статья Здровье сберегающие технологии
материал по физкультуре на тему
статья Здровье сберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdrove_sberegayushchie_tehnologii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии»
В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимой для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым (Н.К.Смирнов, 2006.). Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учреждениях, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные формы работы.
К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность педагогов и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Медицинский кабинет осуществляет проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического состава, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Ко второй группе относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Реализуются на занятиях физической культуры и секциях на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
К третьей группе относятся экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), которые направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
К четвертой группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители (учебных корпусов), инженерно-технические службы, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом, как сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые делятся на три подгруппы:
- организационно-педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и пр. дезаптационных состояний.
- психолого-педагогические технологии (ППТ) связаны с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают в себя программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне техникума, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу техникума:
- Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) – формирование и укрепление психологического здоровья студентов; повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики);
- Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.
Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии необходимо использовать системно и в комплексе. Предлагаем к рассмотрению базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в техникуме. Она состоит из шести блоков.
1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательных учреждений. Блок включает:
- состояние и содержание учебных корпусов и помещений колледжа в соответствии с гигиеническими нормами;
- оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и должное оснащение медицинского кабинета;
- наличие и должное оснащение студенческой столовой;
- организация качественного питания;
- необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав преподавателей и специалистов.
Ответственность и контроль над реализацией этого блока лежит на администрации колледжа.
2 блок – рациональная организация учебного процесса. Блок включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и вне учебной нагрузки (домашнего задания) на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям студентов и прошедших апробацию;
- введение любых инноваций только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
- рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей организма), работа по индивидуальным программам.
Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.
3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы. Блок включает:
- полноценная и эффективная работа во всех группах здоровья (на уроках занятиях физической культуры, секциях),
- организация ЛФК;
- организация динамических перемен;
- создание условий для работы спортивных секций;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности студентов всех факультетов, позволит повысить адаптивные возможности организма, и значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов.
4 блок – просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает:
- включение образовательных программ, направленных на сохранение и сбережение здоровья;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения здоровья и профилактике вредных привычек;
- проведение «Дней здоровья», праздников;
- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации и студентов.
5 блок – организация системы просветительской и методической работы с преподавателями и специалистами для повышения квалификации работников колледжа. Блок включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по вопросам здоровьесбережения;
- приобретение и использование научно-методической литературы;
- привлечение преподавателей и кураторов к совместному проведению спортивных соревнований.
6 блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Блок включает:
- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушения осанки и зрения;
- регулярный анализ и обсуждение на заседании кафедры физического воспитания и сорта состояния здоровья студентов;
- регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья;
- создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам;
- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья студентов.
Основываясь на предлагаемую модель, каждый коллектив любого образовательного учреждения, может разрабатывать свои технологии по здоровьесбережению подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...
Статья "Использование зджоровье сберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в школе VIII вида!
процесс современной школы.Здоровьесберегающие технологии в образовании в школе 8 вида технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддер...
«Здоровье сберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»
Текст выступления на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»...
Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"
В данной статье раскрывается смысл здоровьесберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как классн...
Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"
В данной статье раскрывается смысл здоровье сберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как классным руково...
Статья "Цветоведение и цветотерапия, как здоровье сберегающая технология в курсе предмета изобразительное искусство"
Цвет является неотъемлемой частью в жизни каждого.Человек не отдает себе отчет, почему, в тот или иной момент он использует цвет, и как он его выбирает. Через цвет мы выражаем свое настроение, мироощу...
статья: Здоровье сберегающие технологии при ведении внеурочной деятельности.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой ст...