Рабочая программа "Оздоровительная аэробика"
рабочая программа по физкультуре по теме

Гедейко Людмила Николаевна

Эта программа разработана для учащихся средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ozdorovitelnaya_aerobika.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА»

Для детей 7 – 17 лет

Срок реализации – 3 года

Автор-составитель: Гедейко Л.Н.

1.   Пояснительная записка

Образовательная программа «Оздоровительная аэробика» по содержанию относится к программам  физкультурно-спортивной направленности.  Уровень данной программы общекультурный, что  предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение   уровня их информированности в определенной образовательной деятельности, повышение двигательной активности обучающихся, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.

Актуальность программы заключается в том, что поскольку аэробика считается одним из оздоровительных видов гимнастики в занятиях имеется возможность весьма широко варьировать нагрузку, что позволяет каждому обучающемуся  строить тренировку по принципу составления и освоения конкретных соревновательных композиций и постепенного расширения двигательного запаса за счет освоения новых элементов.

Педагогическая целесообразность образовательной программы объясняется тем, что  она  рассчитана на широкий круг занимающихся, поэтому каждый в своей возрастной группе сможет решить для себя соответствующие ему задачи. По окончании освоения программы у обучающихся будут сформированы конкретные знания и навыки в данной области, повысятся функциональные возможности организма, появится двигательный опыт и опыт выступления на сцене.


Цель образовательной программы: способствовать формированию устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии.

Задачи образовательной программы:

Обучающие

1. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам  аэробики.

2. Формировать музыкально-двигательные навыки по средствам ритмики и игр.

3. Сформировать систему знаний историко-бытовых и современных танцев.

Развивающие 

1. Совершенствование функциональных возможностей организма.

2. Повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств.

3. Развитие внимания, памяти, мышления.

4. Развитие творческих способностей.

Воспитательные

1. развитие позитивного отношения к движению, привлечение обучающихся к увлекательному миру музыки, аэробики и здорового образа жизни.

2. Воспитывать высокие волевые качества.

3. Формировать морально-этические и эстетические чувства.

4. Воспитывать чувство ответственности и товарищества.

Условия реализации образовательной программы:

- возраст детей – 6-17 лет

- условия набора детей в коллектив - принимаются все желающие при наличии заявления от родителей и медицинского допуска.

-условия формирования групп: разновозрастные. Второй и последующие годы обучения добор в группы  производится по результатам собеседования.

-сроки реализации образовательной программы: 1 год – 144 часа,  2  год – 144 часа,  3 год – 216 часов, 4 год – 216 часов)

Режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа; 2  год  -  2 раза в неделю по 2 часа; 3 год -  3 раза в неделю по 2 часа; 4 год – 3 раза в неделю по 2 часа. При необходимости  назначаются дополнительные занятия (при подготовке к выступлениям и соревнованиям).

Формы организации деятельности детей на занятии: групповые, индивидуально-групповые. В процессе обучения по образовательной программе будут использованы следующие формы организации: лекция, практикум, участие в концертах школы, отбор и участие в соревнованиях района.

-способы проверки результатов освоения образовательной программы: (см. Приложение 1)

-входной контроль (сентябрь);

-текущий контроль (в течение учебного года);

-промежуточный контроль – по изученным темам, разделам (декабрь);

-итоговый контроль (май).

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы:

-сдача контрольных нормативов;

-выступление коллектива на внутришкольных мероприятиях;

-отбор и выступление на районных соревнованиях.


2. Учебно-тематический план и содержание программы

Первый год обучения

№ п/п

Раздел,  тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Формирование группы

6

6

2

Вводное занятие

2

1

1

3

Теоретическая подготовка

13

13

-

4

Общая физическая подготовка

44

6

38

5

Специальная физическая подготовка

47

6

41

6

Музыкально-двигательная подготовка

30

6

24

7

Итоговое занятие

2

-

3

Итого часов:

144

37

107

Раздел 1. Теоретическая подготовка

- история развития и современное состояние  аэробики

- основы музыкальной грамоты

- техника безопасности на занятии

-базовые шаги в аэробике и их терминология

Раздел 2. Общая физическая подготовка

-Строевые упражнения. 

Понятия «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция».

Предварительная и исправительная команды. Повороты на право, налево, кругом, пол-оборота. Расчет.

- Развитие ловкости

Передвижение по ограниченной опоре, «полоса препятствий» с использованием  мячей, матов, скакалок, скамеек. Челночный бег. Выполнение упражнений с закрытыми глазами. Упражнения на равновесие.

- Увеличение подвижности суставов

Для рук: поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные).

Для шеи и туловища: наклоны, повороты головой и туловищем в основной стойке, в стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) с различными положениями рук и движениями руками с изменением и амплитуды движений. Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед, в сторону.

Для ног: сгибание и разгибание стоп, и круговые движения стопой. Полуприседы в быстром и медленном темпе.

- Развитие гибкости

Наклоны вперед, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений - сидя, стоя, без опоры и с опорой, ноги вместе и ноги врозь). Упражнения «рыбка», «кольцо», «бабочка», «лягушка».

- Развитие прыгучести

Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков. Прыжки на 3,4 рейку гимнастической стенки. Поднимание на носки с постепенным увеличением количества раз (на двух ногах, на одной)

- Развитие быстроты

Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки и др. предметы. Прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков (20 прыжков за 10с., за 8с., и т.д.)

- «Оздоровительная» подготовка

Упраженения на осанку, упражнения на дыхание.

Раздел 4. Специальная физическая подготовка

Обучение базовым шагам и соединение их в простые аэробные комбинации. Во втором полугодии добавление к данным комбинациям рук.

1. Базовый шаг (Basic) - основной – (4сч)

2.March-Марш (1-2 сч)

3. Mambo-Мамбо (1-4сч)

4.V-step (1-4сч)

5.А-step (1-4сч)

6. Чачача – (1-2сч)

7. Вальс – (1-2сч)

8. Straddle – (1-4сч)

1. Step-touch- Приставной шаг (1-2сч)

2. Double step-touch-2-приставных шага (1-4сч)

3. Grapevine- (скрестный шаг) - (1-4сч)

Open-step- (1-2сч)

Single curl-одинарный захлест голени назад- (1-2сч)

Single kneep-up- подъем колена- (1-2сч)

Single lift side-отведение ноги в сторону- (1-2сч)

Single lift back-отведение ноги назад- (1-2сч)

Double curl-двойной захлест голени назад одной ногой- (1-4сч)

Double knee-up-два подъемаколена одной ногой- (1-4сч)

Четыре захлеста голени- (1-8сч)

Четыре подъема колена- (1-8сч)

Раздел 5. Музыкально-двигательная подготовка

-определение основных понятий: счет, музыкальный размер, музыкальная фраза, «музыкальный квадрат», ритм, темп, содержание, динамический оттенок и др.

Упражнения на развитие умения слушать и понимать структуру музыкальной фразы, определять темп музыки.

Построение занятия, терминология жестов.

Второй год обучения

№ п/п

Раздел,  тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Теоретическая подготовка

20

20

-

3.

Общая физическая подготовка

59

6

53

4.

Специальная физическая подготовка

60

6

54

5.

Итоговое занятие

3

-

3

Итого часов:

144

33

111

Раздел 1. Теоретическая подготовка

- строение и функции организма человека

- представление о видах физических качеств

- представление об «окраске» упражнения, виды танцев

- первая помощь при травмах

Раздел 2. Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Бег на длинные и короткие дистанции на время и без учета.

- Развитие силы

Для рук: упражнения «Медведи», «тараканы», переступание рук в положение упор лежа, упор лежа сзади, сгибание разгибание рук в упоре лежа

Для туловища: поднимание туловища из положения лежа на спине, поднимание туловища из положения лежа на животе

Для ног: поднимание на носки с увеличением количества раз и изменением темпа, приседания в быстром и равномерном темпе, «гусиный» шаг», «лягушки», «аршинные шаги».

- Развитие гибкости

Наклоны вперед, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений - сидя, стоя, без опоры и с опорой, ноги вместе и ноги врозь). Упражнение «рыбка», «кольцо», «бабочка», «лягушка». Шпагат (правый, левый, поперечный). Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой.

- Развитие прыгучести

Из стойки на рейке гимнастической стенки, лицом к опоре, хватом руками на уровне груди - подъем на носки (на время: за 10с.-15 раз, повторить серию 3-4 раза с интервалом отдыха 1-3мин.)

Пружинный шаг (10-15с.), упражнение «Зайцы».

- Развитие быстроты

Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки, мячи, утяжелители и др., прыжки в длину.

- Развитие координационных способностей

Упражнение «цапля», игры на развитие ловкости, повороты на месте и в движении на одной и двух ногах.

- Оздоровительная подготовка

Упражнения на дыхание, упражнения на развитие осанки, чувства «стержня», упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка

Изучение новых базовых шагов:

  1. Бег (Jog) (1-2 сч)
  2. Pivot turn (1-4сч)
  3. Pendulum (1-2сч)
  4. Мах (Kick)(1-2сч)
  5. Подъем колена (Knee up) – (1-4сч).
  6. Прыжок ноги врозь – ноги вместе (Jumping jack) – (1-4сч)
  7. Выпад (Lunge) – (1-4сч)
  8.  Скип (Skip) – (1-4сч)
  9. Chasse, gallop (1-2сч)
  10. Twist jump (1-2сч)

Во втором полугодии добавляются хореографические связки на полу.

Третий год обучения

№ п/п

Раздел,  тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Теоретическая подготовка

11

11

-

3.

Общая физическая подготовка

100

10

90

4.

Специальная физическая подготовка

100

10

90

5.

Итоговое занятие

3

-

3

Итого часов:

216

32

184

Раздел 1. Теоретическая подготовка

-пропаганда ассоциативного поведения;

-здоровье и здоровый образ жизни (гигиена, правильное питание, соблюдение режима дня)

Раздел 2. Общая физическая подготовка

-Строевые упражнения 

Границы площадки, углы, середина, центр. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.

Построение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками.

- Развитие ловкости

Различные игры на развитие координационных способностей: пятнашки, вышибалы, перестрелка.

- Развитие общей выносливости

Бег на длинные и короткие дистанции.

- Развитие силы

Для рук: Сгибание и разгибание рук в различных упорах, в разном темпе, с преодолением сопротивления партнера, подтягивая в висе лежа с различными хватами.

Для туловища: поднимание ног на гимнастической стенке до горизонтали, поднимание ног из положения лежа, поднимание туловища из положения лежа, ножницы, одновременное поднимание ног и туловища из положения лежа на животе.

Для ног: Выпады вперед, назад, в сторону. Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями слитно, толчком обеими ногами или одной).

- Развитие гибкости

Шпагат (правый, левый, поперечный), шпагат стоя у гимнастической стенки, складки, махи у гимнастической стенки вперед,  в сторону. Упражнения «рыбка», «кольцо», «бабочка», «лягушка».

- Развитие прыгучести

Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах, то же через препятствие (высоту препятствия постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком двумя ногами и с разбега с доставанием предмета (подвешенные кольца, мячи). Прыжки с предметами в руках.

- Развитие быстроты

Игры, эстафеты, бег на время на короткие дистанции.

- Вращательная подготовка

Упражнения и игры на развитие вестибулярного аппарата, прыжки с поворотом, начиная с 90, повороты на 1 и 2 ногах

- «Оздоровительная подготовка»

Упражнения на дыхание, упражнения на осанку, упражнения на выносливость для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка

Разучивание и освоение связок базовых шагов в более сложные комбинации. Формирование навыка выполнения движений под музыкальное сопровождение различного темпа (подбор аэробных фраз под различное музыкальное сопровождение).

Включение в комбинации вращательные движения, перестроения и передвижения по площадке.

Четвертый год обучения

№ п/п

Раздел,  тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Теоретическая подготовка

11

11

-

3.

Общая физическая подготовка

100

10

90

4.

Специальная физическая подготовка

100

10

90

5.

Итоговое занятие

3

-

3

Итого часов:

216

32

184

Раздел 1. Теоретическая подготовка

- понятие о психологической подготовке

Раздел 2.Общая физическая подготовка

- Развитие ловкости

Игры и упражнения на развитие координационных способностей

- Развитие общей выносливости

Кроссы от 500 до 1500 м. Бег с изменением скорости.

- Развитие силы

Для рук: упражнения в парах и с набивными мячами

Для ног: Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах, упорах. Удержание ног в различных положениях (вперед, в сторону и назад).

- Развитие гибкости

Шпагат (правый, левый, поперечный), шпагат стоя у гимнастической стенки, складки, махи у гимнастической стенки вперед,  в сторону. Упражнения «рыбка», «кольцо», «бабочка», «лягушка».

- Развитие прыгучести

Прыжки из глубокого приседа. Прыжки толчком двумя на гимнастическую скамейку и со скамейки (лицом, боком к скамейке). Прыжки толчком двумя ногами, одной ногой, с одной ноги на другую через несколько скамеек. Прыжки в глубину с высоты 30-40см. в темпе, отскок на жесткую опору и на поролон (в одной серии 3-4 прыжка, 5-6 серий, отдых 1мин.).

- Развитие быстроты

Игры, эстафеты, бег на время.

- Оздоровительная подготовка

Упражнения на развитие дыхательной и кардио-респираторной систем, профилактика сколиоза

Раздел 3. Специальная физическая подготовка

Включение в упражнение пирамид и взаимодействий.

3.   Методическое обеспечение образовательной программы (пакет методической продукции, используемый в процессе обучения)

 №

п/п

Раздел или тема программы

Формы

 занятий

 Приемы и методы организации УВП  

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

Лекция

Занятие-игра

Экскурсия

Турнир

Викторина и т.п.

 

По источнику информации: Словесные

Наглядные

Иллюстративные

Практические (тренинг, практикум, лабораторная работа и т.п.)

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проблемный

Исследовательский

 

Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, ТСО, электронные образовательные ресурсы и т.д.

4.  Список литературы

  1. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. - Ростов  н/Д.: Феникс, 2005 - 157с.
  2. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. М.: ”Терра-Спорт, Олимпия-Пресс”, 2001.-64с.
  3. Физическая культура. Программы для общеобразовательных учреждений.1-11 кл./Авт.-сост.А.П.Матвеев, Т.В.Петрова,-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2005.-94с.
  4. Спортивная аэробика в школе: Учебное пособие. - М.: СпортАкадем Пресс, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)

Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...

Рабочая программа по оздоровительной аэробике

Рабочая программа по оздоровительной аэробике для младшего и среднего школьного возраста....

Рабочая программа Аэробика

Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество систем и н...

Электронная презентация к вводному занятию по аэробике "Аэробика на все времена"

Цель занятия :  Вызвать интерес к занятиям аэробикой.Задачи:образовательные:– дать представление об истории развития аэробики, посредством виртуального путешествия в различные исторические эпохи...

Конспект урока "Совершенствование общей физической подготовки по средствам аэробики и степ-аэробики"

Тема: Совершенствование общей физической подготовки по средствам аэробики и степ-аэробики.Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащи...

Степ-аэробика. Знакомство с направлением «степ-аэробика», рассказ о степ-платформе и занятиях на ней. Группа 1 и 2

Степ-аэробика для детей дошкольного возраста«Развитие двигательной активности средствами «Степ-аэробики»»Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – од...