Мышечное расслабление – фактор экономизации и важнейший компонент мышечной координации, которая определяет уровень спортивной техники.
методическая разработка по физкультуре на тему
При организации учебно-тренировочного процесса для молодых игроков, тренера как правило придают высокую значимость ОФП ( скоростной, силовой подготовки, выносливости) и мало уделяют внимание упражнениям на мышечное расслабление.
Установлено, что в процессе тренировки расслабление мышц является важным фактором экономизации и важнейшим компонентом мышечной координации, которая определяет уровень спортивной техники хоккеиста. Данная работа позволяет обратить внимание на необходимость работы учащихся в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshechnoe_rasslablenie.docx | 157.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Плесецкая школа» филиал «Деско-юношеская спортивная школа»
Мышечное расслабление – фактор экономизации и важнейший компонент мышечной координации, которая определяет уровень спортивной техники.
Тренер-преподаватель ДЮСШ Зыков Олег Витальевич, высшая квалификационная категория
п. Плесецк
Архангельская обл.
ВВЕДЕНИЕ
При организации учебно-тренировочного процесса для молодых игроков, тренера как правило придают высокую значимость ОФП ( скоростной, силовой подготовки, выносливости) и мало уделяют внимание упражнениям на мышечное расслабление.
Установлено, что в процессе тренировки расслабление мышц является важным фактором экономизации и важнейшим компонентом мышечной координации, которая определяет уровень спортивной техники хоккеиста. Данная работа позволяет обратить внимание на необходимость работы учащихся в данном направлении.
МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ-ФАКТОР ЭКОНОМИЗАЦИИ
Если во время работы мышца сокращается и расслабляется, то она выполняет динамическую работу. Если она напряжена, либо одновременно сокращена и напряжена и находится в таком состоянии продолжительное время, то речь идет о статической работе.
При одинаковой энергетической стойкости динамическую работу можно продолжать более длительное время, чем статическую, так как обычно статические позы утомительнее. Причина - отсутствие расслабления. Каждый спортсмен это хорошо знает. Во время бега на коньках мышцы ног выполняют весьма интенсивную динамическую работу. Мышцы спины при этом в основном функционируют в статическом режиме, они выполняют менее интенсивную работу, но утомляются не меньше, а в ряде случаев даже больше. Следовательно, расслабление мышц - очень важный фактор эффективности мышечной работы.
Во время сокращения мышц расходуется функциональные резервы организма, а при расслаблении восстанавливаются. Во время расслабления при
очень напряженной работе условия для мышечного кровотока лучше, чем в период сокращения. Работоспособность непрерывно напряженных мышц снижается также из-за того, что в нервные центры от таких мышц постоянно идет большой приток импульсов, который вызывает так называемое торможение. Мышечное расслабление - важный фактор экономизации и, конечно, важнейший компонент мышечной координации, которая определяет уровень спортивной техники хоккеиста. Четкое, ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц удлиняет время работы, ускоряет процессы восстановления, а это позволит не только увеличить объем и интенсивность тренировочных нагрузок, но и, что самое главное, будет способствовать улучшению игровой результативности хоккеистов.
Установлено, что в процессе тренировки, можно добиться значительного уменьшения всех форм напряженности. Способность расслаблять мышцы поддается тренировке, причем факт будет тем выше и сам процесс будет протекать тем быстрее, чем целенаправленнее и активнее работает спортсмен над умением произвольно расслаблять мышцы во время тренировки и игры.
Все это не является для нас секретом. Однако до сих пор, многие тренеры мало внимания уделяют обучению произвольному расслаблению мышц и выполнению специальных упражнений на расслабление, не всегда предъявляют к игрокам необходимые требования. Порой все обучение к расслаблению мышц во время бега на коньках сводится к эпизодическим замечаниям и советам хоккеисту «бегать расслабленно» или «не сковываться». Но специально этому не обучают, считая, что способность к расслаблению придет сама.
Поэтому многие хоккеисты приходят к этому интуитивно, зачастую «с возрастом», а молодые игроки тратят попусту довольно много энергии и не могут достаточно долго развивать в себе те или иные игровые качества.
Ускорить процесс обучения расслаблению мышц можно. Следует только постоянно совершенствовать способность произвольного (т.е. сознательно управляемого) расслабления работающих и неработающих мышц. Умение произвольно расслаблять мышцы - это специальный навык и ему нужно учиться так же, как, скажем, правильному удару клюшкой по мячу или, скажем, при овладении техникой бега мы учим правильному отталкиванию. Оба процесс а - обучение своевременному напряжению мышц и их расслабление – должны идти параллельно. Во время тренировки необходимо требовать не только увеличить, например, силу отталкивания или длительность ее приложения, но и добиваться своевременного и полного расслабления мышц.
Упражнения на расслабление непосредственно не повышают силу, быстроту и выносливость. Однако они уменьшают напряжение мышц после нагрузки, способствуют умению управлять работой различных мышц, снижают утомление или отдаляют его, ускоряют период восстановления, помогают более экономично и легко выполнять сложные по координации и длительные упражнения, что само по себе служит хорошей предпосылкой для развития различных физических качеств и совершенствования технического мастерства.
Хоккеистам необходимо постоянно уделять внимание мышечным расслаблениям как при выполнении общеразвивающих и специальных упражнений в период летней подготовки, так и зимой во время тренировок на
льду.
Рассматривать проблему более целесообразного и экономичного выполнения скоростного бега на коньках, видимо, следует в трех направлениях.
Во-первых, необходимо устранить напряженность мышц, не принимающих участие в данном движении. Например, во время бега часто напряжены мышцы рук, шеи, лица, туловища, тогда как они должны быть по возможности максимально расслаблены.
Во-вторых, необходимо устранить напряжение мышц - антогонистов данного движения. Возбуждение этих мышц будет противодействовать движению. При обучении расслаблению мышц - антогонистов необходимо учитывать, что навык расслабления антогонистов в первую очередь
вырабатывается для фазы сгибания и лишь после длительной тренировки - для фазы разгибания.
В-третьих, следует постоянно работать над более целесообразным чередованием напряжения и расслабления самих работающих мышц, Т.е. как только мышцы ног завершат отталкивание, они должны немедленно и полностью расслабиться.
Следует также искать оптимальное соотношение длительности напряжения мышцы и ее отдыха в каждом цикле бега на коньках.
Совершенствовать способность к произвольному расслаблению мышц необходимо как с помощью специальных упражнений, так и во время выполнения всех других упражнений, применяемых хоккеистами в тренировке.
При выполнении большинства упражнений на расслабление необходимо предварительно напрячь мышцы, растянуть их. Это позволит сильнее их расслабить и лучше почувствовать эффект расслабления. Кроме того, как при выполнении этих упражнений, так и в процессе бега на коньках или других форм работы хоккеист должен сознательно заставлять себя расслабить мышцы в нужные моменты и постоянно следить за этим.
Чем шире круг упражнений, используемых спортсменом для расслабления мышц различных частей тела и чем чаще он их выполняет, тем быстрее и лучше он овладеет этим навыком. Эти упражнения должны постоянно усложняться. С ростом способности произвольного управления напряжением и расслаблением мышц следует требовать от хоккеистов не только полного расслабления, но и быстрого его выполнения.
Специальные упражнения на расслабление могут выполняться в разминке и в основной части тренировочного урока между упражнениями на гибкость, силу или быстроту. При тренировке скоростного бега на коньках полезно делать их между сериями, отдельных видов работы, перед выполнением основного задания или перед игрой для снятия излишнего напряжения мышц. Обязательно их нужно проводить В заключительной части всех тренировочных уроков и после матча. Дозировка будет зависеть от индивидуальных особенностей спортсменов, цели применений, этапа
подготовки и т.д.
Для ликвидации излишне повышенного мышечного тонуса, возникающего в процессе тренировки эффективны потряхивания мышц, расслабленные маховые движения, раскачивания и «падения» звеньев тела. На рисунке приводится комплекс таких упражнений (по Панову Г.М. 1975г.)
После напряженной тренировки полезно выполнить легкий расслабленный бег или катание, упражнения на растягивание мышц и расслабление. Посещение бани, сауны, теплые ванны, массаж и глубокий сон способствуют снижению повышенного тонуса мышц в покое.
Устранению скоростной напряженности содействуют также упражнения с быстрым напряжением и расслаблением мышц: различные прыжки, упражнения с бросанием и ловлей мячей, легкая отработка техники и точности удара клюшкой по мячу и т.д. Для этого нужно так выполнять упражнения, чтобы сила, развивающаяся при напряжении мышц, быстро и притом скачкообразно снижалась в момент полного сокращения.
Для борьбы с координационной напряженностью полезны упражнения на ловкость и выполнение отдельных технических движений в состоянии утомления.
Способность к произвольному расслаблению мышц контролируется тренером визуально. В ряде случаев используют инструментальные способы (регистрация биотоков работающих мышц, миотономеры), но они, зачастую, невозможны. Тренеру на помощь может прийти врач команды, который на ощупь определяет твердость мышцы, что дает возможность косвенно судить о ее тонусе, способности напрягаться и расслабляться.
ВЫВОД
По мере повышения техники бега снижается уровень энергозатрат. Техническое совершенство всегда сопровождается тем, что некоторые мышцы всегда освобождаются от активной деятельности. Чем меньше скованности, чем меньше мышц участвуют в активной деятельности, тем меньше затрат энергии.
При беге с постоянной скоростью основные работающие мышцы техничного хоккеиста функционируют в более выгодном энергетическом режиме, за счет напряжения мышц с меньшей интенсивностью, когда период расслабления мышц более продолжительный.
Более продолжительный период расслабления мышц способствуют лучшему кровообращению.
Рациональная техника способствует устранению не нужных движений, экономному сокращению мышц и их быстрейшему расслаблению.
Все это сопровождается снижением общих энергозатрат и следовательно, расслабление мышц - фактор эффективности мышечной работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист: Пособие для тренеров.- М.: Физкультура и спорт, 1986.-208с., ил.
- Горский Л. Тренировка хоккеистов. – М.: Физкультура и спорт, 1981 – 224 с., ил.
- Костка В. Современный хоккей. – М.: Физкультура и спорт, 1976-156с.
- Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников. Пособие для учителя – М.: ООО «Фирма издательства АСТ», 1998. – 272 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ.культ. – М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир нереален, потому что сама суть, которая определяет его - НЕ ОСЯЗАЕМА
На сайте будет вылаженна тайная информация о индейцах майя...
"Как определить уровень воспитанности" (анкета)
Анкета для старшеклассников 9-11 классыУровни воспитанности взяла из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др, состоит из 10 разделов и содержит расчёт...
Тренинг мышечного расслабления
В данном материале широко представлены примеры использования различных упражнений для расслабления. Даные упражнения просты в использовании и могут применяться как свзрослыми так и с детьми...
Комплекс логопедических упражнений для мышечного расслабления
Комплекс предназначен прежде всего для детей с заиканием. Упражнения будут полезны и при других нарушениях, например, обусловленных дизартрией....
Упражнения для детей и педагогов с использованием техники аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления
Упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряжения с использованием аутотренинга, визуализации, ...
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....
Упражнения на мышечное расслабление
Рекомендации педагогам и родителям...