Рабочая программа по физической культуре (1-4 классы)
рабочая программа по физкультуре на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с документами:
ü Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09. №373 «Об утверждении и введении а действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
ü Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10. 2009г.в ред. приказов от 26.10 2010г. №1241, от 22. 09.2011г. №2357) .
ü Примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов» авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич М, Просвещение» 2012год.
ü Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (приказ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»).
ü Методическими рекомендациями по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(№01-03/06321 от 24.08.2012)
ü Учебным планом МБОУ СОШ № 92 городского округа город Воронеж на 2014-2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fiz-re_1-4_kl_2014g.docx | 80.16 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 92
Руководитель _____________ ______________________ С.И. Литвинов
Протокол № ___ Приказ по школе № ____
«___» ____________20__ г. «___» ____________20__ г. «___» ____________20__ г.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМС
Протокол № ___
«___» ____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре 1-4 классы
Учитель: Калядина Т.И.
г. Воронеж 2014
Раздел I.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с документами:
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09. №373 «Об утверждении и введении а действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10. 2009г.в ред. приказов от 26.10 2010г. №1241, от 22. 09.2011г. №2357) .
- Примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов» авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич М, Просвещение» 2012год.
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (приказ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»).
- Методическими рекомендациями по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(№01-03/06321 от 24.08.2012)
- Учебным планом МБОУ СОШ № 92 городского округа город Воронеж на 2014-2015 учебный год.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физической культуры на ступени начального общего образования отводится 3 часа в неделю,405 часов за 4 года. Из них в 1 классе 99 часов, во 2-4 классах по 102 часа. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №92 на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена из расчёта 3 часа в неделю (в 1классах 33 учебные недели-99часов, во 2,3классах 34 учебные недели – 102 часа). Так как в 4 классах
1час в неделю отводится на изучение шахмат-68 часов в год. Во 2А, 3А классах - классах со спортивной направленностью, часы на изучение физической культуры увеличены на 1 час в неделю за счёт часов образовательного учреждения - 136 часов в год. В 4 а классе-102часа в год.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью физической культуры является её деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом этапе обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств.
Программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью процесса(спортивный зал спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения(городские, малокомплектные и сельские школы);
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному»,ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной его деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее развитие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы - осознание этого основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе- это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувств красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека – определение его как разумного существа, стремящегося к добру и самоусовершенствованию, пониманию важности и необходимости соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность семьи - признание её как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Раздел II.
Содержание тем учебного курса
Примерное распределение учебного времени
на различные виды программного материала (сетка часов)
при трехразовых занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||||||
Класс | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Пр. матер | Раб. прогр. | Пр. матер | Раб. прогр. | Пр. матер | Раб. прогр. | Пр. матер | Раб. прогр. | ||
1 | Базовая часть | 78 | 45 | 78 | 57 | 78 | 57 | 78 | 38 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков | |||||||
1.2 | Подвижные игры | 18 | 12 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 14 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 17 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 12 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 21 | 16 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 12 |
1.5 | Лыжная подготовка | 21 | - | 21 | - | 21 | - | 21 | - |
2 | Вариативная часть | 24 | 36 | 24 | 45 | 24 | 45 | 24 | 30 |
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||
2.2 | Кроссовая подготовка | 14 | 21 | 21 | 14 | ||||
2.3 | По выбору учителя, учащихся определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||
2.4 | Настольный теннис | ||||||||
2.5 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 22 | 24 | 24 | 16 | ||||
3. | Итого: | 102 | 81 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 68 |
Примерное распределение учебного времени
на различные виды программного материала (сетка часов)
при трехразовых (четырехразовых)занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||||||
Класс | |||||||||
1 | 2А | 3А | 4А | ||||||
Пр. матер | Раб. прогр. | Пр. матер | Раб. прогр. | Пр. матер | Раб. прогр. | Пр. матер | Раб. прогр. | ||
1 | Базовая часть | 78 | 45 | 78 | 57 | 78 | 57 | 78 | 38 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков | |||||||
1.2 | Подвижные игры | 18 | 12 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 14 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 17 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 12 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 21 | 16 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 12 |
1.5 | Лыжная подготовка | 21 | - | 21 | - | 21 | - | 21 | - |
2 | Вариативная часть | 24 | 36 | 24 | 79 | 24 | 79 | 24 | 64 |
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||
2.2 | Кроссовая подготовка | 14 | 21 | 21 | 14 | ||||
2.3 | По выбору учителя, учащихся определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||
2.4 | ОФП | 34 | |||||||
2.5 | Настольный теннис | 34 | 34 | ||||||
2.6 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 22 | 24 | 24 | 16 | ||||
3. | Итого: | 102 | 81 | 102 | 136 | 102 | 136 | 102 | 102 |
Пояснение к таблицам.
На изучение предмета физическая культура в рабочей программе отведено: в1А, Б, В, Г, Д классах-81 час в год( 1четверть-1 урок в неделю, 2 -4 четверти-3 урока в неделю), во 2Б,В, 3Б,В, классах-102 часа в год, в 4Б В классах-68 часов. Во 2А, 3А классах со спортивной направленностью-136 часов в год. В 4 А классе 102 часа в год. Часы лыжной подготовки заменены кроссовой подготовкой. Часы вариативной части направлены на изучение подвижных игр на основе баскетбола.
В классах со спортивной направленностью за счёт компонента образовательного учреждения запланировано по 34 урока физической культуры (из расчёта 1 урок в неделю):во 2А классе - ОФП, в 3А, 4А классах - настольного тенниса.
Тематический годовой план-график распределения учебного материала
(см. приложения 1-7)
Основные изучаемые вопросы
1класс
1.Основы знаний о физической культуре.
Естественные основы.
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
Социально-психологические основы.
Влияние физических упражнений и, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
Приёмы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приёмы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Подвижные игры.
Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики.
Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения.
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия: метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
2.Способы физкультурной деятельности.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры во время прогулок. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
3.Физическое совершенствование.
Лёгкая атлетика.
Ходьба, её разновидности. Бег: обычный, с ускорением, 30м, 60м., с изменением направления, ритма и темпа, в заданном коридоре. Прыжки: на одной ноге, на двух на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Метание: малого мяча в цель, набивного мяча из разных положений, на дальность.
Кроссовая подготовка.
Развитие выносливости. Чередование ходьбы и бега. Бег по пересечённой местности. Равномерный бег до 8 минут.
Гимнастика.
Строевые упражнения: основная стойка, построение в колонну по одному, перестроение по звеньям, на вытянутые в стороны руки. ОРУ: ОРУ без предметов, с обручами, в движении.
Акробатика: группировка, перекаты в группировке, лёжа на животе, из упора стоя на коленях. Равновесие: стойка на носках, на носках на одной ноге на гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи.
Опорный прыжок. Лазание: по гимнастической стенке, канату, перелезание через горку матов, коня.
Подвижные игры.
Подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, на развитие скоростно-силовых способностей.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Броски: снизу на месте, в щит. Ловля мяча на месте. Ловля и передача мяча снизу на месте. Ведение мяча на месте. Эстафеты с мячами. Подвижные игры на развитие координационных способностей.
4.Общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств.
2класс
1.Основы знаний о физической культуре.
Естественные основы.
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
Социально-психологические основы.
Влияние физических упражнений и, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
Приёмы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приёмы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Подвижные игры.
Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики.
Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения.
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия: метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
2.Способы физкультурной деятельности.
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку. Проведение закаливающих процедур. Выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
3.Физическое совершенствование.
Лёгкая атлетика.
ОРУ.Ходьба: разновидности ходьбы, по разметкам, с преодолением препятствий. Бег: с ускорением до 20м, 30м, 60м., челночный, эстафеты. Прыжки: с поворотом на 180 , с места, в длину с разбега в3-5 шагов, в высоту с разбега в 4-5 шагов, с высоты (до 40см).Метание: малого мяча в горизонтальную цель(2 х 2м) с расстояния 4-5м.,набивного мяча, в вертикальную цель(2 х 2м) с расстояния 4-5м, малого мяча на дальность отскока от пола и стены.
Кроссовая подготовка.
Развитие выносливости. Чередование ходьбы и бега. Равномерный бег до 8 минут. Преодоление малых препятствий. Бег по пересечённой местности.
Гимнастика.
Строевые упражнения: размыкание и смыкание приставными шагами,перестроение из колонны по одному в колонну по два, передвижение в колонне по одному по заданным ориентирам. ОРУ: ОРУ без предметов, с гимнастическими палками, в движении. Акробатика: кувырок вперёд, стойка на лопатках согнув ноги, из стойки на лопатках согнув ноги, перекат вперёд в упор присев. Висы: стоя и лёжа, на согнутых руках, подтягивание в висе, спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног. Опорный прыжок. Лазание: по наклонной скамейке, перелезание через коня, перешагивание через набивные мячи.
Подвижные игры.
Подвижные игры на развитие координационных способностей, скоростно-силовых. Эстафеты.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Ловля и передача мяча в движении. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра в мини- баскетбол. Игры, эстафеты с мячом.
2а класс – ОФП
Значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека. Техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи. Организация и проведение соревнований. Оборудование и инвентарь. Роль специального оборудования в повышении эффективности учебного процесса. Комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость ). Развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи. Легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места. Подвижные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол ». Специальные физические упражнения .
4.Общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств.
3класс
1.Основы знаний о физической культуре.
Естественные основы.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц.
Социально-психологические основы.
Современное олимпийское движение. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно-важных навыков различными способами с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений.
Приёмы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Водные процедуры. Овладение приёмами саморегуляции, связанными с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.
Подвижные игры.
Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики.
Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения.
Понятие эстафета. Команды «Старт !», «Финиш!». Понятия о темпе, длительности бега. Влияние бега на здоровье человека. Элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках, метании. Техника безопасности на уроках.
2.Способы физкультурной деятельности.
Освоение комплексов ОРУ для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для совершенствования и закрепления двигательных действий в спортивных играх. Развитие выносливости. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
3.Физическое совершенствование.
Лёгкая атлетика.
ОРУ. Ходьба: с изменением длины и частоты шагов, через препятствия, через несколько препятствий. Бег: с высоким подниманием бедра, в коридоре с максимальной скоростью(60м), на результат(30м, 60м). Встречная эстафета. Прыжки: в длину с места, в длину с разбега (с зоны отталкивания), в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания,с высоты 60см,многоскоки. Метание: малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние, в цель с 4-5 метров, набивного мяча вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние.
Кроссовая подготовка.
Развитие выносливости. Чередование ходьбы и бега. Бег по пересечённой местности. Бег до 9 минут. Преодоление препятствий. Кросс 1 км.
Гимнастика.
Строевые упражнения:выполнение команд»Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!». Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. ОРУ с обручами. Ходьба: по диагонали, противоходом, «змейкой», приставными шагами. Акробатика: Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой, 2-3 кувырка вперёд. Стойка на лопатках. Мост из положения лёжа на спине.Висы: стоя и лёжа, на согнутых руках, подтягивания в висе. Опорный прыжок. Лазание: по наклонной скамейке в упоре лёжа, перелезание через гимнастического коня. Упражнения в равновесии.
Подвижные игры.
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей. Эстафеты с мячами, обручами, скакалками, гимнастическими палками.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Ловля и передача мяча в движении, на месте в треугольниках, квадратах, круге. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом, бегом, с изменением направления, скорости. Броски: в цель (щит), двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол.
3 а класс-класс со спортивной направленностью настольный теннис.
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом. Общая и специальная физическая подготовка. Упражнения для мышц туловища, ног. Специальная гимнастика для пальцев Упражнения с предметами. Специальные упражнения. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу. Упражнения с ракеткой. Способы хвата ракетки. Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены. Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх.Удары.
4класс
1.Основы знаний о физической культуре.
Естественные основы.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц.
Социально-психологические основы.
Современное олимпийское движение. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно-важных навыков различными способами с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений.
Приёмы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Водные процедуры. Овладение приёмами саморегуляции, связанными с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.
Подвижные игры.
Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики.
Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения.
Понятие эстафета. Команды «Старт !», «Финиш!». Понятия о темпе, длительности бега. Влияние бега на здоровье человека. Элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках, метании. Техника безопасности на уроках.
2.Способы физкультурной деятельности.
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение спортивных игр по упрощённым правилам. Оказание доврачебной помощи при мелких ушибах, царапинах, ссадинах, потёртостях.
3.Физическое совершенствование.
Лёгкая атлетика.
ОРУ. Ходьба: с изменением длины и частоты шагов. Бег: с заданным темпом и скоростью, на скорость в заданном коридоре, на скорость(30м, 60м), на результат(30м, 60м). Эстафеты: встречная, круговая. Прыжки: в длину по заданным ориентирам, в длину с разбега на точность приземления, способом «согнув ноги», тройной прыжок с места, в высоту с прямого разбега. Метание: теннисного мяча на дальность, на точность и на заданное расстояние, в цель с расстояния 4-5 метров, бросок набивного мяча, бросок мяча в горизонтальную цель.
Кроссовая подготовка.
Развитие выносливости. Чередование бега и ходьбы. Равномерный бег до 9минут. Бег по пересечённой местности. Кросс 1км.
Гимнастика.
Строевые упражнения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». ОРУ: ОРУ без предметов, с гимнастическими палками, с обручами, с мячами. Акробатика: кувырок вперёд, назад, кувырок назад и перекат, стойка на лопатках,мост с помощью и самостоятельно. Упражнения в равновесии: ходьба по бревну на носках, ходьба большими шагами и выпадами. Висы: завесом, на согнутых руках, согнув ноги. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание ног в висе, подтягивание в висе. Опорный прыжок на горку матов. Вскок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. Лазание по канату в три приёма. Перелезание через препятствие.
Подвижные игры.
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых, координационных способностей. Эстафеты с предметами.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте, в движении, одной рукой от плеча на месте. Ловля и передача мяча в кругу, квадрате. Ведение мяча на месте с высоким отскоком, средним, низким, правой (левой) рукой. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. Тактические действия в защите и нападении. Эстафеты с мячами.
4а класс- класс со спортивной направленностью настольный теннис.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Режим дня. Гигиеническое значение водных процедур. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом.Общая и специальная физическая подготовка. Специальные упражнения. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу. Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Игра одного против двоих. Эстафетный бег с ведением мяча ударами ракеткой вверх. Эстафеты с элементами настольного тенниса. Понятие техники игры. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция. Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх, ударом слева “подрезкой>, мяча вниз, справа “подрезкой” мяча вниз. Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча, прием подачи “подставками”, слева без вращения мяча, “накат” слева против “подставки” без вращения мяча. Сочетание ударов.
Раздел III.
Результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся.
1класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
- уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленных на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- демонстрировать уровень физической подготовленности (см. таблица )
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, кол-во раз | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 9-10 | 7-8 | 5-6 |
Прыжок в длину с места, см | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта, с | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,3-6,1 | 6,9-6,5 | 7,2-7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
2 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного материала учащиеся должныиметь представление:
- о зарождении древних Олимпийских игр;
- о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
- о правилах проведения закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
- уметь:
- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
- вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- выполнять закаливающие водные процедуры(обтирание);
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки:
- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
- демонстрировать уровень физической подготовленности (см. таблица).
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, кол-во раз | 14-16 | 8-13 | 5-7 | 13-15 | 8-12 | 5-7 |
Прыжок в длину с места, см | 143-150 | 128-142 | 119-127 | 136-146 | 118-135 | 108-117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта,с | 6,0-5,8 | 6,7-6,1 | 7,0-6,8 | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,0-6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
3 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного материала учащиеся должны иметь представление:
- о физической культуре и её содержании у народов Древней Руси;
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;
уметь:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
- проводить закаливающие процедуры(обливание под душем);
- составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
- демонстрировать уровень физической подготовленности (см. таблица )
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5 | 4 | 3 | |||
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | 12 | 8 | 5 | |||
Прыжок в длину с места, см | 150-160 | 131-149 | 120-130 | 143-152 | 126-142 | 115-125 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8-5,6 | 6,3-5,9 | 6,6-6,4 | 6,3-6,0 | 6,5-5,9 | 6,8-6,6 |
Бег 1000 м, мин, с | 5,00 | 5,30 | 6,00 | 6,00 | 6.30 | 7,00 |
4 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного материала учащиеся должнызнать и иметь представление:
- о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
- о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
- офизической нагрузке и способах её регулирования;
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
- вести дневник самонаблюдения;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
- оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и потёртостях;
- демонстрировать уровень физической подготовленности (см. таблица )
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | |||
Подтягивание в висе лёжа, согнувшись, кол-во раз | 18 | 15 | 10 | |||
Бег 60 м с высокого старта | 10,0 | 10,8 | 11,0 | 10,3 | 11,0 | 11,5 |
Бег 1000 м, мин, с | 4,30 | 5,00 | 5,30 | 5,00 | 5,40 | 6,30 |
Результаты изучения учебного предмета
- Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления,
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата,
- Формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, человека(физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека(физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.)
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины, массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков технического исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека;
- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- измерять (познавать)индивидуальные показатели физического развития(длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Раздел IV
Учебно-тематический план с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел V
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
- Аптечка
- Лёгкая атлетика:
- Мячи для метания.
- Планка для прыжков в высоту.
- Стойка для прыжков в высоту.
- Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
- Лента финишная.
- Секундомер.
- Рулетка измерительная.
- Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.
3) Гимнастика:
- Козёл гимнастический
- Палка гимнастическая.
- Перекладина гимнастическая (пристеночная)
- Стенка гимнастическая
- Скамейка гимнастическая жёсткая (4м; 2м)
- Коврик гимнастический
- Скакалка.
- Мат гимнастический.
- Кегли.
- Обруч пластиковый детский.
- Канат для лазанья х/б.
- Гимнастический подкидной мостик.
- Канат для перетягивания х/б.
4)Спортивные игры:
- Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные.
- Щиты баскетбольные, сетки.
- Волейбольная стойка универсальная, сетки.
- Стол для игры в настольный теннис.
- Сетка и ракетки для игры в настольный теннис.
Используемая литература
1.Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго
поколения. - М.: Просвещение, 2009.
2.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»,
В.И Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение 2012.
3.Физическая культура. 1-4 классы. В.И.Лях. Учебник для общеобразовательных
организаций. - М.: Просвещение, 2013.
4.Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И .Ляха.
1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвеще-
ние, 2014.
5.Рабочая программа по физической культуре. 1-4 класс. (к УМК В.И. Ляха). - М.: Вако, 2014.
6.Зимние подвижные игры.1-4классы. А.Ю. Патрикеев.- М.: Вако,2009.
7.Журнал «Физическая культура в школе».
8.Подвижные игры в1-4классах, А.Ю. Патрикеев. - М.: Вако, 2007.
9.Настольная книга учителя физкультуры. Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 2009.
10.Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту и олимпийскому движению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.
Данная программа составлена в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...