Локальная мышечная выносливость
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Локальная мышечная выносливость
1.Понятие о локальной мышечной выносливости.
2. Необходимость развития локальной мышечной выносливости в гребном спорте.
3.Личный опыт развития локальной выносливости.
4.Литература.
Понятие - локальная мышечная выносливость, появилось сравнительно недавно, в конце прошлого века. Возникло это понятие потому, что увеличивать объемы тренировок до бесконечности стало невозможно, и рост спортивных достижений ограничивался способностью мышц выполнять длительную циклическую работу. При этом работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем находилась на высоком уровне.
Считаю, что применительно к гребному виду спорта это очень актуальная тема и связано это в большей степени с тем, что гребля на байдарках и каноэ является сезонным видом спорта. В зимний период, когда большая часть водоемов скована льдом, наши спортсмены занимаются не греблей, а в основном в тренажерных залах, бассейнах, на улице, повышая свою общефизическую подготовку. Безусловно необходимо развивать силу, быстроту, выносливость, сердечнососудистую и дыхательную системы, повышать общую выносливость организма, но не забывать о том, что в работе гребца участвуют определенные мышцы и мышечные группы, которые в этот период не получают своей специфической нагрузки. Это влияет, как на работоспособность самих мышц, так и на развитие нервно-мышечных связей, что приводит к тому, что работоспособность дыхательной и сердечнососудистой систем достаточная и находится на высоком уровне, а вот способность определенных мышечных групп выполнять длительную нагрузку в условиях соревнований, оставляет желать лучшего.
На эту тему сейчас достаточное количество работ разных авторов, но считаю, что у каждого тренера, работающего в циклических видах спорта, должно быть свое понимание и свой опыт в этом вопросе.
Хочу поделиться личным опытом. Надо сказать, что особенно сильно чувствуется недостаточная выносливость мышц задействованных в процессе гребли весной, когда спортсмены после длительной зимней общефизической подготовки выходят на воду. Работоспособность дыхательной и сердечнососудистой систем прекрасная, а вот способность мышечных групп выполнять длительную циклическую работу не удовлетворительная. Как поднять эту работоспособность знает каждый тренер, т.к. им ежегодно приходится выполнять этот переход с зимней общефизической подготовки на специальную. Это большие объемы гребли, накат километража и затем переход к более интенсивным, но менее длительным тренировкам. Все это есть в программах спортивной подготовки для спортивных школ.
В период зимней подготовки спортсменов, особое внимание надо уделять общефизической подготовке, одним из основных элементов которой является тренировка выносливости и силовой выносливости. Для развития этих качеств применяется кроссовый бег, плавание, упражнения с отягощением ( штанга, гантели, резина и т.д. ) тренажеры, и специальные гребные тренажеры имитирующие движения гребца. В подготовке гребцов широко применяется метод круговой тренировки. Здесь мы используем 7-8 упражнений ( станций ). Подбирать упражнения нужно так, чтобы в работе участвовали преимущественно мышцы. Которые непосредственно участвуют процессе выполнения гребка. Это в первую очередь широчайшая мышца спины, большая грудная, наружная косая живота, дельтовидные, двуглавая и трехглавая мышцы. Мышцы которые не участвуют в гребле, в гребле в круговую тренировку как правило не включаем, чтобы не создавать так называемую балластную массу. Для общего развития достаточно того, что они получают нагрузку в других видах тренировочного процесса. Варьируя время работы на каждой станции, ( обычно от 15 до 30 сек. ) количество кругов в каждой серии ( от 1 до 6 ) доводим непрерывную аэробную работу в серии до 30 минут. Таких серий может быть 4-6 в одной тренировке. Контроль за тренировочным процессом, кроме визуального провожу по пульсу с помощью пульсометра или обычным прощупыванием пульса. Хороша такая тренировка тем, что наряду с развитием сердечнососудистой и дыхательной систем, развивает мышцы и мышечные группы непосредственно участвующие в процессе гребли и способствует увеличению количества митохондрий в тех мышцах, которые участвуют в процессе выполнения гребка. Благодаря чему весной, когда выходим на воду, легче и быстрей проходит набор спортивной формы спортсменами.
Сравнительный анализ роста показателей силовой выносливости в группе
девочек 14-15 лет за месяц с 27дек. 2014г. По 25 янв. 2015г.
Жим и тяга штанги 30кг. лежа на скамье.
Имя жим27 дек. жим25 янв. рост тяга27дек. Тяга25янв. рост
к-во раз к-во раз % к-во раз к-во рвз %
Лиза 35 40 12,5 30 57 47.5
Яна 30 39 23 33 50 34
Ксения 17 32 47 21 24 12.5
Марина 46 56 18 52 76 32
Полина 41 56 27 47 62 25
Любовь 40 52 23 44 55 20
Видно, что у всех спортсменок показатели силовой выносливости значительно выросли. В период зимней подготовки спортсменов для развития локальной выносливости очень полезно использовать специальные тренажеры для гребли. Это позволяет лучше адаптировать мышцы к специфическим нагрузкам.
Тренеру необходимо контролировать подготовку спортсменов учитывая состояние общей выносливости и выносливости отдельных мышечных групп ,постоянно корректируя эти показатели. Определить степень подготовки помогает контрольная сдача нормативов по общефизической подготовке, а также соревнования.
Для проверки правильности своих выводов нужно пользоваться специальной литературой:
Авт. Мякинченко Е.Б Селуянов В.Н. «Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта».
Платонов В.Н. «система подготовки спортсменов в олимпийском спорте». Изд. Киев 2004г.
Мелленберг Г.В. Сайдхуджин Г.Р. « Региональные двигательные принципы повышения качества циклического тренировочного процесса с направленностью на развитие выносливости». 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность
Данный урок рассматривается в курсе 8 класса , в разделе "Анализаторы. Органы чувств"....
Комбинация 1 port de bras со сменой позиций ног. Её влияние на развитие координации движений, зрительную и мышечную память.
Занятие для воспитанников с хореографической подготовкой на развитие координации движений, а так же для формирования навыка взаимодействия нескольких центров тела. Данное занятие было проведено ...
Открытый урок 10 класса, тема: Локальные сети. Топологии локальных сетей.
Разработка открытого урока по Кембриджским курсам в 10 классе по теме: Локальные сети. Топологии локальных сетей. Данный урок построен с минимальным использованием компьютерной техники, что очень инте...
Открытый урок на тему: «Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях».
Данный материал разработан для проведения занятий у студентов первого курса СПО....
Мышечное расслабление – фактор экономизации и важнейший компонент мышечной координации, которая определяет уровень спортивной техники.
При организации учебно-тренировочного процесса для молодых игроков, тренера как правило придают высокую значимость ОФП ( скоростной, силовой подготовки, выносливости) и мало уделяют внимание упражнени...