Индивидуальный подход к учащимся в урочное и во внеурочное время
материал по физкультуре на тему
Темой своей работы я выбрала: «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся.
Цель моей работы – показать актуальность проблемы индивидуального подхода в обучении.
Самыми главными принципами моей работы я выделила следующие:
· Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
· Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
· Развитие двигательных способностей
· Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта
· Воспитание потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе, тренировке, повышения работоспособности и укрепления здоровья
· Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности
Актуальность и перспективность работы проводимой в данном направлении заключается в том, что борьба за здоровье каждого учащегося нашей школы независимо от уровня его развития и состояния здоровья, является главной задачей моей работы.
«Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз должен стать отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков cтало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и, исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни есть адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность, в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Усвоение опыта должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности.
Чтобы детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики- это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в районных Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении ОРУ. Привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку вместе с родителями.Темой своей работы я выбрала: «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся.
Цель моей работы – показать актуальность проблемы индивидуального подхода в обучении.
Самыми главными принципами моей работы я выделила следующие:
· Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
· Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
· Развитие двигательных способностей
· Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта
· Воспитание потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе, тренировке, повышения работоспособности и укрепления здоровья
· Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности
Актуальность и перспективность работы проводимой в данном направлении заключается в том, что борьба за здоровье каждого учащегося нашей школы независимо от уровня его развития и состояния здоровья, является главной задачей моей работы.
«Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз должен стать отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков cтало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и, исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни есть адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность, в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Усвоение опыта должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности.
Чтобы детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики- это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в районных Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении ОРУ. Привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку вместе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspechatat_mo.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа
«Индивидуальный подход к учащимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»
Гордиенко Лариса Анатольевна
учитель МБОУ Верхнедонской гимназии
Верхнеднского района
Ростовской области.
Ст. Казанская
2015 год.
Содержание:
- Введение
- Технология опыта
- Технология внеклассной работы
- Заключение
1. Введение.
Темой своей работы я выбрала: «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся.
Цель моей работы – показать актуальность проблемы индивидуального подхода в обучении.
Самыми главными принципами моей работы я выделила следующие:
- Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- Развитие двигательных способностей
- Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта
- Воспитание потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе, тренировке, повышения работоспособности и укрепления здоровья
- Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности
Актуальность и перспективность работы проводимой в данном направлении заключается в том, что борьба за здоровье каждого учащегося нашей школы независимо от уровня его развития и состояния здоровья, является главной задачей моей работы.
«Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз должен стать отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков cтало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и, исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни есть адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность, в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Усвоение опыта должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности.
Чтобы детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики- это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в районных Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении ОРУ. Привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку вместе с родителями.
2. Технология опыта.
Получая 5-й класс, в начале учебного года проводим стартовое тестирование, определяя уровень развития двигательных качеств. Результаты тестирования являются точкой отсчета каждого учащегося.
Все последующее зависит от усилий каждого учащегося. Пример: самый сильный во время стартового тестирования показал в прыжках в длину с места результат – 185 см. Самый слабый - в том же тесте – 145 см. Очередное тестирование в конце учебной четверти, т.е. через два месяца. Условия для всех одинаковые, индивидуальный прирост результатов: плюс 5 см к стартовому результату дает основание учителю сделать вывод, что оба учащиеся приложили определенные усилия для улучшения своих показателей и эти усилия оцениваются оценкой «пять».
При этом учитель обязательно учитывает индивидуальные особенности, психологию учащегося. Не секрет, что для определенной группы учащихся известие о предстоящей контрольной является энергетическим стимулятором, а для других - это стресс. И не потому, что они не способны справиться с заданием, просто по субъективным причинам такое известие приводит их в состояние шока. Именно поэтому личностно-ориентированный подход в данном случае играет главенствующую роль. При неудачной попытке выполнения теста, нельзя лишать ребенка возможности повторного выполнения в процессе урока, или на следующем уроке.
При таком способе контроля за уровнем развития двигательных качеств, когда каждый имеет стимул к занятием физическими упражнениями, в конечном итоге подавляющее большинство учащихся к концу обучения выходит на базовый уровень требований Программы.
В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, некоторые дети имеют подготовительную группу и специальную медицинскую группу, не могут подтягиваться из-за слабости мышц и т.д. Я поняла, что движение – потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Моя задача, как учителя физкультуры, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только в школе на уроках, но и дома, привлекая к этому родителей. Процесс обучения, воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности младших школьников. Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности. Чтобы детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
В нашей гимназии обучается 674 учащихся, из них 300 детей имеют различного характера отклонения в состоянии здоровья. Поэтому перед учителем физической культуры всегда ставился и особо актуальным является в настоящее время вопрос сохранения и укрепления здоровья детей посредством совершенствования преподавания своего предмета, оптимизации объема двигательной активности учащихся, как на уроках физической культуры, так и во внеурочных формах занятий.
В начале учебного года детям было объявлено, что в этом учебном году их деятельность будет оцениваться по принципу индивидуального прироста результатов. Чтобы исключить сознательное занижение результатов стартового тестирования, было принято решение следующего характера: За основу взять результаты итогового тестирования за 6-й класс, т.е. показатели стартового тестирования в начале учебного года должны быть не ниже результатов, показанных в конце прошедшего года.
Следующим этапом работы был тщательный анализ индивидуальных возможностей каждого ученика. В результате проведенного анализа класс был условно разделен на группы.
I группа – учащиеся, организм которых восприимчив к естественным физическим нагрузкам, параллельно с увеличением росто-весовых показателей у них без особых усилий происходит увеличение цифровых показателей в выполнении контрольных упражнений – тестов.
II группа – учащиеся, сознательно и планомерно занимающиеся на уроках и готовые к самостоятельным занятьям по заданиям учителя.
III группа – учащиеся с уровнем развития ниже среднего, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья, но по медицинской шкале относящиеся к основной группе.
IV группа – учащиеся с низким уровнем развития, по медицинской шкале отнесенные к подготовительной группе.
Для каждой группы были разработаны определенные рекомендации и доведены до них. Но для того, чтобы не ущемлять самолюбие каждого, рекомендации носили сугубо индивидуальный характер, дети не знали о их распределении на группы.
Первое промежуточное тестирование было намечено на конец первой четверти, но наиболее активные чуть ли не еженедельно просили проверять цифровые показатели по отдельным тестам.
В этом возрасте (7 кл.) учащиеся очень ревниво следят за изменением уровня подготовленности каждого, поэтому самая удобная форма контроля в этот период – это взаимоконтроль.
Была сделана попытка завести карточки самоконтроля, но она почему-то не прижилась, дети часто забывали их дома, т.к. мною постоянно ведется журнал наблюдения и контроля, по которому я могу проследить динамику развития каждого ребенка от пятого класса до выпуска из школы, было решено остановиться на этой форме контроля. Забегая вперед, хочу сказать, что и сейчас, уже в 10-м классе учащиеся обращаются с просьбой показать динамику изменения их результатов.
Первое официальное промежуточное тестирование принесло разочарование. Ожидался резкий скачок показателей, но этого не произошло, и в первый момент наступило разочарование. Но по прошествии определенного времени, тщательного анализа работы и индивидуальных бесед с учащимися прояснилась следующая картина.
I группа (6 чел.) с высоким уровнем развития – 100% повышение показателей.
II группа (9 чел.) средний уровень развития. 5 человек – прирост показателей, 4 человека – топтание на месте.
III группа (5 чел.) уровень развития ниже среднего. 2 человека – прирост результата, 2 – без изменений, 1 – снижение показателей.
IV группа (5 чел.) низкий уровень развития. 1 человек – прирост показателей, 2 – без изменений, 2 – снижение результатов.
В результате индивидуальных собеседований выявлены следующие характерные причины:
1. Для первой группы цифровые показатели прироста необходимо увеличить (повысить стимул).
2. Слабоволие отдельных учащихся не позволило им организовать систематические самостоятельные занятия.
3. Определенные сложности в семье (скандалы, пьянки) не способствуют планомерным занятиям.
4. Неверие в собственные силы и наличие (помимо цифровых показателей) технических оценок, т.к. оценок за качественное выполнение упражнения.
Вот пример рассуждения одного ученика: «Что толку с того, что у меня будет прирост цифровых показателей. На начало года я подтянулся один раз, в течение четверти этот показатель увеличился до пяти и я получил оценку пять. Но это недостаточно, чтобы выполнить подъем переворотом силой на перекладине, следовательно, за это упражнение я получу оценку – 2. Моя гибкость не позволяет мне выполнить «мост» из положения стоя, а за этот период я не смогу так сильно повысить мою гибкость, следовательно, это еще одна двойка. И в итоге снова та же среднеарифметическая «тройка».
По сути рассуждения логичны. Следовательно, чтобы побороть апатию данного типа учащихся, необходимо пересмотреть критерии оценок за техническое исполнение упражнений. Кроме того, условное деление на группы, неизвестное учащимся, нужно использовать во благо. Дети не делят себя на группы по нашим критериям. Зачастую, девочка из обеспеченной семьи имеет лучшую подругу - из неблагополучной. Неблагополучный (по нашим критериям) мальчик, лучший друг отличника. И зачастую такие пары по уровню двигательной подготовленности находятся в полярных группах.
Исходя из данного анализа, были внесены коррективы в планы работы.
1. Скорректированный критерий оценки учащимся с высоким уровнем двигательной подготовленности.
2. Более сильным взять шефство над более слабыми в плане совместных занятий.
3. Устный договор со слабыми учащимися о том, что до достижения ими оптимального уровня развития двигательных качеств главным критерием оценки их двигательной деятельности будет личный прирост показателей в цифровом выражении, а технические действия будут оцениваться по мере их освоения.
Проведенная корректировка принесла определенные положительные результаты.
I группа (7 чел.) повышение показателей и переход одного из II-й группы.
II группа (9 чел.) 7 чел. прирост показателей, 1 чел – без изменений и переход из III группы.
III группа (5 чел.) 4 чел. прирост показателей по большинству тестов и переход одного из IV группы.
IV группа (4 чел.) 3 чел. прирост по основным показателям, отставание, т.е. наиболее замедленный рост по силовым тестам, 1 чел – без изменений – по болезни.
В результате работы с использованием дифференцированного подхода к оценке двигательной деятельности за период с 7-го по 9-й класс получены следующие показатели:
Из 25 учащихся 9-й класс закончили:
Оценка 5 - 15, 4 - 5, 3 - 5.
Конечно, сухие цифры не отражают полной картины той метаморфозы, которая произошла с данным классом, той атмосферы, которая царила на уроке. Дети поверили в себя, у них повысился интерес к занятиям, появилось стремление к освоению более сложных двигательных действий, выполнению уже изученных, освоенных упражнений в более сложной интерпретации, в нестандартной ситуации. У детей появилось стремление к познанию теоретических основ физической культуры.
Наряду с использованием технологии индивидуального обучения с дифференцированной оценкой результатов была предпринята попытка использования на уроках физкультуры технологии полного усвоения. Но выполнить это в полном объеме очень сложно в конкретных условиях нашей гимназии. Главная сложность заключается в том, что в школе, где обучается 674 учащихся всего лишь один спортивный зал (9*18м). Естественно зал перегружен, в нем постоянно занимаются по два класса. Технология полного усвоения предполагает организацию занятий в режиме свободного поиска, а для этого необходимо оборудовать достаточное количество учебных мест. Перегруженность спортивного зала не позволяет этого сделать, поэтому мною используются фрагменты данной педтехнологии, и это также дает определенный положительный результат.
Самым главным достижением следует считать тот факт, что у детей повысился интерес к занятиям физическими упражнениями, как на уроке, так и самостоятельно. Дети смогли на практике убедиться в том, что результат напрямую зависит от систематических занятий физическими упражнениями, и самостоятельные занятия стали логическим продолжением уроков физической культуры.
В современном обществе основную ценность имеют образование, здоровье и такой ресурс, как время. Динамика сегодняшней жизни слишком интенсивна, и часто у современных школьников просто не хватает времени, чтобы обращать внимание на здоровье. Само же образование подчас перегружено обилием информации, и опять же недостаток времени не позволяет сделать основной упор на обучение здоровому образу жизни детей школьного возраста.
3. Технология внеклассной работы.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа составляет важную часть воспитательной работы в современной школе. Одной из главнейших задач своей профессиональной деятельности считаю пропаганду здорового образа жизни. В решении этой задачи незаменимыми помощниками являются родители учащихся. Поэтому, планируя работу на каждый учебный год, большое место я отвожу мероприятиям с их привлечением в качестве как помощников и судей, так и участников. Многие мероприятия в нашей гимназии стали традиционными, проводятся регулярно и собирают всё большее количество участников разного возраста, для которых занятие физической культурой уже вошли в хорошую привычку.
Целями моих внеклассных занятий я определила:
- пропаганда семейных ценностей;
- формирование здорового образа жизни;
- содействие формированию семейных традиций.
Задачами моей внеклассной работы являются:
- посредством физической культуры и спорта воспитать у детей и их родителей стремление к здоровому образу жизни;
- организовать активный досуг семей
Во многих школах, гимназиях, лицеях, в других общеобразовательных учебных заведениях регулярно организуют спортивные праздники и вечера. С уверенностью можно сказать, что они заняли важное место в системе внеклассной физкультурно-спортивной работы.
В проведении этих мероприятий, как правило, кроме специалистов физической культуры участвуют учителя начальных классов, а также сами учащиеся, их родители и приглашённые гости. Обычно одобряет организацию подобных мероприятий и администрация нашей Верхнедонской гимназии, так как они кроме учебно-воспитательных проблем помогают решать и такую важную задачу, как сплочение педагогических и ученических коллективов.
Чаще всего участниками спортивных праздников становятся учащиеся младших классов. Их легче организовать, они более мобильные и непосредственные, их проще сподвигнуть на публичные выступления перед зрителями. Да и контакты между классоводами начальной школы и учителями физической культуры налаживаются быстрее. Но зато по мере взросления школьников они активнее участвуют в непосредственной организации всех мероприятий.
Повышение двигательной активности детей остаётся актуальной проблемой. Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортивным тренировкам является одним из условий их гармоничного физического развития, укрепления здоровья и высоких достижений в спорте. Занятия доступными физическими упражнениями и подвижными играми создают возможности для физического и нравственного воспитания, развития и совершенствования психики ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребёнка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны семьи крайне трудно. То же касается вопросов здоровья. Здесь нужно учитывать 2 особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлечённой балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребёнка важно для любого родителя, и поэтому более вероятно, что организация сотрудничества школы и родителей на этой основе будет продуктивней. Отсюда задача – включить родителей школьников в работу школы для совместной реализации планов превращения её в реальное здоровье сберегающее пространство.
За время всего периода моей работы в Верхнедонской гимназии я неоднократно проводила различные внеклассные мероприятия. Сначала я проводила внеклассные мероприятия между детьми, но впоследствии решила включить в качестве участников и родителей детей, что оказалось очень эффективно. Родители и дети очень охотно идут на мои мероприятия. На первые мероприятия приходили только одни и те же родители, но теперь в зале появляются всё новые и новые лица. Что интересно, если родители не могут прийти и участвовать с ребёнком в соревнованиях, то дети приглашают всех своих родственников, соседей и знакомых. Все приглашённые принимают очень активное участие и с радостью помогают команде соперников, если у тех недостаёт участников. Как уже было сказано ранее, предпочтительно я провожу мероприятия с младшими классами, а школьники более старших параллелей очень охотно помогают мне в проведении моих соревнований. По окончанию праздников, уходя из зала, все участники просят проводить такие мероприятия как можно чаще и выражают огромную благодарность, что очень приятно!
Хочу заметить, что в подготовке своих соревнований, я очень тщательно подбираю музыкальное сопровождение. Мною было замечено, что музыка в данном виде деятельности играет огромную роль, задавая настроение, азарт и повышая интерес.
Мой опыт основан на теоретических данных преподаваемого предмета, практической направленности обучения, дифференциации и индивидуализации содержания изучаемого предмета. Ведь физическая культура в школе содействует формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания и умения по физической культуре в собственной жизненной практике. Я считаю, что непременным условием рационально построенного двигательного режима школьников является качественное разнообразие движений, а система физкультурно-оздоровительной работы должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья школьников. Спортивную деятельность младших школьников нацеливаю на освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, приобретение опыта в спортивных соревнованиях. Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Наблюдения показывают, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры я стараюсь использовать игровые и соревновательные методы.
В настоящее время физкультурно-оздоровительную работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования. В результате обучения по ФГОС второго поколения младшие школьники приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека. Выпускники получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол. В процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия; начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Мною уже было проведено большое количество мероприятий, например:
- папа, мама, я – спортивная семья
- вместе с папами
- а ну-ка мамы
- а ну-ка мальчики
- а ну-ка девочки
- весёлый калейдоскоп
- зимние забавы и др.
4. Заключение.
В завершении своего выступления бы хотела вам кратко рассказать о своих планах на будущее. Я хочу провести соревнования между старшеклассниками и педагогическим коллективом. С этим вопросом я уже обращалась к администрации Верхнедонской гимназии. Также в мои планы входит включить группу поддержки с танцами в перерывах между игр. Мы все знаем, что грядут Олимпийские игры. В связи с этим по данной теме мною уже разработан некий лекционный материал, который я даю всем своим ученикам и тесты для 9х классов по этой же теме. В ближайшем будущем я решила включить некоторые вопросы об Олимпийских играх в ход соревнований как смену деятельности и закрепление лекционного материала детьми согласно их возрастной категории. Кроме того и родители смогут узнать что-то новое для себя об истории Олимпийских игр и расширить свой кругозор.
На этом, пожалуй, закончу своё выступление. Всем большое спасибо за внимание и тёплый приём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...
Исследовательская деятельность обучающихся в урочное и во внеурочное время
опыт работы учителя химии...
Индивидуальный подход к учащимся во время внеурочных занятий
Индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работеПовышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной ос...
Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский...
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...