статья Здровье сберегающие технологии
материал по физкультуре на тему

Чигвинцева Галина Федоровна

статья Здровье сберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdrove_sberegayushchie_tehnologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии»

     В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

         Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимой для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.

         Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

 Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым (Н.К.Смирнов, 2006.). Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учреждениях, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные формы работы.

 К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность педагогов и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Медицинский кабинет осуществляет проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического состава, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

         Ко второй группе относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Реализуются на занятиях физической культуры и секциях на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

         К третьей группе относятся экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), которые направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

         К четвертой группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители (учебных корпусов), инженерно-технические службы, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом, как сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

 К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые делятся на три подгруппы:

 - организационно-педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и пр. дезаптационных состояний.

- психолого-педагогические технологии (ППТ) связаны с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают в себя программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

 Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне техникума, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу техникума:

  • Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) – формирование и укрепление психологического здоровья студентов; повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики);
  • Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии необходимо использовать системно и в комплексе. Предлагаем к рассмотрению базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в техникуме. Она состоит из шести блоков.

 1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательных учреждений. Блок включает:

 - состояние и содержание учебных корпусов и помещений колледжа в соответствии с гигиеническими нормами;

 - оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем;

 - наличие и должное оснащение медицинского кабинета;

 - наличие и должное оснащение студенческой столовой;

 - организация качественного питания;

 - необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав преподавателей и специалистов.

 Ответственность и контроль над реализацией этого блока лежит на администрации колледжа.

2 блок – рациональная организация учебного процесса. Блок включает:

 - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и вне учебной нагрузки (домашнего задания) на всех этапах обучения;

 - использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям студентов и прошедших апробацию;

 - введение любых инноваций только под контролем специалистов;

 - строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);

 - рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

 - индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей организма), работа по индивидуальным программам.

 Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

 3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы. Блок включает:

 - полноценная и эффективная работа во всех группах здоровья (на уроках занятиях физической культуры, секциях),

 - организация ЛФК;

 - организация динамических перемен;

 - создание условий для работы спортивных секций;

 - регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;

         Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности студентов всех факультетов, позволит повысить адаптивные возможности организма, и значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов.

 4 блок – просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает:

 - включение образовательных программ, направленных на сохранение и сбережение здоровья;

 - лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения здоровья и профилактике вредных привычек;

 - проведение «Дней здоровья», праздников;

 - создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации и студентов.

5 блок – организация системы просветительской и методической работы с преподавателями и специалистами для повышения квалификации работников колледжа. Блок включает:

 - лекции, семинары, консультации, курсы по вопросам здоровьесбережения;

 - приобретение и использование научно-методической литературы;

 - привлечение преподавателей и кураторов к совместному проведению спортивных соревнований.

 6 блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Блок включает:

 - использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушения осанки и зрения;

 - регулярный анализ и обсуждение на заседании кафедры физического воспитания и сорта состояния здоровья студентов;

 - регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья;

 - создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам;

 - привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья студентов.

         Основываясь на предлагаемую модель, каждый коллектив любого образовательного учреждения, может разрабатывать свои технологии по здоровьесбережению подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"

Статья "Здоровье сберегающие  образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...

Статья "Использование зджоровье сберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в школе VIII вида!

процесс современной школы.Здоровьесберегающие технологии в  образовании в школе 8 вида технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддер...

«Здоровье сберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»

Текст выступления на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровьесберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как  классн...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровье сберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как классным руково...

Статья "Цветоведение и цветотерапия, как здоровье сберегающая технология в курсе предмета изобразительное искусство"

Цвет является неотъемлемой частью в жизни каждого.Человек не отдает себе отчет, почему, в тот или иной момент он использует цвет, и как он его выбирает. Через цвет мы выражаем свое настроение, мироощу...