ИКТ на уроке физической культуры
статья по физкультуре по теме
ИКТ на уроках физической культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proverka_i_otsenka_uspevaemosti_uchashchikhsya_5.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ села Бай-Даг Эрзинского кожууна РТ
Статья
на тему:
«Проверка и оценка успеваемости учащихся
5-7 классов на уроках физической культуры»
Выполнила: учитель
физической культуры
МБОУ СОШ с.Бай-Даг
Сат Чочагай Сергеевна
Проверка и оценка успеваемости учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры
Проверка знаний, двигательных умений и навыков – важная составная часть процесса образования школьников в области физической культуры, которая помогает учителю своевременно выяснять степень усвоения учащимися изученного материала и определять, насколько обучение было успешным. В свою очередь, для учеников оценивание успеваемости помогает понять, осознать и исправить допущенные ими ошибки, лучше и быстрее овладеть отдельными темами и разделами учебной программы.
Хорошо известно, что до недавнего времени в педагогическом сообществе активно осуждался вопрос о целесообразности оценивания успеваемости учащихся по дисциплине «физическая культура». Однако с принятием образовательных стандартов второго поколения актуальность его рассмотрения и разрешения отпало. Такое стало возможным благодаря введению в ФГОС требований, определяющих качество образования по основным дисциплинам, составляющим Фундаментальное ядро содержания общего образования. Эти требования распределяются по трем основным уровням: личностные, метапредметные и предметные результаты; личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, приобретаемых в процессе освоения базовых учебных дисциплин.
Метапредметные результаты проявляются в сформированности универсальных компетенций, приобретаемых также в процессе освоения базовых учебных дисциплин. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета «физическая культура».
Вместе с тем введение социально детерминированных требований образовательного стандарта в учебный процесс образовательных организаций заставило создать механизм оценивания качества их выполнения, и таким механизмом сегодня является аттестационный комплекс, включающий в себя планируемые результаты и проверочные задания, с помощью. Которых оценивается достижение этих результатов. Данный комплекс не отменяет ни текущего, ни этапного, ни рубежного оценивания успеваемости учащихся, но позволяет учителям более ориентировано планировать учебный материал, нацеливать его содержание на выполнение требований ФГОС и в первую очередь на получение предметных результатов. При этом большинство специалистов рекомендуют использовать этот комплекс не только при проведении итогов аттестации учащихся по окончании ими каждой ступени образования, но и при аттестации самих образовательных организаций.
Согласно своевременной концепции развития отечественной системы образования, планируемые результаты отрабатываются учителями-предметниками или специалистами, внедряющими в практику свои рабочие предметные программы. Планируемые результаты разрабатываются для оценивания итогов освоения учащимися содержания этих программ и в своей методической основе уточняют и конкретизируют требований стандартов, отвечает специфике соответствующих учебных программ, отражая их целевые установки и содержательное наполнение.
Вместе с тем введение планируемых результатов в практику образования школьников в области физической культуры характеризуется рядом объективных трудностей в их активном использовании учителями физической культуры. Среди причин, вызывающих эти трудности, можно назвать:
- недостаточные владение учителями инновационными методиками и технологиями, обеспечивающими эффективность работы с планируемыми результатами, среди них особо выделяется методика проектной деятельности;
- недостаточный опыт работы учителей в условиях внедрения нового формата образования, определяющего разработку содержания на основе выполнения социально заданных требований и технологий по проверке их достижения;
- отсутствие недостаточного программно-методического сопровождения образовательного процесса, ориентирующего деятельность учителя на повышения качества образования в области физической культуры, современных разработок по планированию, контролю и оцениванию результативности педагогической деятельности.
По указанным причинам большинство учителей предпочитают использовать устоявшиеся подходы к оцениванию успеваемости учащихся по физической культуре, слегка их модернизируя или совершенствуя с учетом специфики рабочей программы, по которой они непосредственно работают.
Исходя их хорошо известных методических рекомендаций, учителю необходимо постоянно уделять внимание регулярной проверке знаний, двигательных умений и навыков, предусматривать для нее достаточно времени и места в поурочных планах и в своей учебной работе.
Основными объектами проверки и оценки успеваемости на уроках физической культуры являются:
- теоретические сведения по физической культуре;
- способы самостоятельной деятельности;
- двигательные умения и навыки, которыми учащиеся овладевают на уроках физической культуры;
- уровень развития основных физических качеств.
Однако основной мишенью проверки успеваемости учащихся по физической культуре для большинства учителей остается оценка овладения школьниками двигательными умениями и навыками. При этом по каждому осваиваемому движению сначала проверяется качества усвоения отдельных его элементов, а в дальнейшем – его выполнение в целом.
По видам движений, имеющим количественные показатели (прыжки, метания и др.), сначала проверяется и оценивается качество усвоения отдельных элементов. Когда упражнение выполняется целиком, например прыжок в высоту, проверка и оценка техники движения проводятся при постепенно повышаемой высоте прыжка. Затем качество выполнения (техника) движения проверяется при определенных количественных показателях, постепенно приближаемых к учебному нормативу. Овладение техникой движения, качественное его выполнение и достижение определенных количественных результатов (выполнение учебных норм) должны быть взаимосвязаны.
Проверяется и оценивается не только учебный материал, изучавшихся на уроках, но и домашнее задание, а также правильность осанки, особенно при выполнении строевых упражнений, гимнастических перестроений, общеразвивающих упражнений, при ходьбе и беге.
От учащихся требуют выполнение учебных норм при отличной или хорошей технике движения и определенного роста результатов в контрольных упражнениях, характеризующих развитие основных физических качеств.
Проверка успеваемости на уроках физической культуры может быть текущей и специальной.
Текущая проверка имеет весьма важное значение в целостном образовательном процессе. Основные требования к текущей проверке – это регулярность и объективность. Проверка осуществляется почти на каждом уроке. Объективность проверки заключается в том, что в процессе ее проведения выявляются подлинные знания, умения и навыки по изучаемому учебному материалу при одинаковых для всех учащихся условиях, но с учетом индивидуальных особенностей детей. Отношение учащихся к занятиям (посещаемость, поведение, наличие спортивного костюма и др.) недолжно влиять на текущую проверку и оценку успеваемости.
Методами текущей проверки являются наблюдение, опрос (вызов), проверочная беседа.
Наблюдение. В начале урока учитель называет фамилии 3-4 учеников, которые подвергаются проверке, и по ходу урока наблюдает за выполнением этими учениками ряда упражнений, делая при этом необходимые записи и замечания в своей тетради. По окончании проверки учитель кратко анализирует работу учащихся и выставляет отметки.
Опрос (вызов). Учитель вызывает ученика из строя и предлагает ему продемонстрировать изученное раннее движение или отдельные его элементы. При этом ученику предлагаются вопросы для выяснения понимания им сути и характерных особенностей данного движения. Метод опроса (вызова) позволяет более полно и тщательно установить степень усвоения учебного материала. В процессе такой проверки учитель поправляет ученика, дает необходимые пояснения, указывает анна допущенные им ошибки. В результате опросе (вызова) проверяется качество выполнения любого движения или отдельных его элементов на каждом этапе обучения.
Проверочная беседа. Данный метод используется по преимуществу для проверки освоения программного материала по разделам «знания о физической культуре» и «способы двигательной (физкультурной) деятельности». В 5-6 минутной беседе учитель задает вопросы 5-6 ученикам (без вызова их из строя) и выявляет, насколько ученики внимательно его слушали, что ионии поняли и усвоили их материала, который изучался на предшествующих уроках, а также проверяет усвоения материала учебников, который изучался школьниками самостоятельно в формате домашнего задания. При неполных или неправильных ответах учитель делает необходимые разъяснения.
Специальная проверка включает в себя предварительную проверку достижений учащихся, контрольную проверку и проверку выполнения учебных норм.
Предварительная проверка достижений учащихся проводится в начале учебного года в основном по тем видам легкой атлетики, по которым предусмотрены учебные нормы (бег, прыжки в высоту, прыжки в длину, метание). Оценки за результаты, показанные в предварительной проверке, не ставятся. Учитель должен лишь отметить в классном журнале (в графе посещаемости), что ученик прошел предварительную проверку достижений, а у себя в рабочей записной книжке (или в электронном журнале) зафиксировать результаты, показанные каждым учеником, а также условия, при которых проверка проводилось.
Результаты предварительной проверки в будущем используются для сравнения с результатами учащихся при сдаче учебных норм.
Контрольная проверка проводится преимущественно по оцениванию результативности учащихся в овладении учебным содержанием программной темы «Гимнастика с основами акробатики». По другим темам, по которым предусмотрены учебные нормы, контрольные проверки не практикуются (например, «легкая атлетика», «лыжные гонки», «плавание»).
В качестве проверочных заданий по гимнастике рекомендуется использовать примерные соединения или законченные комбинации, которые составляют сами ученики, исходя из индивидуальной технической и физической подготовленности.
Проверочные задания для контроля освоенности технических действий из учебной темы «Спортивные игры» учитель формирует сам, используя соответствующий материал, освоенный учениками за текущий и предшествующие годы обучения.
О контрольной проверке учащиеся предупреждается заранее за несколько уроков до нее. На контрольном уроке (перед началом проверки) учитель дает необходимые предварительные пояснения и указания. Затем проводится разминка, учитывающая особенности содержания проверочного задания. Выполнение проверочных заданий в контрольной проверке осуществляется, как правило, поочерёдно, методом опроса. Для объективности процедуры оценивания в отдельных случаях учитель может предложить учащимся несколько попыток целостного выполнения проверочного задания либо отдельных его частей.
По окончании контрольной проверки учитель делает ряд общих замечаний, разъяснений и объявляет результаты проверки.
Проверка выполнения учебных норм. Одним из важных показателей успешного усвоения программы по легкой атлетике является сдача учебных норм физической подготовки, проверки которых проводится в конце обучения по данной учебной теме. Процедуру приема учебных норм рекомендуется проводить, так же как и процедуру предварительной проверки достижений, в стандартных условиях в соответствии с правилами соревнований по легкоатлетическим дисциплинам (бег, прыжки, метание).
Требования к оценке успеваемости. Оценка успеваемости учащихся на уроках физической культуры должна отражать действительный уровень владения знаниями, двигательными умениями и навыками объеме, определенном требованиям ФГОС или непосредственно содержанием планируемых результатов. Важнейшими требованиями к оценке успеваемости являются объективность, справедливость. Только при этом условии оценка может иметь положительную педагогическую ценность.
При выставлении оценки необходимо соблюдать следующие требование:
-индивидуальный подход, когда каждому ученику дается возможность проявить себя в условиях, наиболее отвечающих особенностям его физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья;
- конкретность критериев, когда текущая оценка соотносится с четко сформулированной задачей, поставленной перед учеником;
- гласность оценки, когда осуществляется своевременное информирования ученика об оценке и приводится краткое её разъяснение.
Критерии текущей оценки в баллах. При оценке выполнения техники движение принимается во внимание.
- правильность выполнение движения, его соответствие биомеханическим характеристикам эталонной техники;
- сохранение техники движения при известных количественных показателях (для видов движений, по которым предусмотрены учебные нормы);
- степень сформированности знания и понимания сущности проверяемого движения.
По степени отклонения от правильного выполнения движения условно различают незначительные, значительные и грубые ошибки. Незначительные ошибки – это небольшие отступления от техники движения, отклонения в отдельных деталях (элементах) движения, которые не нарушают структуру самого движения. К значительным ошибкам относиться отклонения в технике, которые несколько изменяют биохимическую структуру самого движения. Грубые ошибки нарушают целостную структуру движения или отдельных его элементов.
Оценка «5» выставляется, если движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно, слитно, с сохранением требуемой структурой движения осанки, в надлежащем ритме. При этом ученик понимает сущность движение, его назначение, умеет разобраться в движении и объяснить, как оно выполняется, может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником, в соответствующих движениях уверено выполнить учебный норматив.
Оценка «4» выставляется, если движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением основных требований, уверенно, легко, слитно, с хорошей осанкой, в надлежащем ритме и в то же время допущено не более двух незначительных ошибок. Требования к уровню сформированности знаний в отношении существа выполняемого движения и выполнению учебного норматива соответствуют оценке «5».
Оценка «3» выставляется, если движение или отдельные его элементы выполнены в основном правильно, оно с некоторой скованностью движений и неуверенностью, наличием одной или двух значительных ошибок или до четырех мелких, незначительных. При этом техника движения при выполнении учебного норматива физической подготовки сохраняется на удовлетворительном уровне и сам норматив успешно выполняется.
Оценка «2» выставляется, если движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных ошибок или одна грубая, приводящее к срыву выполнении самого движения.
При проверке и оценке успеваемости учащихся подготовительной медицинской группы учитель должен осуществлять дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждого из проверяемых. При этом проверке техники движений, а также сдачи учебных норм для учащихся подготовительной медицинской группы отодвигается на более поздние сроки, чтобы они могли лучше проработать пройденный материал. От сдачи учебных норм, связанных с проявлением выносливости, эти учащиеся временно освобождается.
Рубежная оценка успеваемости. В связи со спецификой учебного предмета «Физическая культура» обучение сопровождается выставлением текущих оценок, получаемых учащимися по мере усвоения новой темы. При этом начальный этап обучения движения может сопровождаться относительно невысокими оценками по сравнению с завершающим этапом, когда происходит процесс совершенствования техники и, следовательно, предъявляется более высокие требования к уровню владения ею, чем на предшествующих этапах обучения. Поэтому для выставления рубежной оценки, отражающей уровень освоения конкретной учебной темы, необходимо в большей степени ориентироваться на последние оценки, выставление на завершающем этапе обучения. Вместе с тем по гимнастике, где в рамках одной темы может изучаться несколько одноплановых движений (например, на гимнастической перекладине в рамках одной темы «Висы» осваивается вис лежа, вис стоя, вис на согнутых руках), успеваемость учащихся выявляется путем учета конечных (итоговых) оценок по каждому виду движений. Затем на основе усреднения этих конечных (итоговых) оценка учитель рассчитывает рубежную оценку (в нашем примере это оценка за усвоение темы «Висы на гимнастической перекладине»).
Общая оценка успеваемости по каждому разделу программы производится отдельно (по гимнастике, легкой атлетике, баскетболу и т.д.) путем сложения рубежных (последних) оценок, полученных учеником по каждому из освоенных видов движений с учетом выполнения учебных норм (легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание). Полученная сумма делится на количество поставленных оценок, и получается усредненная оценка успеваемости по соответствующему разделу программы. Здесь необходимо отметить очень важное обстоятельство: если ученик в силу неуважительной причины не получил рубежной оценки за тему, то ему за нее выставляется «0», который включается в общую сумму оценок его успеваемости по данному учебному разделу.
Оценка успеваемости за учебную четверть выводится путем суммирования оценок по соответствующим разделам программы, пройденным данной четверти.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы.
Документация по проверке и оценке успеваемости. Результаты оценки успеваемости (текущие оценки, оценки по видам движений, общие оценки за пройденные разделы программы, за четверть, за год, за выполнение контрольных упражнений и учебных норм) записываются в классный журнал. Классный журнал заносится также количественные результаты (достижения) учащихся, показанные ими при сдаче учебных норм. Кроме того, учителю необходимо иметь рабочую записную книжку (тетрадь) для учета технических результатов предварительной проверки, сдачи учебных норм, сведений о распределении учащихся по медицинским группам, содержание домашних заданий и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...