ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
статья по физкультуре на тему
Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера. Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера. Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.
Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.
1. Низкий старт и стартовый разбег
Начало бега (старт): наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки.
Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35-45 см от стартовой линии (1-1,5 стопы), задняя — 70-85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50°, для задней — 60-80°. Расстояние по ширине между осями колодок 18-20 см.
Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2-3 м назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге.
По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги — в переднюю колодку, и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию.
По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100-130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.
Стартовый разбег выполняется на первых 7-14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании.
Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна — силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.
Низкий старт на вираже. Стартовые колодки располагаются у внешнего края дорожки, что обеспечивает пробегание начала дистанции по прямой, касательной к дуге внутреннего края.
В дальнейшем техника та же, что и в низком старте по прямой.
Методика.
1. Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м.
а) И. П. — встать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища.
Выполнение — падая вперед, начать бег;
б) И. П. — то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же.
2. Научить установке стартовых колодок.
3. Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!»
научить рационально распределять вес тела на ноги и руки.
4. Научить выбеганию со стартовых колодок.
а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;
б) И. П. — упор лежа на согнутых руках. Выполнение — с одновременным выпрямлением
рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди;
в) занять стартовое положение в колодках, поставить руки на расстоянии 60-70 см впереди
от линии старта. Выполнение — выносить маховую ногу коленом к груди с
одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз);
г) занять стартовое положение в колодках, выполнить команду «Внимание!» и, сильно
оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с переходом на бег;
д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м перед стартовой линией.
Занять стартовое положение в колодках, выполнить команду «Внимание!», сильно
оттолкнувшись, послать себя вперед, до падения на маты.
5. Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.
6. Объяснить и показать рациональное размещение колодок при старте на вираже;
7. Старты по виражу с разной скоростью.
Методические указания
При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычного варианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучения выполнять на оптимальной скорости и без команды, а затемпостепенно переходить к групповым стартам с подачей команд.
Основные ошибки:
1. Голова запрокинута назад, т. к. бегун смотрит на финиш, спина прогнута;
2. Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад;
3. Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию.
2. Бег по дистанции
Набрав максимальную скорости, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием. Важную роль играет активный вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться: бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное.
Методика
1. Пробегание с различной скоростью отрезков 40 — 80 м.
2. Специальные упражнения для овладения техникой:
а) бег у гимнастической стенки;
б) работа рук на месте;
в) бег с высоким подниманием бедра;
г) семенящий бег;
д) бег с захлестыванием голени.
3. Бег с ускорением и нарастанием ритма
4. Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40— 60 м.
5. Бег в полную силу 40 — 60 м.
Методические указания
Все беговые упражнения и ускорения выполнять без напряжения, свободно.
Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Одновременное указание ученику на исправление 4 — 5 ошибок не позволит ему устранить и одной.
Основные ошибки:
1. Голова запрокинута назад;
2. Непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела;
3. Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед;
4. Постановка ноги с пятки;
5. Ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед;
6. Носки развернуты наружу;
7. Стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава, нет активного загребания стопой;
8. Подняты плечи, закрепощаются руки;
9. Толчок направлен вверх, а не вперед.
Бег по виражу. Техника бега по виражу отличается от бега по прямой дистанции следующими особенностями:
при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево;
правая рука движется больше внутрь, левая — наружу;
выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона.
Методика
1. Имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь);
2. Бег змейкой, бег по кругу радиусом 10–20 м.
3. Бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60-70 м. Повторить ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража.
4. Бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге (1й и 8й дорожке).
Методические указания
Обратить внимание на необходимость бежать свободно и незакрепощенно, следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной работой правой руки
3. Финиширование
Финиширование — это усилия бегуна на последних метрах дистанции.
Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.
Методика
1. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад;
2. То же, в спокойном и быстром беге;
3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью
Методическое указание: упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.
Основные ошибки:
1. Финиширование прыжком;
2. Остановка сразу после финиша;
3. Ранний наклон туловища.
После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к его совершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/21/picture-101383.jpg)
ИКТ на уроках физической культуры. Специальные упражнения для обучения бега на короткие дистанции
ИКТ на уроках физической культуры.В презентации показана техника высокого и низкого старта..Даны специальные упражнения применяемые легкоатлетами для обучения бега на короткие дистанции....
Методика обучения бегу на короткие дистанции
Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быстрого передвижения чело...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-813652-1473409427.jpg)
Методические рекомендации обучения бегу на короткие дистанции
Рекомендации по бегу на короткие дистанции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-335513-1386063676.jpg)
Обучение бегу на короткие дистанции
Одно из главенствующих мест среди комплекса упражнений в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в дл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-1347009-1631703288.jpg)
конспект открытого занятия по легкой атлетике Техника и методика обучения бега на короткие дистанции
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГОУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПППЫ 3- ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯТема: Техника и методика обучения бега на короткие дистанцииТренер-преп...