Спицифика и динамика физического развития в детском и юношеском возрасте
методическая разработка по физкультуре на тему
Специфика и динамика физического развития в детском и юношеском возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_i_dinamika_fizicheskogo_razvitiya_v_detskom_i_yunosheskom_vozraste.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
Специфика и динамика физического развития в детском и юношеском возрасте
(Баскетбол)
Выполнил:
Тренер-преподаватель
Варлашкин Е.П.
Оглавление
Введение:
1.Теоретический и методический подход к унаследовательнным и приобретенным особенностям и качествам. Особенности и качества, являющее обусловленным генетически.
2.Специфика и динамика развития в детском и юношеском возрасте:
а) дошкольный возраст;
б) младший школьный возраст;
в) старший школьный возраст.
3. Спортивный отбор.
4.Заключение.
а) прогнозирование роста.
б) рост, как медицинская проблема.
Теоретический и методический подход к унаследованным и приобретенным особенностям и качествам.
Баскетбол, как и все другие виды спорта свели свои ожидания, возлагаемые на технологию тренировок, к более реальным рамкам, чем это делалось всего десять лет назад. Конец 60-х и начало 70-хгг. Проходили под знаком представлений о всемогуществе современной технологии тренировок. Параллельно с совершенствованием этой технологии возникало и понимание того, что немало особенностей и качеств ламировано определенным телосложением и что никакими тренировками нельзя достичь более высокой эффективности, чем генетически обусловленная эффективность. Более того, благодаря увеличению тренировочных нагрузок можно достичь как раз противоположного эффекта, так как спортсмен приводится к состоянию перетренированности.
В спортивной терминологии весьма произвольно оперируют терминами конституция и кондиция, иногда эти два понятия неоправданно употребляются в качестве синонимов.
Конституция (от латинского–построение)_ представляет собой длительное и относительно постоянные физические и духовные особенности, составляющие единое устройство определенной личности. Конституция подразумевает в основном обусловленный унаследовательностью характер этого устройства, и она является чертой, на которую либо совсем нельзя повлиять, либо нельзя повлиять в значительное мере.
Кондиция (от латинского-условие) представляет сумму специальных функциональных проявлений (и прирожденных и приобретенных), которые отличают одного индивида от другого. Более узкое значение, применяющееся в спорте, подразумевает суммарную физическую готовность или даже актуальную физическо-функциональную готовность и применяется в качестве обозначения состояния тренированности. Такое различное употребление термина не способствует пониманию и требует определенных допусков. Во всяком случае, под тем, что охватывается терминами кондиционной готовности, подразумевается то, что такие особенности могут совершенствоваться и что вообще подвержены влиянию внешних факторов. Также произвольно употребляются термины диспозиция и талант.
Диспозиция является общим выражением для предлагаемой и длительной системы всей психофизической организации. На основании, которой индивид будет реагировать в определенных условиях определенными формами поведения. Диспозиция, следовательно, представляет собой некий виз биопсихологической основы, которая указывает на реальность ожиданий того, что личность обладает определенными качествами (или может их развивать). Высокий, крепкий и сильный юноша, по существу, предрасположен к баскетболу, но эти качества, показывающие его предрасположенность, еще не гарантируют удачи. Прежде всего, это происходит из-за возможности несоответствия диспозиции и таланта, а также и в связи с другими значительными факторами, такими, как психофизиологический, психологический, психосоциальный и психолого-педагогический.
Талант представляет собой высокую степень особенностей к определенному виду спорта, причем эти способности основаны на прирожденных особенностях. Чаще всего талант включает в себя и диспозицию, но диспозиция не охватывает и обязательной талантливости. Высокий, крепкий и быстрый юноша, о котором мы ранее упомянули, может быть талантлив, но не располагает необходимой степенью тонких и комплексных психофизиологических потенциальных возможностей, направленных на способность учиться и совершенствоваться путем спортивной тренировки, высокими потенциальными возможностями в области спортивной и соревновательной мотивации, его суммарные возможности могут остаться весьма скромными.
Предшествовавшие рассуждения не преследовали цели введения терминологтческо-семантического ограничения понятий в области спортивной лексики, а проводились для того, чтобы подчеркнуть весьма значительные практические противоречия. Отличная конституция отнюдь не должна сопровождаться высокими качествами в области физическо-функциональной подготовленности (кондиции). Мы знаем многих игроков, показавших выразительное несоответствие между своими кондиционными и конституциональными чертами, и в случаях, когда речь шла о солидной конституции и слабой кондиции, или же речь шла об очень хрупкой, астенической конституции, но прекрасных кондиционных характеристиках. Также не редки примеры игроков, представляющих по своим физическим диспозициям прирожденных баскетболистов, но у которых в значительной мере чувствуется недостаток таланта. С другой стороны, имеются очень талантливые игроки (достигшие класса игроков сборной команды страны), которые по своей физической диспозиции вообще не профилированы для баскетбола.
Особенности и качества, являющиеся обусловленными главным образом генетически, превалируют по сравнении. С приобретенными. В то же время эти особенности и качества размещены по весьма широкой шкале-от роста до особенностей и черт личности. Такая констатация приводит к выводу, что в спортивной успешности генетический фактор является решающим. Эта констатация одновременно и абсолютно точна и весьма неточна и заслуживает определенных пояснений.
Исключительные и экстремальные точки зрения являлись бы совершенно ошибочными. Ни в коем случае нельзя недооценивать фактор упорных, систематических и прежде всего проводимых на весьма высоком профессиональном уровне тренировок.
С помощью упорной и профессионально проводимой работы можно достичь отличных результатов и у менее талантливых спортсменов, и на оборот. Поэтому все формы обобщений или упрощений проблемы не оправданы.
Тренеры зачастую склонны прибегать к общепринятой «формуле», преследуя тенденцию превратить ее в свое профессиональное кредо. В этом отношении совершенно неприемлемы такие обобщения, как: «Удача состоит из 10% таланта и 90% работы», поскольку практика помимо таких примеров, знает и примеры, которых соотношения были полностью противоположными. Человек является неповторимым экспериментом природы и поэтому понятно, что ни одна из схема, ни одна экстремальная или исключительная точка зрения не могут иметь какого-то всеобщего значения и быть применяемыми повсюду. Когда речь идет о генетически обусловленных особенностях и качества, современный тренер теряет из виду следующую научно подтвержденную истину:- определенная генетическая обусловленная особенность и качество могут по-разному выявляться в зависимости от условий окружающей среды.
В качестве особенностей, выражено определяемых наследственными факторами, мы выделяем:
1.Рост, причем не только рост в высоту, но и рост в «ширину», т.е. более широкие характерные признаки телосложения.
2.Темперамент как индивидуально определенное качество эмоционального реагирования, что в большей степени обусловлено (средним) уровнем активации, на котором личность живет обычно, а также быстротой, силой и качеством перемен этой активации в связи с воздействием стимулов.
К генетически обусловленным особенностям, но подверженным под влиянием тренировок изменениям, относятся:
1.быстрота, так как она, по крайней мере, в своих компонентах, связанных со спецификой техникой, подвержена совершенствованию. Все же остается несомненным, что быстрота нервно-мышечной реакции, а тем самым и быстрота колебания отдельных движений лимитирована наследственными факторами. Механизмы центрально-нервного регулирования моторики и их зависимость от процесса раздражения и торможения представляют ярко выраженную конституциональную характеристику каждого индивида.
2.Сила относится к физическим качествам, о которых по традиции бытует мнение, что они особенно подвержены развитию и совершенствованию. Это, конечно, правильно, но действительно только для тех границ, до которых личность генетически диспонирована в развитии такого потенциала. Силу следует рассматривать в функции поперечного разреза мышц, а затем уже в функции их гистологического строения. Быстрота мышечного сокращения, как известно, является конституциональной характеристикой, на которую в процессе тренировки нельзя оказать значительного воздействия. В силу того, что баскетбол нас особенно интересует взрывная сила, находящаяся в функции быстроты, вытекает, что и в этой области роль наследственных факторов является весьма значительной.
3. Выносливость определяется не только социальными возможностями сердечнососудистой системы, индивидуальными характеристиками обмена веществ, но и уровнем и качеством моторного, вегетативного и гуморального контроля работы всех органов и функциональных систем (несмотря на то, что каждая из них работает в своем собственном ритме). Выносливым, по существу, является тот индивид, у которого и в состоянии покоя, и при высоких нагрузках, и в период восстановления наблюдается согласованная, синхронизированная координация всех функциональных систем, причем их каждая взятая отдельно активность оптимальна. Нервные или нервно-гуморальный контроль моторных и вегетативных систем и центрально-нервная работа по нагрузке периферии представляют весьма важный аспект выносливости. Отсюда следует, что выносливость в значительной степени связана с фактором наследственности.
Подвижность, ловкость, координация движений в еще большей мере находиться под влиянием центрально-нервного контроля и интеграции , таким образом наносят конституциональный характер.
Из этого следует, что среди существенных особенностей и качеств почти нет таких, которые, хотя бы частично, не были определены наследственными факторами. Ценный вывод приводит к тому, что от тренера, чтобы он к отбору и спортивным тренировкам относился как к творческой деятельности, в которой норма, правило схем, принцип, «модель» носят лишь общие значения и имеют условную ценность. Это исключает их пассивное и некритическое применение и подчеркивает необходимость выраженной индивидуальной приспособляемости к каждому отдельному игроку. Согласно этому, ожидания тренер от тренировочного процесса должны быть в достаточной степени критичны. Основу такого критического подхода представляет точка зрения тренера, что многие особенности и качества могут подлежать развитию, воспитанию и совершенствованию, а также, что границы развития и совершенствования этих качеств лимитированы естественными условиями и индивидом. Некритическое дозирование тренировочных нагрузок может привести к эффектам, обратным ожидаемым. Цель тренировки - ни в коем случае не развитие всех существенных особенностей и качеств. она направлена на оптимальное совершенствование тех качеств, для развития которых имеются наиболее богатые индивидуальные предпосылки, проистекшие из диспозиции и таланта. Таким образом, мы затронули вечную тему об «идеальном» баскетболисте. Мы приходим к выводу. Что и у идеального баскетболиста, бесспорно, имеются недостатки. Пользуясь точными аналитическими исследованиями, мы могли бы у действительно совершенного баскетболиста найти ряд объективных недостатков. В более широком смысле, который гораздо более приемлем, чем аналитический, мы должны рассматривать идеального баскетболиста также и в свете следующего факта: совершенство в одном, даже узком спектре качеств может дать игроку значительный перевес по сравнению с другим игроком, гораздо более разносторонним, но у которого нет какого-либо выдающегося качества. В баскетболе, являющемуся коллективным видом спорта, уровень спортивных достижений измеряется не только индивидуальными качествами, но и в первую очередь способностью игрока эти качества самым эффективным образом связывать с качествами товарищей по команде, и способностью компенсировать собственные недостатки оптимальными качествами и эффективностью сотрудничества. В баскетболе, являющемуся коллективным видом спорта, уровень спортивных достижений измеряется не только индивидуальными качествами, но и в первую очередь способностью игрока эти качества самым эффективным образом связывать с качествами товарищей по команде и способность компенсировать собственные недостатки оптимальными качествами и эффективностью сотрудничества.
Особенности и качества, на которые можно влиять в значительной степени, надо выделять единственно в том случае, если учитывать, что эта классификация, как и прочие, условна.
Тренировками главным образом можно повлиять на: усваимость и совершенствование сложных моторных движений, представляющих основу специализированных техники и тактики. С помощью профессионально проводимого обучения можно добиться того, чтобы сколько-нибудь талантливый игрок достиг высокого уровня технико-тактических навыков. Однако здесь встречаем возможность расхождения между усвоением и его качеством и касаемся весьма важной области применяемости. Уровень и качество технико-тактических приемов игрока, особенно когда речь идет об их применении в игровых ситуациях, не могут быть полностью отнесены к области тренировок. При абсолютно одинаковых условиях тренировки выражено диспонированные и выражено талантливые игроки останутся недосягаемыми для игроков с более скромной диспозицией и талантом.
Для овладения элементами техники и совершенствования ее особое значение имеют психофизиологические потенциалы, определяемые конституцией, и таким образом, мы и здесь сталкиваемся с неразрывной связью унаследованного и приобретенного;
Комплекс физической подготовленности длительное время представлял собой то главное, чем подчеркивалось исключительное значение тренировки.
Конечно, с помощью тренировок можно добиться того, чтобы каждый игрок располагал удовлетворительным уровнем физической готовности, но только отдельные игроки способны играть в течении всех 40 минут. В быстром темпе, выдерживая при этом высокие максимальные рабочие и соревновательные нагрузки. Речь идет о специальной нервно-физиологической организации, обеспечивающей экономную деятельность и оптимальную синхронизацию всех систем. И наоборот, игроки с низким лимитом аэробной мощности, со слабым допуском гипоксии, с обменом веществ, выражено направленным на затрату энергии, никакой тренировкой не могут быть обучены выполнять нагрузки, превосходящие генетический лимит.
Связь кондиционной подготовки с техническими качествами хорошо известна практика, а мы ей в настоящей работе отвели особое место.
На уровень физической подготовленности в большей степени влияют и определенные навыки. Детерминирующие игрока к спорту. Эти отношения не исчерпываются только так называемым спортивным образом жизни, подразумевающим исключение вредных влияний. Они также охватывают положительное эмоциональное отношение ко всем компонентам спортивной деятельности, а также ко всем требованиям вида спорта, которым игрок занимается. Такое отношение игрока определяется не только рациональными причинами по типу «принятие обстоятельств». Но и положительным эмоциональными отношениями, на основании которых каждая необходимая деятельность воспринимается более как собственная потребность, чем как навязанная другими новая обязанность. Такое отношение обеспечивает не только большую степень собранности при выполнении индивидуальных и коллективных задач, но и значительно более высокую степень общей психофизической готовности, одновременно увеличиваются готовность и способность игрока в процессе тренировки принимать на себя активную роль вместо пассивной роли исполнителя, которому часто не удается понять отдельные цели, достигаемые лишь при помощи индивидуальных и коллективных усилий.
Отношение спортсменов к тренеру весьма богаты взаимными вкладами в эти отношения, о чем уже достаточно написано в зарубежной, а в последнее время и в югославской литературе. Американские специалисты ввели специальный термин, которым определяется отношение спортсмена к тренировкам или к тренеру. Факту, составляющие структуру личности игроков, конечно, не должны недооцениваться, но роль тренера остается доминирующей. Положительные отношения игроков к тренировкам создаются в процессе совместной работе. Этот акцент на сотрудничество должен делаться с первых шагов новичка и постоянно поддерживаться. При этом подразумевается главенствующая роль тренера.
При развитии податливости тренировкам у наиболее молодых игроков значительное место в плане занятий занимают построение, содержание и проведение, и проведение тренировки. Степень и качество участие тренера в проведении тренировки соразмерены качеству участия в них учеников. В отношении дозирования нагрузок следует указать на значимость общего правила: высокие тренировочные нагрузки во многом неблагоприятны, потому что у игрока может создаться более или менее подсознательное чувство, что тренировка является самоцелью. С другой стороны, недостаточные нагрузки значительно ослабляют мотивационную силу игроков, как на тренировках, так и на соревновании.
Оптимальное дозирование тренировочных нагрузок имеет для отбора огромное значение. Введение наиболее молодых игроков в область специализированных тренировок должно, наряду с прочим, укрепить их спортивную ориентацию и должным образом развивать их соревновательную мотивацию. В то же время эта первая фаза спортивной тренировки должна развивать и укрепить желаемый навыки, взгляды и отношения, благодаря которым позднее будут облегчены фазы спортивного совершенствования. Неблагоприятные навыки, взгляды и отношения, приобретенные в наиболее ранних фазах тренировки, становятся весьма устойчивыми и уже с трудом поддаются запоздалым корректирующим влияниям.
Специфика и динамика развития
В детском и юношеском возрасте
Биологическое развитие подчинено основной закономерности, согласно которой процессы разрушения катаболические процессы и процессы созидательные находятся в тесной взаимосвязи и в каждом возрасте выражаются по иному. Физическое развитие и психическое происходит непрерывно, но не равномерно. Этот факт придает определенным возрастным категориям особые характеристики. Отдельные морфологические, функциональные и психические аспекты созревания развиваются в особом темпе и достигают своей зрелости в разное время. Хотя этот факт в спортивно-педагогической практике давно известен и широко признается, ему все же зачастую не отводится должного внимания.
На развитие и созревание влияют, наряду с наследственными, и многие внешние факторы, среди которых особенно важны условия жизненной среды, рабочие и эмоциональные нагрузки. Система ранних спортивных тренировок должна с особым вниманием считаться с этим фактором и принимать его как из основных компонентов. Согласованность развития внутренних органов и их функциональных качеств с морфологическим развитием будет большей в периоды медленного, чем в периоды бурного роста и полового созревания.
Почти все функции приспособлены к размерам тела, т.е. к морфологическому строению и структуре тела. Так, мышечная сила соответствует крепости костей, суставов и сухожилий и приспособлена к потребностям движений, которые соответствуют данному возрасту. Подобное и наблюдается и у других фун6кций. Поэтому тренер не должен понимать организм мальчиков и девочек как уменьшенную копию взрослых. Начиная с переходного периода молодой организм, представляет собой нечто третье. Он все более перестает быть детским, но еще не достиг особенности и качества взрослого. Этот факт требует от тренера применять в своей практике качественно другие тренировочные методы, чем те, которые по опыту работы применяются с взрослыми спортсменами. Постоянные приспособления к тренировочным и соревновательным нагрузкам должны последовательно сопровождать основную характеристику развития: непрерывные изменения в строении и функции организма юного спортсмена. Это помимо индивидуальных отклонений от средней динамики развития требует от тренера весьма ограничить и «отталкивание» от календарного возраста во всех формах работы в области спортивной специализации.
Дошкольный возраст 3-7 лет характеризуется замедленным ростом. Отличие этого периода является увеличение поперечных диаметров, следовательно, рост в ширину.
С рождения и до завершения дошкольного возраста у мальчиков и девочек не наблюдается существенной разницы в развитии морфологических и физических особенностей и качеств. Пульс весьма не стабилен, с частыми колебаниями и со средней частотою в состоянии покоя 90-95 уд/мин и весьма быстрым и значительным возрастанием при физических и эмоциональных возбуждений. Дети в этом возрасте, как правило, не в состоянии удерживать активного внимания более 15 мин.
Особенно полезны для будущих баскетболистов занятия конькобежным спортом и художественной гимнастикой.
Младший школьный возраст 7-12 лет характеризуется замедлением роста, но возрастание веса тела.
На 8 году жизни ребенка строение трубчатых костей все более становится похожим на их строение у взрослых. Рост костей у мальчиков более выражен, чем у девочек. Рост грудной кости начинается в 11-12 лет.
Строение коры мозга мало отличается по сравнению со взрослыми уже начиная с 9-го года жизни. В 8-10 лет интенсифицируется развитие мышц.
Сердце все еще отстает от роста всей массы тела, и это несоответствие является наиболее выраженным в 10 летнем возрасте.
Активное внимание может удерживаться в течении примерно 20 мин, а в возрасте 11-13 лет примерно 30мин. Вегетативные процессы становятся более стабильными, но экономичность реакции все еще весьма мала, т.к. раздражимость нервных центров высока, а торможение - низко.
Средний школьный возраст календарный возраст 12-15 лет. В первые годы и в середине этого возрастного периода акселераты уже находятся в развитой фазе интенсивного роста.
В этом возрасте уже встречаются полностью обученные игроки, а также новички. Такая неравномерная структура вызывает необходимость определенной классификации.
- Разряд младших подростков 12-13 лет.
- 2. Разряд старших подростков 14-15 лет.
- 3. Разряд игроков мини – баскетбол верхняя возрастная граница 12-13 лет.
- Для разряда младших подростков следует планировать по четыре тренировки в неделю. Продолжительностью тренировки 1,5 ч. Для старших подростков следует проводить пять тренировок в неделю. Продолжительность тренировки 2 ч. Спортивные лагеря и другие формы совместного пребывания и работы продолжаются оставаться чрезвычайно полезными.
Старший школьный возраст 15-18 лет. Окостенение скелета завершается между 18-20 годами и как исключение после 22 лет. Следует обратить внимание со статическими нагрузками на позвоночный столб.
Мышечная масса увеличивается и далее и между 17-18 годами превышает 40% веса тела.
Сердечно-сосудистая система более стабильно реагирует на физические нагрузки, хотя и далее имеется предрасположенность к увеличению кровяного давления при максимальной частоте сердечных сокращений около 200 уд/мин.
Завершается половое созревание, и между 18-20 годам наступает полная биологическая зрелость. Не редко встречаются игроки этого возраста, достигшие высокого уровня спортивного развития, весьма солидных соревновательных потенциалов, но которые по своему календарному возрасту и жизненному опыту еще не располагают соответствующим уровнем психосоциальной зрелости. Встречаются недоразумения между тренерами и молодыми игроками чаще всего являются тренерской или обоюдной (персональной ошибкой), и почти всегда неверно такие недоразумения считать следствием вины игрока.
Предлагаем следующую классификацию игроков старшего школьного возраста:
Старшие подростки 15 лет;
Юниоры 16-17 лет;
Старшие юниоры 18-19 лет;
Взрослые 19 лет.
Команда взрослых может охватить и исключительно выдающихся игроков младшего юниорского возраста, в то время как в пределах разрядов подразумевается значительная степень (врастания) юных в более старшие команды.
Недельный план занятий юниоров, как и у подростков, пять тренировок продолжительность 2 ч., но в любом случае при двух индивидуальных тренировках.
Спортивный отбор
Критерии отбора
Выбор баскетболистов проводится по критериям, распространяющимся на оценки:
Морфологических особенностей;
Физических и функциональных качеств;
Особенностей личности.
Все эти особенности и качества тренер не оценивает в их прирожденной форме и непосредственно, а оценивает в качестве предпосылок развития в направлении желаемого уровня физической, технико-тактической и соревновательной готовности. Таким образом, оценки и показатели, с одной стороны, принимают черты аналитической работы, а с другой - суть подхода состоит в синтезе показателей отдельных качеств. Дело в том, что тренер стремиться к суммарному представлению актуальных и прогнозированных качеств кандидатов, а не к простым и изолированным оценкам их быстроты, силы, роста.
Проведение границы между морфологией и функциями, конечно, является совершенно искусственным, но по причинам дидактики будет оправдано, если в настоящей работе мы их рассмотрим раздельно, подразумевая при этом узкую и нерасторжимую связь между строением тела и функциями.
Критерии морфологических особенностей
Рост. Выражено высокорослые представители популяризации являются для специалистов баскетбола наиболее интересными юными кандидатами в баскетболисты. Трудно прогнозировать роль выражено высокорослых игроков в дальнейшем развитии не только югославского, но и мирового баскетбола. Однако совершенно непреложен факт, что поиск высокорослых игроков оттеснил на второй план другие значительные аспекты профессиональной работы.
Рост, а особенно в высоту, представляет собой весьма сложную биологическую, медицинскую, психологическую, а также психосоциальную проблему, и роль тренера при отборе выражено высоких игроков особенно ответственная и требует соблюдения тонкостей.
Роль следует рассматривать в качестве адаптирования организма к условиям жизни. Границы этого адаптирования обусловлены генетически. Рост является выражением излишка энергии, и в качестве такового он служит индикатором нормальной затраты энергии в молодом организме. Следовательно, если рост рассматривать кА процесс, в основе которого находятся адаптационные механизмы, то надо принимать во внимание следующее:
-физические упражнения могут стимулировать процесс и развития;
-неподходящие, а особенно очень высокие физические нагрузки могут в значительной степени замедлить и даже остановить процесс роста.
Нагрузки, которые дети сами себе спонтанно дозируют. Благоприятнее действуют на рост, чем даваемые им нагрузки со стороны. Для этого утверждения существуют тоже убедительные экспериментальные доказательства. Оказалось, что рост детей-дошкольников выражено, ускоряется во время школьных каникул, когда режим работы и отдыха, а, следовательно, и дозирование энергетических затрат предоставляется свободному, а не программированному ходу событий. К подобном выводам приводят и статические матерьялы, указывающие на то, что рост молодых людей из деревни, подверженных большим физическим нагрузкам в раннем возрасте, значительно ниже, чем рост горожан.
При дозировании интенсивности и продолжительности тренировок тренер обязан наряду с календарным принимать во внимание и показатели биологического возраста своих юных игроков.
Прогнозирование роста - одна из важных задач тренера, т.к. окончательный рост игрока дает ответ на многочисленные вопросы в области спортивной ориентации и спортивной специализации.
Специалистов по баскетболу в наибольшей мере интересует высота тела, которая одновременно является и основным параметром суммарного роста.
-рост родителе, а возможно и дальних родственников;
--вес тела при рождении;
-ускорение роста, а также данные о ходе роста в детском периоде ускоренного роста 4-7 лет;
-актуальный рост высота тела вовремя изменения и прогнозирования;
-ускорение роста в переходном возрасте, перемещенное вследствие явления акселерации к возрасту 9-11 лет для мальчиков и 10-12 лет для девочек;
-степень зрелости состояние окостенения скелета.
Основные черты роста в переходном возрасте – это его неправильность и неравномерность. В фазе интенсивного роста находящийся в переходном возрасте индивид обладает преимуществом продольных диаметров пол сравнению с поперечными диаметрами тела, что делает фигуру продолговатой, вытянутой и худой.
Выражено длинными становятся руки и ноги. Опущенные руки кончиками пальцев почти достигают до колен. В связи с интенсивным ростом конечностей мальчики и девочки сообщают, что новые ботинки быстро им становятся малы, и они чаще всего меняют обувь.
В командах игроков высшей квалификации тренеры стремятся к более точной оценке окончательного роста. В этих целях часто используются рост родителей в качестве элемента прогнозирования окончательного роста их ребенка. Составлена следующая формула:
Для мальчиков рост отца+рост матери х 1,08
2
Для девочек рост отца х 0,923+ рост матери
2
Статическими методами подтверждена удовлетворяющая точность прогнозов в отношении многих юных спортсменов и спортсменок, но таким образом, что надежной была лишь одна часть исследуемых. Что касается другой части, меньшей. Этот прогноз оказался совершенно неверным.
Мы не рекомендуем применять этот метод прогнозирования роста в баскетбольной практике по следующим причинам:
-рост относится к тем генетически обусловленным особенностям, которые наследуются таким образом, что потомки первого поколения обладают средними величинами данной особенности, в то время кА в последующих поколениях уже появляется значительно большая вариантность. Из этого следует, что рост родителей является надежным элементом прогноза роста детей, но только в общих случаях, т.к. наряду с генетическим материалом родителей рост определяется и наследственной основой предков. Обусловленная таким образом вариативность является следствием, так называемого свободного комбинирования генов и нет возможности определить надежные многочисленные варианты в связи с огромным количеством самых различных комбинаций.
Формула прогнозирования окончательного роста исследована методами статистики и подтвердила свою ценность в частности популяции, имеющей средний рост, но не проверена именно на тех, кто доминирует в баскетболе;
Формула создана и проверена более 10 лет назад, и она могла в достаточной степени охватить явление акселерации, являются типичным для последнего десятилетия.
На основании статического анализа выявлено соотношение между актуальным ростом и окончательным ростом.
Возраст | Мальчики | Девочки |
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | 75,0 78,0 81,0 84,2 87,3 91,5 96,1 98,3 99,3 99,8 | 80,7 84,4 88,4 92,9 96,5 98,3 99,1 99,6 100,0 100,0 |
Недостаточная надежность этого метода для отбора баскетболистов заключается в следующем:
-окончательный рост прогнозируется на основании средних годичных приростов;
-среди баскетболистов доминирует акселераты динамика роста, которых в особой мере отличается неравномерностью;
-недостаточно принято во внимание влияние акселерации, т.к. этот метод создан давно.
При прогнозировании роста специалист по отбору, обладающий профессиональными качествами, никогда не пользуется лишь одним критерием прогнозирования. Он принимает во внимание все индикаторы окончательного роста.
Рост как медицинская проблема. Гигантский рост характеризуется огромными размерами тела при относительно сохраненных пропорциях тела. Такой рост чаще всего встречается у мальчиков, чем у девочек. Он начинается в раннем детстве и отличается выражено большим темпом роста и относительно быстрым достижением экстремальных величин. Распознавание этого нарушения облегчено в связи с попутным отставанием в области полового созревания.
В период психосоциального созревания достаточно характерной является проблема удовлетворенности собственным состоянием. Позиция по отношению к своему телу может иметь весьма огромное значение для личности. Весьма неблагоприятные случаи, когда происходят длительные и вредные размышления о своем теле, т.к. создаются условия для фиксированной эмоциональной проблемы спортсмена. Такая фиксация может привести к ипохондрии. Также спортсмены демонстрируют подчас причудливые и весьма заметные переживания в связи с мнимыми опасностями, страхом получить травму.
Баскетбол располагает большими потенциалами в отношении преодоления проблемы воспитания (телесного я) и восприятия вредных форм включения(телесной схемы) в структуру личности. Психологические и социометрические исследования указывают на значительную разницу восприятия высоких мальчиков и высоких девочек группами их сверстниками. Высокие же молодые люди даже при складной конституции тела могут столкнуться со значительными проблемами в связи с тем, как группа воспримет такой их облик. Однако ситуацию с восприятием индивида другими облегчает механизм самовоспитания.
Баскетбол предоставляет шанс выражено высоким юношам и девушкам путем занятий спортом преодолевать эмоциональные проблемы такого происхождения. С психологически – педагогической позиции весьма оправданы действия тренера в области тех аспектов работы, организации и отношений, которые способствуют более полному и богатому развитию спортивной роли баскетболистов. Это тем более значительно, чем более спортивно – педагогический процесс перемещается в сторону физических быстрота, сила, выносливость и соревновательных качеств в баскетболе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о "Комплексном мониторинге динамики физического развития обучающихся в ГБОУ СОШ № 1025"
Положение о "Комплексном мониторинге динамики физического развития обучающихся" для 1-11 классов...
Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды
В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...
Учебно-методическрй комплекс "Теоретические и методические основы физического развития детей раннего и дошкольного возраста!
В материале представлены программа, вопросы для повторения к экзамену, квалификационный экзамен...
Развитие актерских способностей в юношеском возрасте
Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Его роль значительно возросла за счёт создания благоприятных условий для пр...
Проект : «Использование элементов черлидингав непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»
Проект на тему : «Использование элементов черлидингав непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»...
Педагогический проект «Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Педагогический проект:«Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...