Адаптивный спорт
статья по физкультуре на тему
Ребенок, особенный ребенок, ограниченный возможностями в жизни. Он - хрупкое создание в этом огромном мире, который не всегда может его понять и принять, дать то, что необходимо, реализоваться и в большинстве случаев ставит на него клеймо «не годен, не способен, бесполезен»… И здесь наша задача — задача взрослых — помочь ребенку скомпенсировать и скорректировать его недостатки, помочь интегрироваться в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruk_n.e._tayshet.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивный спорт в системе работы коррекционной школы
Учитель физической культуры
Н.Е. Крук
г. Тайшет, Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа- интернат № 19».
Я работаю в необычной школе и обучаю особенных детей.
Я и они – мы вместе. Я - педагог, они – дети с ограниченными возможностями здоровья, мои ученики. Они все разные. Но, так, же как и обычные дети, стараются добиться успехов в том, что они делают: в учебе, в работе и творчестве. Они так же, как все мы, побеждают и проигрывают, радуются и огорчаются, словом, живут своей жизнью, со всеми горестями и радостями.
Их отличие в том, что они могут просто не понимать того, что другие люди постигают очень быстро. У них нарушение интеллекта и возможности их здоровья ограничены, и жить им, поэтому значительно труднее. Их так и называют сейчас: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ребенок, особенный ребенок, ограниченный возможностями в жизни. Он - хрупкое создание в этом огромном мире, который не всегда может его понять и принять, дать то, что необходимо, реализоваться и в большинстве случаев ставит на него клеймо «не годен, не способен, бесполезен»… И здесь наша задача — задача взрослых — помочь ребенку скомпенсировать и скорректировать его недостатки, помочь интегрироваться в обществе.
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Однако, несмотря на то, что умственная отсталость – явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Физическое воспитание всегда рассматривалось в олигофренопедагогике как одно из главных средств развития детей с нарушениями интеллекта. Поэтому в системе специальной коррекционной школы VIII вида физическое воспитание занимает видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического развития детей с нарушением интеллекта (что само себе очень важно), но и умственного.
Мозговой В.М писал о том, что в процессе физического воспитания дети с нарушением интеллекта получают волевую закалку. Кроме того, у них вырабатываются такие ценные качества личности, как активность, инициатива, быстрота и правильность ориентировки. Сводина В.Н. утверждала, что отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом являются хорошей основой для развития человека.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, обучаются в специальных школах интернатного типа, где ограничен социальный опыт, и общение осуществляется с такими же детьми. Такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними. Возникает ситуация несогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.
Кто работает с детьми данной категории, знает, как трудно научить наших детей бегать, прыгать, играть в футбол, ходить на лыжах. Очень сложно убедить их заниматься, сделать так, чтобы они не потеряли интереса к систематическим занятиям спортом, помочь им победить, и в спорте, и в жизни.
И моей главной задачей как учителя физической культуры используя средства физической культуры и спорта создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему природой.
Поиск новых методов и технологий позволил мне увидеть в Специальном Олимпийском движении наиболее эффективную форму не только занятости детей с ОВЗ во внеурочное время, но и, по сути, безальтернативное средство социальной адаптации и интеграции их в обществе.
На данный момент Специальная Олимпиада, является самым распространенным спортивным движением для детей с ОВЗ. Участие в Олимпиаде доступно для всех категорий детей, имеющих различные нарушения интеллектуального развития.
Величайшая заслуга в организации данного движения американки Юнис Кеннеди Шрайвер. Она и ее коллеги на деле смогли доказать, что только спорт и участие в массовых действиях помогает этим особенным людям почувствовать себя равными со всеми гражданами своей страны, испытать радость победы не столько над соперником, сколько над собственным недугом.
В июле 1968 года в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации.
В 1999 году в нашей стране была зарегистрирована Специальная Олимпиада России, это общероссийская общественная организация помощи инвалидам с проблемами интеллекта, помощи многочисленной и самой незащищенной и обделенной природой людей. Основная цель, заявленная в уставе организации, — содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество людей с умственной отсталостью.
С 2013 года по моей инициативе наша школа-интернат работает по программам Специальной Олимпиады. Мои воспитанники принимают участие в областных соревнованиях по программам Специальной Олимпиады в разных видах спорта.
Каждое выступление становиться для них поистине олимпийским, учащиеся показывают высокие результаты:
Май 2014 год – первое место по мини- футболу в областных соревнованиях в рамках «Специальной Олимпиады России».
Сентябрь 2014год - 2 место в смешанной эстафете в областных соревнованиях по легкой атлетике. Личное первенство; 4 первых места, 3 вторых и 2 третьих места.
Февраль 2015 год - лыжные гонки 2 место в смешанной эстафете в областных соревнованиях. Личное первенство; 2 первых места,2 вторых и 2 третьих места.
Каждая школа стремится иметь спортивные достижения, однако, на мой взгляд, успешное участие воспитанников в соревнованиях различного уровня всего лишь один из показателей развития в школе адаптивного спорта. Работа на спортивный результат не является для меня определяющим критерием. Важна сама личность, сам ребенок, имеющий отклонения в развитии. Одна из психологических характеристик моих подопечных звучит так: “Эмоции уплощены, мало дифференцированы”. Но когда ребята получают медали, а это в их жизни наивысшие достижения, они переживают богатейшую гамму эмоций. Это и гордость - “моя медаль”, и смущение - “на меня все смотрят”, и сожаление, что “все закончилось”. Для ребят это не просто игра, а для меня это не просто работа, – это жизнь, по- своему яркая и неповторимая.
На сегодняшний день в Специальном Олимпийском движении в нашей стране участвуют более 110 тысяч детей и взрослых, и я горда тем, что некоторые из них это мои воспитанники. Они знают, что клятва атлета Специальной Олимпиады гласит: «Позвольте мне победить, но если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!
Участие в Специальной Олимпиаде способствует мотивации на здоровый образ жизни, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья со средой нормального детства.
Список литературы:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития ребёнка. Спб.: Питер, 2006.
- Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы // Спорт для всех. 1999. № 1-2. Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие .
- Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: [метод. пособие] / С. И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Сов. спорт, 2004 (ПИК ВИНИТИ).
- Жбиковский Я. В. Физкультура и спорт как средство социальной интергации и адаптации инвалидов : Автореферат. М.: РГАФК, 1994.
- Рубцова Н.О., Ильина В.А., Ольхова Т.И. Официальные спортивные правила Специального Олимпийского движения: Методическое пособие. - М.: РГУФК, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по адаптивной физкультуре:Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки.
Конспект урока написан для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: ДЦП, спастическая диплегия, самостоятельно передвигающиеся. В разделе урока "Теоретические сведения" используется компью...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Направление и содержание в адаптивной физической культуре и спорте.
Данная статья размещена в сборнике материалов III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проведению зимних Олимпийских игр в г. Сочи. 21 ноября 2013 год....
Адаптивный спорт
Пропоганда адаптивного спорта...
Программа по адаптивному спорту, способ реализации.
Адаптивный парусный спорт - это программа занятий парусным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).Целью программы является формирование у занимающихся положитель...
Адаптивный спорт как средство социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивный спорт как средство социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяУчитель адаптивной физической культуры: Абрамова Елена Юрьевна Государственное бюджетное общеобра...
Открытые тренировки провели для специалистов по адаптивному спорту
В рамках круглого стола по актуальным проблемам в области адаптивной физической культуры и спорта состоялось открытое занятие. Мероприятие прошло на базе коррекционной школы «Надежда» в Юж...