Личная педагогическая концепция С.В. Назаровой
методическая разработка по физкультуре на тему
Описание опыта работы и педагогических установок С.В. Назаровой, учителя физической культуры, по внедрению комплекса ГТО в образовательной организации – лицее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_1.doc | 545.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С. В. НАЗАРОВОЙ, УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОУ «ЛИЦЕЙ № 26» г.о. САРАНСК
«Готов к труду и обороне» – девиз жизни и здоровья!
(Реализация норм ГТО в образовательном процессе лицея)
- Сущность представляемого опыта.
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.
За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начнут внедрение именно в системе общего образования. Считаем необходимым использовать все возможности образовательного процесса лицея для эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Представляемый нами опыт «Реализации норм ГТО в образовательном процессе лицея» содержит актуальность выбранной темы, цели и задачи, анализ ситуации и желаемых результатов, проектное решение, описание ожидаемых результатов.
Представляемый опыт является практически значимым для образовательной организации. Идея работы состоит в получении адаптированной к веяниям времени системы внедрения в образовательный процесс комплекса ГТО, рекомендаций по ее реализации, а также возможности реализации данного проекта в образовательном учреждении.
Представляемый опыт призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:
- отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- недостаточное привлечение всех субъектов и участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
- здоровый образ жизни не стал нормой для большинства обучающихся.
Цель: создание системы внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении и разработка рекомендаций по ее реализации.
Задачи:
1) проанализировать теоретическую основу и практику использования комплекса ГТО в школах Советского Союза;
2) изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;
3) разработать систему внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;
4) разработать рекомендации по реализации норм ГТО в образовательном процессе лицея.
Объект: физкультурно-оздоровительное и военно-патриотическое направления деятельности.
Предмет: внедрение комплекса ГТО в образовательной организации – лицее.
- Степень новизны.
Новизна представляемого опыта заключается в возрождении системы комплекса ГТО эпохи Советского Союза в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта и потребностям общества.
- Соотношение нововведения и сложившихся традиционных форм.
Подходы в решении вышеназванных проблем в представляемом опыте основаны на опыте СССР в рамках введения всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и Указе Президента РФ «О Всероссийском спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.2014 № 172.
При разработке системы работы по внедрению комплекса ГТО в лицее мы опирались на труды И.А. Аршавского, А.Г. Асмолова, М.Я. Виленского, В.И. Ильинича, Ю.Н.Синицына, Н.М Сажина, Г.Н. Серикова, а также на практический опыт по внедрению комплекса ГТО в лицее № 26 и в Республике Мордовия, в целом.
- Составные части педагогической концепции.
Система внедрения комплекса ГТО – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению внедрения комплекса ГТО в лицее.
В качестве базовых компонентов в системе внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении мы выделяем:
- блок нормативно-правового и ресурсного обеспечения;
- блок программно-методического, технологического и организационного обеспечения процесса внедрения комплекса ГТО включает:
а) мероприятия, направленные на разработку программно–методического материала по вопросам внедрения комплекса ГТО;
б) проведение мероприятий, способствующих увеличению количества педагогов, разрабатывающих авторские программы, модули спортивно–оздоровительного и военно–прикладного направления в соответствии с заказом государства, а также потребностями лицея;
- блок организации и проведения мероприятий спортивной и военно-патриотической направленности предполагает:
а) работу по различным видам спортивно–оздоровительной и военно–прикладной деятельности, востребованной участниками образовательного процесса (в т.ч. в рамках организации платных услуг по программам дополнительного образования для детей и взрослых),
б) проведение мероприятий, содействующих повышению привлекательности спорта и здорового образа жизни (спортивные турниры, праздники, волонтерские движения, туристические походы, летние и зимниевоенно – спортивные лагеря и др.).
Примерная модель системы работы по внедрению комплекса ГТО в образовательном учреждении представлена в схеме 1.
Схема 1. МОДЕЛЬ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕЯ
5. Факторы успешности представляемого опыта.
Организация и проведение мероприятий спортивной и военно–патриотической направленности | |||
1 | Организация секций по различным видам спорта под руководством преподавателей физической культуры, профессиональных тренеров и инструкторов | Постоянно | |
2 | Проведение тренировок согласно утвержденным планам, графикам, методическим рекомендациям | Постоянно | |
3 | Проведение специальных мероприятий выходного дня для всех участников образовательного процесса | Постоянно | |
4 | Организация спортивных турниров, викторин, круглых столов, дискуссий | Постоянно | |
5 | Организация волонтерских движений, туристических походов, летних и зимних спортивных лагерей | Постоянно | |
6 | Организация непрерывного тренировочного процесса и подготовки обучающихся к предстоящим состязаниям, включая выездные сборы, открытые тренировки, пробные забеги и т.д. | Постоянно | |
7 | Проведение лекций, семинаров и круглых столов, а также выставок для учащихся, их родителей, педагогов на тему здорового и спортивного питания, восстановления организма после нагрузок, авторских систем тренировок и т.д. | Постоянно | |
8 | Проведение соревнований и спартакиад по комплексу ГТО | Постоянно |
6. Условия обеспечения успешной деятельности учащихся.
- Сформированная система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни лицея, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО.
- Методические рекомендации для преподавателей физкультуры по работе с ребятами, неспособными успешно выполнять нормативы комплекса ГТО.
- Методические рекомендации для классных руководителей по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной работы по внедрению ГТО.
- Рост профессионального мастерства учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования.
- Повышение мотивации неспортивных обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.
- Вовлеченность учащихся в непрерывный тренировочный процесс и соревновательную деятельность.
- Высокий уровень общефизического развития участников образовательного процесса.
- Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием инфраструктуры спортивно–оздоровительной среды школы.
- Повышение процента охвата всех участников образовательного процесса программами дополнительного образования, в т.ч. в рамках платных образовательных услуг.
- Уменьшение числа заболеваний школьников.
К результатам реализации представляемого опыта следует отнести повышение уровня физической подготовленности всех участников образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов.
Предлагаемые материалы реализации проекта могут непосредственно использоваться в практике образовательного процесса в школе, позволят педагогам совершенствовать процесс формирования физических качеств обучающихся.
Ожидаемая оценка экономической эффективности представляемого опыта представляется очень высокой в связи с тем, что для его внедрения достаточно тех ресурсов, которые уже есть в лицее. Системная работа по внедрению данного опыта предполагает повышение мотивации участников образовательного процесса со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей).
Реализация предложенной системы работы будет способствовать модернизации системы физкультурно-спортивного движения, созданию эффективной системы физического воспитания и развития массового спорта. Это существенно повысит возможности использования средств физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, активном вовлечении граждан Российской Федерации в систематические занятия физической культурой и спортом.
Список нормативно-правовых документов и источников информации
1.Законы, подзаконные и нормативные акты
- Конституция Российской Федерации.
- Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: Постановление Главного государственного санитарного врача 11 Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
- Постановление ХХУ съезда КПСС по проекту ЦК КПСС "Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы". 3 марта 1976 г. В кн.: Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.,1976, с.75.
2. Учебники, монографии и литература
- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2008. С. 82-89.
- Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами. СПб.: Питер, 2006.
- Костин В.А., Костина Н.Б. Стратегический менеджмент. Екатеринбург, 2007. С. 191-199.
- Уэбстер Г. Планирование и управление проектами для менеджеров. М.: Дело и сервис 2006.
- Балушвили A.A. О подготовке к сдаче норм комплекса ГТОв группах здоровья. Тезисы Всесоюз, науч.-практич. конф. по Всесоюз. физк. комплексу "Готов к труду и обороне СССР". - M.,I974, C.131-132.
- Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов - к Труду и Обороне СССР" (ГТО). M.sФиС, 1976. - 40 с.
- Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения ориентирования на местности в группах здоровья. Теор. и практ. физич. культ., 2007, с.59-61.
- Готов к Труду и Обороне СССР". М.,1974, с.24-27.
- Захаров B.C. Значение ступени "Бодрость и здоровье" комплекса ГТО в оценке физической подготовленности лиц среднего и старшего возраста. Тезисы Всесоюзн. науч.-практич. конф. по Всесоюзному физкультурному комплексу.
- Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Издательство «Физкультура и спорт», М., 1972.
- Ориентирование на местности. Правила соревнований. Издательство «Физкультура и спорт», М., 1968.
- Кудрявцев В. Н., Колесников А. А. Туристские слеты и соревнования. «Профиздат», М., 1995.
- Лебединский Ю. В. Слеты и соревнования юных туристов. Волго-Вятское книжное изд-во, 1965.
- Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. Издательство ДОСААФ, М., 1992.
- Миненков Б. В. Первая лыжня. Издательство «Физкультура и спорт», М., 2006.
- Берман А. Е. Путешествия на лыжах. Издательство «Физкультура и спорт», М. 2008.
- Миронова 3., Хейфец Л. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь. Издательство «Физкультура и спорт», М., 2009.
3.Интернет-ресурсы
- Правовой сайт http://docs.pravo.ru/document/
- Сайт Лицея № 26 г.о. Саранск
Приложение №1
Норматив ГТО «Лыжные гонки»
Ступень ГТО | Норматив | Мальчики Серебряный значок | Мальчики Золотой значок | Девочки Серебряный значок | Девочки Золотой значок |
I ступень | Лыжные гонки 1 км (мин.)или | 8,30 | 8,00 | 9,00 | 8,30 |
Лыжные гонки 2 км | без учета времени | без учета времени | без учета времени | без учета времени | |
II ступень | Лыжные гонки 1 км (мин.)или | 7,00 | 6,30 | 7,30 | 7,00 |
Лыжные гонки 2 км | без учета времени | без учета времени | без учета времени | без учета времени | |
III ступень | Лыжные гонки 2 км (мин.)или | 14,00 | 13,00 | 14,30 | 14,00 |
Лыжные гонки 3 км | без учета времени | без учета времени | без учета времени | без учета времени | |
IV ступень | Лыжные гонки 3 км (мин.) | 18,00 | 17,30 | 20,00 | 19,30 |
V ступень | Лыжные гонки 3 км (мин.) | - | - | 19,0 | 18,3 |
Лыжные гонки 5 км (мин.) | 27,0 | 25,0 | - | - | |
или Лыжные гонки без учета времени (км) | 10 | 10 | 5 | 5 | |
VI ступень | Лыжные гонки 5 км (мин.)или Лыжные гонки 10км (мин.) | 25,3 53,0 | 23,3 50,0 | - - | - - |
Лыжные гонки 3 км (мин.)или Лыжные гонки 5 км (мин.) | - - | - - | 19,0 35,0 | 17,0 30,0 | |
VII ступень | Лыжные гонки 5 км (мин.)или Лыжные гонки 10 км (мин.) | 26,0 54,0 | 24,0 51,0 | - - | - - |
Лыжные гонки 3 км (мин.)или Лыжные гонки 5 км (мин.) | - - | - - | 20,0 36,0 | 18,0 32,0 |
Лыжные гонки,- единственный, норматив ГТО, который можно сдавать только зимой.
Готовясь к сдаче норм комплекса ГТО можно значительно улучшить навыки скоростного передвижения на лыжах и сформировать привычку активного отдыха на лыжне. Прогулки на лыжах традиционно считаются одним из самых эффективных методов укрепления физического здоровья.
Готовясь к сдаче норм комплекса ГТО или к обычной прогулке на лыжах, следует помнить о лёгкой и тёплой одежде и удобных лыжных ботинках, одеваемых на шерстяной носок. Лыжнику также нужна спортивная шапочка, чтобы вспотевшая во время быстрого катания голова не переохлаждалась.
Попеременный двухшажный ход
Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, в том числе на пологих подъемах при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны, при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.
В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом (рис. 1)
1-2. Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой ногой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии -туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед.
2-3. Скольжение на левой лыже, правая нога расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по-прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.
4-6. Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища "на взлет". Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.
7. Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выноситься вперед.
8. Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом – это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Продолжаются вынос левой палки вперед, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и маховый вынос правой ноги вперед.
9-13. Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.
14. Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью выпрямляется, маховая приближается к ней, а лыжа опускается на снег. Создается жесткая опора: система "рука – туловище – опорная нога". С целью предупреждения раннего переката таз вперед не выводится. Туловище максимально наклонено вперед. Уменьшается угол отталкивания правой рукой, что значительно увеличивает горизонтальную составляющую силу толчка, продолжается вынос вперед левой палки.
15-16. Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене – момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.
17-18. Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед.
19. Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад.
20. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень-бедро-туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода.
Попеременный двухшажный ход, несмотря на привычную (как при ходьбе без лыж) перекрестную координацию, требует времени на его освоение. Наличие фазы скольжения, необходимость координировать по времени работу рук и ног, изменение ритма движения при преодолении подъемов являются основными моментами в овладении этим ходом. Поэтому изучение попеременного двухшажного хода начинается с восстановления навыков в передвижении скользящим шагом.
Скользящий шаг повторяется во всех его вариантах (без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину) на равнине и под уклон. При этом важно обращать внимание на восстановление и дальнейшее развитие равновесия.
Метание снаряда
Ступень ГТО | Норматив | Мальчики Серебряный значок | Мальчики Золотой значок | Девочки Серебряный значок | Девочки Золотой значок |
I ступень | Метание мяча в цель с 6м (кол-во попаданий) | 3 | 4 | 3 | 4 |
II ступень | Метание мяча 150г (м) | 30 | 35 | 19 | 24 |
III ступень | Метание мяча 150г (м) | 31 | 40 | 20 | 25 |
IV ступень | Метание мяча 150г (м) | 40 | 45 | 23 | 26 |
V ступень | Метание гранаты: – 700 гр. (м) | 30 | 32,5 | - | - |
– 500 гр.(м) | - | - | 18 | 20 | |
VI ступень | Метание гранаты: – 700 гр. (м) | 38 | 42,5 | - | - |
– 500 гр.(м) | - | - | 22 | 27 | |
VII ступень | Метание гранаты: – 700 гр. (м) | 36 | 42 | - | - |
– 500 гр.(м) | - | - | 19 | 23 |
И.п. держание снаряда.
Разбег
Подготовка к финальному усилию (отведение снаряда и обгон снаряда) 2 способа отведения: прямо назад и дугой вперед вниз назад.
Финальное усилие
Держание гранаты. Граната держится за ручку, захватывая ее четырьмя пальцами. Мизинец сгибается и упирается в основание ручки, большой палец придерживает гранату не по кольцу, а вдоль ее оси. Держится граната за дальний конец ручки, что позволяет увеличить длину рычага.
Предварительный разбег начинается от старта до контрольной отметки, приобретая оптимальную скорость разбега, и составляет 10 – 14 беговых шагов. Отведение гранаты начинается с момента постановки левой ноги на контрольную отметку.
Заключительная часть разбега состоит из двух последних шагов перед финальным усилием: 1) «скрестный» шаг и 2) постановка ноги в упор. Техника «скрестного» шага – это вынужденная техника после отведения гранаты. Метатель находится боком к направлению метания и вынужден делать мощный и быстрый «скрестный» шаг с целью обогнать ногами таз и плечи.
Финальное усилие. После постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает движение вперед-вверх через прямую левую ногу. Правая нога, распрямляясь в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав вперед-вверх. Плечи и правая рука отстают и находятся за проекцией ОЦМ. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону, растягивая мышцы груди, левое плечо уходит назад.плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе, находится сзади. локоть движется вперед-вверх. После прохождения кис ти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суставе, направляя гранату под определенным углом. Затем выполняется хлестообразное движение кистью, происходит отрыв гранаты от руки.
Торможение. После выпуска снаряда спортсмен продолжает движение вперед, и ему необходимо остановиться для того, чтобы не заступить за линию броска. При этом метатель выполняет перескок слевой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводит плечи назад, помогая себе руками. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую ногу в финальном усилии ставить за 1,5 – 2 м от линии броска (в зависимости от скорости разбега и квалификации спортсмена).
Норматив ГТО «Подтягивание»
Ступень ГТО | Норматив | Мальчики | Мальчики | Девочки | Девочки |
I ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 3 | 5 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 8 | 13 | |
II ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 4 | 6 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 10 | 15 | |
III ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 5 | 8 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 15 | 19 | |
IV ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 8 | 10 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 19 | 22 | |
V ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 10 | 12 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 22 | 27 | |
VI ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 11 | 13 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 25 | 30 | |
VII ступень | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 10 | 12 | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине (раз) | - | - | 20 | 25 |
Подтягивание средним прямым хватом
Традиционный вариант, популярный как у отечественных преподавателей физической культуры, так и у крикливых сержантов американского спецназа.
* Основной акцент: мышцы спины и сгибатели предплечья, в особенности плечевая и бицепсы.
* Исполнение: возьмись за перекладину хватом, равным ширине плеч. Повисни, немного прогнув спину и скрестив ноги. Подтягивайся, сводя лопатки и стараясь коснуться перекладины верхом груди. В нижней точке для лучшей растяжки мышц спины полностью выпрямляй руки.
Подтягивание средним обратным хватом
Этот вариант легче предыдущего, так как бицепсы, которые трудятся здесь по полной, у начинающих обычно сильнее, чем плечевая мышца.
* Основной акцент: широчайшие мышцы спины и бицепсы.
* Исполнение: хват, равный ширине плеч, только ладони на себя. Подтягивайся, придерживаясь тех же правил, но сосредоточься на отведении плеч назад и вниз в самом начале движения.
Норматив ГТО «БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ»
Ступень ГТО | Норматив | Мальчики | Мальчики | Девочки | Девочки |
I ступень | Челночный бег 3 х 10м (сек.) | 9,8 | 9,1 | 10,4 | 9,6 |
или Бег с высокого старта 30м (сек.) | 6,2 | 5,7 | 6,3 | 5,8 | |
II ступень | Бег 60 м (сек.) | 10,6 | 10,0 | 11,0 | 10,4 |
III ступень | Бег 60 м (сек) | 10,2 | 9,4 | 10,4 | 9,8 |
IV ступень | Бег 60 м (сек.) | 9,2 | 8,4 | 10,2 | 9,6 |
V ступень | Бег 100 м (сек.) | 14,0 | 13,5 | 16,5 | 15,7 |
VI ступень | Бег 100 м (сек.) | 13,7 | 13,3 | 16,3 | 15,5 |
VII ступень | Бег 100 м (сек.) | 14,6 | 14,2 | 16 | 15 |
Низкий старт
Выполнение стартовых команд
Выполнение команды «На старт!»
По команде «На старт!»:
- подойти к линии старта встать за ней;
- наклониться вперед и поставить руки на дорожку за линией старта;
- толчковую (сильнейшую) ногу поставить вперед, более слабую ногу поставить назад;
- опустить колено сзади стоящей ноги на дорожку;
- поставить руки к линии старта;
- руки расставлены на ширину плеч;
- плечи над стартовой линией;
- тяжесть тела распределяется равномерно между точками опоры;
- взгляд устремлен вперед-вниз примерно на 1,5–2 м от линии старта.
Выполнение команды «Внимание!»
По команде «Внимание!»:
- колено стоящей сзади ноги отрывается от грунта;
- таз приподнимается выше плеч;
- коленный сустав передней ноги образует почти прямой угол;
- спина слегка приподнята;
- голова опущена, как при команде «На старт!»;
- тяжесть тела перенесена на руки.
Выполнение команды «Марш!»
По команде «Марш!»:
- постараться вложить всю силу в первое движение;
- тело молниеносно выпрямляется вверх-вперед;
- находящаяся сзади нога делает первый шаг и касается грунта кратчайшим путем;
- кисти слегка отталкиваются от грунта;
- руки попеременно выполняют короткие и быстрые движения;
- взгляд направлен немного вперед на беговую дорожку, наклон тела уменьшается только через 6–8 шагов.
Стартовый разбег:
- касаться грунта передней частью стопы;
- перемещать стопы по одной линии;
- делать широкие и быстрые шаги;
- энергично отталкиваться стопами;
- высоко поднимать маховую ногу;
- руки, согнутые в локтях, энергично работают вперед-назад (не наискось, не поперек тела);
- не сжимать руки в кулаки;
наклонить тело слегка вперед, но не сгибаться в пояснице.
Норматив ГТО «Прыжки в длину»
Ступень ГТО | Норматив | Мальчики Серебряный значок | Мальчики Золотой значок | Девочки Серебряный значок | Девочки Золотой значок |
I ступень | Прыжки в длину с места (м) | 1,1 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
II ступень | Прыжок в длину с разбега (м) | 3,00 | 3,40 | 2,60 | 3,00 |
или Прыжок в длину с места (м) | 1,30 | 1,50 | 1,20 | 1,30 | |
III ступень | Прыжок в длину с разбега (м) | 3,50 | 3,80 | 3,00 | 3,50 |
или Прыжок в длину с места (м) | 1,70 | 1,90 | 1,50 | 1,65 | |
IV ступень | Прыжок в длину с разбега (м) | 3,80 | 4,30 | 3,30 | 3,70 |
или Прыжок в длину с места (м) | 2,10 | 2,30 | 1,80 | 2,00 | |
V ступень | Прыжок в длину с разбега (м) | 4,20 | 4,60 | 3,40 | 3,80 |
или Прыжок в длину с места (м) | 2,30 | 2,40 | 1,75 | 1,90 | |
VI ступень | Прыжок в длину с разбега (м) | 3,8 | 4,3 | 3,3 | 3,7 |
или Прыжок в длину с места (м) | 2,1 | 2,3 | 1,8 | 2 | |
VII ступень | Прыжок в длину с места (м) | 2,30 | 2,40 | 1,75 | 1,90 |
Техника прыжков с места
Прыжки с места применяются в основном в качестве тренировок, хотя и проводят соревнования по прыжкам с места и тройному прыжку с места.
Прыжок в высоту с места проводят как контрольное испытание для определения прыгучести и силы ног.
Прыжок в длину с места. Техника прыжка с места делится на:
– подготовку к отталкиванию;
– отталкивание;
– полет;
– приземление.
Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над носками.
Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к отталкиванию.
Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т.е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.
Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент отрыва стоп от грунта.
После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянувшись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент касания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.
Прыжок с разбега
Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление.
(начало разбега – четное кол-во шагов, впереди толчковая нога. Разбег с подхода, подбега, с места. Набегание, последние 3 шага должны быть на мах скорости. Нога жестко ставится на всю стопу, 2/3 расстояния летит в шаге,потом подтягивает толчковую ногу к маховой, группируется и приземляется. Приземление: с падением в сторону, с выбиванием).
Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена. В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом.
В подготовке к отталкиванию на последних 3 – 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость.
Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод,
Цель отталкивания – перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т. е. придать телу начальную скорость.
Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.
Приземление: с падением в сторону, с выбиванием
После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед – вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
V СТУПЕНЬ
10-11 КЛАССЫ (16-17 лет)
Виды испытаний и нормы
№ пп | Виды испытаний | Юноши | Девушки | ||
серебряный | золотой | серебряный | золотой | ||
11. | Стрельба из пневматической винтовки – упражнение с 10 м ВП-2 (очки) | 90 | 110 | 90 | 110 |
Упражнение ВП 2, мишень №6, дистанция 10 метров. Согласно правил соревнований по пулевой стрельбе.
Стрельба из пневматического оружия из положения сидя за столом: 3 пробных и 10 зачетных. Результат всех зачетных выстрелов умножается на 2.
Приложение № 2
Примерные условия получения знаков ГТО
Условия получения знаков ГТО (разрядные нормы и требования) устанавливаются с учётом особенностей вида спорта, пола и возраста учащихся. Например, к учащимся кадетских корпусов и военных училищ предлагается предъявлять повышенные требования.
Разрядные нормы выражены в мерах времени, длины, веса, а также определяются следующими показателями:
- успешность прохождения тестирования ГТО;
- регулярность посещения уроков физкультуры;
- членство в спортивном клубе в течение определенного периода времени и регулярность посещения тренировок;
- участие в составе сборной команды в соревнованиях по комплексу ГТО;
- участие в составе сборной команды или самостоятельно в межклубных соревнованиях;
- завоевание определённого места на соревнованиях.
Бронзовый значок:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- выполнение базовых нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
Разделение бронзового значка на степени предлагается осуществлять в зависимости от показателей при выполнении нормативов комплекса ГТО.
СеребрянныйзначокIII степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- зачисление в спортивный клуб по любому из видов спорта.
Серебрянный значок II степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- участие в составе сборной команды учебного заведения в соревнованиях по комплексу ГТО;
- участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта минимум в течение 6 мес.
СеребрянныйзначокI степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- участие в составе сборной команды учебного заведения в соревнованиях по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований, участие в 1/8 финала соревнований;
- участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований, участие в 1/8 финала;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта минимум в течение учебного года;
- участие в межклубных соревнованиях.
Золотой значок III степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- участие в составе сборной команды учебного заведения в соревнованиях по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований, участие в 1/4 финала соревнований;
- участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований, участие в 1/4 финала;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в течение учебного года;
- участие в 1/8 финала межклубных соревнований по виду спорта.
Золотой значок II степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- участие в составе сборной в полуфинале соревнований по комплексу ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
- участие в составе сборной в финале соревнований по комплексу ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в течение учебного года;
- участие в 1/4 финала межклубных соревнований по виду спорта
Золотой значок I степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- успешное выполнение требований Президентских тестов;
- победа в составе сборной в соревнованиях по комплексу ГТО или Спартакиадах по комплексу ГТО;
- участие в составе сборной в финале соревнований по комплексу ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в течение учебного года;
- победа или выход в финал межклубных соревнований по виду спорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...