Основы ЗОЖ
методическая разработка по физкультуре на тему

Девятайкина Раиса Петровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская СОШ» Колопинское отделение

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Доклад

«Основы здорового образа жизни».

Р.П. Девятайкина,

учитель  физической культуры,

первая квалификационная категория

«Когда нет здоровья - молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

 бесполезно богатство  и бессилен разум».

Геродот

Еще в начале 40-х годов ХХ столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован  к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто  отсутствие  болезней: это нечто  положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение  обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист).

Напомним, что определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Будущее за медициной здоровья.

То, что происходит сегодня в России со здоровьем населения, иначе как кризисом не назовешь.  Естественная убыль населения (смертность) превышает рождаемость почти на один  млн. человек в год, или в 1,6 раза. 70% населения живет в неблагоприятных местностях, 50% употребляет несоответствующую санитарным нормам питьевую воду. В последние годы все чаще  отмечаются задержки  в физическом и физическом развитии детей, 80% детей рождаются с различными отклонениями от нормы. При таком развитии событий через пять-семь лет 95% школьников будут страдать хроническими заболеваниями, причем если данная тенденция будет продолжаться, то лишь 54% подростков, которым  сейчас по 16 лет, доживут до пенсионного возраста. По данным А.В. Чоговадзе, из общего количества студентов, поступающих в вузы Российской Федерации, до 30% составляют  лица с ослабленным здоровьем, причем половина их них требует полного освобождения от занятий физкультурой. Итак, статистика убедительно свидетельствует о том, что в жизнь вступает  «больное поколение».

По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Следовательно, наше здоровье – это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов, и эффективная демографическая политика.

Надо освободить человека от необходимости ежедневной погони за куском хлеба. И только тогда мы поймем, что такое «духовная компонента жизни», каков человек на самом деле. Действительно, «человек выше сытости…» если он сыт. А мы внушаем этот девиз людям, забыв предварительно их накормить. А ведь Иисус Христос сказал, что «Безнравственно читать проповеди голодным».

 Государство с его больной экономикой не в состоянии в настоящее время  заботиться о здоровье своих сограждан. Поэтому каждый человек должен знать основные достижения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья. Больших успехов в этих направлениях достигла медицина, испокон веков занимавшаяся вопросами охраны здоровья и лечения болезней.

Но медицина сегодня лечит болезни, а не формирует у народа жизненные установки на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом -  его надо тушить. Врачи только «пожарные», а не «архитекторы – строители здоровья».

Медициной здоровья занимается валеология, родившаяся у нас в России в 80-е годы. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения «здоровья человека». Возникновении валеологии – «…это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье».

Валеология представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Можно утверждать, что именно валеология  составляет научную основу здорового образа жизни.

Здоровье и его компоненты.

Из приведенных выше определений понятия «здоровье» очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям  внешней среды и представляет итог взаимодействия  человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия  экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья.

  1. Соматическое (физическое) здоровье,  – текущее время органов, систем органов  человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.
  2. Психическое здоровье  - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
  3. Сексуальное здоровье – комплекс  соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Этот компонент  связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты и в значительной мере определяется  духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (например, закону насыщенной потребности: человек должен ограничивать себя во всем; закону приоритета разума над силой: не применяй  силу там, где можно добиться разумом; и т.п.).

 Могут быть отдельно выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются: для физического здоровья – я могу; психического здоровья – я хочу; нравственного здоровья – я должен.

Уровень здоровья.

Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека. К сожалению, у многих молодых людей, когда они еще физически и соматически здоровы, нет стремления к сохранению и укреплению здоровья, нет потребности в здоровье. Значительная часть людей  первую половину своей жизни растрачивает здоровье, лишь потом, утратив его,  начинает ощущать  выраженную потребность в нем. Здесь уместно указать, что каждый образованный человек должен если не досконально знать, то хотя бы иметь представление о своем организме, об особенностях строения и функциях различных органов и систем, о своих индивидуально- психологических особенностях личности, о способах и методах коррекции своего состояния, своей физической и умственной работоспособности.

В настоящее время уровень здоровья населения  рассматривается как показатель уровня развития цивилизованного общества, который по рекомендации ВОЗ характеризуется в цивилизованных странах демографическими показателями: рождаемости и смертности (общей, младенческой, детской, материнской), продолжительности жизни, а также показателями  инфекционной заболеваемости, алиментарной дистрофии, числа абортов и т.д.

Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные переходные состояния».

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

  1. Здоровье.
  2. Предболезнь.
  3. Болезнь

Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля – смерть);когда человек выздоравливает, то уровень его здоровья повышается (но, очевидно, человек иногда не достигает совершенного здоровья). Это согласуется с утверждением И.В. Давыдовского о том, что всякое выздоравливание – это новое здоровье.

Особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций».

Когда-то великий Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил – учить, лечить и судить людей. Во всем это  самые престижные и высооплачиваемые профессии, потому что они «возделывают Человека, который творит все богатства мира».

Когда-то Сократ сказал, что «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Быть живым мало - надо быть живым и здоровым. Здоровье как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных, социальных наук. Вопросы здоровья всегда обсуждались всеми религиозными школами мира. По существу - это идеал, к которому мы должны стремиться.

Проблемы питания

Общеизвестно положение, которое гласит: пища должна быть «заработана мышцами». Питание, как никакая другая проблема, - вопрос исключительно индивидуальный, связанный с предпочтениями, вкусами, привычками Нельзя всем рекомендовать одну и ту же диету, например вегетарианство. Истинных вегетарианцев, как и макробиотиков, человеческой популяции около 10%. Но несомненно и то, что человек имел своим предком травоядное существо (обезьяну, которая, кстати будет сказано, свой вегетарианский стол дополняет «лакомством» - гусеницами, червями, ящерицами, бабочками, куколками, жуками, пауками и даже птицами).

     Человек ныне всеяден, но его рацион oптимален лишь в том случае, если он на 70% является вегетарианским и лишь на 30% - мясным и рыбным. Рациональное питание - это не всеобщий стандарт, а индивидуально подобранный пищевой портрет, соответствующий человеческому генотипу (конституции), а не очередной телевизионной рекламе пищевого рациона. Аналогично и с проблемой голодания -только индивидуальный подход. Рассмотрим подробнее эту проблему.

     Питание населения является многофакторной проблемой медицины, экономики, политики и социологии. В причинах возникновения и особенностях развития пресловутых «болезней цивилизации» (аллергозов, расстройств центральной нервной системы и пищеварения, эндокринопатий, а также сопутствующих им инфарктов, инсультов и сахарного диабета) ведущее место принадлежит синдрому частичного голодания (СЧГ). При нем люди страдают и от недоедания, и от переедания, изнуряя нервную систему и защитные функции организма, в которых компенсаторно возникают и похудание, и ожирение.

Здоровье как мера жизни

Гиппократ говорил: «Никто не должен преступать меры: мудрость жизни - знать во всем меру». Воспитание у молодежи чувства меры во всем - эта простая на первый взгляд задача одновременно и самая сложная проблема врачебной педагогики.

     Человека губят любые излишества -  обжорство, переутомление в работе, половая невоздержанность, применение в больших дозах возбуждающих средств. Считают, что чрезмерное употребление кофеина (15 тысяч чашек крепчайшего кофе) привело к преждевременной кончине О. де Бальзака.

От чрезмерного перенапряжения люди заболевают, а потом в поисках облегчения идут на всякие крайности. В Древнем Риме ослабленные и хилые граждане, чтобы окрепнуть, бросались на арену Колизея пить кровь поверженных гладиаторов. Но это им не помогало.

Нельзя бурно расточать себя и пресыщаться - нужно беречь желания и не забывать, что «всякое обладание делает человека инертными (А. Маслоу). Во всем следует проявлять умеренность, сдержанность, но не следовать проповеди средневекового профессора медицины С. Альбикуса: «Нет пищи, кроме мяса; нет напитка, кроме вина; нет радости, кроме женщины».

Известно, что лошади живут тридцать лет, ворон - сто, отдельные особи щук и крокодилов - триста лет, а обитающая в Новой Зеландии в гнездах буревестника ящерица туатара -четыре столетия. Деревья живут еще дольше: секвойи - две тысячи лет; смоковнице, растущей в Гефсиманском саду в Иерусалиме, около трех тысяч лет, баобабу на острове Тенериф - пять тысячелетий (на этом баобабе одновременно можно увидеть и распускающиеся листья, и цветы, и плоды).

Справедливо ли, что «царь природы» - человек - умирает так рано? Люди могут и должны жить дольше! Как недавно сообщалось в печати, в Иране,

в деревне Келючи, проживал некто Сенд-Али. Ему было 195 лет, а он еще работал без очков. В то же время в Боливии жила Макаранже, трудоспособная в свои 203 года.

Известны и другие поразительные примеры. Француз Пьер Дефурнель женился в третий раз в 120 лет. Он имел трех сыновей, рожденных в разных -в XVII, XVIII и XIX веках. Джон и Сарра Ровель из деревушки Страдова (Венгрия) скончались в 1925 году, когда ему было 172 года, а ей - 164. Их сыну в то время исполнилось 116 лет. 95-летняя турчанка Фатима Эдиргер в 1964 г. родила двойню от 127-летнего мужа. Западную (более высокую) вершину Эльбруса впервые покорил болгарский горец Ахия Соттаев, когда ему было 86 лет, а всего он прожил 130.

Говорят, что истинный возраст человека определяет не метрика, не паспортный возраст, а состояние его кровеносных сосудов. Можно одряхлеть и скиснуть в тридцать и быть вполне работоспособным и в сто лет. Сосудов в организме очень много: ими можно опоясать земной шар два с половиной раза. Эти реки жизни пронизывают все наше тело. Через тончайшие их стенки непрестанно идет обмен веществ: в одну сторону - необходимые для тканей кислород, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, в другую - вредные для клеток организма отходы питания и дыхания.

Если сосуды расширены, человеку «износа» нет, если сосуды сужены - шансов на долголетие мало.

Какие же есть у человека враги, которые резко сужают сосуды и этим сокращают сроки жизни?

Первый враг - табак. Во врачебно-педагогической практике встречается немало людей, которые на советы врача бросить курить говорят: «Не могу!» Но когда у них развивается инфаркт миокарда или появляются признаки рака легкого - они бросают курить (увы, нередко уже слишком поздно!). Значит, - могли! Значит, просто ждали, пока «грянет гром». А нужно ли ждать этого? Научные исследования показывают, что 70% курящих легко могут бросить курить, так как у них нет истинной потребности в табаке. Лишь 5-10% курящих нуждаются в помощи врачей.

Если вы выкуриваете в день пачку сигарет (20 штук), то это значит, что пачка сократила вам жизнь на 5 часов. В месяц - это сокращение уже доходит до 150 часов: неделя жизни вами уже прокурена. В год - 12 недель ушло в «небытие», т.е. отнято у вашей жизни три месяца. Курите четыре года - отняли у жизни одни год... Вот и получается - интенсивно курящий не доживает до средней продолжительности 10 - 15 лет. Это статистически достоверный результат. Итак, пусть задумается тот, кто берет в рот сигарету в 15 лет. Он мог бы прожить до 75 лет, но с большой степенью вероятности он уйдет из жизни в 55-60 лет.

     Второй враг - алкоголь. Правда, его малые дозы вначале расширяют сосуды. Выпили рюмку водки сосуды расширились, выпили вторую - сосуды еще больше расширились. Но как только потянулись за третьей, наступает парадоксальная реакция; сосуды уже не расширяются, а, наоборот, резко сужаются.

Другая опасность алкоголя в том, что он выделяется из организма через легкие. А легкие под его влиянием работают хуже обычного: нарушается газообмен - в организме скапливается излишняя углекислота и ощущается нехватка кислорода. Все это ослабляет организм и ведет к его форсированному увяданию, часто - к туберкулезу.

Третья опасность - пожалуй, самая коварная - в привыкании к алкоголю. Дозы растут -жизнь сокращается. У пьющих в три раза чаще, чем у не употребляющих алкоголь, выявляется язвенная болезнь. Алкогольный цирроз печени - самое распространенное заболевание и причина смерти людей трудоспособного возраста. Невропатологи считают алкоголь одной из основных причин атеросклероза сосудов головного мозга с последующим развитием паркинсонизма. Психиатры пишут об алкогольной деградации личности, генетики - об алкогольной деградации личности, генетики - об алкогольно  обусловленных наследственных болезнях. В целом заболеваемость потребляющих алкоголь в два-три раза, а смертность от соматических заболеваний у них в три-пять раз выше, чем у непьющих.

     Алкоголь дезорганизует психический мир личности, приводит к ее деградации. У злоупотребляющих алкоголем со слабым типом высшей нервной деятельности наблюдается ухудшение памяти, стремление использовать в работе лишь старый запас знаний, остановка профессионального роста, обеднение духовной жизни. Развиваются черты психической астении: снижается активность, инициативность, растет эмоциональная неустойчивость. В трезвом состоянии их мучают угрызения совести, временами появляется желание все изменить, но оно быстро угасает. У таких людей развивается безответственность, боязнь всего нового и передового. Их раздражает смелая инициатива и творческая активность товарищей и подчиненных. Развивается зависть и недоброжелательность к окружающим.

У людей с сильным типом высшей нервной деятельности все четче проявляется снижение интеллектуальных запросов, упрямство в достижении поставленных целей, как правило, имеющих антиобщественный характер, растут ложные притязания в зависимости от личных способностей и трудового вклада. Все жизненные цели сводятся к удовлетворению биологических потребностей. Формируется примитивная личность, нередко с антисоциальным поведением. Нравственные чувства - справедливость, любовь к близким, чувство благодарности, патриотизма, долги, представляют для них все более отвлеченные понятия.

     Употребление алкоголя у лиц первой группы приводит к заболеванию алкоголизмом через полтора-два года, у лиц второй группы - через 8-15 лет. При этом неумолимо развивается огрубение психики, смещение фокуса субъективных ценностей с общественных явлений на сугубо эгоистические. Незаметно изменяется жизненная позиция человека, то, что мы называем готовностью к определенной деятельности, в соответствии с определенными условиями, потребностью и ситуацией. Это происходит потому, что под воздействием алкоголя меняется отношение человека к обществу, к близкому окружению, к самому себе. Суть этих изменений - потребительский подход к жизни.

Известно, что у пьяниц снижено чувство долга, которое представляет собой осознанный и устойчивый волевой акт. Привычка всегда плыть по течению становится чертой характера, ущемляя сначала личные интересы, затем коллективные и, наконец, общенародные.

Прямой экономический ущерб от пьянства и алкоголизма огромен. Ущерб наносят народному хозяйству такие последствия пьянства, как снижение и утрата профессиональной пригодности, производительности труда, брак и поломка машин и механизмов, затраты на профилактику и лечение алкоголизма, прогулы и болезни, преждевременная смерть больных алкоголизмом (статистически установлено, что в среднем алкоголики живут на 12 - 15 лет меньше непьющих), автодорожные катастрофы и происшествия, уголовные преступления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии

В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»

Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...

Основы логики и логические основы компьютера

Основы логики и логические основы компьютера....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...