | 1 |
Содержание рабочей программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В данную программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Материально - техническое обеспечение
Стенка гимнастическая |
Козел гимнастический |
Перекладина гимнастическая |
Скамейка гимнастическая |
Гантели |
Маты гимнастические |
Мяч набивной 1 кг |
Скакалка гимнастическая |
Мяч малый (мягкий) |
Обруч гимнастический |
Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой |
Мячи баскетбольные |
Стойки волейбольные универсальные |
Мячи волейбольные |
Мячи футбольные |
Комплект лыж |
Ботинки для лыж ( пара ) |
Коньки |
Стол теннисный |
Сетка теннисная |
Ракетка теннисная (пара) |
Шарики теннисные |
Учебно - методическое обеспечение
1. Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, М.: "Просвещение" 2010
2. В. И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы М.: "Просвещение", 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, М.: Дрофа, 2004
4. А. Ю. Патрикеев. Подвижные игры, - издательство "ВАКО", 2007
5. Учебно - практическое оборудование:
Список литературы для учителя:
1. В. К. Шурухина. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М.: Просвещение, 1980
2. Е. М. Геллер Игры на переменах для школьников1 - 3 класс. М.: ФКиС, 1985
3. Г. А. Воронина. Программа регионального компонента"Основы развития двигательной активности младших школьников" Киров, КИПК и ПРО, 2007
4. Е. М. Минскин. Игры и развлечения в ГПД. М.: Просвещение, 1983
Список литературы для детей и родителей:
1. Г. К. Зайцев. "Твое здоровье" Укрепление организма. Санкт - Петербург. 2006
2. Е. П. Гайдай. "Игры, забавы, развлечения". М.: "АРКТИ" 2000
3. Д. З. Шибакова. "Наука быть здоровым", Челябинск. Книжное издательство. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры".
Представлена программа внеурочной деятельности с использованием подвижных игр для млалших школьников....
Программа внеурочной деятельности по Подвижным играм
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Мир подвижных игр"
Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребенка, всесторонней изической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности потребности в система...
Программа внеурочной деятельности ФГОС Подвижные игры 5-6 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса «Подвижные игры народов России»
Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» ...