ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (Оценка эффективности занятий физической культурой) для учащихся 9 класса
план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Тема: Оценка эффективности занятий физической культурой (Программа по физической культуре для учащихся основной школы, автор-составитель А.П. Матвеев (2011 г.).
Цель урока: Создать условия для осознания обучающимися необходимости овладеть способами оценки эффективности занятий физической культурой
Задачи:
1. Образовательная: Способствовать формированию умения применять знания о способах оценки эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности
2. Воспитательная: Содействовать развитию адекватной самооценки обучающихся при организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности
3. Оздоровительная: Повысить культуру движений при выполнении физических упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей.
Показатели результативности:
Обучающиеся умеют определить зону интенсивности выполнения упражнений на основе измерения частоты сердечных сокращений на определенном этапе урока, направленность физических упражнений на развитие группы мышц и кондиционной способности, результативность выполнения координационных упражнений.
Тип урока: с образовательно – познавательной направленностью
Вид урока: физкультурно-оздоровительная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для учащихся 9 класса
Тема: Оценка эффективности занятий физической культурой (Программа по физической культуре для учащихся основной школы, автор-составитель А.П. Матвеев (2011 г.).
Цель урока: Создать условия для осознания обучающимися необходимости овладеть способами оценки эффективности занятий физической культурой
Задачи:
1. Образовательная: Способствовать формированию умения применять знания о способах оценки эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности
2. Воспитательная: Содействовать развитию адекватной самооценки обучающихся при организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности
3. Оздоровительная: Повысить культуру движений при выполнении физических упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей.
Показатели результативности:
Обучающиеся умеют определить зону интенсивности выполнения упражнений на основе измерения частоты сердечных сокращений на определенном этапе урока, направленность физических упражнений на развитие группы мышц и кондиционной способности, результативность выполнения координационных упражнений.
Тип урока: с образовательно – познавательной направленностью
Вид урока: физкультурно-оздоровительная деятельность
Учитель физической культуры
МАОУ «Лицей № 37» г. Саратова
Масленников А.С.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этап урока | Частная задача этапа | Планируемые результаты | Средства, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Предметные | УУД | ||||||
Вводно – подготовительная часть | |||||||
1. | Организационный момент | Организовать обучающихся на урок | Готовность к уроку | Регулятивные: саморегуляция | Построение. Метод воспитания: поощрение. Фронтальная форма организации. Метод контроля: наблюдение. Способ оценивания: словесный | Приветствие. Проверка готовности | Явка на место проведения урока. Построение одну шеренгу. Приветствие |
2. | Постановка цели и обеспечение её восприятия обучающимися | Мотивировать деятельность учащихся на предстоящий урок | Активность обучающихся в диалоге с учителем | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: смыслообразование | Средства: компьютер, мультимедийный проектор, вопросы (приложение № 2). Словесный метод обучения: объяснение. Наглядный метод обучения: компьютерная демонстрация. Проблемный метод обучения: частично-поисковый. Метод воспитания: рефлексивный (индивидуальное переживание). Фронтальная форма организации. Метод контроля: устный опрос. Способ оценивания: словесный | Организует просмотр видеофрагмента и обсуждение. Создает проблемную ситуацию. Обеспечивает формулировку проблемы.
| Смотрят видеофрагмент. Участвуют в обсуждении и осознании проблемы. |
3. | Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся | Актуализировать знания об основных формах контроля величины физической нагрузки. Подготовить организм в выполнению нагрузки в основной части урока | Активизация процессов внимания, памяти. Увеличение показателя ЧСС. | Познавательные: умения классифицировать информацию. Регулятивные: волевая саморегуляция | Средства: компьютер, мультимедийный проектор, информация, вопросы, бег, комплекс ритмической гимнастики (приложение № 3). Словесные методы обучения: рассказ, объяснения, инструктирование, команды, распоряжения. Наглядные методы обучения: компьютерная демонстрация, демонстрация учителем. Метод воспитания: упражнения, поощрения, пример. Фронтальная форма организации. Метод контроля: практическое выполнение, наблюдение. Способ оценивания: словесный | Организует восприятие информации, её обсуждение, задает вопросы, отдает распоряжени, команды, инструкции, демонстрирует упражнения, показывает пример, поощряет, организует выполнение, наблюдает, вносит коррективы, оценивает деятельность обучающихся. | Воспринимают учебную информацию, обсуждают, классифицируют её, отвечают на вопросы, выполняют распоряжени, команды, инструкции, упражнения, измеряют ЧСС, делают записи в инструктивной карте (приложение № 4) |
Основная часть | |||||||
4. | Развитие самостоятельности при оценке эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности
| Повысить уровень умения оценивать эффективность занятий физической культурой | Правильность измерения ЧСС, выполнения упражнений, умение применить знания на практике | Регулятивные: контроль, оценка и коррекция | Средства: кондиционные (приложение № 5) и координационные упражнения (приложение № 6), инструктивная карта (приложение № 4 ). Словесный метод обучения: объяснения, инструктирования, команды, распоряжения. Наглядный метод: демонстрация учителем. Методы воспитания: поощрения, убеждения, алгоритмизация, самоанализ. Форма организации: групповая и индивидуальная. Метод контроля: практическое выполнение, наблюдение. Индивидуальная форма организации контроля. Способ оценивания: балльный | Организует самостоятельную работу обучающихся, объясняет, инструктирует, отдает распоряжения, команды, убеждает, поощряет, наблюдает, организует самооценивание | Выполняют задание по предложенному алгоритму |
Заключительная часть | |||||||
5. | Снижение физической нагрузки обучающихся | Привести организм обучающихся в состояние нормы | Правильное выполнение восстановительных упражнений | Регулятивные: волевая саморегуляция | Восстановительные упражнения. Словесный метод обучения: распоряжения. Наглядный метод обучения: демонстрация. Метод воспитания: убеждение. Групповая форма организации. Метод контроля: практическое выполнение, наблюдение. Групповая форма организации контроля. Способ оценивания: словесный. | Организует выполнение восстановительных упражнений: Отдает распоряжени, убеждает, наблюдает, корректирует выполнение, оценивает | Воспринимают словесные воздействия педагога, выполняют восстановительные упражнения, распоряжени, производят самооценку своего состояния. |
6. | Оценка и анализ учебной деятельности обучающихся | Организовать оценку и анализ учебной деятельности | Регулятивные: контроль, оценка и коррекция Личностные: оценивание усваиваемого содержания в соответствии с принятыми нормами | Средства: критерии и шкала оценивания (инструктивная карта № 4). Метод воспитания: самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности. Индивидуальная форма организации. Метод контроля: наблюдение. Индивидуальная форма контроля. Способ оценивания: балльный | Организует самооценку и анализ учебной деятельности, корректирует при необходимости | Оценивают и анализируют собственную учебную деятельность по предложенным критериям и шкале, выставляют отметки за урок | |
7. | Решение проблемы, подведение итогов | Предложить свои варианты решения проблемы. Сформулировать общий вывод по решению проблемы | Позитивный вывод о необходимости владеть способами оценивания эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности | 1. Коммуникативные: активность при обсуждении содержания и результатов совместной деятельности, умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения. Познавательные: умение сделать вывод | Средства: диалог. Метод воспитания: рефлексивный (индивидуальное переживание, осознание собственной ценности в реальной действительности) Фронтальная форма организации. Метод контроля: наблюдение. Фронтальная форма организации контроля. Способ оценивания: словесный | Предлагает обучающимся найти свой вариант решения проблемы, подводит к формулировке общего вывода | Участвуют в обсуждении вариантов решения проблемы и формулировке общего вывода |
8. | Домашнее задание | Самостоятельно составить комплекса упражнений, направленный на развитие кондиционных или координационных способностей в зависимости от индивидуальных проблем на уроке | Задание на дом по предмету «Физическая культура» | Коммуникативные: умение слушать и воспринимать задание | Словесный метод: объяснение. Метод воспитания: убеждение. Фронтальная форма организации. Метод контроля: наблюдение. Индивидуальная форма организации контроля. | Объясняет задание, контролирует его усвоение | Осознают содержание домашнего задания |
9. | Организованное завершение урока | Завершить урок на положительном эмоциональном фоне | ЧСС соответствует норме | Коммуникативные: умение слушать и отвечать | Метод контроля: наблюдение | Подает команды к завершению, благодарит обучающихся за совместную деятельность | Выполняют команды, прощаются |
Приложение 2
Вопросы для создания проблемной ситуации
- Охарактеризуйте состояние героев фильма.
- Как Вы думаете, что привело героев к такому состоянию?
- А можно ли избежать состояния перетренированности при занятиях физической культурой и каким образом?
- Существуют ли способы оценки эффективности занятий физической культурой?
- Как Вы думаете, выполнение физических упражнений с нарушением техники и величины нагрузки, приведет ли нас к получению оздоровительного эффекта на организм человека?
Приложение 3
Комплекс ритмической гимнастики
- Бег. Провести разминку мышц опорно-двигательного аппарата
- Общеразвивающие упражнения в движении. Подготовка организма к выполнению упражнений направленных на развитие координационных и кондиционных способностей, Разогреть мышцы и связки верхнего плечевого пояса.
- Кисти в замок. Круговые вращение кистей рук в лучезапястном суставе.
- Рук в сторону. Круговые вращения в локтевом суставе.
- Руки вверх. Разноименные круговые вращения в рук в плечевом суставе.
- Общеразвивающие упражнения на месте. Подготовка учащихся к усвоению содержания урока. Разогреть мышцы и суставы опорно-двигательного аппарата.
- Исходное положение (далее И.П.): стойка ноги врозь.
- Стойка на левой ноге правая в сторону на носок. Поворот влево.
- И.П..
- Стойка на правой, левая в сторону на носок. Поворот вправо.
- И.П.
- И. п.: стойка ноги врозь.
- Стойка на левой ноге правая в сторону на носок. Поворот влево, правая рука вперед (потянутся за ней).
- И.П.
- Стойка на правой, левая в сторону на носок. Поворот вправо левая рука вперед (потянуться за ней).
- И.П.
- И. п.: Стойка ноги врозь.
- Полу-присед. Руки согнуть в локтевом суставе.
- И.П.
- Полу-присед. Руки согнуть в локтевом суставе.
- И.П.
- И. п.: Стойка ноги врозь.
1-3. Пружинистый полу-присед. Руки согнуть в локтевом суставе.
- И. п.
3.5 И. п.: Стойка ноги врозь левой.
1. Выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.
2. И. п.
3. Выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.
4. И. п.
(то же самое с другой ногой)
3.6 И. п.: Стойка ноги врозь правой, правая нога на пятку.
1-3. Наклон вперед, руки вверх.
4. И. п. И.П.
3.7 И.П.: Стойка ноги врозь левой.
1-3. пружинистый выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.
2. И. п.
3. Выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.
4. И. п.
(то же самое с другой ногой)
3.8. И. п.: Выпад правой. Руки вперед, согнуты в локтевом суставе.
1. Махом левой ноги стойка на правой, подняться на носок. Левая вперед, согнута в коленном суставе. Руки вниз.
2. И. п.
3. Махом левой ноги стойка на правой, подняться на носок. Левая вперед, согнута в коленном суставе. Руки вниз.
4. И. п.
(то же самой с другой ногой)
3.9 И.П.: Полу полу-присед. Правая нога на носок. Руки произвольно.
1. Полу полу-присед. Правая нога вперед на носок.
2. И. п.
3. Полу полу-присед. Правая нога в сторону на носок.
4. И. п.
5. Полу полу-присед. Правая нога назад на носок.
6. И. п.
7. Полу полу-присед. Правая нога в сторону на носок.
8. И. п.
(то же самое с другой ногой)
3.10 И. п.: Стойка ноги врозь правой, правая нога на пятку.
1-3. Наклон вперед, руки вверх.
4. И. п.
Приложение 4
Инструктивная карта
«Кондиционные качества»
Критерии оценивания: Правильно определили группу мышц - 1 балл
Правильно соотнесли качество – 1 балл
№ п.п | Контрольное упражнение для выполнения | Дозировка | Укажите группу мышц, которая задействована при выполнении упражнения (приложение 7) | Соотнесите качество и упражнение | Измерить ЧСС | Зона интенсивности физических нагрузок (приложение 8) | Количество баллов | ||
1 | И.П. Сед ноги врозь, руки вверх. 1. Наклон к правой 2. Наклон прямо 3. Наклон к левой 4 И.П. | 20 раз | Скоростно-силовая (1) | ||||||
2 | И.П. Упор лежа 1. Упор лежа на согнутых руках. 2. И.П. 3. Упор лежа на согнутых руках. 4. И.П. | Юноши 20 раз Девушки 12 раз | Гибкость (2) | ||||||
3 | И.п. упор присед Выполняется выпрыгивание вверх | Юноши 20 раз Девушки 12 раз | Скорость (3) | ||||||
4 | И.П. Полу-присед руки вперед. Удержание И.П. | Время выполнения 20 сек | Гибкость (4) | ||||||
5 | Бег на месте с высоким подниманием бедра | Время выполнения 10 сек | Выносливость (5) | ||||||
Итого баллов |
«Координационные качества»
Критерии оценивания: Прохождение дорожки (каждый проход) с 2 ошибками и менее – 1 балл; 4-3 ошибки – 0.5; 5 и более 0 баллов. Челночный бег «Елочка»
Победитель – 1 балл. Проигравший - 0.5 балла
«Дорожка»
№ п.п | Выполните упражнение | 1 попытка | 2 попытка | Измерить ЧСС | Зона интенсивности физических нагрузок | Количество баллов | |||
Количество ошибок | Баллы | Количество ошибок | Баллы | ||||||
1 | Бег каждая нога в каждой клеточке поочередно | ||||||||
2 | Прыжки. Две внутрь, две наружу. | ||||||||
3 | Прыжки. Две внутрь, одна снаружи. | ||||||||
Челночный бег «Елочка» Участник должен дотронутся до фишки и вернутся на финиш. Необходимо дотронутся до всех фишек. Порядок прохождения выбирает сам участник. Победитель – 1 балл. Проигравший - 0.5 балла | |||||||||
4 | Челночный бег «Елочка» | Результат | Измерить ЧСС | Зона интенсивности физических нагрузок | Количество баллов | ||||
Итого баллов |
Выставление оценок за урок
10 баллов и более | «5» | 8 баллов | «4» | 6 баллов | «3» |
Приложение 5
«Кондиционные качества»
Упражнение 1.
И.п. Сед ноги врозь, руки вверх.
1. Наклон к правой
2. Наклон прямо
3. Наклон к левой
4 И.п.
Дозировка – 15 раз
Упражнение 2.
И.п. Упор лежа
1. Упор лежа на согнутых руках.
2. И.П.
3. Упор лежа на согнутых руках.
4. И.П.
Дозировка – мальчики 15 раз, девочки 10 раз
Упражнение 3.
И.п. упор присед
Выполняется выпрыгивание вверх
Дозировка: Мальчики 15 раз, девочки 10 раз.
Упражнение 4.
И.п. Полу-присед руки вперед.
Удержание и.п. в течение 20 сек. (девушки) и 30 сек. (юноши).
Упражнение 5.
Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 секунд.
Приложение 6
«Координационные качества»
«Дорожка»
1. Упражнение.
Бег каждая нога в каждой клеточке поочередно
1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 |
2. Упражнение
Две внутрь, одна снаружи.
1 | 1 | 1 | |||||||
1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | |||||
2 | 2 |
3. Упражнение.
Две внутрь, две наружу.
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | |||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
(Измерении ЧСС за 15 сек.)
Челночный бег «Елочка»
Старт-Финиш | ||||||
҉ | ҉ | |||||
҉ | ҉ | |||||
҉ | ҉ | |||||
҉ | ||||||
(Измерении ЧСС за 15 сек.)
Дотронутся до фишки и вернутся обратно. Необходимо дотронутся до всех фишек, последовательность значения не имеет.
Выполняется парами. У каждого участника своя «Елочка».
Приложение 7
Приложение 8
Зависимость максимальной величины ЧСС от возраста во время тренировки можно определить по формуле: ЧСС(максимально) = 220 - возраст (в годах)
Зона интенсивности физических нагрузок | Процент от максимальной ЧСС. | Характеристика зоны интенсивности |
Нулевая зона интенсивности (компенсаторная) | ЧСС до 130 уд/мин. | В этой зоне интенсивности создаются предпосылки для дальнейшего развития тренированности: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.). |
Первая тренировочная зона (аэробная) | ЧСС от 130 до 150 уд/мин | Данный рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода. |
Вторая тренировочная зона (смешанная) | ЧСС от 150 до 180 уд/мин | В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода. |
Третья тренировочная зона (анаэробная) | ЧСС от 180 уд/мин и более | В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, т.к. приобретают значение показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности, количество молочной кислоты. |
Нагрузки второй и третьей тренировочной зоны можно рекомендовать, только физически подготовленным людям, не имеющим отклонений в состоянии здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фитнес технологии как средство повышение эффективности занятий физической культурой в начальной школе.
В данной работе содержатся основные определения и возможности применения фитнес технологий в начальной школе....
Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».
Объект исследования – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования – повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...
Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы
Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физическая культура» в 10 классе на тему «Гимнастика. Акробатическое упражнение»
Цели урока:1. Создание условий для развития УУД2. Развитие гибкости и координационных способностей3. Совершенствование акробатического упражнения и комбинацийПредметные умения:-закрепление техники вып...
Технологическая карта урока по учебному предмету "Физическая культура" в 7 классе на тему "Баскетбол.Броски мяча в корзину"
Технологическая карта урока по предмету "Физичекая культура" в 7 классе на тему "Баскетбол.Броски мяча в корзину двумя руками в прыжке". Эстафеты с элементами баскетбола"...
Технологическая карта урока по учебному предмету "Физическая культура"
Технологическая карта урока составлена по предмету "Физическая культура", раздел "Гимнастика с основами акробатики". Тема урока "Технология построения акробатических комбинаци...
Оценка личностной мотивации к занятиям физической культуры у учащихся
Оценка личностной мотивации к занятиям физической культуры у учащихся...