"Использование основ знаний на уроках физкультуры посредством современных образовательных технологий"
статья по физкультуре на тему
Теоретический раздел по физической культуре призван повысить уровень специальной теоретической подготовленности учащихся, способствовать более эффективной практической деятельности в сфере физической культуры, а также формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Корень зла – в малоэффективной методике обучения. Пути решения этой проблемы я нахожу в использовании современных образовательных технологий: информационной, исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Использование основ знаний на уроках физкультуры посредством современных образовательных технологий"
Теоретический раздел по физической культуре призван повысить уровень специальной теоретической подготовленности учащихся, способствовать более эффективной практической деятельности в сфере физической культуры, а также формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Корень зла – в малоэффективной методике обучения. Пути решения этой проблемы я нахожу в использовании современных образовательных технологий: информационной, исследовательской и проектной деятельности.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему.
Какие средства учебного назначения я использую:
- электронная презентация;
- контролирующие компьютерные программы;
- компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Электронная презентация - это логически связанная последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.
В отличие от подготовки домашнего задания в виде написания рефератов и докладов значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. соответствующие комментарии. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.
Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требование к такой системе заключаются в том, что: тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос.
Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Компьютерная программа сама приведет множество примеров, сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов приобщения учащихся к основам знаний в области физической культуры используется мной на уроках, при подготовке домашнего задания, во внеклассной работе, а также при подготовке учащихся к различным интеллектуальным конкурсам: НОУ, «Открытие мира» и т.д.
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать основы знаний в области физической культуры, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся к обучению, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
В течение нескольких лет для расширения основ знаний в области физической культуры я активно применяю на уроках и во внеурочной деятельности технологии информационной, проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Научная новизна моего педагогического опыта заключается в том, что применение современных образовательных технологий информационной и проектной деятельности для расширения основ знаний в области физической культуры предполагает:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- самостоятельность в освоении теоретического и методического разделов учебных дисциплин по физической культуре;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска информации;
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- повышения самооценки учащегося;
- возможности каждому ученику реализовать свой личностный потенциал;
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
В нашей школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику для обучениям основам знаний включены уроки с компьютерной поддержкой. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Пятый год использую на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации. Урок с использованием электронных презентаций и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно- методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. По данному вопросу был изучен материал по использованию ИКТ на уроках. В течение 2009-2010 годов овладела компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило создать систему теоретических уроков с использованием ИКТ на уроках физической культуры. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому на уроке использую демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Проблема создания электронных учебных пособий по физической культуре, к которым относятся и учебные презентации, на сегодняшний день весьма актуальна. Это создаёт условия для получения и активизации теоретических знаний по физической культуре на основе использования электронных презентаций и компьютерных тестов и увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала. Предлагаемые формы приводят к повышению мотивации, росту эмоциональной выразительности урока.
Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Компьютерная программа сама приведет множество примеров, сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку. Выиграет от этого не только учитель, который будет освобожден от проверки тетрадей по физической культуре, кроме того, такая компьютерная программа полезна прежде всего ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт.
Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:
- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
- достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Только использование при автоматизированном контроле действительно хороших продуманных вопросов способно оказать положительное влияние на учебный процесс. Известный педагог-новатор И. Н. Ильин говорил, что учащиеся помнят не ответы, а вопросы и свою реакцию на них – найденное решение.
Используя информационную технологию достигаю следующих целей:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- повысить мотивацию обучения детей к предмету физическая культура;
- обогатить учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчить процесс усвоения материала школьниками;
- возбудить живой интерес к предмету познания; расширить общий кругозор детей;
- увеличить уровень использования наглядности на уроке;
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.
С появлением информационных технологий открылся простор для эффективной проектной, исследовательской, конструкторской и творческой деятельности учащихся.
Для организации работы по физическому воспитанию метод проектов может быть использован как в урочной, так и во внеклассной работе.
Во время уроков из-за временных рамок можно разрабатывать только мини-проекты, как групповые, так и индивидуальные: проектирование комплексов утренней гимнастики, тренировок по развитию физических качеств, самостоятельных упражнений различной функциональной направленности. Такие проекты можно выносить в домашнее задание, а на уроке проводить их презентацию.
Долгосрочные проекты являются хорошей формой для закрепления и расширения знаний по разделу «Основы знаний физкультурной деятельности», а также для организации работы с детьми, имеющими стойкие отклонения в состоянии здоровья и освобождёнными от выполнения физических упражнений.
Во внеклассной работе, используя метод проектов, рекомендуется привлекать учащихся к проектированию спортивных праздников, различных тематических конкурсов, Дней здоровья и других спортивно-массовых мероприятий.
Для проектирования системы физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется разрабатывать социальные проекты. Эта форма проектов требует совместной деятельности не только участников образовательного процесса, но и представителей общественности. Социальные проекты позволяют решить многие проблемы в организации работы по физическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно деятельностного подхода посредством современных образовательных технологий
Современные технологии (на основе материалов курсовой переподготовки)...
Моделирование языковой образовательной среды посредством современных образовательных технологий
Изучение иностранных языков является одним из приоритетных и ресурсоёмких направлений в современном образовании. Каждому педагогу известно, что отсутствие языковой среды является одной из важнейших ...
Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...
Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельно...